Экологические проекты в работе с детьми средней группы.
методическая разработка (средняя группа)

 Александра Андреевна Широкова

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность". На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Учитывая актуальность проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, в нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, интенсивно формируются различные способности, основы моральных качеств личности. Принимая во внимание психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, считаем своим педагогическим долгом начать реализацию образовательной деятельности по формированию экологической культуры наших воспитанников с учетом современных требований. Представляем вашему вниманию наш экологический проект  "Краски осени",который раскрывает малышам некоторые взаимосвязи живой и неживой природы,растений и животных,помогая понять,что человек -это тоже часть природы. Проект познавательно-творческий и основывается на различных видах детской деятельности.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-proekt_ekologich.proekty.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                      Широкова А,А., воспитатель

                                             ГБДОУ детский сад № 39 комбинированного вида Колпинского района

                                                                                                                                         Санкт-Петербурга

                                 

                   Экологические проекты в работе с детьми средней группы

Экологические проблемы приобретают глобальный характер. В нашем детском саду большое внимание уделяется формированию экологической культуры детей. Педагоги подводят детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать её красоту. Знания, полученные детьми в детстве, в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения. Экологическое воспитание, основанное только на пассивном созерцании природы,- не может быть успешным. Одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, - нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания, поэтому мы привлекаем каждого ребёнка в посильную для его возраста практическую деятельность - создаём условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

Очень помогают в работе с дошкольниками  разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Мною был разработан экологический проект для младших дошкольников: «Краски осени», приоритетной задачей которого являлось формирование у детей и родителей мотивации к бережному отношению к родной природе.

Продолжительность проекта: долгосрочный ( сентябрь-ноябрь)

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

    Проект «Краски осени» раскрывает малышам некоторые взаимосвязи живой и неживой природы, растений и животных, помогая понять, что человек – это часть природы. Он основывается на различных видах деятельности: наблюдение в природе, сенсорное обследование объектов природы; различные виды игр, игровые ситуации; художественно-эстетическая деятельность, ручной труд.

Участники проекта: дети и воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель.

Цель проекта: Познакомить детей с красотой осенней природы.

Задачи проекта:

- образовательные: формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении  исследовательскими методами познания природы;

- развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы,   понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что не возможно создать;

- воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительного отношения к окружающему  миру, умения видеть его красоту и неповторимость.

Разрабатывая проект, определила ожидаемые результаты:

У детей сформируются:

- экологические знания, экологическая культура;

- сознание важности природоохранных мероприятий;

- навыки правильного поведения в природной среде;

- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;

- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание   отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой  деятельности.

У родителей:

- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране  природы;

- гармонизируются детско-педагогические отношения;

- повысится уровень экологической культуры личности.

Продукт проектной деятельности:

  • Выставка семейных работ из природных материалов «Золотая осень».
  • Коллажи «Берегите природу!», «Деревья — наши друзья!»
  • Книга «Энциклопедия домашних заготовок».
  • Создание группового фотоальбома «Осень, осень, в гости просим!» (фото выходного дня)
  • Книжка — малышка «Азбука витаминов».
  • Инсценировка сказки «Репка» и показ для родителей на празднике осени.
  • Организация выставки творческих работ «Мое дерево» и создание группового альбома «Здравствуй, дерево!».
  • Открытый просмотр образовательной деятельности педагога с детьми для родителей «Чудо с грядки» (изготовление украшения для салата)
  • Совместное оформление коллажа «Вот какая наша осень» (фотоматериалы, рисунки, поделки — все, что было создано в процессе «проживания» темы)
  • Коллекция «Наш гербарий»

Степень применения проекта:

Возможность использования проекта в работе младших  группах, а также в средней логопедической группе детского сада.

Формы работы с родителями:

  • Папка — передвижка: «Осень золотая»
  • Консультация «Экологическое воспитание детей в семье», «Учим детей видеть прекрасное».
  • Памятки для родителей о развитии любознательности младших дошкольников, «Покормите птиц зимой».
  • анкетирование
  • Стендовая информация: «Витамины с грядки», «Здоровье всему голова», «Лук от семи недуг», «Укрепляем иммунитет», «Ребенок и компьютер»
  • участие  в субботнике на территории детского сада
  • изготовление кормушек для птиц
  • Совместное творчество родителей с детьми из природного материала «Золотая Осень»
  • выставка творческих работ «Мое дерево».
  • участие родителей в создании «Энциклопедии домашних заготовок» и книжек-малышек по теме проекта.
  • обогащение предметно-развивающей среды под идею проекта: журналы и интересные статьи о природе, иллюстрации, вырезки для создания коллажей.

Стратегия реализации проектной идеи.   

1 этап. Организационно-подготовительный.

2 этап. Основной. Реализация проекта.

3 этап. Обобщающий

                 1. Организационно  -  подготовительный этап.

  1. Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  2. Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
  5. Составление плана реализации проекта. 
  6. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
  7. Поиск различных средств достижения целей;
  8. Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
  9. Создание дидактического и методического материала

2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).

Проведение комплекса мероприятий по теме проект а  и  включает в себя: работу с детьми и работу с родителями.

Основной этап я разделила на блоки по неделям.

Первый блок - «Мир осенней природы», где вся деятельность выстраивается вокруг темы изменений осенней природы (на примере деревьев), погодных условий и деятельности человека в данный сезонный период.

Второй блок - «Дары осени», рассматриваются темы «Овощи», «Фрукты» и «Грибы».

Третий блок - «В мире животных», домашние и дикие животные, их особенности и характеристики, приспособленность к изменениям природы.

Четвертый блок - «Птичий базар», домашние и дикие птицы; классификация птиц на перелетных и зимующих, условия проживания их осенью и подготовка к зиме.

  1. Работа с детьми:
  • непосредственно - образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
  • самостоятельная деятельность детей.

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.

  • Тематические НОД экологической направленности.
  • Познавательно - исследовательская деятельность.
  • Чтение художественной литературы по проектной тематике .
  • Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов;
  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы
  • Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
  • Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
  • Сочинение экологических сказок .

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:

Игровая деятельность экологического содержания:

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры                             - театрализованные игры, интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда»

Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:

- уход за растениями и посадками в группе;

- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.

Продуктивная деятельность:        

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • прикладная деятельность;
  • конструктивно - модельная деятельность.

Музыкально – досуговая  деятельность.

Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:

- спортивные, подвижные  игры;

спортивные досуги, праздники экологического содержания

Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:

 природоохранных акции на тему:

- «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек, подкормка птиц)

- «Огород круглый год»

-  «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (участие родителей в  благоустройстве территории детского сада).

  • Выставка творческих работ на тему:  «Мое дерево» и создание группового альбома «Здравствуй, дерево!».
  • Совместное оформление коллажа «Вот какая наша осень» (фотоматериалы, рисунки, поделки — все, что было создано в процессе «проживания» темы)
  • Коллекция «Наш гербарий»

2.Работа с родителями:

- проведение консультаций

- анкетирование;

- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;

- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;

 - информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет;

- Участие в выставке поделок «Природа и творчество»- «Золотая осень».

привлечение к участию в природоохранных акции;

- проведение праздника, развлечений;

привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группе.

Итогом проекта стало «Чудо-дерево» для Лунтика (коллаж «Вот какая наша осень»), а также коллажи «Берегите природу!», «Деревья – наши друзья!», книга «Энциклопедия домашних заготовок», создание группового фотоальбома «Осень, осень, в гости просим!» (фото выходного дня), альбома творческих работ «Здравствуй, дерево!», книжки – малышки «Азбука витаминов», коллекция гербария. А также спектакль «Репка» для родителей на празднике Осени.

В результате проекта у детей сформированы элементарные представления об осени, представление о труде взрослых в осенний период;  возрос интерес к наблюдениям за явлениями природы; дети знают  названия некоторых видов деревьев и их характерные особенности, у родителей возрос  уровень экологической воспитанности; вместе с детьми они проводят больше времени на прогулке, кормят птиц, наблюдают и привлекают детей к совместному труду в природе.

 Все участники проекта решили продолжить работу по ознакомлению детей с сезонными изменениями природы на протяжении всего года. Таким образом, проект «Краски осени» стал начальным этапом большого проекта «Осень, зима, весна, лето – разного цвета!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект:"Земля-наш общий дом" средняя группа

Цели проекта: изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно-правилного взаимодействия с окружающим его большим миром природы...

Презентация проекта «Сохраним свое здоровье» (взаимодействие воспитателей с родителями при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с детьми средней группы)

В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможно...

Перспективный план работы с детьми средней группы по экологическому воспитанию.

Перспективный план на каждый месяц с расчётом одного занятия в неделю....

План - проект работы с детьми средней группы на март

Данным материалом могут воспользоваться воспитатели ДОУ...

Экологические проекты в работе с детьми подготовительной группы».

Проект на тему " Огород на подоконнике" , материал для подготовительной группы....

Проекты работы с детьми средней группы «А»

Для реализации всего объема работы необходимо было создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.В нашей груп...

Проекты работы с детьми средней группы «А»

Для реализации всего объема работы необходимо было создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.В нашей груп...