Использование бизибордов в сенсорномоторном развитии детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Сысолятина Ольга Геннадьевна

Данная статья посвящена сенсомоторному развитию детей младшего школьного возраста в контексте использования в работе такого инструмента как бизиборд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сысолятина Ольга Геннадьевна,

Воспитатель

МКДОУ №222

Восприятие рекламы детьми дошкольного возраста.

Использование бизибордов в сенсорномоторном развитии детей младшего дошкольного возраста

ФГОС

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО), сегодня очень актуален вопрос организации предметно-развивающей среды ДО. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развитие ребенка осуществляется не в учебной деятельности, а только в игре. Правильно организованная развивающая среда в образовательном учреждении и особенно в группе позволяет ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и начать формировать способности. К самостоятельным активным действиям побуждает ребенка не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда должна быть достаточно оснащена игровым и дидактическим материалом, который оставит за ребенком свободу выбора.

Прежде, чем рассмотреть важность  предметно-развивающей среды в приобретении ребенком новых навыков, остановимся на понятии “сенсорного развития”. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С ощущения предметов и восприятия явлений окружающего мира и начинается эмпирическое познание.

Сенсорное  развитие является важным условием успешного освоения любой практической деятельности. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Первые 3 года жизни – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при необходимых для этого условиях у ребенка развиваются различные когнитивные способности, например, речь, координация движений. Начинают формироваться нравственные качества, и закладываться основы черт характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для развития и усложнения деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития и внимания, упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает наблюдательность и эстетическое чувство. Также сенсорное развитие формирует базу развития воображения и новых способов предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов и освоение навыков учебной деятельности. Опосредованно влияет на расширение словарного запаса ребенка и зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

 Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни. Для решения этой задачи активно используются бизиборды.

Бизиборды (busy board) – это развивающая зона, состоящая из доски со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено. Благодаря занятиям с бизибордам дети учатся основам взаимодействия с опасностями и предметами, расположенными на доске. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности.

У бизибордов есть второе название — «развивающая доска Монтессори», ведь именно итальянский педагог Мария Мотессори, известная своими нетривиальными методиками развития, имеющими успех во всем мире, первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами.

М.Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым обычно ограничивают доступ. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику.

Благодаря Монтессори появился первый бизиборд, еще в 1907 она сделала первый прототип бизиборда: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой. Все предметы  дарят малышу новые ощущения и расширяют его представление об окружающем мире.

Действуя с таким  сенсорно-двигательным тренажером,  ребенок   развивает следующие навыки: мелкую моторику,  координацию движений,  усидчивость,  логику,  цветовое восприятие, память.

Также нормальное развитие речи ребенка тесно связано с развитием движений пальцев рук. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение двигательной зоны коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Игра с доской, удовлетворяя  любопытство ребенка, желание  исследовать окружающий мир, помогает при адаптации.  Монотонные действия с механизмами на доске успокаивают ребенка, он расслабляется, и нахождение в группе становится для него более комфортным.

Использование бизиборда в работе это развитие тактильных ощущений, моторики пальцев, логики и мышления, гармоничного развития детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их стан...

“Бизиборд как средство развития детей младшего дошкольного возраста”

 Организуя игровую деятельность воспитанников, я стремилась найти что то новое, нетрадиционное. Хотелось избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желание и деятельность...

Консультация для воспитателей «Использование сенсорных игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»

На третьем году жизни дети начинают овладевать выполнением некоторых продуктивных действий....

«Профессиональные компетенции педагога ДО в области применения бизиборда как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

Представляю вашему вниманию материал из опыта работы «Профессиональные компетенции педагога ДО в области применения бизиборда как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка «Использование «Сенсорной коробки» в развитии детей младшего дошкольного возраста»

Малыш познает мир и развивает речь через пальчики: ему необходимо всё пощупать, потрогать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная коробка....