консультация для воспитателей " Развитие мышления в дошкольном возрасте"
материал по теме

Шималина Наталья Евгеньевна

 

         Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущие к получению новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_myshleniya_v_doshkolnom_vozraste.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

                Развитие мышления в дошкольном возрасте.

 Шималина Н.Е. воспитатель

первой квалификационной категории

         Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущие к получению новых знаний.

       Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно упирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.

        Мышление неразрывно связанно с речью. Слово помогает называть признак или свойство объекта. В речи оформляется процесс рассуждения.

         Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение. Анализ – это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений. Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Сравнение – установление сходства и  различия между предметами, явлениями или какими-либо признаками. Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Абстракция состоит в вычленении каких-либо сторон объекта при отвлечении от остальных. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, то есть во внутреннем плане.

        Предпосылки развития мышления складываются в манипулировании предметами к концу первого года жизни ребёнка. Действия с предметами развиваются у младенца последовательно. Можно выделить: активное бодрствование, сенсорную активность, «преддействие», простое «результативное» действие, «соотносящее» и функциональное. Рассмотрим их подробно, с использованием данных Е.Л. Новосёловой и М.Ю. кистяковской.

           Активное бодрствование наблюдаются у малыша с двух до 4,5 недель. В возрасте от 1-1,5 до 2,5-3 мес. наблюдается  сенсорная активность: рассматривание, прислушивание. С 2,5-3 до 4-4,5 мес. появляется «преддействие». Ребёнок ощупывает и осматривает случайно задетый предмет, похлопывает его без зрительного контроля. Ребёнок выделяет единый предмет как комплекс принадлежащих ему свойств.

         К 3 мес., если малышу систематически вкладывать в руки игрушки, он начинает их удерживать. А с 3-4 мес. он может не только удерживать игрушку, но приближать её ко рту и захватывать ртом.

        Очень важным событием в развитии предметных действий выступает развитие реакции хватания, которая даёт возможность малышу манипулировать с предметом и в дальнейшем усваивать предметное действие.

          Позднее, с 4 до 7 мес., появляется «простое» и «результативное» действие. Младенец активно обнаруживает скрытые свойства объектов, он притягивает и рассматривает предметы, хватает и отбрасывает их, причём в определённое место, например пол, чтобы услышать звук. После 6 мес., ребёнок продолжает активно действовать с предметами. На первых порах в этих действиях преобладают неспецифические манипуляции. Малыш ещё не учитывает особенности объектов, а исследует их одинаково: размахивает, стучит, трясёт, пробует на вкус.

             Развитие «соотносящих» действий происходит у ребёнка в возрасте с 7 до 10 мес. малыш соотносит предмет с определённым местом в пространстве, части с целым предметом. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает их на определённое место, придаёт предмету устойчивость, всовывает и нанизывает, перемещает предмет толчками в определённом направлении, отталкивает его для того, чтобы достать знакомый предмет, захлопывает крышку, воспроизводит вращение предмета ударом по нему, воспроизводит звук специальным постукиванием с употреблением орудия. Малыш открывает возможность направить движение предмета в определённую сторону и установить различные пространственные соотношения 9в, на, под, за, над). В возрасте 8-9 мес., ребёнок уже производит действия в соответствии со свойствами предметов: катает шарики, открывает и закрывает коробочки, накладывает кирпичики один на другой. Сначала малыш знакомится со свойствами предметов в процессе выполнения действий, а затем по внешнему виду без ошибок выбирает нужный предмет.

              На следующем возрастном этапе от 10-11 мес.до 1 года 2мес.-1 года 3мес., у ребёнка возникает функциональное действие, формирование которого выходит за пределы младенчества.

               К концу года младенец не только действует с предметами, которые находятся под руками, но может принести недостающий предмет. Малыш ищет именно тот предмет, который необходим ему для выполнения определённого действия.

               К концу первого года жизни ребёнок замечает не только прямой, но и косвенный результат своих действий. Теперь малыш переносит знакомый способ с предметов, с помощью которых ему этот способ показали, на всевозможные другие  (например, катает в коляске не только куклу, но и машину, зайку).

              Таким образом, - к концу первого года жизни ребёнок постигает некоторые простейшие причинно-следственные связи, которые в восприятии не даны;

- мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, оно включено в практические манипуляции с предметами;

- возникают предпосылки развития любознательности.

             В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установление звязи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребёнком в практической деятельности и решения задач. Задача возникает перед ребёнком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь малыш ещё не умеет действовать в плане представлений.

            Возникает наглядно-действенное мышление. Уже в раннем детстве наглядно-действенное мышление характеризуется отвлечённостью и обобщённостью. Отвлечённость проявляется в том, что в орудии ребёнок выделяет без учёта других только его главный признак, который позволяет использовать его соответствующим образом. Если малыш понял, что палкой можно достать предметы, то начинает для этого действия применять любые подобные по функциям предметы: линейку, ручку, швабру, карандаш. Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться желаемого результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом; сразу выбирает палочку необходимой длины, чтобы достать коробку из-под шкафа. Такие действия говорят о том, что у ребёнка появляется представление о результате, последовательности действий, необходимом для решения задачи орудии. А значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которое повышает эффективность решения практических задач.

              В мышление ребёнка достаточно рано включается речь. На втором году жизни взрослый не только комментирует действия с орудием, но и фиксирует в сознании ребёнка результат действия, ставит перед малышом проблемы. Всё это придаёт мышлению известную целенаправленность и организованность.

              У малыша возникают первые вопросы, направленные на установление скрытых связей и отношений, когда ребёнок сталкивается с какими-то трудностями: почему машина не едет (сломалось колесо), почему карандаши рассыпаются (коробка прохудилась).

              В возрасте 1-3 лет начинают складываться мыслительные операции.

Формирование интеллектуальных операций в раннем детстве, как подчёркивал Д.Б.Эльконин, главным образом происходит при овладении орудийными действиями, поскольку, во-первых, они более определённы и постоянны, в отличие от других действий и, следовательно, легче выделяются и фиксируются. Во-вторых, в них гораздо ярче выражена связь орудия с предметами, на которые направлено его действие, следовательно, они создают более благоприятные условия для ориентировки ребёнка на эту связь. Элементарные мыслительные операции выступают в различении и сравнении признаков: цвета, формы, величины. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. На третьем году жизни сравнение привлекает малыша и, находя в предметах общее, он испытывает радость. На 2-3 году жизни у ребёнка складываются первые общие представления о форме, цвете и величине.

Таким образом, к концу раннего детства:

- мышление возникает и функционирует в предметной деятельности;

- освоение предметных действий подводит ребёнка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами;

- ребёнок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления;

- включение речи в процесс решения малышом мыслительной задачи организует его, придавая целенаправленность;

- у ребёнка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных действий;

- представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно-образного мышления у дошкольника.

             В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребёнок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются всё более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развёрнутого мыслительного процесса – рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих; к бурному развитию мыслительных операций. Рассмотрим подробно указанные изменения. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер. Он строит собственные теории, рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая. В конце дошкольного возраста у ребёнка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. Формирования у ребёнка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций.

             Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребёнка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впасть а противоречия. Первоначально ребёнок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или даёт случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

- ребёнок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным:

- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребёнка;

- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

- ребёнок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

- возникают попытки объяснить явления и процессы;

- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

                 Развитие воображения в дошкольном возрасте.           

        Под воображением понимают познавательный психический процесс создания новых образов путём переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала. Итак, можно выделить следующие виды воображения: непроизвольное – это отсутствие волевых усилий со стороны человека; произвольное – это наличие волевых усилий со стороны человека. Произвольное воображение делится на воссоздающее – основано на использование различных схем, чертежей, образцов и творческое – это создание нечто нового, оригинального. Иначе говоря, развитие воображения в дошкольном возрасте идёт по следующим направлениям: 1 направление – идёт по линии расширения круга замещающих предметов; 2 направление – идёт по линии совершенствования воссоздающегося воображения. На основе имеющихся худ. текстов, сказок, ребёнок создаёт более сложные образы с личностным отношением к ним; 3 направление – идёт по линии развития творческого воображения. Когда ребёнок начинает понимать некоторые приёмы выразительности (использование гиперболы, цвета, прорисовки); 4 направление – воображение становится опосредованным и произвольным. Ребёнок создаёт образы по плану, с ожиданием результата. На развитие воображения дошкольника существенное влияние оказывают: а) художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация); б) художественная литература; в) видео материалы;   г) игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры). Итак, малыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картине. Он переживает положительные бурные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображённого. Но дело в том, что рисунок никогда не бывает точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщённо, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком. Воспринять изобразительный знак помогает изображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Становление механизма представления, воссоздания образов, а также умения слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений (Н.Н.Палагина, Л.Павлова). На третьем году жизни в действиях малыша наблюдается отсроченное подражание увиденному, что говорит о наличии достаточно сложного представления, об умении действовать на основе сформированного образа. О первых проявлениях воображения в 2,5-3 года свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами.

            Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованием.

            Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желаний. В игре малыш действует в условной воображаемой ситуации, но как взрослый, поскольку не может реально подражать всем привлекательным действиям старших. В игре он отражает действия взрослых, но обобщенно и условно, передавая лишь их смысл, внешний рисунок. Также развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения. По данным Н.Л.Галигузовой, малыш не сразу откликается на замещения, которые предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Он, подражая взрослому, может использовать те же, что и взрослый, предметы – заместители, но замещения остаются очень неустойчивыми, некритичными и мола осознанными. Перелом наступает тогда, когда малыш отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослым. Теперь наступает критичность в использовании предметов в новой функции. Дети по своей инициативе с удовольствием воспроизводят показанные взрослым замещения. Замещение осмысленно, но имеет все же воспроизводящий, а не творческий характер. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является речь. С ней и  связано дальнейшее развитие замещения. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения, которыми ребёнок сначала даёт реальные названия использует палочку вместо ложки, но называет палочкой или игровые в сочетании с реальными ( называет её одновременно палочкой и ложкой ), а потом только игровые (действует с палочкой как с ложкой и называет её ложкой). К концу раннего детства складывается новый способ действия с предметами заместителями, полноценное использование замещений. Дети чётко видят сходство и различие между обозначаемыми и обозначающим, вводят в игру собственные оригинальные замещения. Их словесное обозначение перемещается к началу игрового действия, что говорит об осознании нового способа деятельности. Выбор предметов заместителей перестаёт быть случайным, предваряется поиском подходящего объекта и сопровождается развёрнутыми высказываниями, обращениями ко взрослому. Следовательно, показателями развития воображения в игре преддошкольников являются  разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замечаниям партнёра, воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы. Хочется сказать, что воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов.

Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование  материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений ещё не достаточно. Видимое богатство воображения связанно с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения.

Итак, можно сказать, что воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребёнок сочиняет сказки, перевёртыши. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Также важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения. Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определённые характеристики и действующими в  соответствующих ситуациях. Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и  художественной деятельности. В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов.

           Таким образом, для дошкольников характерна лёгкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер.        

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие восприятия детей дошкольного возраста через дидактическую игру".

Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе  учебной деят...

Консультация для воспитателей «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма»

Консультация для воспитателей «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма»....

Консультация для воспитателей " Развитие воображения в дошкольном возрасте"

Консультация содержит игры на развитие воображения....

Консультация для воспитателей: "Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром"

quot;Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром"...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Консультация для родителей "Развитие мышления детей дошкольного возраста с ЗПР"

В консультации для родителей, имеющих детей дошкольного возраста с ЗПР, помещены дидактические игры на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного   и словесно-логического мышления....

Консультация для родителей "Развитие мышления детей дошкольного возраста с ЗПР"

Цель консультации – повышение  психологической  компетентности родителей по вопросам развития мышления детей дошкольного возраста с ЗПР.Задержка психического ...