Педагогический совет №4 «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»
методическая разработка

Воробьева Татьяна Викторовна

  Детское экспериментирование  это замечательное и универсальное средство интеллектуального развития. Его можно использовать в различных видах деятельности детей, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, экологии и др.

Элементарное экспериментирование начинается с группы раннего возраста. Оно вызывает у малышей живой интерес и восторг.

   Дети по природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет №4

«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»

Ст. воспитатель: Воробьева Т.В.D:\работа\фото\педсовет  по  эспериментированию  28.04.17\IMG_3637.JPG

Цель педсовета: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. 

Форма проведения педсовета:  интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Предварительная работа: 

  1. Изучение нормативно – правовой документации
  2. Проведение анкетирования «Организация познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»
  3. Проведение тематического контроля «Организация познавательно – исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
  4. Проведение смотра – конкурса «Лучший уголок науки»
  5. Оформление уголков для родителей: папки-передвижки, консультации, памятки.
  6. Проведение методических мероприятий:
  • Педагогический пробег «Познавательно – исследовательская деятельность»;
  • Экологическая акция «Посажу расточек, выращу цветочек»;
  • Проведение конкурса «Природа и фантазия»;
  • Обмен опытом «Изготовление и применение разных материалов при проведение опытно – экспериментальной деятельности»;
  • Практическая консультация «Экспериментальная, познавательно – исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста» в младшей группе – Воспитатель Медведева О.С.
  • Практическая консультация «Экспериментальная, познавательно – исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста» в средней группе – Воспитатель Пантелеева А.Н.
  • Практическая консультация «Экспериментальная, познавательно – исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста» в старшей группе – Воспитатель Дульская О.Н.
  • Практическая консультация «Экспериментальная, познавательно – исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста» в подготовительной группе – Воспитатель Романовская И.В.
  • Разработка проекта «Экологическая тропа на территории детского сада»;
  • Открытые  просмотры занятий всех педагогов

План проведения педагогического совета: 

Тренинг «Давайте поздороваемся»

  1. Основная часть
  1.  Выполнение решения предыдущего педагогического совета
  2.   Доклад - презентация «Экспериментирование в детском саду» - старший воспитатель Воробьева Т.В.
  1. Практическая часть –
  1.   Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».
  2.  Анализ открытых занятий
  3.  Подведение итогов тематической проверки
  1. Заключительная часть

Итоги смотра – конкурса «Лучший уголок науки»

Проект решения педагогического совета

Тренинг «Добрые сердца»

Ход педсовета

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема педагогического совета: «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников».

Прежде чем начать работать, предлагаю снять мышечное напряжение, расслабиться и выполнить упражнение «Давайте поздороваемся».

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Встав возле столов, педагоги по сигналу начинают здороваться со всеми. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руки

2 хлопок – здороваемся плечами

3 хлопок – здороваемся спинами.

Разговаривать во время игры запрещается.

Спасибо, мини-тренинг закончен. Садитесь.

Основная часть

  1.  Выполнение решения предыдущего педагогического совета

    Решение выполняется. А теперь перейдем к теме нашего педагогического совета.

  1.   Задача обозначена в годовом плане и звучит она так «Создание  условий в ДОУ для  познавательно – исследовательской деятельности с целью повышения познавательной активности детей дошкольного возраста»

   Я предлагаю каждому участнику педсовета отобрать фишку нужного цвета:

  • если вы считаете себя вполне компетентным в вопросе экспериментирования – зеленую;
  • если хотели бы уточнить некоторые вопросы – желтую;
  • если испытываете затруднения при планировании и проведении занятий на эту тему – красную.

(Выполнение задания)

Один из команды соберите выбранные фишки и выставите их на табло (магнитную доску).

-На доске, на ряду с фишками зеленого цвета мы видим фишки и желтого и красного цвета.

Я думаю, тема сегодняшнего педсовета выбрана правильно.

  1. Доклад - презентация «Экспериментирование в детском саду» - старший воспитатель Воробьева Т.В.

D:\работа\фото\педсовет  по  эспериментированию  28.04.17\IMG_3603.JPG

"Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать".

      Китайская пословица гласит:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

-Что же такое детское экспериментирование.

  Детское экспериментирование  это замечательное и универсальное средство интеллектуального развития. Его можно использовать в различных видах деятельности детей, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, экологии и др.

Элементарное экспериментирование начинается с группы раннего возраста. Оно вызывает у малышей живой интерес и восторг.

   Дети по природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.

II –  Практическая часть.

Теперь давайте перейдем к практико-методической части педагогического совета.

Цель: Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные). Развивать познавательный интерес у педагогов.

Форма проведения: Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?

ХОД   ИГРЫ D:\работа\фото\педсовет  по  эспериментированию  28.04.17\IMG_3637.JPG

Воспитатели рассаживаются  вокруг игрового поля, на котором в секторах лежат конверты двух цветов с заданиями.

Игра началась.

Если выпадает сектор со скрипичным ключом, кто-то из участников команды должен вспомнить название и автора прозвучавшего музыкального произведения экологической тематики.

Если выпадает «Черный ящик», в котором лежит комплект открыток (для каждой команды), то нужно назвать изображенные на них растения и животных (или определить опыт), затем сказать, в какой группе с ними знакомят детей.

Конверт № 1

  • Что означает термин «ЭКОЛОГИЯ» (С какими разделами программы взаимосвязана)

(Эколо́гия (от греч. οικος — дом, хозяйство, обиталище и λόγος — учение) — наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы).

  • Что означает термин «ОПЫТ», «ЭКСПЕРИМЕНТ» (С какими разделами программы взаимосвязан)

Опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

Эксперимент – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.

Конверт № 2

  • С чем можно экспериментировать в дошкольном возрасте?
  • Назовите минусы самостоятельного опыта

Конверт № 3

  Создание условий в ДОУ для формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Вопрос:

  • Какие внутренние природные зоны можно создать в детском саду для формирования у детей экологической культуры? Дайте краткое описание каждой из них.

         

  • Какие внешние природные зоны можно создать в детском саду для формирования у детей экологической культуры? Как вы организуете деятельность детей в имеющихся природных зонах?

Ответ:

- организация внутренних (экокабинет или комната природы, уголок живой и неживой природы, огород на подоконнике «Огород – круглый год», фитобар)

-  внешних (сад, огород, грядка лекарственных растений, зона отдыха на участке, экологическая тропа, птичья столовая).

D:\работа\фото\педсовет  по  эспериментированию  28.04.17\IMG_3628.JPG

- дневники наблюдений 

- календари природы

-обязательное условие – дети должны трудиться!

Конверт № 4

Решение педагогической ситуаций

  • Педагогическая ситуация 1

Воспитательница старшей группы часто спрашивает у своих воспитанников, что интересного в природе они видели, идя в детский сад или из детского сада.

Вот некоторые рассказы детей:

-        Когда я шел, - говорит мальчик, - видел солнце. Оно большое, красное.

Я теперь знаю, какое солнце нужно рисовать.

  • Я видела красивые деревья, на них иней.
  • Я видел, как переливаются на солнце сосульки, как блестит снег на солнце. Если присмотреться, снег голубоватого цвета и в тени это заметнее.
  • Я видела, как красиво кружились и падали мягкие, пушистые хлопья снега, - говорит Лена.
  • Молодец, Леночка, - сказала воспитательница, - красиво рассказала. Почти как в стихотворении, помните?

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится...

Многие дети, повторяя слова стихотворения, вспоминают, что и они видели, как снег падает, кружится. Это очень красиво.

  1. С какой целью воспитательница просила рассказать о самом интересном, замеченном на пути в детский сад?

  1. В чем проявилась у детей любовь к природе?
  2. Каково значение художественного слова в восприятии красоты природы?

  • Педагогическая ситуация №2

Утром, придя в детский сад, Ира первая заметила цветок настурции, подбежала к окну, захлопала в ладоши, закричала:

-        Дина Давыдовна, ой какой! Какой красивенький, - наклонилась, осторожно погладила листок рядом с цветком, позвала свою подружку Лену. Подбежали и другие дети. Некоторые улыбались цветку, пытались его понюхать, другие стояли молча и смотрели на это «чудо».

Перед завтраком воспитательница собрала всех детей, чтобы еще раз посмотреть, какой расцвел цветок.

-        Красивый, желтый с красным. Совсем такой, как на картинке.

Снова показала детям картинку, которую они рассматривали перед посевом. Дети обрадовались знакомой иллюстрации и с интересом сверяли ее глазами с натурой.

  • Он пахнет хорошо, - продолжала воспитательница. - Когда много расцветет, понюхаем, а сейчас не надо, один сломать можно.

Показала детям бутон:

  • Из него скоро такой же цветок расцветет, надо поливать настурцию, руками не трогать и не рвать.

Так, в течение всего времени цветения никто не сорвал ни одного лепестка, в первую очередь дети стремились полить настурцию.

  1. Какие чувства возникли у детей в результате наблюдения за цветущей настурцией?
  2. Чем можно объяснить бережное отношение детей к растению?

Конверт № 5

  Вспомните слова Л.В. Выгодского о том, что «Обучение ведет  за собой развитие». Каким требованиям должно отвечать обучение, которое имел в виду известный психолог?

(проблемное обучение)

  Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создаёт познавательную задачу,  ситуацию и предоставляет детям возможность изыскать средства ее решения, используя заранее усвоенные знания и умения.

Задание: определить к какому разделу программы можно отнести данную проблемную ситуацию и к какому возрасту

    Проблемная ситуация   «Как понюхать воздух?»

    Решение проблемы

     На столе в вазочку поставили букет цветов. Прошло несколько минут, и вся комната наполнилась душистым запахом. Это невидимка – воздух разнёс по комнате крошечные капельки пахучего вещества, которое выделяется из цветов.

  Сам воздух ничем не пахнет, но он, словно губка, впитывает в себя разные запахи, и тогда, понюхав его, можно узнать, где побывал наш невидимка.

Проблемная ситуация.

 К детям пришла кукла Катя и попросила завязать ей бантик из бумажной ленты.

Как вы думаете, получится из бумажной ленты бантик или нет?

Решение проблемы

Воспитатель начинает завязывать бант из бумажной ленты, сильно тянет за концы так, чтобы лента порвалась.

- Что произошло с лентой? (Она порвалась)

 - Почему порвалась бумажная лента? (Сильно потянули, другие предложения детей)

 - Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная, она рвётся.

Воспитатель и дети предлагают кукле Кате завязать бант из капроновой ленты.

«Черный ящик»

  1. Опыты (эксперименты)

1 опыт.

«Раскрасим салфетку без рук»

Оборудование: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры.

Ход действий: стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз так, чтобы получился узкий, длинный  прямоугольник. От него отрезается кусочек примерно 5 см ширеной. Развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Отступая от нижнего края примерно 5-6 см, начинаем ставить большие точки каждым цветом фломастера. Образуется линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. Наблюдаем.

Выводы: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками. Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх. А проходя сквозь краску фломастера, она растворяет её.

  1. Анализ открытых занятий
  2.  Подведение итогов тематической проверки
  1. Заключительная часть

Итоги смотра – конкурса «Лучший уголок науки»

Проект решения педагогического совета 

Проект решения педагогического совета:

1.Продолжать создавать в ДОУ  условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту.D:\работа\фото\педсовет  по  эспериментированию  28.04.17\IMG_3612.JPG

Срок: постоянно

Ответственные: педагоги

         

 2. Педагогам младших групп добавить в центр экспериментирования момент заинтересованности- продумать участие в исследовательской деятельности

определенных персонажей.

Срок: До 31

Ответственные: Педагоги младших групп

4. Педагогам всех возрастных групп в планах учебно-воспитательной работы отразить работу с родителями по организации экспериментальной деятельности дошкольников.

Срок: постоянно

Ответственные: педагоги

  1. При организации экспериментальной деятельности дошкольников строго соблюдать структуру, программные задачи. Проводить работу по данному направлению в системе.

Срок: постоянно

Ответственные: педагоги

  1. Дополнить уголки экспериментирования фотоальбомами с кратким описанием деятельности детей в экспериментальной деятельности.

Срок: До 20 мая, дополнение фотоальбомов - постоянно

Ответственные: Все педагоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»

Выступление на семинаре  - практикуме:«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников» Открытый просмотр для педагогов«Путешествие Маши и Медведя»(средн...

ТЕМА: «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников

Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной актив...

Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»...

консультация для педагогов детского сада «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Материа данной консультации полностью раскроет тему значимости экспериментальной деятельности  детей дошкольного возраста в интелектуальном развитии....