Экологические проекты в работе с детьми средней группы.
методическая разработка (средняя группа)
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность". На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Учитывая актуальность проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, в нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, интенсивно формируются различные способности, основы моральных качеств личности. Принимая во внимание психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, считаем своим педагогическим долгом начать реализацию образовательной деятельности по формированию экологической культуры наших воспитанников с учетом современных требований. Представляем вашему вниманию наш экологический проект "Краски осени",который раскрывает малышам некоторые взаимосвязи живой и неживой природы,растений и животных,помогая понять,что человек -это тоже часть природы. Проект познавательно-творческий и основывается на различных видах детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-proekt_ekologich.proekty.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Широкова А,А., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 39 комбинированного вида Колпинского района
Санкт-Петербурга
Экологические проекты в работе с детьми средней группы
Экологические проблемы приобретают глобальный характер. В нашем детском саду большое внимание уделяется формированию экологической культуры детей. Педагоги подводят детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать её красоту. Знания, полученные детьми в детстве, в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения. Экологическое воспитание, основанное только на пассивном созерцании природы,- не может быть успешным. Одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, - нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания, поэтому мы привлекаем каждого ребёнка в посильную для его возраста практическую деятельность - создаём условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
Очень помогают в работе с дошкольниками разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Мною был разработан экологический проект для младших дошкольников: «Краски осени», приоритетной задачей которого являлось формирование у детей и родителей мотивации к бережному отношению к родной природе.
Продолжительность проекта: долгосрочный ( сентябрь-ноябрь)
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Проект «Краски осени» раскрывает малышам некоторые взаимосвязи живой и неживой природы, растений и животных, помогая понять, что человек – это часть природы. Он основывается на различных видах деятельности: наблюдение в природе, сенсорное обследование объектов природы; различные виды игр, игровые ситуации; художественно-эстетическая деятельность, ручной труд.
Участники проекта: дети и воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель.
Цель проекта: Познакомить детей с красотой осенней природы.
Задачи проекта:
- образовательные: формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
- развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что не возможно создать;
- воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
Разрабатывая проект, определила ожидаемые результаты:
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка семейных работ из природных материалов «Золотая осень».
- Коллажи «Берегите природу!», «Деревья — наши друзья!»
- Книга «Энциклопедия домашних заготовок».
- Создание группового фотоальбома «Осень, осень, в гости просим!» (фото выходного дня)
- Книжка — малышка «Азбука витаминов».
- Инсценировка сказки «Репка» и показ для родителей на празднике осени.
- Организация выставки творческих работ «Мое дерево» и создание группового альбома «Здравствуй, дерево!».
- Открытый просмотр образовательной деятельности педагога с детьми для родителей «Чудо с грядки» (изготовление украшения для салата)
- Совместное оформление коллажа «Вот какая наша осень» (фотоматериалы, рисунки, поделки — все, что было создано в процессе «проживания» темы)
- Коллекция «Наш гербарий»
Степень применения проекта:
Возможность использования проекта в работе младших группах, а также в средней логопедической группе детского сада.
Формы работы с родителями:
- Папка — передвижка: «Осень золотая»
- Консультация «Экологическое воспитание детей в семье», «Учим детей видеть прекрасное».
- Памятки для родителей о развитии любознательности младших дошкольников, «Покормите птиц зимой».
- анкетирование
- Стендовая информация: «Витамины с грядки», «Здоровье всему голова», «Лук от семи недуг», «Укрепляем иммунитет», «Ребенок и компьютер»
- участие в субботнике на территории детского сада
- изготовление кормушек для птиц
- Совместное творчество родителей с детьми из природного материала «Золотая Осень»
- выставка творческих работ «Мое дерево».
- участие родителей в создании «Энциклопедии домашних заготовок» и книжек-малышек по теме проекта.
- обогащение предметно-развивающей среды под идею проекта: журналы и интересные статьи о природе, иллюстрации, вырезки для создания коллажей.
Стратегия реализации проектной идеи.
1 этап. Организационно-подготовительный.
2 этап. Основной. Реализация проекта.
3 этап. Обобщающий
1. Организационно - подготовительный этап.
- Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
- Анкетирование родителей.
- Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
- Составление плана реализации проекта.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Поиск различных средств достижения целей;
- Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
- Создание дидактического и методического материала
2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).
Проведение комплекса мероприятий по теме проект а и включает в себя: работу с детьми и работу с родителями.
Основной этап я разделила на блоки по неделям.
Первый блок - «Мир осенней природы», где вся деятельность выстраивается вокруг темы изменений осенней природы (на примере деревьев), погодных условий и деятельности человека в данный сезонный период.
Второй блок - «Дары осени», рассматриваются темы «Овощи», «Фрукты» и «Грибы».
Третий блок - «В мире животных», домашние и дикие животные, их особенности и характеристики, приспособленность к изменениям природы.
Четвертый блок - «Птичий базар», домашние и дикие птицы; классификация птиц на перелетных и зимующих, условия проживания их осенью и подготовка к зиме.
- Работа с детьми:
- непосредственно - образовательная деятельность;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
- самостоятельная деятельность детей.
Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.
- Тематические НОД экологической направленности.
- Познавательно - исследовательская деятельность.
- Чтение художественной литературы по проектной тематике .
- Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов;
- Наблюдение за объектами живой и неживой природы
- Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
- Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
- Сочинение экологических сказок .
Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:
Игровая деятельность экологического содержания:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры - театрализованные игры, интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда»
Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:
- уход за растениями и посадками в группе;
- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)
Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.
Продуктивная деятельность:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- прикладная деятельность;
- конструктивно - модельная деятельность.
Музыкально – досуговая деятельность.
Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:
- спортивные, подвижные игры;
- спортивные досуги, праздники экологического содержания
Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:
природоохранных акции на тему:
- «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек, подкормка птиц)
- «Огород круглый год»
- «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (участие родителей в благоустройстве территории детского сада).
- Выставка творческих работ на тему: «Мое дерево» и создание группового альбома «Здравствуй, дерево!».
- Совместное оформление коллажа «Вот какая наша осень» (фотоматериалы, рисунки, поделки — все, что было создано в процессе «проживания» темы)
- Коллекция «Наш гербарий»
2.Работа с родителями:
- проведение консультаций
- анкетирование;
- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;
- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;
- информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет;
- Участие в выставке поделок «Природа и творчество»- «Золотая осень».
- привлечение к участию в природоохранных акции;
- проведение праздника, развлечений;
- привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группе.
Итогом проекта стало «Чудо-дерево» для Лунтика (коллаж «Вот какая наша осень»), а также коллажи «Берегите природу!», «Деревья – наши друзья!», книга «Энциклопедия домашних заготовок», создание группового фотоальбома «Осень, осень, в гости просим!» (фото выходного дня), альбома творческих работ «Здравствуй, дерево!», книжки – малышки «Азбука витаминов», коллекция гербария. А также спектакль «Репка» для родителей на празднике Осени.
В результате проекта у детей сформированы элементарные представления об осени, представление о труде взрослых в осенний период; возрос интерес к наблюдениям за явлениями природы; дети знают названия некоторых видов деревьев и их характерные особенности, у родителей возрос уровень экологической воспитанности; вместе с детьми они проводят больше времени на прогулке, кормят птиц, наблюдают и привлекают детей к совместному труду в природе.
Все участники проекта решили продолжить работу по ознакомлению детей с сезонными изменениями природы на протяжении всего года. Таким образом, проект «Краски осени» стал начальным этапом большого проекта «Осень, зима, весна, лето – разного цвета!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект:"Земля-наш общий дом" средняя группа
Цели проекта: изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно-правилного взаимодействия с окружающим его большим миром природы...
Презентация проекта «Сохраним свое здоровье» (взаимодействие воспитателей с родителями при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с детьми средней группы)
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможно...
Перспективный план работы с детьми средней группы по экологическому воспитанию.
Перспективный план на каждый месяц с расчётом одного занятия в неделю....
План - проект работы с детьми средней группы на март
Данным материалом могут воспользоваться воспитатели ДОУ...
Экологические проекты в работе с детьми подготовительной группы».
Проект на тему " Огород на подоконнике" , материал для подготовительной группы....
Проекты работы с детьми средней группы «А»
Для реализации всего объема работы необходимо было создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.В нашей груп...
Проекты работы с детьми средней группы «А»
Для реализации всего объема работы необходимо было создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.В нашей груп...