Конкурс по патриотическому воспитанию
рабочая программа

Марухина Елена Сергеевна

Конкурс по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_gaginskiy_detskiy_sad.docx51.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ГАГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1

607870, Нижегородская область, с. Гагино,                    тел: 88319521391

ул. Ленина, дом 44.

Утверждаю:

заведующий МБДОУ

Гагинским детским садом №1

Федоскина Е.В. ____________

«Приобщение детей дошкольного возраста

к русской культуре и нравственности

посредством музейной педагогики»

ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 4 – 7 лет

Разработчик:

Марухина Е. С. –  инструктор

по физической культуре.

с. Гагино

2019 год

Пояснительная записка.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность.

Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций формировало и формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Именно в дошкольный период необходимо прививать детям чувство прекрасного,  доброго. Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

Многолетний опыт и необходимость личностного развития каждого ребёнка посредством различных видов искусства, нацелил на организацию работы по сбору материала для мини – музея «Русская изба» и создание творческого проекта. (Приложение 1).

Проект представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно – нравственном развитии детей, направленную на пробуждение эмоционального окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.

Цель проекта.

Формирование российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отеческим традициям, общечеловеческим ценностям.

Задачи проекта.

  1. Создать мини – музей «Русская изба» для развития у детей представления о русской культуре и русском быте.
  2. Создать условия для укрепления ценностно – смысловой сферы личности.
  3. Формировать способности дошкольника осваивать моральные нормы и нравственные идеалы по отношению к самому себе, семье, другим людям, обществу, своей Родине.
  4. Формировать  нравственные качества, нравственную культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей русской народной культуры.
  5. Воспитывать такие качества, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым во всех взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.
  6. Знакомить дошкольников с традициями, ценностями, культурной, социальной и духовной жизнью родного края.
  7. Развивать представления дошкольника о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
  8. Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.
  9. Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

Новизна проекта.

Новизна проекта в том, что он направлен на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:

  • ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;
  • ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;
  • ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу,  заботиться о младших, уважать старших;
  • ценность слова, как возможность общаться;
  • ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
  • ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;
  • ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
  • ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

  • Художественно – эстетическое развитие.
  • Социально – коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие.

Педагог дошкольного образовательного учреждения, который является экскурсоводом музея, отдаёт себе отчёт в том, что ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Познавать же окружающий мир ребёнок начинает именно с «расшифровывания» для себя этого скрытого смысла вещей. Задача педагога – экскурсовода помочь ему в этой не простой и очень важной познавательной деятельности. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры, это непосредственно связано с формированием музейной культуры ребёнка.  

Музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, даёт богатую пищу для размышлений и раздумий. С её помощью происходит «погружение» ребёнка в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира.

Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно – образовательного процесса позволяют расширить духовно – нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими рядом.

Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается речь, мелкая моторика, мышление и т.д.).  

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей в детском образовательном учреждении  назван «мини – музей». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини – музее не только можно, но и нужно! (Приложение 2). Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Кроме того, во время экскурсий, попасть в «прошлое» детям помогает игра – превращение, где происходит переодевание детей в русские народные костюмы.

Так же мини – музей – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Гипотеза.

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность. Чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Проверка гипотезы. Методы исследования.

  • Экскурсия в мини музей.
  • Беседы с детьми.
  • Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
  • Чтение художественной литературы.
  • Рассматривание быта и посуды.
  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование русских песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.

Направления работы мини-музея:

  • знакомство с русским народным бытом (с русской народной деревенской избой);
  • знакомство с обычаями и традициями, с народным творчеством;
  • знакомство с русской народной игрушкой (тряпичными и соломенными куклами, глиняной игрушкой, свистулькой);
  • знакомство с русским народным национальным костюмом.

Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:

Наглядность.

Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал в соответствии каталога.

Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Интерактивность.

В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы.

Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Содержанием работы музея русского быта является:

  • проведение тематической непосредственной образовательной деятельности  для дошкольников;
  • посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями детского образовательного учреждения;
  • организация экскурсий для детей и их родителей.

Адресность.

Мини – музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения, где проводится непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.

Родители воспитанников дошкольного образовательного учреждения заинтересованы в духовно – нравственном развитии своих детей, привитии интереса к истории и культуре своей Родины.

Реализация проекта.

Подготовительный этап.

Цель: разработать проект.

  • Изучение литературы по данной теме;
  • Приобщение специалистов дошкольного образовательного учреждения для осуществления проекта;
  • Составление перспективного планирования;
  • Составление графика посещения музея детьми;
  • Проведение фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.

Основной этап.

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

В дошкольном образовательном учреждении  мы  воссоздаём основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька, и др.) Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта не могут не пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, селу.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присуще ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки – потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое.

Через организацию бесед о музеях (зачем они нужны, что в них храниться) мы вызываем интерес к музею и желание создать его детском саду. Таким образом, с помощью родителей, коллектива накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви).

Важное место в реализации проекта  занимает знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским костюмом.

Дети с огромным удовольствием принимают участие в фольклорных  развлечениях и досугах, что даёт большую возможность проникнуться  историей своего народа.

В реализации проекта огромную роль играет работа с родителями. С ними запланированы викторина, диспут, дискуссия, анкетирование, круглый стол, информационные проспекты, развлечения в семейном клубе «Здоровячок».  Родители принимают активное участие в организации мини – музея «Русская изба».

Заключительный.

  • Торжественное открытие мини- музея «Русская изба».
  • Экскурсии.
  • Приглашение гостей.
  • Проведение образовательной деятельности в музее для детей и родителей.

Интеграция образовательных областей

по приобщению детей к истокам

русской народной культуры

Образовательная область

Содержание

Цель

1.Физическое развитие.

Проведение русских народных игр на прогулке, занятиях, досугах, праздниках.

Формирование интереса к русским народным подвижным играм. Укрепление физического здоровья. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры со сверстниками.

2.Познавательное развитие.

Беседа про быт и обычаи русского народа, экскурсии, сотворчество, исследовательская деятельность.

Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними. Знакомство с историческим, географическим, экономическим, культурным и природным наследием родного села, района, страны.

3.Социально – коммуникативное развитие.

Беседы, ситуативные разговоры, решение проблемных ситуаций, дидактические игры.

Развитие умения общаться с целью получения знаний, знакомство с народным фольклором. Принадлежности к нации, уважение к историческому и настоящему своего села, России.

4.Речевое развитие.

Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок, считалок.  Беседы с детьми.

Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям.

5.Художественно – эстетическое развитие.

Знакомство с народным прикладным искусством. Знакомство с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, закличек, считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности. Посещение музеев.

Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность). Использование музыкальных произведений, как средства обогащения представлений детей о культуре русского народа. Формирование интереса и приобщение к народным видам творчества, развитие детского творчества через применение знаний народного промысла в продуктивной деятельности.

Программа деятельности мини-музея «Русская изба»

Тематический план работыс дошкольниками

в мини – музее «Русская изба»

на 2017 – 2018 учебный год.

Ожидаемый результат:

  • Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного села.
  • Активизация представлений о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром.
  • Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах, рисовании) темы любви к родному краю.
  • Вызвать постоянный и устойчивый  интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и с произведениями искусства.
  • Сформированность  первых представлений о культуре своего народа, обычаях.
  • Обогащение словарного запаса детей.
  • Сформированность представлений о морально – нравственных  ценностях.
  • Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к взрослым, сверстникам, малышам.
  • Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.

Дети от 4 -5 лет

Месяц

Тема

Цель

Задачи

Методы и приёмы

Сентябрь

«Милости просим, гости дорогие».

Познакомить детей с мини –музеем.

Первое посещение детьми «избы». Знакомство сеё

Хозяйкой.

Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.

Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.

Рассказ педагога.

Объяснение.

Словарная работа.

Показ.

Обобщение.

Октябрь

«Добрая изба»

Знакомство с устройством избы.

Вызвать интерес к жизни старинных времён. Обогащать словарный запас детей: изба, печь, утварь.

Развивать образное восприятие.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.

Сюрпризный момент: Домовёнок.

Загадки.

Рассказ педагога.

Объяснение.

Словарная работа.

Повторение.

Показ.

Обобщение.

Ноябрь

«Печка – хозяйка»

Знакомство детей с печью.

Дать понятия, для чего была нужна печь раньше.

Объяснить её функции.

Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кормилица.

Воспитывать интерес к прошлому.

Экскурсия в комнату русского быта.

Сюрпризный момент: Домовёнок.

Загадки.

Рассказ педагога.

Объяснение.

Словарная работа.

Повторение.

Показ.

Обобщение.

Декабрь

«Хозяйкины помощники»

Знакомство детей со старинной посудой и утварью.

Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилась еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Экскурсия в комнату русского быта.

Сюрпризный момент: появление хозяйки.

Загадки про посуду.

Показ экспонатов.

Рассказ педагога.

Словарная работа.

Обобщение.

Январь

«К нам гости пришли!»

Знакомство с этикетом и правилами гостеприимства русского народа.

Дать понятия как ведут себя гости при входе, как кланяются, как приветствуют их хозяин и хозяйка. Показать, как в самоваре кипятили воду.

Обогащать словарный запас детей: порог, поклон, самовар, угольки.

Развивать воображение.

Воспитывать тёплое отношение друг к другу.

Экскурсия в комнату русского быта.

Сюрпризный момент: появление хозяйки.

Загадки про самовар.

Рассмотреть самовары.

Беседа.

Рассказ педагога.

Словарная работа.

Повторение.

Обобщение.

Февраль

«Котик, котик, поиграй»

Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой.

Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создании домашнего тепла и уюта. Кот – помощник хозяйки. Раскрыть образ «Котиньки – кота» в русском быту, в музыкальных произведениях, в устном народном творчестве.

Заучивание потешки «Как у нашего кота».

Пение колыбельной «Уж ты, котинька – коток».

Экскурсия в комнату русского быта.

Сюрпризный момент: кот Васька.

Загадки про кота.

Беседа.

Рассказ педагога.

Словарная работа.

Повторение.

Обобщение.

Март

«Ходит сон близ окон».

Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.

Сравнить люльку с современной кроваткой.

Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: люлька, зыбка.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Экскурсия в комнату русского быта.

Сюрпризный момент: появление хозяйки, кота, Ванечки.

Показ экспонатов.

Рассказ педагога.

Словарная работа.

Обобщение.

Апрель

«Волшебная прялица».

Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти.

Продолжать развивать интерес к предметам старины.

Обогащать словарный запас: прялка, веретено, нить, клубок.

Уметь отгадывать загадки.

Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает».

Дидактическая игра «Кто быстрее соберёт клубки в корзину».

Экскурсия в комнату русского быта.

Сюрпризный момент: появление бабушки.

Загадки.

Показ экспонатов.

Словарная работа.

Повторение.

Обобщение.

Май

«Прощание с «избой».

Повторение пройденного материала.

Прощание детей с Хозяйкой до осени.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству, бережное отношение к экспонатам.

Экскурсия в комнату русского быта.

Сюрпризный момент: появление хозяйки.

Загадывание загадок по пройденным темам.

Повторение.

Словарная работа.

Обобщение.

Дети от 5 - 6 лет

Месяц

Тема

Цель

Задачи

Методы и приёмы

Сентябрь

«В гостях у хозяюшки».

Знакомство детей с жилищем русского народа.

Познакомить детей с тем, как строили жилище, вызвать интерес к традициям, уважение к старшим.

Провести словарную работу: изба, бревно, наличники, окна.

Обогащать речь детей поговорками, пословицами.

Вызвать интерес к познанию прошлого.

Экскурсия в комнату русского быта.

Встреча Хозяйки. Беседа.

Осмотр избы.

Рассказ педагога.

Объяснение. Словарная работа.

Игра «Кто быстрее поможет хозяйке».

Обобщение.

Октябрь

«Хозяйкины помощники».

Знакомство детей с музейными экспонатами.

Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах.

Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, люлька, домашняя утварь.

Дать представление как этим пользовались в хозяйстве.

Формировать образную речь.

Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки.

Воспитывать интерес к народному быту.

Формировать у детей качества исследования.

Экскурсия в комнату русского быта.

Объяснение.

Беседа.

Рассматривание экспонатов.

Рассказ педагога.

Словарная работа.

Фольклор.

Игра «Кто быстрее принесёт воду на коромысле».

Обобщение.

Ноябрь

«Быт и основные занятия русских людей» (Женское ремесло).

(Приложение 3).

Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества и качества исследования.

Познакомить детей со сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие.

Экскурсия в комнату русского быта.

Словарная работа: прялка, веретено.

Встреча Хозяйки.

Рассматривание экспонатов.

Рассказ педагога.

Объяснение.

Загадки.

Словарная работа.

Игра «Кто быстрее намотает клубок».

Чтение сказки «Три дочери».

Пословицы.

Обобщение.

Декабрь

«Быт и основные занятия русских людей» (Мужское ремесло).

Знакомство с традиционными мужскими ремёслами.

Познакомить детей с мужскими орудиями труда для работ.

Развивать любознательность.

Формировать у детей качества исследования.

Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Экскурсия в комнату русского быта.

Словарная работа.

Дать понятие о ремёслах: кузнеца, хлебороба.

Рассматривание экспонатов.

Рассказ педагога.

Объяснение.

Чтение сказки «Колосок».

Пословицы о труде.

Обобщение.

Январь

«Посудочкахороша!»

Знакомство детей с предметами быта, кухонной утварью.

Познакомить детей с русской кухней.

Расширять словарь детей за счёт названий блюд, посуды: чугунок, ухват, крынка, горшок, плошка.

Развивать познавательную деятельность.

Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живёшь.

Экскурсия в комнату русского быта.

Беседа о людях.

Поговорки.

Рассматривание экспонатов.

Рассказ педагога.

Объяснение.

Словарная работа.

Загадки о посуде.

Обобщение.

Итог.

Февраль

«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать».

Знакомство детей с различными способами глажения белья.

Продолжать знакомить детей с предметами обихода. Расширить знания детей о старинных вещах.

Формировать у детей исследовательские качества.

Активизация словаря: утюг, валёк.

Дать представление как этим пользовались.

Формировать образную речь.

Воспитывать интерес к народному быту.

Экскурсия в комнату русского быта.

Сюрпризный момент: появление Хозяюшки.

Рассматривание утюгов.

Рассказ педагога.

Объяснение.

Загадывание загадок о предметах обихода.

Словарная работа.

Обобщение.

Март

«Русская народная игрушка».

Познакомить детей с народной игрушкой.

Обратить внимание на то, что русская народная игрушка – это одно из направлений художественного прикладного творчества.

Активизация словаря: свистулька, таратушка, сарафан.

Развивать разговорную речь.

Формировать у детей качества исследования.

Воспитывать уважение к родной культуре.

Экскурсия в комнату русского быта.

Сюрпризный момент: появление кукол.

Рассматривание кукол.

Рассказ педагога.

Объяснение.

Словарная работа.

Обобщение.

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить».

Знакомство с потешным фольклором.

Составление с детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

Экскурсия в комнату русского быта.

Сюрпризный момент: появление Хозяюшки.

Загадывание загадок.

Словарная работа.

Обобщение.

Май

«У нашего крыльца нет веселию конца»

Итоговое занятие.

Активизация музыкального творчества детей.

Познакомить детей с традициями русских хороводов.

Закрепить навыки игры на русских народных музыкальных инструментах.

Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Как у нашего крыльца».

Дети от 6 – 7 лет

Месяц

Тема

Цель

Задачи

Методы и приёмы

Сентябрь

«Милости просим в нашу избу»

Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.

Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке.

Формировать у детей качества исследования.

Экскурсия в комнату русского быта.

Рассматривание внутреннего устройства и убранства избы.

Рассказ педагога, сопровождаемый пением и игрой на русских музыкальных инструментах.

Объяснение новых слов.

Словарная работа. Беседа.

Фольклор (потешки, колыбельные, посиделочные песни). Русская народная игра «Тетёра.

Обобщение. Итог.

Октябрь

«Из истории русской кухни».

Познакомить детей с кухней русского народа. Рассказать, чем питались в далёкой древности.

Обогащать словарь детей: квас, щи.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о продуктах питания.

Экскурсия в комнату русского быта.

Сюрпризный момент: появление Хозяюшки.

Загадывание загадок.

Фольклор (пословицы и поговорки).

Словарная работа.

Обобщение.

Ноябрь

«Русский самовар и чаепитие на Руси».

Познакомить детей с историей происхождения самовара.

Обогащать словарь детей: чаепитие.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о чаепитии и самоваре.

Формировать у детей качества исследования.

Экскурсия в комнату русского быта.

Сюрпризный момент: появление Хозяюшки.

Загадывание загадок.

Фольклор (пословицы и поговорки).

Словарная работа.

Обобщение.

Декабрь

«Печь – как мать родная».

Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной её достопримечательностью – печью.

Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму – сушили ягоды, грибы, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Рассказать детям о назначении печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», «Гуси лебеди», «По щучьему велению». Обогащать словарь детей за счёт поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника.

Экскурсия в комнату русского быта.

Сюрпризный момент: появление печника.

Загадка о печи.

Рассказ печника об устройстве русской печи и для чего она была предназначена.

Объяснение. Пословицы. Вопросы:

- в каких сказках говорилось о печи?

Словарная работа.

Поговорки.

Обобщение.

Итог.

Январь

«Любят в праздники рядиться наши русские девицы».

Закрепление знаний детей о народном костюме.

Дать представления о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь.Украшения).

Экскурсия в комнату русского быта.

Беседа «И стоит покрыт ковром

сундук с хозяйкиным добром».

Обогащение словарного запаса.

Обобщение.

Итог.

Февраль

Развлечение «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Закреплять знания детей о предметах русского обихода.

Воспитывать уважительное отношение к культуре русского народа.

Активизировать индивидуальные возможности детей при участии в аттракционах и играх.

Развивать быстроту и ловкость за счёт использования различных заданий.

Экскурсия в комнату русского быта.

Словарная работа.

Игры и аттракционы.

Февраль

Посещение Гагинского краеведческого музея.

(Приложение 4).

Закреплять знания детей о предметах русского обихода

Воспитывать уважительное отношение к культуре русского народа.

Март

«Как рубашка в поле выросла».

Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле).

Познакомить детей с орудием труда для сельских работ. Развивать любознательность.

Формировать у детей качества исследования. Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Экскурсия в комнату русского быта.

Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла».

Словарная работа.

Беседа.

Пословицы о труде.

Обобщение.

Апрель

«От лучинки до электричества».

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше жили люди без электричества.

Развивать интерес к познаниям. Воспитывать любознательность.

Формировать у детей качества исследования.

Экскурсия в комнату русского быта.

Обогащение словарного запаса: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.

Рассматривание экспонатов.

Объяснение.

Показ.

Рассказ педагога (как и с помощью чего освещали избу в старину).

Вопрос:

- что было бы, если бы не было электричества?

Словарная работа.

Игра «Гори, гори ясно».

Май

«Бабушкин сундук».

Продолжать знакомство с русскими народными играми.

Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через игру.

Экскурсия в комнату русского быта.

Беседа «Игры наших бабушек и дедушек».

Игры с домовёнком.

Участие в благотворительном мероприятии, организованного Российским Обществом Красного Креста «Поздравление многодетных семей с Новым годом». (Приложение 10).


Тематический план работы

с педагогами

по приобщению детей к истокам

русской народной культуры

на 2017 – 2018 учебный год.

Ожидаемый результат:

  • пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.

Срок

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

1.Составление перспективно – тематического плана.

Марухина Е. С.

Октябрь

2. Изучение литературы и поиск новых форм работы по данной теме «Мини – музей «Русская изба».

Марухина Е. С.

Ноябрь

3. Районное методическое объединение.

Семинар – практикум «Воспитание у дошкольников русской культуры и духовно – нравственного воспитания средствами музейной педагогики.

Мастер – класс: экскурсия в мини – музей «Русская изба» - «Прогулки по прошлому». (Приложение 5).

Марухина Е. С.

Декабрь

4.Совместная разработка и проведение музейных занятий.

Марухина Е. С.

Январь

5.Семинар «Методика работы с детьми в мини – музее детского сада».

Марухина Е. С.

Февраль

6. Районное методическое объединение.

Методические рекомендации по организации мини – музея  в ДОУ

Марухина Е. С.

Март

7.  Круглый стол «Музейная педагогика в ДОУ»

Марухина Е. С.

Апрель

8.Семинар «Этапы подготовки и методика проведения музейной экскурсии».

Марухина Е. С.

Май

9. Консультация  «Этапы музейной работы с дошкольниками».

Марухина Е. С.

Тематический план работы

с родителями

по приобщению детей к истокам

русской народной культуры

на 2017 – 2018 учебный год.

Ожидаемый результат:

  • пробуждение желания открывать и систематизировать  собственные познания в мире краеведения;
  • активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой и здоровье сберегающей деятельности ДОУ
  • проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.

Срок

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

Круглый стол.

Дискуссия «Роль мини – музея «Русская изба» в образовательном пространстве ДОУ».

Марухина Е. С.

Октябрь

Информационный проспект «Не забывайте традиции русского народа».

Марухина Е. С.

Ноябрь

Анкета для родителей «Духовно – нравственное воспитание в детском саду».

Марухина Е. С.

Январь

Семейный клуб «Здоровячок».

Фольклорный праздник «Коляда, коляда отворяй ворота».

Марухина Е. С.

Морокина Е. Н.

Арсёнова А. С.

Февраль

Семейный клуб «Здоровячок».

Диспут «Сохранение и укрепление традиций и обрядов наших предков».

Марухина Е. С.

Март

Семейный клуб «Здоровячок».

Фольклорный праздник «Проводы Зимы».

(Приложение 6).

Марухина Е. С.

Морокина Е. Н.

Шигина Г. П.

Апрель

Семейный клуб «Здоровячок».

Викторина «Путешествие в далёкую старину».

Марухина Е. С.

Май

Семейный клуб «Здоровячок».

Семинар – практикум «Обряды наших предков».

Марухина Е. С.

Арсёнова А. С.

Июнь

Семейный клуб «Здоровячок».

«Праздник русской берёзки».

(Приложение 7).

Марухина Е. С.

Морокина Е. Н.

Лобанова Т. И.

Июль

Семейный клуб «Здоровячок».

Развлекательное мероприятие «День любви, семьи и верности».

(Приложение 8).

Семейный клуб «Здоровячок»

Август

Семейный клуб «Здоровячок».

«Праздник наливного яблочка».

Марухина Е. С.

Морокина Е. Н.

Казакова Е. Ф.

Литература

  1. А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.
  2. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
  3. Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
  4. О.Л.Князева. Программа «Приобщение детей к русской национальной культуре».
  5. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси».
  6. Т.А Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999год.

Интернет – ресурсы:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре-конкурсе по патриотическому воспитанию докольников

В статье представлено положение о смотре-конкурсе по патриотическому воспитанию дошкольников...

Положение о смотре-конкурсе уголков патриотического воспитания.

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса уголков  патриотического воспитания в дошкольных группах МАОУ ООШ №3 г. Сосновоборска....

конкурс Доклад Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с природно – историческим памятником «Сундуки»

В современной системе дошкольного образования использование региональных, природных особенностей  осуществляется большей частью стихийно, несистемно. В частности, наше эмпирическое исследование п...

Положение О смотре-конкурсе уголков патриотического воспитания

Положение О смотре-конкурсе уголков патриотического воспитания...

Смотр-конкурс Центров патриотического воспитания

Целью смотра-конкурса является совершенствование системы патриотического воспитания в ДОУ, организация работы по формированию регионального патриотизма.Задачи Конкурса:2.1.Повышение компетенции педаго...

Смотр-конкурс «Центр патриотического воспитания»

Смотр-конкурс центров патриотического воспитания проводится в соответствии с годовым планом в целях реализации задачи по совершенствованию системы патриотического воспитания, формирования у дошкольник...