Приложение к программе " Смелый Я"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Шильникова Анастасия Сергеевна

Приложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozheniya_smelyy_ya.docx91.21 КБ

Предварительный просмотр:

( Приложение№1)

Работа с педагогами.

«Критерии определения тревожности у ребенка» П.Бейкер и М. Алворд .

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Тренинг « Эффективное взаимоотношение взрослого с тревожными детьми»

Практика психологической работы показывает, что формирование личностных нарушений - детской тревожности, низкой самооценки и несформированности коммуникативных навыков – является следствием неправильного воспитания ребенка.
Цель тренинга: обеспечение педагогов необходимой информацией и практическими навыками для взаимодействия с тревожными детьми. 

Задачи тренинга:

  • Познакомить педагогов с понятиями «тревога», «тревожность», «страх».
  • Объяснить причины появления тревожности у ребенка.
  • Научить распознавать наличие тревожности по внешним признакам.
  • Наметить основные пути работы педагогов с тревожностью у детей.
  • Обсудить наиболее эффективные приемы работы с тревожностью у детей.

Основная часть. Содержание тренинга:

 Мини-лекция «Что такое тревожность?».

Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненный ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.

В современной научно-популярной литературе часто смешивают понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем не одно и тоже.

Тревога - это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. У человека при этом учащается сердцебиение, дыхание становится частым и поверхностным, пересыхает во рту, появляется, «ком» в горле, слабость в ногах.

Вот такие эпизодические, не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».

Когда человек испытывает тревогу или является тревожным, основной эмоцией у него является страх, хотя в «тревожном» состоянии могут присутствовать и печаль, и страх, и вина.
Если ребенок здоров и не является тревожным, то в определенном возрасте у него все равно появляются страхи. В 2 года дети чаще всего боятся посещения врача. В 3 года дети боятся темноты и одиночества. В 6 - 7 лет ведущим становится страх своей смерти. В 7 - 8 лет страх смерти своих родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требования и нормам.
Таким образом, наличие страхов у детей является нормой, но если страхов много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка.
В дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность.

Дети боятся того, что не смогут соответствовать требованиям обучения, которые постоянно напоминают им, взрослые, особенно в некоренной форме: «А как ты в школу пойдешь, если...?», «В школе тебя будут постоянно наказывать из-за плохого поведения», «Школа - это тебе не детский сад. Там с тобой церемониться не будут!» и т.д. и т.п. Причем большинство детей переживают не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями.

Школьная тревожность имеет взаимосвязь с развитием интеллекта. Дети, которые не имеют нарушения речи, свободно могут выразить свои мысли, как правило, не имеют повышенный уровень тревожности.

Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка?».

Психолог знакомит педагогов со способами определения наличия тревожности у детей.

1.Критерии определения, тревожности ребенка.( См. выше) 

2.Анкета по выявлению тревожного ребенка, заимствованная из пособия «Практическая психология для воспитателя»


Ребенок

  • Не может долго работать не уставая
  • Ему трудно сосредоточиться на чем-то
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство
  • Во время выполнения заданий очень напряжен, скован
  • Смущается чаще других
  • Часто говорит о возможных неприятностях
  • Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
  • Жалуется, что снятся страшные сны
  • Руки обычно холодные и влажные
  • Нередко бывает расстройство стула
  • Сильно потеет, когда волнуется
  • Не обладает хорошим аппетитом
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом
  • Пуглив, многое вызывает у него страх
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается
  • Часто не может сдержать слезы
  • Плохо переносит ожидание
  • Не любит браться за новое дело
  • Не уверен в себе, в своих силах
  • боится сталкиваться с трудностями

 «Как помочь тревожному ребенку».

Психолог напоминает педагогам, что у тревожных детей занижена самооценка, они часто бывают «скованы» своим страхом, и у них наблюдается мышечное напряжение, они затрудняются в умении уверено вести себя в конкретных ситуациях.

«Рекомендации по работе с тревожностью у детей»

1.Чаще называйте ребенка по имени и хвалите в присутствии других детей и взрослых.

2.В детском саду постарайтесь отмечать достижения ребенка на специально-оформленных стендах («Самый классный»), награждать ребенка грамотами и жетонами.

3.Поручайте выполнение престижных в группе поручений.

4.Ни в коем случае не сравнивайте тревожного ребенка и его достижения с другими детьми только с его результатами вчера, неделю, месяц назад.

5.Избегайте поручать тревожному ребенку задания, которые нужно выполнить за короткое время.

6.Задавайте вопросы на занятиях не в начале или в конце, а в середине.

7.Не следует торопить и подгонять таких детей с ответом. Если вопрос задан, взрослый должен дать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараться не повторять вопрос дважды или трижды, в противном случае ребенок ответит на поставленный вопрос не скоро, т.к. каждое повторение вопроса воспринимается им как новый стимул.

8.Обращаясь к ребенку, постарайтесь установить визуальный контакт, общение «глаза в глаза» влияет чувство доверия в душу ребенка.

9.Чтобы ребенок не чувствовал себя хуже других, проводите беседы в группе, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях в чем-либо.

10.На утренниках предлагайте роли под маской или раскрашивайте лицо.

11.Разучить с детьми игры для снятия напряжения.

12.Играть с детьми в игры, в основе которых лежит желанный контакт с ребенком. 

13.Очень полезны игры с песком, глиной, водой. 

14.Использовать различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.). 

15.Обыгрывание произошедших ситуаций и возможных в будущем. 

16.Ролевые игры: роль слабых и трусливых персонажей позволят ребенку осознать и конкретизировать свой страх, исполняя роль сильных и храбрых вселяет чувство уверенности. 

Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Влияние игры на психологическое здоровье ребенка»

Цель: расширение знаний педагогов об особенностях детских игр, об их разнообразии, влиянии игры на сохранение психологического здоровья ребенка.

Задачи:

  1. Раскрыть терапевтическую функцию игры;
  2. Познакомить с основными направлениями работы с тревожными детьми;
  3. Дать рекомендации педагогам в организации:  комфортной среды в группе, игровой деятельности с тревожными детьми.

План занятия:

  1. Разминка: игра «Кричалки»;
  2. Практическое задание «Введение в проблему»;
  3. Мини-лекция «Терапевтическая функция игры»
  4. Практическое задание «Игры с тревожными детьми»;
  5. Рекомендации для педагогов;
  6. Практический блок:
  • обучение детей умению управлять своим поведением;
  • снятие мышечного напряжения.

7.   Обратная связь.

1. Разминка:

Игра «Кричалки» (Заморев А.)

Цель: снятие напряженности, страхов.
Инструкция: «Сейчас я махну рукой, а вы, сидя на стульях, будете махать руками, топать ногами (только не заденьте соседа) и производить громкие звуки. Какие угодно. Кричите, вопите, рычите, свистите, мычите, фырчите... Но только хлопну в ладоши, замираете, чтобы наступила тишина. А теперь сядьте удобно, откиньтесь на спинку стула, сложите руки на груди, смотрите на меня несколько свысока и постарайтесь ни на что не обращать внимания. А я буду пытаться вас рассмешить».

Комментарий: далеко не все дети могут уверенно, и не боясь наказания вести себя «громко». И, наоборот, некоторые кричат так, что стараются «заглушить» остальных, с трудом могут остановиться. И в том, и в другом случае учимся адекватно проявлять свои реакции (в игре, в свободе, в удовольствии) соразмерять себя с окружающими и не бояться. А заодно и «выбрасываем» накопившуюся в нас «неотреагированность», а то и агрессивность.

2. Практическое задание «Введение в проблему».

Цель: сосредоточить внимание на основном вопросе, который будет излагаться, выявить типичные стереотипы.

       Каждый участник встречи в течение 3 минут письменно отвечает на вопрос: «Каково ваше мнение по поводу трудностей, которые испытывают современные дети-дошкольники?» Ответы принимаются на любом уровне: на уровне абстрактно-логических размышлений, на уровне представления, на уровне образа.

3. Мини-лекция. 

Терапевтическая функция игры. Говоря об игре нельзя не коснуться ее терапевтической функции. Родители часто неосознанно проецируют на личность ребенка свои проблемы, которые в последствии усугубляют поведение и влияют на его адаптацию в коллективе сверстников и взрослых. Кроме того, все семейные ссоры, конфликты и неурядицы отражаются на восприятии малышом окружающего мира. Стиль воспитания, принятый в семье, оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние и на особенности развития коммуникативных склонностей ребенка.

     Особое влияние на формирование личности ребенка оказывает эмоциональный климат в семье, зависящий в первую очередь от доминирующего психического состояния матери. «У нас в семье папа главный, а кто главный решает мама».

     К тому же, если ребенок единственный, он, как правило, чрезмерно опекается и не может из-за ограничений и запретов выразить себя в игре эмоционально, так, как ему бы хотелось. В большом городе дети нередко лишены свободы. Подвижные игры заменяются интеллектуальными занятиями.

     В норме большинство детей сами активно ищут и даже придумывают опасности: прыгают в воду, перебегают перед носом автомобиля, дерутся со сверстниками, иногда намеренно злят старших.

     В свободной игре ребенок символически выражает свои неосознаваемые надежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты. Игра, в рамках данного метода, рассматривается как одна из форм «самотерапии». В игре ребенок отражает то, что происходит с ним реальности (конфликты, проблемы), моделирует различные жизненные ситуации, отрабатывает навыки взаимодействия с другими людьми, исследует свои чувства. Клейн впервые стала использовать специальный игровой материал, который ассоциируется с членами семьи ребенка (игрушки небольшого размера, которые могли бы отождествляться с членами семьи). По мнению К. Мустакаса, игровая терапия может стать одной из форм «профилактической психогигиены» при работе со здоровыми детьми.

      Специалисты предъявляют следующие требования к оборудованию помещения для игровой терапии, которые можно использовать в группах:

  • безопасность организации пространства;
  • наличие «уголка уединения»;
  • создание комфортной для ребенка обстановки.

     Нельзя забывать, что работа с малышом на когнитивном уровне, невнимание к ещё не сформировавшемуся механизму эмоционального реагирования,  не только нежелательны, но и опасны, ведь у ребенка есть не только ум, но сердце.

     И в лучшем случае мы видим, что ребёнок легко «забывает всё, что в него вложили». При этом никто не учит его осознанию того, что есть «страшно», а что – «приятно», что есть «обида», а что «безопасность». Очевидно, что любая информация «проходит» только если она воспринимается не на фоне тревожности, а, тем более, страха, если восприятие её безопасно и если ребёнок чувствует себя комфортно.

     Таким образом, малышу нужны не, так называемые «развивающие интеллектуальные игры», а игры, упражнения, занятия, которые могут помочь ему сориентироваться в лабиринте своих эмоций, обрести уверенность.

     Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях:

  1. Повышение самооценки;
  2. Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  3. Снятие мышечного напряжения.

4. Практическое задание «Игры с тревожными детьми».

    Участники делятся на подгруппы, каждая из которых в течение 5 минут составляет список игр (желательно из своей практики), наиболее эффективных при работе с тревожными детьми. По окончании работы проводится групповое обсуждение, в процессе которого вырабатываются основные принципы в подборе игр, и составляется общий список (его воспитатели могут применять в дальнейшей практической работе).

5. Рекомендации  «Как играть с тревожными детьми»

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

  • Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
  • Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?».
  • Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
  • Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
  • Если ребенок высокотрёвожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Штанга», «Винт», «Водопад» и др.
  • Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: «Подарок под елкой», «Драка», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Танцующие руки».
  • В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у  него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры «Дракон», «Слепой танец», «Насос и мяч», «Головомяч», «Гусеница», «Бумажные мячики».

6. Практический блок.

Обучение детей умению управлять своим поведением. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребёнок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребёнок не хочет и не может признаться.

       Важно, привлекать ребёнка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Такие беседы помогают осознать то, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им   казалось, только им одним.

       Конечно,  взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идёт о тревожных детях, этот приём категорически недопустим. Лучше сравнить достижения ребёнка с его результатами, полученными ранее.

       Таких детей желательно спрашивать в середине занятия, не следует торопить и подгонять с ответом. Важно запастись терпением. При общении установить контакт глаз.

       Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры.

Упражнение «Я - Алла Пугачева» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина).

Цель: отработка навыка уверенного поведения.

Ход игры: упражнение проводится в кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий героя).  Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Обсуждение: каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации.  

 Снятие мышечного напряжения.  Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.

       Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт, массаж и просто растирание тела. Импровизированный маскарад, шоу (маски, костюмы и просто старая взрослая одежда).

       Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

«Релаксационные паузы»  рекомендуется включать в режим дня группы:

  • упражнение, направленные на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может быть использовано в комплексе утренней гимнастики, как физминутка на занятии, в любом режимном моменте в течение дня;
  • упражнение, направленное на мышечную релаксацию по представлению проводится один раз в день, после дневной прогулки.

       Поскольку тревожные дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев введены элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления.

Настрои для релаксации. В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

1 этап: лечь удобно и расслабиться.

2 этап: прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным  взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при  этом закрыть глаза.

3 этап: ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть:Участники ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Ведущий: «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Релаксационные настрои: « Облака» Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Обсуждение: участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «путешествия», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогло им приобрести спокойствие во время выполнения задания.

7. Обратная связь.

Каждый участник отвечает на вопросы:

  1. Чем полезна именно для вас данная встреча?
  2. Какие конкретные приёмы вы будете использовать в своей работе?
  3. Какой вопрос вызвал у вас наибольший интерес, остался непонятым?
  4. Ваши пожелания на следующее занятие?

Правила работы с тревожными детьми.

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

Игры с тревожными детьми.

Игры на основе нервно - мышечной релаксации.

«Штанга» Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины.

«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

"А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук.

"Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"

«Шалтай-болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз".

«Винт»

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

"Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!"

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка".

«Насос и мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

"Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение". Затем играющие меняются ролями.

Игры, способствующие расслаблению, снятию эмоционального напряжения.

«Танцующие руки»

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

"Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" (2-3 минуты).

Игра проводится под музыку.

«Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

"Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.


( Приложение №2)

Работа с родителями. 

Опросник   (Лаврентьва Г. П., ТитаренкоТ.М., 1992).

Ф. И. ребенка_______________________

№ п/п

Вопрос

Да

Нет

  1

Не может долго работать не уставая

2

Ему трудно сосредоточиться на чем-то

3

Любое задание вызывает излишнее беспокойство

4

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

5

Смущается чаще других

6

Часто говорит о возможных неприятностях

7

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

8

Жалуется, что снятся страшные сны

9

Руки обычно холодные и влажные

10

Нередко бывает расстройство стула

11

Сильно потеет, когда волнуется

12

Не обладает хорошим аппетитом

13

Спит беспокойно, засыпает с трудом

14

Пуглив, многое вызывает у него страх

15

Обычно беспокоен, легко расстраивается

16

Часто не может сдержать слезы

17

Плохо переносит ожидание

18

Не любит браться за новое дело

19

Не уверен в себе, в своих силах

20

Боится сталкиваться с трудностями

 Высокая тревожность — 15—20 баллов

Средняя — 7—14 баллов,     Низкая — 1—6 баллов.

 

« Как помочь тревожному ребёнку?»

1. Повышение самооценки ребенка

Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). Поэтому вам лучше заранее продумать, какие положительные качества у ребенка уже имеются, а какие ему необходимо приобрести.

2. Обучение ребенка умению управлять своим поведением

Обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство у ребенка. Это направление в работе с тревожными детьми предполагает переход от новых приобретений внутреннего мира ребенка (в виде более высокой самооценки и умения расслабляться, делать комфортным свое состояние) к их внешнему выражению. То есть мы должны обучить ребенка применению своих знаний и умений на практике, чтобы изменилось не только его восприятие, но и поведение.

Когда родители тревожных детей обращаются к психологу, они обычно хотят сразу же перейти к этому пункту, минуя работу на невидимых невооруженным глазом ступенях самооценки и расслабления. Но чтобы коррекция поведения ребенка оказалась эффективной, нужна грамотная и систематическая работа на предыдущих этапах. Так что не торопитесь переходить к этому разделу. Занятия с использованием описанных здесь игр, конечно, можно начинать и параллельно с ранее предложенными играми, но не с самого начала, а когда часть программы помощи уже будет выполнена.

Игры и упражнения

3.Обучение ребенка расслаблению

Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят - это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.

Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

Кроме этого принципа в этих играх используется и способность детей к фантазированию. Здесь нам помогает гармония души и тела: когда ребенок представляет себе что-нибудь очень приятное и спокойное, то его тело тоже расслабляется. Однако этот метод хорошо работает только с детьми, достигшими старшего дошкольного возраста, а первый можно применять в любые возрастные периоды.

Помимо специальных игровых упражнений на релаксацию хорошо использовать тактильный контакт с ребенком, также полезен массаж и просто растирание тела.

Игры и упражнения

«Как вести себя с тревожным ребёнком?»

(Рекомендации)

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше слушай!»).

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

« Как играть с тревожными детьми?»

Правило 1. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, то лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад.

Правило 2. Избегайте соревновательных моментов в играх. Пусть лучше ребенок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть. Также нежелательно ставить тревожному ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять его. Этим вы вряд ли ускорите его действия, а вот уровень тревожности поднимете наверняка.

Правило 3. Вводите ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней, понаблюдать за образцом действий (если таковые есть). Если вы ощущаете сопротивление ребенка, его нежелание участвовать в игре, ни в коем случае не настаивайте. Можно заставить человека выполнить какие-то действия, но нельзя заставить играть по-настоящему! Так что в таких затруднительных случаях старайтесь проявить творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить его беспокойство. Для этого изменяйте правила игры, учитывая особенности вашего сына или дочери, используйте наглядный материал, уже знакомый ребенку, начните играть с кем-то другим, показывая ребенку пример. Словом, действуйте по обстоятельствам.

« Игры с тревожными детьми»

«Портрет смелого человека»

Прежде всего отметим, что тревожные дети излишне склонны к постоянному оцениванию себя и самокритике. Кроме того, в их воображении обычно имеется образ смелого человека - некого эталона, который ничего не боится. Поэтому задача этой игры - не помочь ребенку осознать свои недостатки, а, скорее, осознать свой идеал и сделать его более реальным и достижимым.

Итак, попросите сына или дочь представить себе смелого человека. Как он выглядит? Как ходит? Как общается с другими людьми? Как поступает в сложных ситуациях? Когда картинка возникнет в фантазии, попросите отразить ее на листе бумаги. Обсудите полученный рисунок. Пусть ребенок даст имя нарисованному смелому человеку. Дальше спросите, бывают ли у этого, предположим, Никиты тревоги или страхи? Скорее всего, вы получите отрицательный ответ, ведь нарисован очень смелый человек, сродни супергерою-победителю. Тогда задайте наводящие вопросы, которые должны привести ребенка к выводу, что не бывает людей, которые ничего не боятся. А смелый человек - это тот, кто может справиться со своей тревогой и страхами. Чтобы дети пришли к такому умозаключению, им стоит ответить на вопросы типа: "А у Никиты есть близкие? Разве он не боится, что с ними могут произойти какие-то неприятности? Если Никита - живой человек, то наверняка он бывает уставшим или больным. Может ли он в эти минуты быть таким же смелым? Не сомневается ли он, что сейчас может не справиться с трудностями?" и т. п.

То есть ваша задача в данной игре - максимально "очеловечить" образ нарисованного смельчака, сделать его доступнее для ребенка. Поэтому помимо вопросов о чертах характера типа храбрости можно интересоваться любимыми блюдами смелого человека и тем, как он любит проводить свободное время, с кем дружит и т. д. Когда вы почувствуете, что образ стал реальнее, можно предложить ребенку неожиданный для него вопрос: "А чем ты схож с этим смелым человеком?" В случае затруднения с ответом помогите ребенку сами, сравнивая услышанное с тем, что вы знаете о своем сыне или дочери, а также с проявлениями смелости, которые были в его жизни.

Примечание. Чтобы совсем сблизиться со своим недостижимым идеалом, можно предложить мальчику или девочке побеседовать с этим человеком. Говорить за обоих будет сам ребенок, сидя то на своем стуле (когда отвечает за себя), то пересаживаясь на пустой стул (когда должен отвечать Смелый человек).

«Если бы я был... Буратино»

Поставьте сюда имя литературного или киногероя, который нравится вашему ребенку.

Данная игра поможет ребенку переключиться со своего беспокойства и сомнений в правильности своих слов и дел на другую цель - как можно точнее и выразительнее сыграть роль любимого персонажа.

Воспользуйтесь этим игровым приемом, когда ваши сын или дочь не могут чего-то сделать из-за тревоги и стеснения. Например, вы уверены, что ребенок хорошо знает стихотворение, но не может ответить в классе, или он демонстрирует отличные спортивные успехи, когда вы вдвоем, а во время тренировок теряется, как только подходит к брусьям. В таких случаях будет полезно предложить ребенку выполнить то действие, из-за которого он переживает, как бы на сцене - войти в роль персонажа какой-нибудь сказки или фильма.

Например, можно спросить у ребенка, как ему кажется, каким образом Буратино стал бы читать стихотворение в классе. Волновался ли он при этом? Как отнесся бы к отметке, которую ему поставит учитель? Потренируйтесь дома в исполнении этой роли. Пусть ребенок постарается передать не только ее внешнюю сторону, но и внутреннее наполнение. А теперь договоритесь, что и в классе ребенок постарается втайне сыграть эту роль. Это будет такой секрет-шутка для остальных, о нем будете знать только вы. Скажите, что сегодня вас не интересуют успехи по литературе. Зато, когда занятия закончатся, вы будете обсуждать успешность сыгранной роли: удалось ли чувствовать себя как Буратино? Быть бесшабашным и веселым? "Философски" относиться к оценке?

Примечание. Персонажей для этой игры стоит выбирать энергичных, веселых и бесстрашных, а ответственности и серьезности у тревожных детей и без них хватает. Чтобы ребенок сумел сосредоточиться на своей роли, а не на выполняемом деле, вы тоже должны сконцентрироваться на игре и не делать замечаний по поводу самого чтения стихотворения, иначе ребенок заметит двойственность и неискренность.

«Спокойствие, только спокойствие!»

В этой игре ребенок будет тренироваться сохранять спокойствие в самых разных ситуациях, при испуге, удивлении, неожиданности, отвращении. Эти игровые навыки позднее он сможет использовать в обычной жизни.

Попросите ребенка вспомнить какое-нибудь простое, всем известное стихотворение. Сейчас он должен будет читать его максимально спокойно, проговаривая по одной строчке, что бы ни происходило вокруг. А происходить вокруг будет то, что вы сумеете придумать страшного и неприятного. Вот такая у вас здесь роль. Можно сказать, как у старухи Шапокляк, но только вы-то знаете, что это на благо любимому чаду (все равно что поход к врачу).

Пусть ребенок начнет читать первую строчку. Допустим, он произносит: "Ехал грека через реку". А вы тем временем подкрадетесь сзади и хлопнете в ладоши. Но чтец должен спокойно продолжить: "Видит грека: в реке рак". Тогда вы можете выключить свет или даже неожиданно толкнуть ребенка в плечо. В общем, так вы будете "издеваться над маленьким" до последней строчки стихотворения.

Примечание. Чтобы удержаться в роли невозмутимого человека было легче, можно вспомнить Карлсона и постараться представить, как он читал бы этот стишок, демонстрируя всем, как ему спокойно и даже скучновато. Если же вам самому сложно выйти из роли любящего родителя и превратиться во вредного злопыхателя, то спасет тоже роль - наденьте шляпку старухи Шапокляк или запихните в карман игрушечную крысу. Так обозначатся границы вашей роли, то есть эти действия будете совершать "не вы", а выбранный персонаж. Папы могут воспользоваться также образом Карабаса Барабаса.

«Покажи того, кого боишься»

У  тревожных детей нередки ситуации, когда они начинают больше беспокоится, если рядом находится определенный человек или животное. При этом они не то чтобы их боятся, а, скорее, чувствуют смутные опасения и дискомфорт. Их отрицательные эмоции могут являться следствием неопределенности, неизвестности и непонятности этих существ и их внутреннего мира. Чтобы они перестали быть такими чужими и пугающими, вы можете воспользоваться этой игрой.

Расспросите ребенка, в какой ситуации он почти всегда ощущает себя неспокойно. Например, вы услышали следующее: хотя учитель никогда не вел себя грубо по отношению к нему, он все равно сильно волнуется, когда отвечает у доски или остается один на один с педагогом.

Предложите ребенку разыграть такую сценку. Пусть он выберет игрушку, которая будет играть его роль. Сам же он должен перевоплотиться в учителя и начать типичные для ситуации разговоры или действия. Когда наступает очередь ученика отвечать, то ребенок должен озвучить игрушку, взяв ее в руки и двигая в соответствии со сценарием.

Сценка может длиться столько, сколько хочется юному режиссеру-исполнителю. Если же, напротив, вы видите, что действие зашло в тупик, то можете сыграть экспромтом за других персонажей, например за случайно заглянувшего директора школы или за другого ученика. Главное - своими действиями поддержать игру, возможно, придать ей более глубокий смысл.

После окончания "премьеры" побеседуйте с ребенком. Узнайте, как он чувствовал себя в роли учителя. Чего он хотел от ученика? Что радовало педагога, что огорчало? Боялся ли чего-нибудь сам учитель? Такой взгляд из "тыла врага" поможет ребенку увидеть ситуацию по-другому и осознать, как это ни банально, что "учителя - тоже люди". Если удастся вызвать у ребенка сочувствие учителю и желание ему помочь, то это будет просто замечательно и для самого тревожного ребенка, и для его отношений с педагогом.

Примечание. Дети часто предлагают и своим близким сыграть какую-нибудь роль в игре. Не отказывайте им в таких просьбах. Игра от этого только выиграет, так как вы сможете влиять на ее ход. Возьмите на себя роль ученика в вышеописанном сюжете. И тревожьтесь в этой роли изо всех сил! Так ребенок сможет со стороны увидеть нелепость таких волнений и узнает, что чувствует педагог, когда перед ним такой школьник.

Нервно – мышечная релаксация.

Ребенок принимает удобную позу, благоприятствующую  расслаблению – сидя в мягком кресле с подлокотниками. Либо на стуле в «позе кучера».

  • «Садись удобно. Сейчас ты готов к расслаблению. Кода я скажу, твои глазки закроются на маленькие, невидимые замочки и будут закрыты до тех пор, пока я не скажу тебе открыть глаза. Ты готов. Глазки закрываются на замочки, прочно-прочно.

  • Сделай глубокий вдох, глубже, глубже. Не дыши, задержи дыхание и расслабься.   А теперь выдохни весь воздух, долго, весь-весь. Дыши обычно. Наверно, ты заметил напряжение в груди на вдохе и расслабление на выдохе! (повторение упражнения 4-5 раз).

  • Теперь поставь все обе ноги всей ступней на пол. Приподними обе пятки  как можно выше, не отрывай пальчики ног от пола. Подержи так ноги… расслабь, просто медленно опусти пятки на пол. Наверно, ты почувствовал при расслаблении тепло и приятное покалывание. Повтор 6-8 раз.

  • Теперь наоборот подними очень высоко оба носочка, оставляя пятки на полу. Готов? Начали. Подняли носочки, выше, выше. Подержи так… и расслабь ноги. Повтор 6-8 раз.

  • Вытяни ног прямо перед собой. Не напрягай ноги. Готов? Выпрями ноги, напрягая их, вытягивай сильнее, сильнее… Очень прямые ноги! Подержи так…и расслабь, просто дай ногам мягко опуститься на пол. Повтор 6-8 раз.

  • Представь, что ты на пляже, и зарываешься пятками в сухой песок. Готов. Начали. Зарывай свои пятки  в песочек. С большим усилием…зарывай глубже…глубже. Расслабься. Ты почувствовал расслабление в верхних частях ног.

  • Давай поработаем с руками. Сожми руки в кулаки сильно-сильно. Представь, что ты сжимаешь в руках все свои трудности, болезни, неудачи. Еще крепче сжимай кулаки, раздави свои проблемы! Теперь расслабь руки. Чувствуешь приятное тепло, покалывание в руках? Теперь давай растопырим пальцы как можно шире, шире. Подержи… и расслабь. Повтор (4-5 раз). Послушай свои ощущения – покалывание и тепло. Так бывает, когда ты приходишь домой с мороза, после игры в снежки и кладешь руки на теплую батарею или  печку (20 сек.).

  • Теперь поработаем с плечами. Много напряжения и тяжести хранится в наших плечах. Люди говорят о трудностях «давят на плечи». Представь, что ты пытаешься коснуться верхушками плеч мочек ушей. Готов? Потяни плечи вверх. Очень высоко, а еще выше, выше! Подержи так и расслабь. Ощущаешь тепло и тяжесть в  плечах. Повтор (3-4 раза) с паузами в 20 сек.

  • Давай перейдем к лицу. Начинаем со рта. Сначала улыбнись, так широко, как только можно, улыбнись «до ушей». Еще шире! Подержи так и расслабься. Повтор 3-4 раза. Теперь сожми губы, как-будто ты хочешь поцеловать кого-то. Сожми губы сильно-сильно! Подержи так и расслабь. Повтор 2-3 раза.

  • Перейдем к глазам. Как мы договорились, ты все время держишь  глаза закрытыми. А теперь зажмурь их еще крепче – представь, что ты моешь голову, и не хочешь, чтобы мыльная вода попала в глаза.   Зажмурь сильно, еще сильнее! Здорово!

         И - расслабь. Повтор 4-5 раз.

  • Поиграем с  бровями. Глаза закрыты, а брови поднимаются как можно выше, как-будто сильно-пресильно чему-то удивился! Готов? Брови выше-выше! Подержи так и расслабь. Повтор 3-4 раза. Теперь почувствуй полное расслабление всего лица. Пауза 15 сек.

  • Подышим глубоко и медленно. Глубоко вдыхай, как- будто ты вдыхаешь здоровье, счастье, удачу. А выдыхай долго, весь воздух из себя, как облако пара, которое отделяется от тебя, унося болезни, трудности, неудачи. Остается только чувство покоя, уверенности.

  • А теперь поработаем с животом. Спокойно сглотни слюну и почувствуй, как теплая волна проходит в глубине твоей шеи, груди, живота (с 5 секундными паузами). Живот теплый, теплый. Приятно, спокойно…

  • Ты расслабил все мышцы своего тела. Ты молодец! Ты успокоился. Тебе хорошо. Медленно открывай глаза, потянись, улыбнись!

 Динамические упражнения.

«Деревья качаются» (качание из стороны в сторону)

Предложите ребенку встать в полный рост, расставив ноги в стороны на ширину плеч. Руки поднимаются над головой и мягко раскачиваются из стороны в сторону под звукоподражание «шш-шшш-шшш» (на каждое качание).

«Петрушка пляшет» (качание вниз-вверх)

Предложите ребенку поплясать, как Петрушка (под музыку народной плясовой), прыгая на двух ногах и расслабленно качая руками, головой. Присоединитесь к этой “пляске”, собственным примером задавая принцип расслабленного движения.

«Щенок отряхивается» (трясение)

Предложите ребенку показать, как отряхивается щенок (например, после купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторите упражнение вместе с ребенком.

Упражнения на непроизвольное расслабление. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но, что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление. 

«Драка»

Расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снятие эмоционального напряжения и выражение агрессии, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать.

Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы ). От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое).

«Подарок под елкой»

Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

“Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.

«Дудочка»

Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
“Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!”.

«Любопытная Варвара»

Расслабление мышц шеи

Объяснить ребёнку: “Поверни  голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотри  вверх, запрокинь  голову, даже дышать трудно. Слушай  и делай, как я:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

А потом вперед – тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслб-лен-на…
А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслб-лен-на…
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращение обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслб-лен-на…

«Шарик»

Расслабление мышц живота.

Сесть на коврик, ноги скрестно. Обьяснение: “Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положи руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушай  и делай , как я:

Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.
Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем.
Дышится легко, ровно, глубоко”.

Упражнения на произвольное расслабление предполагает использование способности детей к фантазированию. Здесь нам помогает гармония души и тела: когда ребенок представляет себе что-нибудь очень приятное и спокойное, то его тело тоже расслабляется. Однако этот метод хорошо работает только с детьми, достигшими старшего дошкольного возраста, а первые два можно применять в любые возрастные периоды. Эти игры используют воображение ребенка. Они учат расслаблять свое тело и получать радость. Навыки этой игры уже более близки к способам релаксации, которыми пользуются взрослые.
 

«Порхание бабочки»

Включаем спокойную расслабляющую музыку и говорим:

“Закрой глаза и слушай  мой голос. Дыши  легко и спокойно. Представь  себе, что ты находишься  на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой ты видишь великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследи  за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь представь, что ты – бабочка, что у тебя красивые и большие крылья. Почувствуй, как твои крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайся  ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляни  на пестрый луг, над которым ты летишь. Посмотри, сколько на нем ярких цветов. Найди глазами самый красивый цветок и постепенно начинай  приближаться к нему. Теперь ты чувствуешь аромат своего цветка. Медленно и плавно садись на мягкую пахучую середину цветка. Вдохни еще раз его аромат… и открой глаза. Расскажи о своих ощущениях”.

«Цветок»

Включаем спокойную расслабляющую музыку и говорим:

“Сядь на корточки, опусти голову и руки. Представь, что ты семечка, из которой вырастет  прекрасный цветок. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встань, подними и разведи руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподними подбородок, представь , что ты смотритшь на солнышко из-под опущенных век, улыбнись, медленно поворачивай голову вправо-влево. А теперь расскажи, что ты почувствовал, когда был цветком”.

«Необычная радуга»

Включаем спокойную расслабляющую музыку и говорим:

“Ляг удобно, дыши ровно и глубоко. Закрой  глаза. Представь, что перед твоими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя не уверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше.

Открой  глаза. Что ты чувствовал  и ощущал, когда представлял себе, что смотришь на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьми с собой эти ощущения на весь день”.

« Играем в темноте»

(Рекомендации)

Многие дошкольники боятся входить в темную комнату. Просят включить свет, умоляют маму или папу остаться с ними на ночь. Поначалу кажется, что ничего страшного в этом нет. Но если ребенок устраивает истерику или перестает нормально спать, мы начинаем хвататься за голову. Что делать? Как научить малыша перестать бояться темноты? Попробуйте поиграть с ребенком в темноте.

1.        Не отменяйте прогулок с ребенком после наступления темноты (конечно, если это не опасно). Дети, освоившись с неярким освещением улицы, легче привыкнут к такому свету и дома.

2.        Поиграйте с ребенком вместе в полутемной комнате с приоткрытой дверью - пусть по сюжету наступит ночь, и путешественникам, застигнутым врасплох, придется искать дрова для костра (ими могут быть и кубики, и подушки от дивана).

3.        Принесите в спальню карманный фонарик, зажгите его и закройте чем-нибудь вроде коробки из-под обуви и притворите дверь. Фонарик - прекрасное средство для ориентирования в пространстве, которое к тому же помогает

ребенку развить навыки управления собственными движениями. Вот неполный список того, чему еще могут научиться дети, играя в спальне с карманным фонариком. Если взять в руку фонарик и быстро вращать им, получается нечто вроде маленькой мельницы. Можно освещать пространство перед собой, сзади себя, над собой, опускать вниз, сидя на корточках, ползая на четвереньках, создавать на полу нечто вроде улитки, поднимая фонарь - уменьшать круг света, опуская - увеличивать его.

4.        Придумайте сказку про мальчика, игрушечного мишку, которые боялись темноты. Пусть героям сказки будет стыдно за свой страх, и они изо всех сил попытаются его преодолеть. Если малыш почувствует, что он не одинок в своем страхе, ему легче будет «раскрыться».

5.        Скажите, что его любимая игрушка боится темноты больше, чем он. Тогда, успокаивая любимца, ребенок почувствует себя сильнее и старше и сможет справиться со страхом.

6.        Устройте несложный «театр теней», поместив фонарик за развешенную простыню, зайдите за нее и попросите малыша угадать, какие движения вы делаете.

7.        Потанцуйте вместе с ребенком в полутьме с приоткрытой дверью или в свете фонарика. Двигайтесь под музыку или без,под медленные и быстрые мелодии, под музыку, прерываемую короткими моментами тишины.

8. Вместе с малышом погримасничайте перед зеркалом, освещая лица фонариком. «Наведите» фонарик на свое ухо, ногу, руку, предложите ребенку, глядя на ваше отражение, сделать то же самое у себя. В конце такого эксперимента предложите ребенку порисовать на темы ночи и сна, вместе сочините колыбельную песенку, смастерите кроватку для куклы-трусишки, которая боится темноты.

« Советы родителям тревожного ребёнка»

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка ("осел", "дурак"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!"). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать родителям: "Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно".

Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

« Шесть рецептов избавления от гнева» (памятка)

Рецепт

Содержание

Пути выполнения

1

Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он себя чувствовал спокойно и уверенно.

Слушайте своего ребёнка.

Проводите с ним как можно больше времени.

Делитесь с ним своим опытом.

Рассказывайте ему о своём детстве, детских поступках, победах и неудачах.

Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте своё внимание и время каждому из них в отдельности.

2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребёнком (если это, конечно, возможно).

Старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения.

3

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:

"Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате";

"Дела на работе вывели меня из себя.

Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня".

4

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

Примите тёплую ванну, душ.

Выпейте чаю.

Позвоните друзьям.

Сделайте "успокаивающую" маску для лица

Просто расслабьтесь, лёжа на диване.

Послушайте любимую музыку.

5

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.

Не позволяйте выводить себя из равновесия.

Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого,

управляя собой (подумать о чём-то приятном) и ситуацией.

6

Изучайте силы и возможности вашего ребенка

К некоторым особенно важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.


Причины проявления тревожности у дошкольников.

  • В возрасте 5-7 лет дети могут бояться страшных снов, стихии, огня, животных. Особенно чувствительны они к угрозе болезни, несчастья, смерти.  

  • Дети этого возраста легко возбудимы, излишне боязливы, повышенно тревожны, для них характерны устойчивые переживания страха. Страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств. Исчезает ряд положительных эмоций: смех, жизнерадостность, чувство полноты жизни. Вместо них развиваются удрученность, тревожность, пессимизм. Ребенок становится неспособным контролировать свои чувства, справляться с ними. Иногда он так устает от страхов, что отказывается от любых проявлений инициативы, внешне производит впечатление равнодушного и безразличного ребенка («не знаю», «не умею», «у меня не получится»).

  • Из-за нерешенности проблем в области отношений со взрослыми сохраняется сильная привязанность к родителям, задерживается переход к самостоятельности.

  • Тревожный ребенок испытывает затруднения в контактах со своими сверстниками, в основе которых лежат неразрешимые внутренние проблемы. Потребность общения со сверстниками ограничивается боязнью оказаться в этом несостоятельным. Меняется самооценка. С одной стороны - высокий уровень притязаний, с другой - неверие в свои силы. Ребенок не может избавиться от ощущения тревоги и неуверенности в себе. Психическая защита не выполняет свои функции. Нередко тревожные дети предпочитают играть в одиночестве.  Страх уродует мышление. Оно становится быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях мышление теряет гибкость. Второстепенные детали заслоняют главное, уменьшают познавательную активность, любознательность.

(Приложение № 3)

Диагностический материал для работы с детьми.

1.Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

Назначение теста: Определение уровня тревожности ребенка.

Описание теста. Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни докольника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция к тесту

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
  2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
  8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
  10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
  14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.

Анализ результатов теста.

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

  • высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
  • средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
  • низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации.

Особенно высоким проективным значением обладают рисунки. Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ;

№4 («Одевание»),

№6 («Укладывание спать в одиночестве»),

№14 («Еда в одиночестве»).

Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках. Они будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.

№2 («Ребенок и мать с младенцем»),

№7 («Умывание»),

№9 («Игнорирование»)

№11 («Собирание игрушек»),

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок

(«Игра с младшими детьми»,

«Объект агрессии»,

«Игра со старшими детьми»,

«Агрессивное нападение»,

«Изоляция»).

Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый

(«Ребенок и мать с младенцем»,

 «Выговор»,

«Игнорирование»,

 «Ребенок с родителями»),

 и в ситуациях, моделирующих повседневные действия

(«Одевание»,

«Укладывание спать в одиночестве»,

 «Умывание»,

«Собирание игрушек»,

«Еда в одиночестве»).

Протокол тревожности.

Ф.И.Ребёнка________________________________ Дата___________________________

Рисунок

Высказывание ребёнка

Выбор

Весёлое лицо

Грустное лицо

1.Игра с младшими детьми

2.Ребёнок  и мать с младенцем

3.Объект агрессии

4.Одевание

5.Игра со старшими детьми

6.Укладывание спать в одиночестве

7.Умывание

8.Выговор

9. Игнорирование

10. Агресивность

11.Собирание игрушек

12. Изоляция

13.ребёнок с родителями

14.Еда в одиночестве.

2.«Страхи в домиках» модификация Панфиловой М.А. (углубленная диагностика)

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31 вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Возрастные нормы количества страхов в черном домике:

  • возраст 5 лет: мальчики: 8, девочки: 11
  • возраст 6 лет: мальчики: 9, девочки: 11
  • возраст 7 лет: мальчики: 9, девочки: 12

Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".

Ты боишься:

1. когда остаешься один; 
2. нападения; 
3. заболеть, заразиться; 
4. умереть; 
5. того, что умрут твои родители; 
6. каких-то детей; 
7. каких-то людей;
8. мамы или папы; 
9. того, что они тебя накажут; 
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища.

11. перед тем как заснуть; 
12. страшных снов (каких именно); 
13. темноты; 
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); 
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии); 
17. когда очень высоко (страх высоты); 
18. когда очень глубоко (страх глубины); 
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства); 
20. воды; 
21. огня; 
22. пожара; 
23. войны; 
24. больших улиц, площадей; 
25. врачей (кроме зубных); 
26. крови (когда идет кровь); 
27. уколов; 
28. боли (когда больно); 
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом); 
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников); 
31. опоздать в сад (школу);

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

  • медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;
  • страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
  • страх смерти (своей);
  • боязнь животных ;
  • страхи сказочных персонажей;
  • страх темноты и кошмарных снов;
  • социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
  • пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния .

(Приложение №4)

Коррекционные занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины» (приложение к программе по кубановедению)

Представлено перспективное планирование совместной работы с детьми по всем возрастным группам детского сада: НОД, познавательная, игровая, художественная совместная деятельность, а также формирование ...

Диагностический инструментарий (приложение к программе по кубановедению)

Разработан на все возрастные группы детского сада. Определены критерии усвоения программы: высокий, средний, низкий уровне, а также методики проведения педагогического обследования дошкольников....

«Кубанские народные игры» (приложение к программе по кубановедению)

Содержит описание кубанских народных игр, предлагаемых для использования в работе с дошкольниками....

«Произведения кубанских поэтов» (приложение к программе по кубановедению)

Содержит тексты произведений кубанских поэтов, рукомендуемых для использования в работе с дошкольниками....

ПРИЛОЖЕНИЯ К «ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ»

Данное приложение содержит список используемой литературы, рекомендации для воспитателей и родителей, сенсорные игры, описание методики, направленной на диагностику общения у детей раннего возраста....

Занятия к программе " Смелый Я"

Занятия к программе"Смелый Я" ( Старшая, подготовительная группа)...

Рабочая программа по развитию детей средней группы. Приложения к программе.

МК ДОУ Павловский д/сад №4 Павловского муниципального района Воронежской области Принято...