Консультация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
консультация

Стегленко Нина Александровна

Консультация для педагогов дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx13.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание (А.Г. Гогоберидзе) — целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире.

Результат сенсорного воспитания  - сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие (Л.А. Венгер) — это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.

В научных трудах Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, В.П. Зинченко, Н.Н. Поддьякова, Ж. Пиаже, Ф. Фребеля, М. Монтесори и других под сенсорным развитием понимается  формирование чувственного опыта ребенка.          

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

 Сенсорные эталоны – понятие, разработанное А.В. Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий и обозначающие системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно – исторического развития и предлагаются ребенку для усвоения использования их в качестве образцов при обследование объектов и анализе их свойств. В педагогике под сенсорными эталонами понимается восприятие, развитие геометрических фигур, цвета, величины.

В качестве сенсорных эталонов выступают: эталоны цвета – семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности;  эталоны формы – геометрические фигуры; эталоны величины – метрическая система мер. Так же свои виды имеются и в слуховом восприятии – это фонемы родного языка, звуковысотные отношения; эталоны во вкусовом и обонятельном восприятии. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.

Ознакомление с сенсорными эталонами в практике ДОО осуществляется во время организованной образовательной деятельности по рисованию, лепке, конструированию, формированию элементарных математических представлений др.  Дидактические игры и упражнения могут применяться педагогами, как один из методов провидения самого занятия, так и в целях расширения их; так же для уточнения и закрепления полученных знаний и умений на занятиях.

Так же занятия по сенсорному воспитанию могут организовываться как самостоятельное занятие направленное на сенсорное воспитание и сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Важную роль здесь играет качество приготовленного дидактического материала, это и чистые цветовые тона (цвета радуги);  приятная фактура; четкая форма дидактических пособий. Все это способствует накоплению сенсорных представлений на уровне предэталонного значения.  

Главным правилом  при составлении тематического планирования, материал   должен быть согласован с временем года, с сезонными явлениями. Так, например, прежде чем дети начнут рисовать красками «листочки деревьев», их необходимо познакомить с самими листочками (Н.: можно поставить в воду срезанные веточки и дождаться, когда из почек распустятся листочки).

Следует отметить, что в каждом возрасте стоят свои задачи перед сенсорным воспитанием.

Ранний и младший дошкольный возраст: накопление представлений о форме, величине, цвете.

Средний дошкольный возраст: формирование сенсорных эталонов, обучение детей способам обследования предметов, обучение классификации предметов по одному или нескольким признакам.

Старший дошкольный возраст: различие речевых звуков (различение восприятия начертания букв при обучении грамоте).

Необходимо отметить, что сенсорное воспитание, это и фундамент умственного развития с одной стороны, и с другой стороны полноценное восприятие необходимо для успешного обучения детей в ДОО, в школе.

Итак, в результате сенсорного воспитания дети дошкольного возраста овладевают способами чувственного познания мира и наглядно – образным мышлением. Так же у них происходит совершенствование всех видов детской деятельности, а практической и познавательной деятельности формируется относительная самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» (консультация для воспитателей)

Консультация для воспитателей на тему: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"...

Консультации для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...

Консультация для воспитателей по теме "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей по теме "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста " Дидактическая игра для развития тактильных ощущений.

Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умст...

Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так д...

Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»н

Консультация для родителей первой младшей группы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»н...