Нарушения голоса — причины и профилактика
статья

Телюк   Юлия Владимировна


Нарушения голоса- расстройства,характеризующиеся  частичным или полным отсутствием фонации.Нарушения голоса чаще всего встречаются у лиц голосоречевых профессий, испытывающих большую речевую нагрузку,у подростков в пубертатном периоде,детей и взрослых с различной речевой патологией.В связи с этим необходимо проводить разьяснительную работу среди педагогов  по данной теме.Одной  из форм такой работы и является  консультативная деятельность специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Downloads\DNMP1tymwqZff4jhBgY9iO_pTrhVdc6gJpWc4KduTqZ3tWWok3G7ph8cCIuI96R296UOg5CqnUQdBnzYKRbtZSxDKzaIk7bjHhs5IcMHLZhK7Iv9A.webphttps://yandex.ru/images/zMyz6U479/674a152Mh7wk/DNMP1tymwqZff4jhBgY9iO_pTrhVdc6gJpWc4KduTqZ3tWWok3G7ph8cCIuI96R296UOg5CqnUQdBnzYKRbtZSxDKzaIk7bjHhs5IcMHLZhK7Iv9AНарушения голоса. Причины и профилактика. 

             Одной из главных причин нарушения голоса является его перенапряжение. Неправильное использование гортанного механизма может вызвать повреждение самих голосовых складок и нарушить координированную работу мышц гортани. Перенапряжение голоса может вызвать гипер- или гипофункциональные нарушения. Многие нарушения голоса начинаются с чрезмерного напряжения мышц голосового аппарата. Это явление называются гиперфункцией. При длительной гиперфункции мышцы истощаются и теряют необходимый тонус, ослабевает их аддукция. Это состояние названо гипофункцией. Неправильное использование голоса, называемое перенапряжением, может быть причиной органических нарушений. Существуют следующие формы перенапряжения голоса: крик, визг, напряженная вокализация, чрезмерная разговорчивость, реверсивная фонация (вокализация на вдохе), взрывная вокализация, твердая голосовая атака, частое откашливание и разговор в очень шумной обстановке. Вредное воздействие на голос могут оказать курение, употребление алкоголя, работа в пыльном помещении. К перенапряжению голоса относят также неправильное использование высоты тона и громкости. Громкая речь часто сопутствует чрезмерной разговорчивости и твердой голосовой атаке. Громкоговорящие семьи и семьи с большим числом детей склонны к неправильным голосовым привычкам.

 Крик, визг, вопль, громкие восклицания

         При крике, визге, вопле, громких восклицаниях происходит чрезмерное напряжение гортани, что может привести к раздражению голосовых складок. Дети любого возраста нередко перенапрягают голос, особенно во время игр и занятий спортом. Мальчики в период мутации голоса часто кричат во время занятия спортом. Привычка кричать и визжать во время игры вызывает хроническую охриплость, нарушает необходимую для фонации координацию мышц, приводит к образованию узелков голосовых складок. Резкий крик может  вызывать прилив крови, гематому, повреждение мышц или суставов гортани. У мальчиков и юношей чаще возникает дисфония, чем у девочек и девушек-подростков. Это подтверждает общее мнение, что мальчики более склонны к крику и радостным восклицаниям, чем девочки, скорее всего это связано с природой их игр и спортивных занятий. Дети, у которых энергия бьет через край, терзают свои голосовые складки криком и визгом до тех пор, пока не появятся узелки крикунов». В период полового созревания возникает нестабильность мышц голосового аппарата, и поэтому в это время следует избегать перенапряжения голоса. Однако именно в этот период дети очень часто напрягают голос.

Чрезмерная разговорчивость

У ребенка, который много и громко говорит на высоких тонах, часто возникают патологические изменения гортани. При правильном использовании голоса не происходит повреждения голосовых складок, какой бы энергичной ни была вокализация. Если ребенок долго и энергично говорит, то при этом происходит перенапряжение голоса, которое иногда приводит к образованию узелков. Более того, если у ребенка голос имеет нормальную громкость и высоту, но он говорит с утра до вечера, то это также является перенапряжением голоса.

Кашель и откашливание

У многих детей с дисфункцией гортани отмечены частый кашель и откашливание. Во время кашля скорость воздуха в трахее достигает скорости звука (около 320 м/сек), на уровне гортани она снижается до скорости урагана (около 45 м/сек), на уровне губ — примерно 7 м/сек). У большинства детей школьного возраста с нарушениями голоса отмечается в анамнезе рецидивирующий кашель. Нарушение голоса может быть вызвано также чрезмерным смехом и криком. Во время кашля происходят очень сильные периодические ундуляции (скопление жидкости в полостях) этих нежных структур, оказывающие на них вредное влияние. У людей, которые во время разговора делают перерыв, чтобы откашляться, недостаточно смазывается весь голосовой механизм. Это происходит из-за недостаточной продукции слизи, особенно железами, расположенными в желудочках гортани. Причиной неадекватного смазывания могут быть эмоциональные факторы, включающие боязнь сцены; заболевания носа и придаточных пазух; злоупотребление алкоголем и курением; употребление лекарств, которые подавляют секрецию слизи и слюны; недостаточная влажность воздуха.

Неправильные громкость и высота голоса

Обычно громкость и высота голоса у детей находятся в пределах допустимых норм, однако некоторые из них ежедневно травмируют голос, периодически разговаривая слишком громко и на слишком высоких тонах. Привычка говорить (или петь) слишком громко вредна для механизма голосообразования. Привычка говорить чрезмерно высоким голосом может быть важным этиологическим фактором гиперфункциональной дисфонии. Это особенно справедливо в отношении тех лиц, которым приходится говорить в шумной обстановке и которые вынуждены повышать громкость голоса и его высоту. Повышение громкости голоса в ответ на окружающий шум вредно влияет на голосовой аппарат. Люди, род занятий которых связан с использованием голоса, хорошо чувствуют свой голосовой статус и контролируют громкость, учитывая отрицательное влияние шума. Непрофессионалы в шумной обстановке, напротив, почти автоматически повышают громкость и зачастую не замечают перенапряжения голоса.

Психические факторы

Причиной многих функциональных нарушений голоса, особенно изменений гибкости, качества, высоты тона и громкости, являются психические нарушения или плохая приспособляемость к окружающей среде. Причинами функциональных нарушений могут быть также следующие психические факторы: особенности личности, дефекты характера, эмоциональная нестабильность, плохие взаимоотношения между родителями и ребенком. Эти факторы часто взаимосвязаны и взаимозависимы, и не всегда удается отделить один от другого. Психические факторы могут вызвать самые различные нарушения голоса, например, охриплость, резкость, придыхание, гиперназальность, изменение громкости, афонию. Так, чрезмерная агрессивность проявляется привычкой говорить очень громко. Охриплость может быть тесно связана с отрицательными эмоциями и психической травмой. У неуправляемого и слишком активного ребенка может быть грубый, хриплый голос.

 Подражание

 Ученые считают, что формирующийся у ребенка голос зависит от того, как он подражает окружающим его взрослым и с кого берет пример в процессе овладения речью, качество голоса во многом зависит от степени удовольствия, которое ребенок получал от голосовой игры в раннем возрасте. Для нормального развития ребенка необходимо как можно больше говорить с ним еще в довербальный период и во время голосовой игры. Нарушение голоса у ребенка может возникнуть в результате подражания окружающим его людям с нарушениями голоса. Одной из причин возникновения нарушений голоса у детей является подражание плохим примерам. Ребенок учится не только языку, но и манере речи. Так, мать, называя какой-то новый предмет или явление, показывает ребенку и манеру произнесения этого слова. У крикливой матери и ребенок говорит на повышенных тонах. По мере роста он знакомится с новыми детьми и взрослыми, не которых из них он может выбрать в качестве примера для подражания. Обычно это происходит неосознанно, но в некоторых случаях он вполне сознательно подражает другому ребенку или взрослому, желая быть похожим на него. Такое подражание может начаться в раннем детстве и продолжаться в период полового созревания и позднее. Детям и подросткам с дисфункцией гортани (как при наличии органической патологии, так и без нее) показаны специальные лечебные голосовые процедуры. Логопеда особенно интересует лечение узелков голосовых складок, других органических изменений мышечной патологии, которые возникают в результате неадекватного использования голоса и его перенапряжения.

Цели терапии состоят в том, чтобы:

устранить или уменьшить перенапряжение голоса;

сбалансировать мышечный тонус;

обеспечить соответствующую громкость;

обеспечить желаемую высоту тона;

 контролировать темп речи;

достичь образования чистого голоса.

                                             Источник: http://logoportal.ru/statya-14836/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений голоса у педагогов

План:1.Классификация нарушений голоса.2.Причины нарушений голоса.3.На что нужно обратить внимание?4.Гигиена голоса и предупреждение дисфонии....

Профилактика нарушений голоса у детей

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства....

Профилактика нарушений голоса у детей

У детей младшего дошкольного возраста голосообразующий аппарат еще полностью не сформирован, поэтому им не рекомендуются публичные выступления, требующие форсирования голоса в не свойственном реб...

Презентация "Профилактика нарушений голоса"

—Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи...

Консультация «Профилактика нарушений голоса у детей и взрослых»

Информация для оформления стенда, проведения консультации....

«Голос. Виды нарушений голоса у детей. Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей»

. В настоящее время нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, весьма распространены как у детей, так и взрослых. Причины расстройства голоса могут быть многообразны. ...

Причины возникновения нарушений голоса у детей дошкольного возраста , их проявления и преодоление.

Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития, формирования полноценной...