Татарские народные игры как средство коммуникативного развития детей 6 лет.
проект (подготовительная группа)

Сураева Ольга Борисовна

Старшие дошкольники любознательны и всё новое их увлекает. В моей группе много детей татарской национальности.Так возникла идея создать проект по народным татарским играм.В народной игре происходит развитие личности,психическое развитие,дети развиваются не только творчески, но и физически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suraeva_o.b._1.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

               «Татарские народные игры как средство

                коммуникативного развития детей 6 лет».                              

                                                 Оглавление.

1. Пояснительная записка.

2 .Этапы работы над проектом.

        1) 1этап-подготовительный.

        2) 2этап-планирование.

        3) 3этап-реализация проекта.

        4) 4этап - итог.

        5) 5этап - рефлексия.

         6) 6 этап - проектировочный.

  3. Результаты проекта.

  4. Сценарий развлечения.

   5. Приложение.

   6. Литература.

                                 Пояснительная записка.

Знакомя детей с народной игрой, мы  уделяем  внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению  уровня познавательных способностей детей, развиваем  воображение.

 Также  нельзя считать себя культурным без знания своих корней и древних традиций. Современные дети  менее общительны, не умеют договариваться, самостоятельно  разрешать конфликтные ситуации.  А играть с ребёнком - значит разговаривать на понятном ему языке.

 Дети подготовительной к школе группы скоро станут первоклашками. Уметь  взаимодействовать со сверстниками и разными взрослыми  очень важно в  школьной жизни, поэтому необходимо развивать эти качества у шестилеток.

  Старшие дошкольники  любознательны и всё новое их увлекает, так возникла идея создать проект по народным играм.  В моей группе много детей татарской национальности.   Я  решила познакомить детей с народной татарской игрой.

 В игре происходит развитие личности и всех психических процессов, а также дети развиваются не только творчески, но и физически, учатся быть внимательными друг к другу, дружелюбнее, воспитывается чувство взаимопомощи.

             

 Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели,                     родители воспитанников, сотрудники областной детской библиотеки.

Актуальность проекта:  Проблема. В настоящее время старшие дошкольники увлечены компьютерными играми, мало времени уделяется живому общению, поэтому актуальной является задача взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми.

Цель: коммуникативное развитие детей 6 лет.

Задачи: 

Для воспитанников:

     1.развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребёнка.

2.формировать представления о традициях и обычаях.

3.способствовать индивидуальному самовыражению.

4.побуждать к радостным ощущениям от совместных активных движений.

5.поддерживать стремление активно вступать в общение.

Для родителей воспитанников:

  1. развивать физические и творческие способности.

2.  помочь познакомиться поближе, найти общие интересы.

 Для социальных партнёров:

   создавать условия для совместных мероприятий.

Вид проекта:  краткосрочный, практико-ориентированный.

Ожидаемые результаты:

1. повышение эмоционального, психологического и физического                    благополучия детей и взрослых;

2.  активное участие родителей и социальных партнёров в мероприятиях, направленных на расширение представлений о народной татарской игре;

3.  совершенствования взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

4.  развитие культуры движений.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный.

В беседе с детьми о том, знают ли дети игры народов Поволжья, возник спор  чьи игры интереснее: русские народные игры или татарские, решили проверить на практике.

      Подобрали  совместно с воспитанниками сборник татарских народных игр.

2 этап – планирование.

1) чтение и  беседы с детьми о татарских сказках.

2) помощь родителей в изготовлении атрибутов для татарских игр.

3) сбор фотоматериалов на тему: «Традиции и праздники татарского народа».

4) рассматривание элементов национального костюма.

3 этап – реализация проекта.

1) Изобразительная деятельность на тему:  «Татарские игры».

2) Беседа на тему: «Что я узнал о культуре и традициях татарского народа».  Свободное общение на тему: «Зачем нужно знать игры разных народов».

3) Консультация для родителей «Роль народной игры в развитии детей».

4) Прослушивание аудиозаписей татарских сказок.  

5) Экскурсия в Самарскую областную детскую  библиотеку, с целью посетить выставку «Татарские сказки».

6) Разучивание игр в музыкальном зале и на свежем воздухе.

7) Родительское собрание. Тема: «Большая дружная семья».  Цель: привлечение родителей к разрешению проблемы межнационального общения посредством совместных мероприятий.

8) Заседание родительского клуба «Здоровый малыш». Обмен опытом семейного воспитания по формированию у детей интереса к подвижной игре. Просмотр семейных альбомов с фотографиями активного отдыха, семейных игр.  

4этап – итог.

Проведение совместного развлечения «Праздник татарских игр» для воспитанников  подготовительной к школе  группы и родителей.

5 этап – рефлексия.

Совместное чаепитие воспитанников, воспитателей и родителей воспитанников в группе, обсуждение результатов праздника.

6 этап – проектировочный.

Организация родительским комитетом  фотовыставки «Многообразие Самарского края» (фотографии с разных праздников).

Результаты проекта:

Большой опыт общения получили все участники проекта.    

     Создана базовая площадка для социальных партнёров.

      В процессе работы над проектом дети, родители и воспитатели  стали ближе       друг к другу, дружелюбнее, внимательнее, а полученные знания и умения помогли вызвать интерес к традициям татарского народа.

Продолжать активно содействовать сотрудничеству с областной детской библиотекой.

Организовывать мероприятия, направленные на расширение знаний детей о культуре и традициях народов Поволжья.

                       

      Сценарий развлечения «Праздник татарских игр».

Дети заходят в музыкальный зал под музыкальное сопровождение (Зульфия Мингатева «Милаш») [интернет-ресурс] poiskm.co  и строятся полукругом в центре.

    Ведущий:              Татарская земля родная, традиций нам не счесть твоих

                                     Другого мы не знаем края, где б так же почитали их.  

Гуля и Раиф познакомят нас с народными татарскими играми. Вы согласны поиграть?

Раиф: Моя самая любимая игра «Тимербай». В эту игру играли моя бабушка и дедушка, по татарски бабушка - апа, а дедушка – бабай. Чаще всего играли на праздниках «Сабантуй», «Навруз». В игре «Тимербай» можно посостязаться в беге, ловкости. Послушайте правила  (см.Приложение). Дети играют 2 раза.

Ведущий: Конечно татарский народ очень мудрый, давайте послушаем загадки.

Крылья есть, но не летают, на небо не смотрят, ног не имеют, но ходят, звёзд не считают, на земле не живут, людей не знают (рыбы).

Кругла как шар, красна, как кровь, вкусна, как мёд (вишня).

В дверь входит ползком, а в передний угол дыбом (холод).

Гуля: А моя любимая игра  «Серый волк». Послушайте правила игры (см. Приложение). Дети играют 2раза.

Ведущий: Нелля  знает стихотворение детской татарской поэтессы Гузель Искаковой «Мышка».  Девочка читает стихотворение.

Ведущий: Наши мамы хотят поиграть с нами. Приглашаем маму Раифа поиграть в следующую татарскую игру «Займи место», остальные мамы к нам присоединяйтесь (см. Приложение).

Ведущий: Татарстан - обширный и богатый край. Древняя земля 4рек, ставшая родным домом для представителей различных национальностей. Республика стала образцом добрососедства и культурного взаимодействия двух народов-мусульман-татар и христиан-русских.  Люди,  живущие здесь, любят свою малую родину и гордятся ей (на экране появляется слайды  с природой, с праздниками и элементами национального костюма Татарстана).

Ведущий: Приглашаем  мальчиков и их пап посоревноваться в ловкости, сноровке, быстроте реакции. Никакой народный праздник не обходится без мужских игрищ:

 1. «Сбей противника»  (двое встают на спортивное бревно напротив друг друга,  в руках подушки, стараются сбить противника на пол).

2. «Кто больше отожмётся» (жим на руках),
3. «Кто быстрей достанет платочек» (лазанье по канату).

Ведущий: Ребята, какие татарские игры вам понравились…

Наши мамы приготовили  угощение-национальное блюдо «Чак -чак». Приглашаем всех на чаепитие.

             

                                                       Приложение.

                                   Татарские народные игры.

                                        Тимербай.

Игроки  берутся за руки и делают круг. Выбирают водящего – Тимербая (можно по считалке). Он становится в центре круга. Водящий произносит:

                             -  Пять детей у  Тимербая,

                                 Дружно, весело играют.

                                 В речке быстрой искупались.

                                 Нашалились, наплескались.

                                  Хорошенечко отмылись

                                  И  красиво нарядились.

                                  И не есть, не пить не стали,

                                   В лес под вечер прибежали,

                                   Друг  на друга поглядели,

                                   Сделали вот так…..

С последними словами водящий делает любое движение. Все дети должны повторить его. Затем водящий выбирает вместо себя кого-нибудь.

Правила. Движения, которые показывали, повторять нельзя. Показанные движения повторять точно. В игре можно использовать мячи, ленты.

                                                     Серый волк.

Одного ребёнка выбирают волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в  одном конце  площадки. Остальные дети находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведёнными линиями 20-30 см. По сигналу все идут собирать в лес грибы. Навстречу выходит ведущий и спрашивает:               - Вы друзья, куда спешите?

                                        -В лес дремучий мы идём.

                                           -Что вы делать там хотите?

                                            -Там малины наберём.

                                            - Вам  зачем малина, дети?

                                            - Мы варенье приготовим.

                                            -Если волк в лесу вас встретит?

                                             -Серый волк нас не догонит.

Дети подходят к месту, где сидит волк и говорят:

                                              Соберу я ягоды и сварю варенье

                                              Милой моей бабушке будет угощение.

                                              Здесь малины много, всю и не собрать.

                                               А волков, медведей вовсе не видать.

Волк сразу встаёт, дети бегут за черту. Волк пятнает. Пленников уводит в логово.

Правила. Волку нельзя выскакивать, а игрокам убегать раньше, чем произнесли слова. Ловить только до черты.

                                                       Займи место.

Один ребёнок водящий, остальные игроки. Дети образуют круги ходят по кругу, взявшись за руки. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону и говорит:                              Как  сорока стрекочу,

                                              Никого в дом не пущу.

                                              Как гусыня гогочу.

                                              Тебя хлопну по плечу. Беги!

Сказав беги, водящий ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили,  устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежав  круг, игрок  раньше занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.

Правила: Бежать только по кругу. Во время бега не касаться стоящих в кругу.

                                          Литература. 

Ф.Г.О.С. дошкольного образования [электронный ресурс]  - Режим доступа:http:// минобороннауки/ новости/3447/файл /2280/13.06.14. ФГОС-ДО. pdf

Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса  «Проектная деятельность дошкольников».

(для занятий с детьми 5-7лет).  

Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно - исследовательская  деятельность дошкольников» (образовательная область познание), (для занятий с детьми 4-7 лет).  

Татарские народные сказки «Бедняк и два бая», «Волк и портной», «Башмаки», «Алгашма  и  смелая Сандугач» [электронный ресурс] - Режим доступа:vseskazki/su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувашские народные игры как средство физического развития детей

Внедрение национально-регионального компонента в образовательной области "Физическая культура" в ДОУ....

Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...

Народные игры как средство физического развития детей

Консультация для воспитателей«Народные игры как средствофизического развития детей»...

"Игра - как средство коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

Роль игры в развитии детей дошкольного возраста....

Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1.Обрядовые игры имеют общее ядро – культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времен. Культовые, семейные и сезонные игры имеют различной глубины исторические корни подчас культового...