Консультация для родителей "Комплексное сопровождение родителей,воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями"
консультация по психологии

Зеленева Марина Эдуардовна

Консультация о том, как родители "принимали" диагнозы детей, с какими трудностями сталкивались родители ,что помогло им справится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskaya_konsultatsiya.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Родительская консультация на тему: «Комплексное сопровождение родителей ,воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями».

Цели: создать благоприятную ,безопасную , открытую рабочую обстановку, мотивировать матерей на дальнейшую совместную деятельность.

Оборудование: клубок ниток, мячики(по числу участников), стулья (по количеству участников).

Уважаемые родители, здравствуйте. Мне рада видеть Вас! Тема  консультации «Комплексное сопровождение матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. А начать нашу беседу хочу с рассказа притчи.

 Притча « Создай все сам!»

Один мужчина мечтал о лучшей жизни. Ему не нравился тот дом, в котором он живет, та одежда, которую он носит, словом, все, что его окружало. Он задавался вопросом, почему у кого то есть все, о чем только можно мечтать, а у него нет  ничего. «Вот если бы у меня был хороший дом, красивая жена, много денег, тогда бы я был бы счастлив»,- думал мужчина, целыми днями.

   И вот однажды,  он повстречал Волшебника. « Я слышал твои мысли,- сказал Волшебник.- И я готов помочь тебе. Скажи, чего ты хочешь, и я все исполню.»

   Мужчина очень обрадовался. Но сначала не поверил своему счастью; «Неужели так бывает? Просто попросить, и все исполниться? Наверное, ты чего то хочешь взамен?».

  Но Волшебник ответил, что ему ничего не нужно. « Ты так давно просишь, что я подумал, наверное, ты точно знаешь, чего ты хочешь. Просто попроси, и все будет!».

   «Отлично!-обрадовался мужчина.- Мне нужен большой, красивый дом! Красавица жена, но чтобы умела хорошо готовить. Еще мне нужно, чтобы у меня было много-много денег!»

   И, действительно, на следующее утро мужчина проснулся в большом, роскошном доме, его встречала улыбчивая красавица, которая  была его женой . Завтрак был приготовлен. Все было великолепно. В банке был открыт счет на его имя, и сколько  бы его не тратил, счет все время пополнялся. Мужчина был просто в восторге!

   Но вот день летел за днем, месяц за месяцем, а в его жизни ничего не менялось. Он стал сам себе задавать вопрос : «Чего еще можно хотеть, ведь у меня все есть?». Но между прочим он чувствовал, что желанного счастья так и не обрел.

  И он снова начал звать Волшебника. «Почему я несчастлив, ведь у меня все есть?»,- спросил мужчина Волшебника, когда тот снова пришел к нему. « Я исполнил все, что ты хотел. Так что наслаждайся своим счастьем!»,-сказал Волшебник.

  «Не могу. В моем огромном доме мне одиноко, красавица жена не радует меня. И деньги, которых я хотел, не приносят мне удовлетворения. Почему? Ответь мне, Волшебник».

  «Ты просил у меня дом, но не попросил тепла и уюта в нем! Ты попросил у меня жену, но не попросил любви и понимания! Ты попросил у меня денег, но не попросил свободы, силы и радости, которые они могут дать!»,-ответил Волшебник.

  Мужчина очень обрадовался. «Спасибо! Я все понял,- сказал он.- Я хочу все этого! Дай мне это!

  «Ну, раз ты все понял, тогда иди и СОЗДАЙ ВСЕ САМ!»,- ответил волшебник и исчез.

  И мужчина очнулся в своем прежнем доме, один, без жены и денег. Но зато теперь с ним была уверенность и знание того, что же он хочет на самом деле!

Мы тоже будем надеяться, что наши встречи принесут вам уверенность и знании того, что для наших детей, для нас очень важны любовь, принятие, тепло, понимание и радость.

Любая семья с нетерпением ждет появления на свет  ребенка, который должен утвердить ее в собственных правах и глазах окружающих в родительской роли, скрепить любовь, стать её проявлением, её плодом-безусловно, самым красивым и лучшим в мире! Родители, независимо от того, первенец это или нет уже заранее представляют его судьбу- самую счастливую, самую успешную! Родители думают, мечтают о том, какое имя они дадут ему, как он будет расти и развиваться , как пойдет в школу, будет получать хорошие оценки и семья будет годиться им… Некоторые родители в своих мечтах представляют, как ребенок окончит школу, получит должное образование, работу, вступит в брак, приведет в дом внуков, обеспечит им, родителям, спокойную старость… Вместе с родителями появление ребенка ждут их близкие родственники и друзья.

  И вот рождается ребенок! Такой взлелеянный, ожидаемый с нетерпением и волнением! И вот здесь, кто уже сразу в роддоме, кому то со временем, спустя время, когда проявляются отклонения в развитии, или несчастный случай, или болезнь и т. д. дают серьезное отклонение, врачи объявляют: «Ваш ребенок будет не таким как другие …».

  Это тяжелые слова. У родителей, особенно у матери ребенка, возникают мысли: «Почему именно моему ребенку выпал этот крест? Ребенку, которого мы так ждали, которого уже так любим и желаем только счастья? Наверное, его можно вылечить, наверное, как то все еще можно изменить?». Вместе с этими мыслями возникает и страх за его будущее и боль от осознания возможных трудностей и испытаний, которые грозят ему на жизненном пути.

  При этом многие из близкого окружения, друзья воспринимают данную ситуацию, ребенка как «несчастный случай», о котором стараются не упоминать в разговорах, и дают совет: «Отдай этого ребенка в интернат, откажись от него» и т. д.

  И от всего этого жизнь становится на землетрясение , когда разрушаются все выстроенные мечты и ожидания, когда остаешься один на один со сложной ситуацией, а душу охватывает ураган различных чувств и эмоций, таких как:

-надежда на лучшее-«Этого не может быть!». И мы хватаем ребенка и бежим к одному, потом к другому, затем к третьему доктору, чтобы сделать повторное обследование в надежде услышать: « Вашему ребенку поставили ошибочный диагноз, на самом деле все хорошо!»

-ужас и боль заполняющее нашу душу; отчаяние, от  которого хочется кричать и крушить все вокруг;

-панический страх-«Что теперь будет? Как жить дальше?»;

-жалость к себе и обида на весь мир : «Почему я? Почему не кто то другой?»

Вот что вспоминают родители детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) о своих первых эмоциях и чувствах, когда узнали, что их ребенок будет не такой, как другие дети:

«Я не могла поверить. У меня в голове была только одна мысль: это ошибка, этого не может быть… И когда кто-нибудь говорил о болезни нашего ребенка, я просто отключалась, я их не слышала»;

«Все померкло. Мне казалось, наше счастье закончилось. Я не мог пережить этого. Слова врача, что мой сын не будет ни сидеть, не ходить, не шли из моей головы. Я не мог оставаться дома. Не мог смотреть на своего сына… Я неделями не приходил домой»;

-«Тогда наша семья была, как корабль, попавший в шторм. Волны и ветер кружили и бросали его во все стороны. Мы утратили все ориентиры. Нас кренило то в одну, то в другую сторону. В шуме бури мы не могли слышать, понимать друг друга. Мы не знали –как действовать и закончится ли это когда- нибудь . Мы были напуганы, мы были в панике…»

Как помочь родителям, мамам детей с ОВЗ? Прежде в сего через понимание и поддержку  друг друга! Здесь мы можете выразить свои чувства людям, которые оказались в такой же ситуации, которые знают о ней не из книг и рассказов других людей, а тем, кто переживали и переживают сейчас. Людям, которые могут выслушать и услышать. Выраженные чувства, словно пролившиеся слезы, уносят с собой боль, безысходность, горе и страх.

Практическая часть.

1.Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Одному из участников предлагается стать водящим. Сначала это может быть педагог-психолог. Он выходит в центр круга. Остальные участники сидят на своих местах . Мест ровно столько, сколько и участников.  Водящий обращается к сидящим со словами : « Поменяйтесь местами те, кто…» и заканчивает любой фразой, которая может относится как к внешним (те,кто в брюках, те, кто с короткими волосами ), так и к внутренним признакам(любит слушать классическую музыку, кто любит общение). Задача тех, кто сидит,-поменяться местами, не договариваясь на словах. Водящий пытается занять пустующее место, не договариваясь на словах. Водящий пытается занять пустующее место. Если ему это удается, то водящим становится тот человек, который остался без места.

2. Упражнение «Знакомство»

Все участники группы сидят в кругу. Педагог-психолог берет клубок ниток. Наматывая себе на палец немного нити, он называет своё имя и рассказывает о том, что любит, о  своих интересах, а все остальные участники внимательно слушают.. Упражнение заканчивается, когда каждый участник представится и немного расскажет о своих пристрастиях и увлечениях.

3.Упражнение «Шарик в паре»

Каждому участнику раздается по одному мячику. Участники распределяются по всему пространству. Можно поставить подвижную музыку. Педагог-психолог объясняет правила.  «Я включу музыку. Пока она звучит вы в своем темпе-спокойно, быстро, бегом, прыжками –передвигайтесь по всему свободному пространству. Как только музыка замолкает- вы останавливайтесь. Смотрите, с кем находитесь ближе всего, и образуйте пару с этим человеком. Затем необходимо будет повзаимодействовать  друг с другом, катая мячики в паре между ладонями. При этом вы можете быть как лидером-задавать движения, так и занимать пассивную позицию. В этот момент очень важно прислушиваться к самому себе ,своим чувствам. Как только зазвучит музыка, вы сново начинаете самостоятельно двигаться по всему пространству.

Вопросы для обсуждения:

Поделитесь, какие чувства возникли у вас во время выполнения этого упражнения?

Как вы выполняли это упражнение: пробовали ли быть лидером или взаимодействовали разными способами?

Было ли вам комфортно взаимодействовать с кем то в паре? Почему?

Было ли вам некомфортно? Почему?

 

Подошла к концу наша встреча. С каким настроением вы уходите? Было ли что-то, что вам понравилось, и чтобы вы хотели об этом сказать?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

Рекомендации психолога родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями.

Понимание и принятие родителем  ребенка с особыми потребностями способствует раскрытию его потенциальных возможностей....

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы....

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями...

«Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей с особыми образовательными потребностями в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности»

Сопровождение- это долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Цель психолого-педагогического сопро...

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации

Содержание работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности...