Занятия к программе " Смелый Я"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Шильникова Анастасия Сергеевна

Занятия к программе"Смелый Я" ( Старшая, подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya.docx59.51 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные занятия.

ЗАНЯТИЕ №1. « ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка.

1.Приветствие – ритуал « Росточек под солнцем» Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

2. « Доброе утро» Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть.

3. « Воздушный шар» Дети стоят в кругу. Ведущий даёт инструкцию:            « Представьте себе, что сейчас мы будем надувать шарики. Вдохните воздух и поднесите  воображаемый шарик к губам, раздувая щёки, медленно, через губы надувайте его, а теперь покажите его друг другу». Повторить 3 раза.

4. « Что я люблю?» Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

5. «Качели» Дети в парах. Один из участников ложится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

6.  Мышечное расслабление. « Петрушка прыгает».  Дети  изображают Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Корпус, колени и руки мягкие, расслабленные, голова опущена.

7.Прощание  - ритуал «Солнечные лучики»

Дети кладут по одной своей руке на руку психолога, за тем по другой, сверху рука психолога. Все вместе громко говорим «  Мы вместе!»

ЗАНЯТИЕ №2. «МОЁ ИМЯ»

Цель: раскрытие своего «Я». Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы к занятию: магнитофон, веселая и  спокойная музыка, гуашь, ватные палочки альбомы для рисования.

1. Приветствие – ритуал « Росточек под солнцем» См. занятие 1.

2. Разминка «Моё имя» Дети называют своё имя, затем как их называют родители, друзья в саду, чем нравится им это имя, если нет, то каким именем они хотели бы называться.

3. Коррекционная деятельность.

Рисуночная терапия « Моё имя»

Танцевальная терапия «Имя»

Я предлагаю выполнить следующее упражнение “Имя”. Ваша задача, по очереди показать свое имя в движении. Так как вам этого хочется. Как вы видите свое имя. И обязательно произнесите его.

Обсуждение: Опишите ваше настроение?

А сейчас мы усложним упражнение. Сейчас мы с вами все вместе по очереди будем повторять движение, и произносить имя каждого участника.

Обсуждение: Что сейчас вы чувствуете, опишите?

 «Моё имя» Дети называют своё имя, затем как их называют родители, друзья в саду, чем нравится им это имя, если нет, то каким именем они хотели бы называться.

Мышечное расслабление. « Все спят»

Ведущий предлагает  детям «заснуть» в любой позе. Педагог подходит к детям, пытается их разбудить, тормоша за руки, плечи. Но все бесполезно. Дети не просыпаются.

4. Подведение итогов.

Что мы узнали нового и чему научились?

Закрепление и повторение пройденного материала. 

Что больше всего понравилось на занятии?

5. Прощание  - ритуал «Солнечные лучики» Дети кладут по одной своей руке на руку психолога, за тем по другой, сверху рука психолога. Все вместе громко говорим «  Мы вместе!»

ЗАНЯТИЕ №3. « МОЁ НАСТРОЕНИЕ»

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов,  развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка.

1. Приветствие – ритуал « Росточек под солнцем» См. занятие 1.

2. Разминка  «Возьми и передай».  Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

3. Коррекционная деятельность.

«На что похоже моё настроение?».  Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

« Превращения». Психолог предлагает детям:

  • нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
  • позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли мяч;
  • испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда;
  • улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

«Закончи предложение». Детям предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….

 Аутотренинг « Волшебный сон». Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

 дети ложатся на пол, ковер. Руки расслаблены и лежат вдоль туловища, ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны.

Ведущий обращается к детям: - Сейчас я начну читать стихи, и заиграет спокойная музыка, вы закроете глаза, и начнется «волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза. Сон закончится, когда я скажу нужные слова.  «Волшебный  сон» начинается:

        Реснички опускаются, глазки закрываются.

        Мы спокойно отдыхаем (2 раза), сном волшебным засыпаем.

        Дышится легко…, ровно…, глубоко.

        Наши руки отдыхают…, ноги тоже отдыхают…,

        Отдыхают…, засыпают (2 раза).

        Нам понятно, что такое состояние покоя (2 раза)

                  Шея не напряжена и расслаблена….

                  Губы чуть приоткрываются…

                  Всё чудесно расслабляется (2 раза).

                  Дышится легко…, ровно…, глубоко.

                  Напряжение улетело… и расслаблено все тело (2 раза).

                  Нам понятно, что такое состояние покоя (2 раза)

        Греет солнышко сейчас – руки теплые у нас.

        Жарче солнышко сейчас – ноги теплые у нас.

        Дышится легко…, ровно…, глубоко.

        Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.

        Губки чуть приоткрываются–все чудесно расслабляется (2 раза).

        Нам понятно, что такое состояние покоя (2 раза)

 (ведущий  предлагает детям  «путешествие» в лес.)

           Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали,

           Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

           Крепко кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.

           Потянулись,  улыбнулись и все дружно мы проснулись!

(по окончании можно предложить рассказать детям об индивидуальных впечатлениях, увиденных в путешествии).

4.Подведение итогов.

5.Прощание  - ритуал «Солнечные лучики» См. заняти№1

ЗАНЯТИЕ №4 « ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СТРАХОВ»

Цель: Выявить  реальные страхи детей, развивать умение поговорить о своих негативных переживаниях в кругу ровесников. Повышение психического тонуса ребёнка.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги.

1.Приветствие – ритуал « Росточек под солнцем» См. занятие 1.

2.  Разминка Упражнение « За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.»Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

3. Коррекционная деятельность. « Расскажи свой страх». Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись, когда были маленькими.

Рисование на тему « Чего я боялся, когда был маленьким?». Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

«Чужие рисунки». Детям по очереди показывают рисунки «страхов», только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.

« Дом ужасов». Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов .Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.

4. Подведение итогов

5.Прощание  - ритуал «Солнечные лучики» См. занятие№1

ЗАНЯТИЕ №5 « НАСТУПИЛА НОЧЬ»

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, световой планшет, снижение у ребенка боязни темноты темноты.

1.Приветствие – ритуал « Росточек под солнцем» См. занятие 1.

2.Разминка « Узнай по голосу» Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.

3.Коррекционная деятельность.

Изотерапия «Ночные звуки»

Терапевтическая сказка. Сказкотерапия . « Почему Сережа не боится засыпать сам?»

  Маленький Сережа лежал под одеялом и весь дрожал. На улице было темно. И в комнате у Сережи тоже было темно. Мама положила его спать и сама спала в своей комнате. А Сережа никак не мог заснуть. Ему казалось, что в комнате кто-то есть. Мальчик казалось, что он слышал, как в углу что-то шуршит. И ему становилось еще страшнее и даже маму позвать он тоже боялся.
Вдруг прямо на Сережину подушку приземлилась яркая небесная звезда.
— Сережа, не дрожи, — шепотом сказала она.
— Я не могу не дрожать, мне страшно, — прошептал Сережа.
— А ты не бойся так — сказала звезда и осветила своим мерцанием всю комнату. — Смотри, ни в углу, ни под шкафом никого нет!
— А кто это шуршал?
— Никто не шуршал, это к тебе проник страх, но его очень легко прогнать.
— Как? Научи меня, — попросил яркую звезду мальчик.
— Есть одна песенка. Только становится тебе страшно, сразу же начинай ее петь! — Так сказала звезда и запела:
Живет в лесу темном страшный маленький страх,
Живет он у болота в темных кустах.
И из леса не показывается страшный маленький страх,
Пугается страх света — сидит в своих кустах.
А еще боится смеха страшный маленький страх,
Как только рассмеешься ты, исчезает страх в кустах!
Сначала Сережа слушал песенку звезды, а затем и сам спел с ней. Именно тогда страх исчез из Сережиной комнаты, и мальчик сладко заснул.
С тех пор Сережа не боится засыпать в комнате без мамы. А если вдруг к нему снова придет страх, поможет волшебная песенка!

« Сосулька» Загадка:

У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдёт, гвоздь упадёт. ( сосулька)

 Давайте представим , что мы артисты в театре и ставим спектакль. Я буду читать вам эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на 3 -4 уроните расслабленные руки в низ.

4. Подведение итогов

5.Прощание  - ритуал «Солнечные лучики» См. занятие№1

ЗАНЯТИЕ№6 «ПОБЕДИМ СВОЙ СТРАХ»

Цель: снятие напряжения, повышение групповой сплоченности детей, развитие активного внимания, связной речи дошкольников через умение выразить свое мнение, умение выслушать содержание сказки. Способствовать развитию эмпатии, навыков общения в коллективе сверстников. Воспитывать доброжелательность, уверенность в себе.

Материалы к занятию:

1. Приветствие – ритуал « Росточек под солнцем» См. занятие 1.

2. Разминка « Почесать спинку».Дети встают в два круг – внешний и внутренний так, чтобы каждый ребенок был напротив  ребенка в другом ряду. По команде все дети из одного круга одновременно поворачиваются направо. Ту же команду выполняют дети из другого круга. Каждый видит спину своего сверстника. Все начинают делать друг другу приятный и бодрящий  массаж   (похлопывание, растирание, постукивание и др.)

3. Коррекционная деятельность « Сказкотерапия» «Зайчик-победитель».

Утром Зайчик выглянул во двор и первым, кого он увидел, была Белочка. Звери с Белочкой дружили. И Зайчик тоже.

Но сегодня ... Он посмотрел на Белочку - и его сердце забилось, хвостик задрожал от страха. На Белочке сегодня была шапочка с красным крестиком, белый фартук, а сбоку висела сумка с лекарствами. Это означало, что сегодня всем зверям она  будет делать прививки.

Белочка была врачом. Она могла очень быстро добраться до любого зверя, даже когда зимой были большие сугробы и трудно было передвигаться по лесу, Белочка ловко прыгала с ветки на ветку, с дерева на дерево. Поэтому она своевременно могла помочь больному или сделать прививку здоровому зверьку.

Зайчик понимал, что прививки делать надо, чтобы потом не заболеть. Но он все равно боялся.

«Хорошо ежику, - думал он, - он смелый и всегда идет первым на прививку. Приговаривает: «Я не боюсь уколов»

Зайчику очень хотелось быть таким, как Ежик. Но как?!

От страха он решил спрятаться от Белочки; прыгнул под елку и она накрыла его своими большими лапами-ветками. Сидит Зайчик тихо. Вдруг шорох в траве, и у елки остановился Ежик. Он начал как-то странно себя вести, ежик то сильно напрягал, сжимал лапки, закрывал глаза, как-будто поднимал что-то очень тяжелое. И говорил: «Это я так очень боюсь!» А потом внезапно разжал лапки и начинал медленно дышать и говорить:

- Беги от меня, страх! Я ничего не боюсь!

Зайчик от удивления аж начал громко икать!

Зайчик. - Я, и не знал, что ты Ежик, тоже боишься. Все считают тебя смелым.

Ежик. - А я и есть смелый. Потому что смелый не тот, кто не боится, - отвечает ежик, а тот, кто может победить свой страх.

Зайчик. - Зачем ты напрягал лапки и все тело?

Ежик. - Потому что страх живет только в напряженном теле, а если расслабиться, то страх быстро покидает тебя, потому что ему больше негде жить. А еще страх очень боится смелых слов. Поэтому я и говорил:

- Я ничего не боюсь!

- Я тоже так хочу!-с завистью прошептал Зайчик. Ну, беги быстро, ищи Белочку и попробуй сделать, как я, - посоветовал Ежик.

Зайчик напряг лапки, сильно закрыл глаза, потом снял с себя напряжение, расслабился.

- Беги от меня, страх! Я ничего не боюсь!

И побежал искать Белочку, чтобы первым сделать прививку.

Не тот смелый, кто не боится, а тот, кто преодолевает свой страх.

Обсуждение с детьми содержания сказки.

- О ком эта сказка?

- С кем дружил Зайчик?

- Кем работала Белочка? Что она делала в лесу?

- Что вызвало страх у Зайки?

- Как Зайчик решил избежать прививки?

- Правильно ли он сделал (поступил)?

- Кого увидел Зайчик под елкой?

- Что говорил Ежик? Что Ежик посоветовал сделать Зайчику?

- Кто тебе больше всего понравился в сказке?

- Хотели бы вы быть похожими на наших героев? Почему?

- Случалось ли вам чего-то или кого-то бояться? Как вы себя вели? Кто помог вам преодолевать страх? Что вы чувствовали потом, когда все прошло? Расскажите, как радовалось ваше тело?

- Итак, дети, каждый из нас хоть иногда испытывает страх и это вполне естественно ... Но надо учиться побеждать, преодолевать свой страх, как его победил наш Зайчик в сказке.

- Дети, а кого в сказке можно назвать смелым?

- Да, и Ежика, и Зайку, потому что они победили свой страх. Потому что смелые не те, кто боится, а те, кто преодолевают свой страх.

« Неваляшка». Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.

4.Подведение итогов.

5.Прощание  - ритуал «Солнечные лучики» См. занятие№1

ЗАНЯТИЕ №7. « ПО МОРСКИМ ПРОСТОРАМ….»

Цель: Снижение психоэмоционального напряжения.

Обучение приемам выражения основных эмоций. Диагностика и коррекция страхов: переживание безопасности за счет создания условности ситуации.

Материалы к занятию: магнитофон, песни «Чунга-Чанга», клубки шерсти 2 цвета.

1.Приветствие – ритуал « Росточек под солнцем» См. занятие 1.2. 2.Разминка. Упражнение «Неопределённые фигуры». Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят, на какие страшные существа они похожи.

3. Коррекционная деятельность.  Танцевальная терапия Этюд «Чунга-Чанга».

- Сейчас мы с вами поплывем на нашем воображаемом корабле на волшебный остров. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова.  Откроем глаза. Вот мы и на корабле, он плывет к жарким берегам Африки, к чудесному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Вот и берег. Давайте сойдем и посмотрим, кто здесь живет. Посмотрите, какие замечательные маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках надеты одинаковые пестрые юбочки, на ногах и руках у них звенят браслеты с колокольчиками, в ушах у всех – круглые серьги, на шее – бусы, а в волосах – красивые перья. А какие они веселые! Все танцуют, все поют! (Включается запись песни «Чунга-ЧангаВ. Шаинского.) Давайте и мы попляшем вместе с ними.

Произвольные танцевальные движения под музыку, улыбки, смех (радость)

Тренинг «Морское дно».

- Ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном сказочном морском царстве. Опустимся с вами глубоко-глубоко на дно моря и посмотрим, какие чудесные загадочные морские существа живут там. Сядем на коврик, закроем глаза и тихо скажем волшебные слова. Вот мы с вами и на берегу моря (включается запись). В конце тренинга - обсуждение по кругу, кого и что дети видели на морском дне или на поверхности воды.

5. Игра «Захват вражеского корабля».

Дети сражаются только своими «снарядами» (клубками ниток определенного цвета). Использовав свои «снаряды», приходится выходить из укрытия (стульев, столов и т. д.) под «обстрелом», чтобы собрать их снова. Для тех, кто не решается это сделать, предлагаются специальныещиты-прикрытия («летающие диски»). Игра усложняется еще и тем, что притемняется свет (ночь), включается мигающий светильник (маяк), ограничено пространство

6. Упражнение «На корабле».

Плавный переход от игры «Захват вражеского корабля».

-Начался шторм. Вокруг вода, волны, качка. Вот-вот мы упадем! Расставьте пошире ноги. Крепко прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Выпрямите спину. Сейчас вы похожи на настоящих моряков, уверенных в своих силах. Палубу качнуло. Прижмем правую ногу сильно к полу (левая нога расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямились. Расслабились. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу (правая расслаблена). Выпрямились. Вдох- выдох (3 раза).

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую - рассла-а-бля-ем!

Упражнение выполнять сначала для правой, потом для левой ноги. Сядьте!

Снова руки - на колени,

А теперь немного сели.

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Наши мышцы не устали,

А еще послушней стали...

4.Подведение итогов.

5. Прощание  - ритуал «Солнечные лучики»См. занятие№1

ЗАНЯТИЕ №8 «НАШИ СНЫ»

Цель: Развитие навыков взаимодействия друг с другом. Стимулирование собственных возможностей для преодоления стрессовых ситуаций. Учить расслаблению. 

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, световой планшет, подушка.

1.Приветствие – ритуал « Росточек под солнцем» См. занятие 1.

2.Разминка.  Упражнение “ Ласковый мелок”. Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот, кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.

3.Коррекционная деятельность. «Страшный сон по кругу». Дети и взрослый сочиняют вместе страшный сон. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сон должен нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

Изотерапия  Рисование  « Что тебе снилось: хорошее или плохое?».

Мне снился сон, что я плыву – Плыву во сне, как наяву.

А что приснилось мне: хорошее, плохое?

Я нарисую и все вам расскажу,

Свои «боюськи» покажу.

Детям предлагается нарисовать свой сон. Ведущий тоже рисует свой. По окончании занятия дети проговаривают то, что изобразили.

«Петушиные бои». Дети разбиваются на пары – петушки, стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, что- бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

4. Подведение итога.

5.Прощание  - ритуал «Солнечные лучики» См. занятие№1

ЗАНЯТИЕ№9 «ЛЕСНЫЕ ИСТОРИИ»

Цель: Расширение эмоционального опыта. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие навыков взаимодействия. Снизить детскую тревожность на почве боязни темноты.
 
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, проволока. разноцветные бусинки.

1.Приветствие – ритуал « Росточек под солнцем» См. занятие 1.

2. Разминка. Упражнение «Злые и добрые белочки». Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые белочки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых белочек, ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

3. Коррекционная деятельность. Весёлые бусинки « Разноцветная  гусеница»

Сказкотерапия «Страшный Страх»

   

В темном лесу жил маленький Страх Страшный. И такой он был интересный — боялся всего сам. Треснет где ветвь, а он, аж подпрыгивает. Но каждую ночь он должен был ходить в город и пугать детей — работа у него такая была, и он ее вежливо выполнял. Пока добирался, весь потел и дрожал, как лист на ветру, так ему было страшно.
 
Других пугал Страх для того, чтобы не испугали его. Но он не знал, что другие и не собирались его пугать. Поэтому продолжал свое дело, ответственно относился к работе. Побеждая пугливость, страх каждый вечер ходил в город.
 
В городе высились большие, высокие здания, в каждом из которых было по 100 квартир. И каждую квартиру, где жили дети, надо было обойти и напугать малышей воем, мерцанием света или просто черной темнотой. Все детки начинали бояться. Прятались под одеялом, бежали друг к другу в кроватки, включали свет или просили родителей с ними спать. Представляли себе различные ужасы, монстров, чудовищ, людоедов.
 
В одной из квартир жила смелая девочка Аня. Ей надоело бояться и скрываться от страха. Хотя Аня и была смелой, но все же ей было не по себе. И решила она однажды узнать, что это за страх такой всех пугает. Взяла с собой фонарик и палку, чтобы проучить того, кто всем детям по вечерам не дает покоя. Оделась в темный плащ, в сапожки и вышла в подъезд. Через некоторое время увидела странного человечка. А может и не человечка, а гномика. Тот стоял посреди двора так, чтобы было удобно работать и захватить побольше окон детских комнат.
 
Аня заметила, что Страх выглядел странно, весь дрожал и постоянно бормотал что-то себе под нос. У него были короткие и сухенькие ручки, кривоватые ножки, на голове большая меховая шапка, хотя на улице была весна. Такой вид вызвал у Ани сожаление к этому старому дедушке, а не страх или ужас. Даже захотелось познакомиться со стариком.
 
Аня, как воспитанная девочка, сделала шаг из темноты навстречу и поздоровалась:
— Добрый вечер, дедушка!
-Здравствуйте — испуганно ответил Страх Страшный и сел на землю, ноги отказались его держать.
— А что вы здесь делаете в такое позднее время? — спросила Аня.
— Я … я … я … работаю … — запинаясь, ответил Страх.
— Давайте познакомимся, — смело продолжила Аня.
 
У Страха в голове мелькнула мысль о том, что, наконец, у него появится друг или просто человек, с которым можно будет поговорить и поделиться своими мыслями. Говорили они весь вечер, пили чай с печеньем дома у Ани. Страх Страшный рассказал о своей нелегкой жизни, работе.
 
Аня внимательно слушала и думала:
 
— Надо же как, если бы я продолжала бояться и не осмелилась бы на отчаянный шаг, то до сих пор дрожала бы в своей кроватке под одеялом. А так я встретила Страх, познакомилась с ним и подружилась. Узнала, что сам Страх не такой уж и страшный, а даже приятный.
 
А сколько он знает интересных историй о лесных жителях!
 
В ту ночь и много ночей спустя дети спали спокойно. Страх Страшный теперь работал сказочником. Ему очень нравилась его работа. Детки ждали его и внимательно слушали истории о приключениях, а потом спокойно засыпали.
 А страхи живут рядом с тобой?
 Попробуй познакомиться с ними.

Игра «Баба- Яга» По считалке выбирается Баба- Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба- Яга берёт веточку- помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы- Яги и дразнят её. «Баба-Яга , костяная нога . С печки упала, ногу сломала . Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!» Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.

4. Подведение итога.

5.Прощание  - ритуал «Солнечные лучики» См. занятие№1

ЗАНЯТИЕ№10 «КОСМИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ»

Цель: Формирование умения преодолевать опастности, мобилизовать волю, проявлять активность. Снижение скованности, боязливости в движениях и речи.

 Материалы к занятию: магнитофон, весёлая музыка. Краски, листы бумаги, трубочки.

1.Приветствие – ритуал « Росточек под солнцем» См. занятие 1.

2. Разминка. Упражнение  «Неоконченные предложения». Детям предлагается предложения , которые нужно закончить. «Я люблю…» , «Меня любят…», « Я не боюсь…», «Я верю..»,» В меня верят…», « Обо мне заботятся…»

3. Коррекционная деятельность. Изотерапия « Кляксы» Дети изображают разноцветные звёзды, причудливой формы.

 Упражнение «Придумай весёлый конец». Психолог читает ребятам начало детской страшной про космос сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.

Танцевальная терапия.

Все встают в круг. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения.

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой танец было легко исполнить, какой трудно?
  • Что чувствовали во время исполнения танцев?
  • Сложно или легко было придумать свои движения?

4. Подведение итога.

5.Прощание  - ритуал «Солнечные лучики» См. занятие№1

ЗАНЯТИЕ №11 « В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Профилактика и коррекция страха перед сказочными героями, придуманными существами. Овладение умениями и навыками, которые дают возможность преодолеть страх сказочных героев. Повышение уровня сформированности нравственных чувств. Воспитание доброжелательности, смелости.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, картинки добрых и злых сказочных героев. Карандаши, цветные мелки.

1.Приветствие – ритуал « Росточек под солнцем» См. занятие 1.

2.Разминка. Игротерапия. Народная игра «Ведьма»

Считалочкой дети определяют, кому быть «ведьмой». Став в круг, все крепко берутся за руки, а «ведьма» - в середине круга. Она крутится, подбегает к тем, кто в кругу, хлопает по сцепленным рукам, пытается разомкнуть. А дети приговаривают:

Ходит ведьма по бору, по бору,

Рвет траву лебеду, лебеду.

Ой, зачем она рвет?

И в охапки кладет.

Ой, ты, ведьма, ой ты, лиса,

Ты ко мне не клонись

Прочь от меня!

«Ведьма» разрывает чьи-то сомкнутые руки (наклоняясь со всей силы) и, если разорвет круг, то убегает, а за ней все вместе бегут, чтобы догнать. Кто поймает, тот становится «ведьмой».

3. Коррекционная деятельность. Упражнение «Подари свое сердце».

Демонстрируем картинки добрых и злых сказочных героев.

Вопросы:

Кого из них вы выбрали бы себе в друзья? Почему?

У кого из сказочных героев сердце было каменное, злое, холодное, одинокое, золотое, горячее, прекрасное? Предлагаем детям подарить свое бумажное сердечко тому герою, который нравится.

Затем дети злого сказочного персонажа превращают в доброго и веселого в рисунке и придумывают ему ласковое имя (Бабушка - Ягуся, Карабасик и т.п.).

Обсуждение:

Как изменился сказочный герой?

Легко ли было превратить злого героя в хорошего?

Хотите ли вы теперь с ним подружиться? Почему?

Изотерапия « Сказочный герой, которого я боюсь».

Релаксация  на психофизиологическое расслабление, снятие психологического напряжения.

Расслабьтесь закройте глаза. Обратите внимание на собственное дыхание. Попробуйте почувствовать его с каждым вдохом и выдохом. Представьте, как вы просто вдыхаете и выдыхаете воздух. И это очень хорошо, что вы представляете. Сделайте глубокий вдох и на выдохе освободитесь от напряжения - легко и просто. Теперь сделайте еще один вдох, наиболее глубокий и задержите дыхание на 3 секунды: один, два, три и на выдохе расслабьтесь. Представьте, как каждая клеточка вашего тела расслабляется все больше и больше, чувствуя тепло, греет как солнышко на поляне. Ощущение теплоты сосредоточено в ваших пальчиках, и вы чувствуете это, и ваши ладони наполняются легкостью.

Обратите внимание, как бьется ваше сердце. Почувствуйте, каким умеренным стало ваше дыхание, значительно спокойнее, чем было раньше. Ваше сердце отдыхает все больше с каждым вдохом и выдохом. Ощущение тепла и покоя протекает вниз - на ваш живот, с затылка спускаясь ниже к шее, спине. Происходит значительное облегчение, вы чувствуете легкость, и полностью отдыхаете. Сейчас вы полностью расслаблены и спокойны. Все ваше тело, все, все. Только покой и тепло. Покой и тепло.

4. Подведение итога.

5.Прощание  - ритуал «Солнечные лучики» См. занятие№1

ЗАНЯТИЕ №12. «Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ».

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. Развитие активного внимания, связной речи дошкольников через умение выразить свое мнение, умение выслушать содержание сказки.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка.

1.Приветствие – ритуал « Росточек под солнцем» См. занятие 1.

2. Разминка  «Смелые ребята». Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают: “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается ( ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.

3. Коррекционная деятельность Сказкотерапия « Девочка с мишкой»

Жила-была девочка Света. Жила она в самом обычном городе, и были у нее самые обычные мама и папа. У Светы было много красивых игрушек, но особенно ей нравился маленький плюшевый мишка, которому она заменяла маму и пела ему песенки, убаюкивала его. Ложась спать, мама Светы рассказывала ей на ночь сказки и уходила, поцеловав ее и пожелав спокойной ночи.  Как, только гас свет, Света накрывалась одеялом с головой, сильно зажмуривалась и старалась уснуть, прижимая к себе мишку. Под одеялом было душно и жарко, но выглянуть из-под него Света боялась. Ей казалось, что вокруг нее пляшут страшные, зловещие чудовища, которые длинными ручищами поймают ее и будут мучить. Если уснуть не удавалось, то девочка начинала кричать и плакать, зовя маму. Приходила мама, включала свет, прижимала Свету к себе, убаюкивала ее, и девочка засыпала, спокойная и уверенная, что мама рядом с ней и всегда сможет защитить ее. Но однажды случилось так, что мама с папой должны были пойти в гости. Прежде чем уйти, мама рассказала девочке сказку, убедилась, что она спит, и, спокойная, погасила свет в комнате.   Неожиданно ночью Света проснулась, увидела, что вокруг нее темнота. Сердце ее сильно забилось, и слезы сами собой покатились из глаз; она попыталась позвать маму и поняла, что ее нет дома. Ей стало еще страшнее! Света подумала, что можно включить свет, но надо было встать и сделать несколько шагов, нет… от самой этой мысли мурашки бежали по коже… Света заплакала еще сильнее, сжалась вся в маленький комочек, натянула на себя одеяло. Но тут она вдруг почувствовала, что плачет не одна, что кто-то еще всхлипывает рядом с ней.   Девочка притихла, вылезла из-под одеяла. Это был плюшевый мишка, из глаз которого, точно росинки, капали слезы. — Ты тоже плачешь, ты тоже боишься темноты и этих страшных… которые вокруг нас? Ничего, я помогу тебе, я не дам им тебя в обиду. Я буду рядом с тобой. Сейчас я расскажу тебе сказку, а ты вытри слезы, закрой глазки и постарайся уснуть.   Света уложила мишку, совсем как это делала мама, накрыла его одеялом и начала тихо петь колыбельную. Затем рассказала одну из тех сказок, которые обычно рассказывала мама. В это время мама и папа вернулись. Папа услышал шепот в комнате дочери, он приоткрыл дверь и увидел Свету, которая сидела на кровати и что-то говорила. — Света, ты почему не спишь? Я включу свет, если тебе страшно… — Нет, папочка, тише! Ты разбудишь мишку — это ему было страшно. Он сильно плакал, и я ему рассказала сказку. А теперь он спит и ничего не боится. И мне уже давно пора спать, спокойной ночи…

Психогимнастический этюд «Я не боюсь»

- Дети, страх живет только в напряженном теле, а если расслабиться, то страх быстро покидает нас, потому что ему больше негде жить. А еще страх боится смелых слов: «Я ничего не боюсь!»

- Давайте попробуем это показать через выразительные движения и мимику:

Дети с психологом выполняют.

Напряглись, ладони сжали в кулаки, затаили дыхание, а теперь расслабили все тело, руки, ноги и сказали поочередно.

«Беги от меня страх, я ничего не боюсь!»

(Психолог подходит к каждому ребенку, кладет руки на ладони ребенка и они говорят слова).

Упражнение “ Я тебя не боюсь”. Один ребёнок стоит перед психологом , остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит : “Я тебя не боюсь!”

4. Подведение итога.

5.Прощание  - ритуал «Солнечные лучики» См. занятие№1

ЗАНЯТИЕ №13. « МЫ – ВОЛШЕБНИКИ»

Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия.

Материалы к занятию: магнитофон, ритмичная и спокойная музыка, карандаши, листы.

1.Приветствие – ритуал « Росточек под солнцем» См. занятие 1.

2. Разминка. Игротерапия. Игра «Путаница». Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.

3. Коррекционная деятельность. Изотерапия. Рисование на тему «Волшебные зеркала». Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах , но не простых , волшебных : в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- не боящимся ничего и сильным. После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

Упражнение « Волшебники» .Один из детей превращается в волшебника.  Ему завязывают глаза и предлагают догадаться , кто будет к нему подходить ; он ощупывает кисти рук.

Танцевальная терапия  « Танец волшебников»

Дети встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Взрослый показывает порядок движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, вместе – попеременно, вперед – назад, вверх – вниз. Далее - движения рук в локтях, потом в кистях. Следующие движения – бедрами, затем коленями, далее ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова+плечи+локти+кисти+бедра+колени+ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

Релаксация «Достань звезду»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой - темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!»

4. Подведение итога.

5.Прощание  - ритуал «Солнечные лучики» См. занятие№1

ЗАНЯТИЕ №14. «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих. Релаксация, расслабление, «чувствование» своих внутренних состояний.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка,краски, альбомные листы.

1.Приветствие – ритуал « Росточек под солнцем» См. занятие 1.

2. Разминка. Игра «Комплименты». Стоя в кругу , все берутся за руки. Глядя в глаза соседа , ребёнок говорит : « Мне нравится в тебе….» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо , мне очень приятно!»Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.

3. Коррекционная деятельность. Танцевальная терапия. Импровизированный танец « Порхание бабочки

«Психологические поглаживания» «Солнышко»

 Давайте поиграем в игру «Солнышко!» Дети сидят в кругу в центре поставьте ребенка. Каждому ребёнку раздайте по одному цветному карандашу. Объясните, что это лучик солнца. Его можно подарить озябшему с добрыми словами и отдают ребенку свой карандаш.

Изотерапия. Упражнение «Солнце в ладошке»Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки – рисунки друг другу..

Солнце в ладошке, тень на дорожке,

Крик петушиный , мурлыканье кошки,

Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке , муравей на травинке,
И рядышком - жук , весь покрытый загаром.-
И всё это - мне , и всё это- даром !
Вот так – ни за что ! Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил….

4.Прощание  - ритуал «Солнечные лучики» См. занятие№1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротека - дополнительное развивающее пространство, место для развивающих занятий, игр, программ реабилитации. Программа, Правила посещения, расписание

Утверждаю:______________Директор МКУСО «СРЦН»ПОЛОЖЕНИЕо дополнительном развивающем пространстве – ИгротекеI ОБЩЕЕ   ПОЛОЖЕНИЕ 1.1. Игротека – развивающее  пространство, место ...

конспект занятия:"Добрые и смелые, сильные, умелые - помогаем всем".

Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная  эмоциональность ребенка, его эмоция. Эмоции – особая форма отражения действительности. Они складываются у ребенка в ходе практической деятельн...

Картотека игр к занятиям по программе А.С. Роньжиной "Адаптационные занятия для самых маленьких"

Картотека игр к занятиям по книге А.С. Роньжиной "Занятия психолога с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению"...

Открытое итоговое занятие по программе -Приключения будущих первоклассников. Презентация к занятию.

Открытое занятие направлено на формирование положительной мотивации у детей к школьному обучению и подведение итогов работы по программе Н.Ю.Куражевой И.А.Козловой. Приключение будущих первоклассников...

Путешествия – прогулки по книгам – хрестоматиям УМК «Добрый мир» Занятие по Программе «Добрый мир». Конспект интегрированного занятия. Тема: «Барашки на лугу» (подготовительная к школе группа)

Путешествия – прогулки по книгам – хрестоматиямУМК  «Добрый мир»Занятие по Программе «Добрый мир».  Книга 2Образовательная область: художественно-эстетиче...

Конспект занятия по ПДД "Смелый Саша"

Коспект занятия по закреплению основных правил безопасного поведения на дороге для дошкольнов с РАС(выраженная степень нарушения)...