Консультация для воспитателей Основы Экологической культуры в дошкольном возрасте
консультация (старшая группа)

Попович Галина Петровна

Содержание

 

Введение                                                                                                                   

Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ                       

Экологическое воспитание в повседневной жизни                                            

Заключение                                                                                                                                         

Литература                                                                                                              

 

Введение

 В.А. Сухомлинский считал необходимо вводить малыша в   окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к источникам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. В мире природы ребенок начинает свое путешествие с познания. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Но, к сожалению сегодня, когда мы стоим на грани экологической  катастрофы, о чем  с постоянно нарастающей тревогой и болью говорят писатели, ученые, представители общественности, словом, все, кто всерьез озабочен проблемами сохранения жизни на планете, снова и снова встает вопрос об экологическом воспитании и образовании юного поколения. Начинается оно, как известно, с самого раннего детства, когда ребенок пытается осваивать и познавать окружающий мир, впервые замечает своих «младших соседей по планете», проявляет к ним внимание и интерес.  Станет ли этот интерес добрым и сознательным, или наоборот, агрессивным и жестоким, во многом зависит от того, в какое русло направят его взрослые. Если мама спокойно смотрит, как ее малыш отрывает крылья бабочке или рвет червяка на части, не пресекая такой его «деятельности», то в дальнейшем ей следует подготовить себя к тому, что, подрастая, он станет мучить кошек, собак, а в зрелом возрасте может проявить жестокость к людям, к ней самой. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, заботливо с жалостью относиться к слабому, нуждающемуся в помощи. Развивать чувство эмпатии к живому. А также находить что-то удивительное, прекрасное, новое и в неживой природе. В общении с природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Возможно, чтобы дети научились не только оберегать и любить природу, но и просматривать последствия человека.

Работая в детском саду, экологическую проблему в деле воспитания дошкольников считаю самой актуальной. Надо вырастить детей ответственными, мудрыми, экологически мыслящими.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры.

Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения.

 Экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды и т.д.

В основе экологической культуры серьезное внимание уделяется развитию подсознательной активности у детей. Поэтому, более подробно мне бы хотелось остановиться на проблеме экологического воспитания на занятиях и в повседневной жизни. Начала учить своих детей любить свою землю, быть милосердным, сопереживать всему живому, видеть удивительное и прекрасное, во всем, что нас окружает.

Длительное проявление бережного отношения к природе должно выполняться в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Дошкольников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными. Систематический труд в природе должен формировать у них привычку заботиться о живом. Однако этот процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребенка. Мотивы могут быть различны. Сильным стимулом к труду может быть интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной педагогической работы.

На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире, у детей развивается интерес к природе, интерес к ее познаниям, действительная готовность прийти на помощь растениям, если они в этом нуждаются. Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов и методов (продуманная организация труда, наблюдений, игры, обучения) – ключ правильной постановки экологического воспитания. Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радости общения с ней, когда человек отнесется к ней с внимательными глазами, с любовью и бережном отношении к ней.

 

Экологическое воспитание дошкольников в современном  ДОУ

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно – природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О.Иогансон, А.А.Быстрое, Р.М. Басе, А.М.Степанова, Э.И.Залкинд, Е.И.Волкова, Е.Геннингс и др.). Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране сформировалась общая концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогает наладить взаимоотношения с ним. В связи с этим в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников. Программа А.Вересова «Мы земляне», программа Е.Рылеевой «Открой себя», программа В.И. и С.Г. Ашиковых «Семицветик», программа Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»

 

Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ

Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря.

Обучения детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов или слайдов, рассказ воспитателя. На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго. Например, кто-то из родителей принес ежа, педагог решил отнести его в лес (откуда он, видимо, был взят), но сначала показать его детям. В этом случае все группы проводят занятия, на которых наблюдают за ежом, кормят, делают несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрируют его маскировочную окраску и пр. А потом старшие дошкольники делают доброе дело - относят ежа в лес.

Занятия углубленно – познавательного типа. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Эти занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов. Занятия такого типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

Занятия обобщающего типа. На таких занятиях воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. В старшем дошкольном возрасте все конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва. Аналогичным способом формируются обобщенные представления о временах года (сезонах). Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Занятия комплексного типа. Такие занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Первая часть решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольника. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

Во второй части организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени и т.п.

Третья часть занятия – это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию.

 

 

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома – это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время, после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке – они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

Создание и поддерживание экологически необходимых условий для растений и животных – это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы можно организовать детей на совместную деятельность, по уходу за обитателями живого уголка, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада – еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни детей, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2-3 дня.

На протяжении учебного года можно проводить следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за аквариумными рыбками (октябрь-ноябрь); за елью, звездным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке (январь, февраль); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль-март); за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май); за божьей коровкой (в весенне-летнее время). Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой – одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится «говорит» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

 

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, просмотра телепередач, экскурсий, а также организация совместной деятельности детей т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически  правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Я буду продолжать свою работу с детьми, ориентируясь на то, чтобы они бережно и чутко относились к растениям и животным, заботились о них. Чтобы дети научились не только оберегать и любить, но и прослеживать последствие действия человека.

Литература

1.Вилатова И.Е Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб.пособие.-2-е изд.-Мн.:Унiверсiтэцкае, 1999.-160с.

2.Е.А.Аркин. ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В.Запорожца, В.В. Давыдова; Москва: «Просвещение», 1968.

3.Лучич М.В. Детям о природе: Кн. Для воспитателя детского сада.-2-е изд., дораб.-М.:Просвещение, 1989. – 143 с.: ил.

4.Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.-160с.

5.Раншбург И., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг.-М.: Педагогика, 1983.-160с.ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей " Развитие мышления в дошкольном возрасте"

       Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущие к получению новых знаний....

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре кубанского казачества»

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей  Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре кубанского казачества»                ...