Главные вкладки

    Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
    консультация

    Алексеева Лилия Назыржановна

    Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_vospityvayushchiy_detey_s_ovz.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

    Верить в свои возможности,

    никогда не опускать руки

    Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении. Организация взаимодействия с семьей ДОУ

    – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.

            Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

         Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

    Согласно исследованию, проводившемуся в нашем ДОУ были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ.

    1.        Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

    2.        Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

    3.        Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

    4. Неготовность родителей номротипичных детей принять в группу детей ребенка с ОВЗ.

       Цель работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ – создание и реализация в ДОУ модели конструктивного взаимодействия с родителями, в рамках которой будет осуществляться повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

    Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач:

    1. Организация психологической и коррекционно-педагогической помощи семьям в вопросах воспитания и развития детей.
    2. Вовлечение родителей в деятельность учреждения для создания единой образовательной среды и успешной социализации детей в обществе.
    3. Формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй.

    Предполагаемый результат:

    1.        Повышение уровня компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их активности в образовательном процессе.

    2.        Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в жизнь образовательного учреждения.

    3.        Создание безопасной среды для успешной социализации и формирования взаимного доверия между семьей и ДОУ.

    Принципы работы с родителями детей с ОВЗ:

    1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

    2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

    3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

    4. Принцип доступности

    В основу построения модели конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников положены теоретические заключения Н.Н. Обозова, Л.В. Байбородовой, Ю.А. Верхотуровой. В рамках данной модели конструктивное взаимодействие выстраивается поэтапно.

    1 Этап – взаимопознание ( длится в течение месяца). Это этап диагностики

             Мы собираем  информацию об особенностях функционирования семьи, выявляем ее скрытые ресурсы,  их запросах на формы и методы обучения - преимущественно опросными методами (индивидуальными  диагностическими беседами с родителями, анкетирование, беседы, диспуты).  Благодаря этому этапу, мы выявляем проблемы, которые испытывают дети и родители.

    2 Этап – взаимопонимание (до 1 месяца).

    На этом этапе все участники образовательного процесса приходят к пониманию друг друга, выбирают подходящие способы для коммуникации и т. п. Разрабатываем индивидуальные программы для детей, где прописываем запросы родителей (формы работы, методы, используемые технологии  и т.д.).

    3 Этап – взаимоотношения и взаимные действия – наличие у всех участников образовательного процесса общих целей и путей их достижения.

    Работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи

    семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей,

    восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей

    членам семьи опираться на свои собственные ресурсы;

    На каждом этапе работе с родителями использовались следующие направления в работе

    Значительное место в работе с родителями отводилось психолого-педагогическому просвещению и информационному обеспечению.

    Наглядно-информационные  - ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей с ОВЗ, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ (настенные информационные стенды, раскладушки, информационные заметки на сайте; выставки, буклеты)

    Просветительские ознакомление родителей с возрастными и психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста с ОВЗ, формирование у родителей практических навыков воспитания, образования и развития детей (конференции, семинары – практикумы, семейный клуб, тренинги, совместные праздники, открытые занятия, дни открытых дверей, круглые столы, мастер – классы, квест игры,  и проч.).

    Досуговые – Досуговая форма используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми установление доверительных отношений.

    Воспитанникам  и родителям предоставлялась возможность реализовать свои индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности: спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, трудовых делах, проектных работах.  А у родителей появилась ещё раз  возможность поддержать своих детей, порадоваться их успехам, лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, возможностей, увлечений, таланта. Совместные мероприятия сблизили детей и родителей.

    4 этап –  анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.

    Работа с родителями  проводится в течение  длительного времени, и дала следующие результаты: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, доверительное отношение к сотрудникам дошкольного учреждения.

    Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

            Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации психолога родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями.

    Понимание и принятие родителем  ребенка с особыми потребностями способствует раскрытию его потенциальных возможностей....

    Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями

    Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем своего ребенка. Работа с родителями ограничивалась конс...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАБОТА С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

    Данный материал  будет полезен  специалистам работающим с семьями  детей с особыми образовательными. потребностями.   В работе    раскрыты такие  воп...

    Социально-психологические проблемы семей воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями

    Семья - это такой мир, в котором у ребёнка формируются представления об окружающем мире, мире людей, нравственные качества, первичные представления о характере межличностных отношений .Актуально...

    Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями

    Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями...