Использование бизибордов в сенсорномоторном развитии детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Данная статья посвящена сенсомоторному развитию детей младшего школьного возраста в контексте использования в работе такого инструмента как бизиборд.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сысолятина Ольга Геннадьевна,
Воспитатель
МКДОУ №222
Восприятие рекламы детьми дошкольного возраста.
Использование бизибордов в сенсорномоторном развитии детей младшего дошкольного возраста
ФГОС
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО), сегодня очень актуален вопрос организации предметно-развивающей среды ДО. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развитие ребенка осуществляется не в учебной деятельности, а только в игре. Правильно организованная развивающая среда в образовательном учреждении и особенно в группе позволяет ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и начать формировать способности. К самостоятельным активным действиям побуждает ребенка не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда должна быть достаточно оснащена игровым и дидактическим материалом, который оставит за ребенком свободу выбора.
Прежде, чем рассмотреть важность предметно-развивающей среды в приобретении ребенком новых навыков, остановимся на понятии “сенсорного развития”. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С ощущения предметов и восприятия явлений окружающего мира и начинается эмпирическое познание.
Сенсорное развитие является важным условием успешного освоения любой практической деятельности. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Первые 3 года жизни – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при необходимых для этого условиях у ребенка развиваются различные когнитивные способности, например, речь, координация движений. Начинают формироваться нравственные качества, и закладываться основы черт характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для развития и усложнения деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития и внимания, упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает наблюдательность и эстетическое чувство. Также сенсорное развитие формирует базу развития воображения и новых способов предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов и освоение навыков учебной деятельности. Опосредованно влияет на расширение словарного запаса ребенка и зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни. Для решения этой задачи активно используются бизиборды.
Бизиборды (busy board) – это развивающая зона, состоящая из доски со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено. Благодаря занятиям с бизибордам дети учатся основам взаимодействия с опасностями и предметами, расположенными на доске. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности.
У бизибордов есть второе название — «развивающая доска Монтессори», ведь именно итальянский педагог Мария Мотессори, известная своими нетривиальными методиками развития, имеющими успех во всем мире, первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами.
М.Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым обычно ограничивают доступ. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику.
Благодаря Монтессори появился первый бизиборд, еще в 1907 она сделала первый прототип бизиборда: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой. Все предметы дарят малышу новые ощущения и расширяют его представление об окружающем мире.
Действуя с таким сенсорно-двигательным тренажером, ребенок развивает следующие навыки: мелкую моторику, координацию движений, усидчивость, логику, цветовое восприятие, память.
Также нормальное развитие речи ребенка тесно связано с развитием движений пальцев рук. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение двигательной зоны коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.
Игра с доской, удовлетворяя любопытство ребенка, желание исследовать окружающий мир, помогает при адаптации. Монотонные действия с механизмами на доске успокаивают ребенка, он расслабляется, и нахождение в группе становится для него более комфортным.
Использование бизиборда в работе это развитие тактильных ощущений, моторики пальцев, логики и мышления, гармоничного развития детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их стан...

“Бизиборд как средство развития детей младшего дошкольного возраста”
Организуя игровую деятельность воспитанников, я стремилась найти что то новое, нетрадиционное. Хотелось избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желание и деятельность...

Консультация для воспитателей «Использование сенсорных игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»
На третьем году жизни дети начинают овладевать выполнением некоторых продуктивных действий....

Методическая разработка «Использование «Сенсорной коробки» в развитии детей младшего дошкольного возраста»
Малыш познает мир и развивает речь через пальчики: ему необходимо всё пощупать, потрогать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная коробка....

Презентация "Бизиборд как средство развития детей младшего дошкольного возраста"
Бизиборд служит предметом интеграции элиментов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФОП ДОУ....

План работы по самообразованию "Бизиборд как средство развития детей младшего дошкольного возраста"
План работы нацелен на использование многофункционального пособия - бизиборд как средство разностороннего развития ребенка, активизации умственной деятельности, предпосылок развития их творческого пот...

План работы по самообразованию «Бизиборд как средство развития детей младшего дошкольного возраста»
Современные развивающие игрушки, такие как бизиборды, позволяют детям самостоятельно решать задачи, развивать моторику, речь и творческое мышление. Бизиборды интегрируют все образовательные области ра...
