Причины возникновения нарушений голоса у детей дошкольного возраста , их проявления и преодоление.
консультация по логопедии (средняя группа)

Боркова Ирина Вячеславовна

Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития, формирования полноценной личности и подготовки к обучению в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины возникновения нарушений голоса у детей дошкольного возраста , их проявления и преодоление.

Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей. Голосовой аппарат – это дыхательные органы, голосовые связки, гортань, полости носа и рта. Причины расстройства голоса весьма разнообразны: заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трохеи, даже сердца и сердечно – сосудистой системы. Голос характеризуется тембром, высотой и силой. От частоты колебания голосовых связок зависит высота голоса и характеризуется повышением и понижением тона, то есть сменой его от низкого к высокому и наоборот. Это основной тон голоса. Сила голоса зависит от амплитуды колебания голосовых связок и характеризуется громкостью. Это умение управлять голосовыми связками. Она зависит от уровня подсвязочного и надсвязочного давления и от степени смыкания голосовых связок. Также у голоса есть тембр, благодаря которому, мы узнаем друг друга – это индивидуальная окраска. Все компоненты голоса взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Качество голоса может ухудшаться в результате заболеваний верхних дыхательных путей, при снижении слуха, при особенностях характера.

. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. У детей с речевыми диагнозами голос тихий, слабый, немодулированный, тембр глухой, с назальным оттенком, монотонный, темп замедленный. Несформированность произвольного сокращения мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных. Вибрация складок нарушается при слабости или парезах мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной. Это проявляется при недостаточной работе коры больших полушарий, нарушении иннервации проводящих путей языкоглоточного и блуждающего нервов, нарушении мышечного тонуса. Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, является дисфония и афония. Афония – это полное отсутствие голоса. Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии могут привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика, несоблюдение основных правил гигиены голоса. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становится хриплым. Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи.

Коррекционная работа при нарушениях голоса.

Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменения в речевом процессе. Коррекционные воздействия следует строить на результатах обследования. Обследование голоса проводится вместе с основным, в начале года. Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений.

  1. Длительность. Произнести короткий и длинный звук У – УУУУУУ (учитывается, как долго может ребенок тянуть звук и как отличает продолжительность).
  2. Сила. Нужно произнести сочетание звуков, слово или фразу тихо, громко и шепотом (учитывается различия между громкостью).
  3. Высота голоса. Подражать произнесению. Мычит корова - МУ, теленок – му (учитывается различие).
  4. Модуляция голоса. Самолет приближается и улетает УУУУУууууууУУУУУУ (учитывается умение повышать и понижать голос).

Упражнения для активизации мышц небной занавески.

При коррекции голоса большое значение имеют активизация мышц небной занавески, мягкого нёба, расслабление тонуса голосовых связок, мышц нижней челюсти. При любых нарушениях голоса необходимо провести следующую работу:

1. Активизация небной занавески:

  • вертикальные поглаживающие, разминающие, толчкообразные движения большим пальцем по направлению от верхних резцов до маленького язычка.
  • поперечные движения на границе твердого и мягкого неба, при выполнении этих движений активизируется еще и мышца задней стенки глотки.
  • при произношении звука [А] - растирающие движения по мягкому небу от верхних резцов до маленького язычка (рот широко открыт, раздражение идет от произношения).
  • быстрое, краткое произношение звука [А] с одновременными толчкообразными движениями по мягкому нёбу большим пальцем.

2. Гимнастика мягкого неба:

  • покашливание;
  • зевание;
  • глотание воды небольшими порциями;
  • имитация полоскания рта.

3. Упражнения для расслабления голосовых складок:

  • одновременно с поворотом головы влево – вправо произносить звуковую дорожку из гласных и-э-о-у-а-ы.

4. Гимнастика нижней челюсти:

  • открывание и закрывание рта, имитация жевания;
  • открывание рта с одновременным движением языка вперед, затем это упражнение с произношением звука [А] , вначале тихо, затем громко и с силой (чем шире рот, тем уже глотка, чем уже глотка, тем активнее мышцы задней стенки глотки).

Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи, поэтому упражнения по активизации мышц нижней челюсти, мягкого неба и задней стенки глотки взаимосвязаны.

Дальше коррекционная работа ведется последовательно, все упражнения проводятся по порядку, отрабатываются. После усвоения можно переходить к следующему. Чаще всего нарушены все компоненты голоса, поэтому предлагаем упражнения сначала на развитие тембра голоса, затем – длительности, силы, высоты и интонационной выразительности речи также их можно чередовать.

Развитие тембра голоса.

Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.

Упражнение 1

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».

  • «А» — руки вверх.
  • «О» — руки кольцом перед собой.
  • «У» — руки рупором.
  • «Ы» — руки овалом впереди.
  • «Э» — руки овалом сзади.

Упражнение 2

И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7—10 секунд.

Упражнение 3.

Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мы в лес пойдем
(Дети поднимают руки в стороны и вверх)
Детей позовем: «Ay! Ay! ».
(Делают руки рупором)
Взял я лук и крикнул:
«Эх! Удивлю сейчас я всех!».
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
« Э__ э__ э__ э ».
Тарлапан Е

Упражнение 4.

Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

Упражнение 5.

Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:

«Мо-моо, му-муу».
Рано-рано поутру
Пастушок: « Туру-ру-ру!».
А коровы вслед ему
Замычали: «Му-мууу».
И.Токмакова

Развитие длительности и устойчивости звучания основного тона голоса.

Упражнение 1.

Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». То же с слогами, словами.

Упражнение 2.

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить — «У».

Упражнение 3.

Стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («самолет летит»), произнести протяжно: «В». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко: «В» («самолет сел»).

Развитие силы голоса.

Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не «крикливо», четко, постепенно изменяя силу голоса - от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.

Упражнение 1.

Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.

Упражнение 2.

Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише — шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.

Мы хлопаем руками: «Хлоп-хлоп-хлоп».
Мы топаем ногами: «Топ-топ-топ».

Упражнение 3.

Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

Упражнение 4.

Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

Была тишина, тишина, тишина...(Почти без голоса, одной артикуляцией).
Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом ) И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? (Голосом разговорной громкости).
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит. Уже барабанит! (очень громко)
А. Шибаев

Развитие диапазона высоты голоса

Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его      выразительности. Она создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенно расширяют объем голоса.

Упражнение 1.

Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та—то—ту».

Упражнение 2.

Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…..ту…» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

Игра «Самолет».

Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).

Упражнение 3.

Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.

Летит поезд во весь дух:
—Ух! Ух! Ух!
(Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).
Загудел тепловоз:
«У-у-у-у».
(Низким голосом, останавливаются и гудят).
Домой деток повез:
«Ду-ду-ду ».
(Приседают).

«Ой! — воскликнул окунек,
— Я попался на крючок».
Произносят высоким голосом.
Сом сердито проворчал:
«Из-за шалости попал».
Низким голосом.
Ф. Бобылев

Маленькие ножки.
Бежали по дорожке:
Топ! Топ! Топ!
(Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами).
Большие ноги -
Шли по дороге:
Топ! Топ! Топ!
(Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).

Развитие интонационно – выразительной стороны речи.

Развитие интонации придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи при помощи логических интонации, отражают смысл слов, обладают силой воздействия на слушателя. Поэтому, предлагаются инсценировки русских народных сказок, стихов с подражанием героев, диалогов с различными интонациями.

Упражнение 1.

Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.

Боль: «А-а-а, у меня болит голова» — руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.

Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» — руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.

Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» — руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.

Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» — руки вперед, брови немного сдвинуты.

Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» — руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.

Упражнение 2.

Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый — грустный, злой — добрый, удивленный — равнодушный.

Упражнение 3.

Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).

Упражнение 4.

Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.

Упражнение 5.

Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом.

Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
Кто встречается с бедой, произносят слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей, произносят слово «Эй!».
У кого захватит дух, произносят слово «Ух!».
А. Тетявкин

Упражнение 6.

Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д.).

В развитии умения правильно управлять своим голосовым аппаратом с учетом условий общения ведущее место занимают дидактические игры.

Игра «Идите с нами играть»

Цель: развитие силы голоса, выработка умения пользоваться громким голосом, не кричать.

Описание игры: Взрослый расставляет игрушки на расстоянии 2-3 метров от детей и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовём их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко. Взрослый дает образец. Затем дети по очереди зовут игрушки. В последующем игрушки меняются. Увеличивается количество слов во фразе.

Игра «Кто как кричит?»

Цель: развитие высоты голоса, выработка умения повышать и понижать тон голоса (говорить «тоненьким» голосом и низким голосом).

Описание игры: Взрослый рассказывает, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе. Отдыхая в деревне у бабушки, утром рано мы вышли во двор погулять. Слышим, как кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит. Ждёт, когда ему мама червячка принесёт. Дети, как тоненько птенчик пищит? В это время птичка прилетела, дала птенчику червячка и запищала: «пи-пи-пи» (взрослый произносит звукоподражание более низким голосом). Дети, как мама-птичка пищала?

Птичка улетела, а мы дальше пошли. Аналогично встречаем котенка, кошку, щенка, собаку и т.д.

Игра «Дует ветер»

Цель: развитие силы голоса, выработка умения изменения силы голоса в зависимости от ситуации (пользоваться громким или тихим голосом).

Материал: картинка - лёгкий ветерок качает травку, цветки; картинка - сильный ветер качает деревья.

Описание игры: Пошли дети летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует лёгкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо «ууу» (тихо и длительно произносит звук). Пришли в лес, набрали ягод . Собрались идти домой. Подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «УУУУ» (громко и длительно произносит звук). Дети повторяют за взрослым, а затем самостоятельно произносят звук, в зависимости от того, какая картинка демонстрируется.

Игра «Эхо»

Цель: развитие силы голоса, воспитание умения пользоваться тихим и громким голосом.

Материал: картинка «Дети заблудились в лесу».

Описание игры: Водящий изображает ребёнка, который заблудился в лесу (эхо). Дети зовут его громко по имени «Ау, Петя». «Эхо» отвечает тихо те же слова.

Игра «Вьюга»

Цель: изменение силы голоса, выработка умения на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому, и наоборот.

Материал: картинка с изображением вьюги.

Описание игры: Дети изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу «вьюга начинается» дети тихо произносят: «ууууу…»; по сигналу «сильная вьюга» громко произносят: «УУУУ…»; по сигналу «вьюга заканчивается» произносят звук тише; по сигналу «вьюга закончилась» замолкают.

Изменять быстро сигналы, чтобы дети могли менять силу голоса на одном выдохе.

Игра «Самолет»

Цель: развитие у детей умения регулировать темп речи.

Описание игры: Дети стоят в кругу. Разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у]. Выполняют по сигналу педагога.

Игра «Скотный двор»

Цель: развитие тембра и силы голоса, дикции, дыхания. Формирование умения четко произносить звуки, характерные для тех или иных животных.

Материал: сюжетная картинка с изображением животных на скотном дворе.

Описание игры: Дети договаривают звуки, которые произносят животные.

Наши уточки с утра говорят «Кря-кря-кря!» (спокойно)

Наши гуленьки вверху прокричат «Гу-гу-гу!» (громко)

Наши гуси у пруда громко скажут нам «Га-га-га!» (спокойно)

В вот курочки в окно очень тихо «Ко-ко-ко!» (тихо)

Смело скажет нам буренка «Му-му-му» (громко)

Кошка-мама позовет котенка: «Мяу-мяу-мяу» (тихо)

Пес ответит очень смело: «Гав-гав-гав» (громко)

А лягушка неумело: «Ква-ква-ква» (спокойно)

Игра «Пароход»

Цель: развитие у детей силы и плавности голоса, формирование умения различать звуки, произносить их тихо и громко.

Материал: рисунок парохода.

Описание игры: Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко. Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее.

Игра «Спуск с горы»

Цель: развитие умения у детей изменять силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Описание игры. Дети представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно повышая голос.

Игра «Поезд»

Цель игры: развивать у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Описание игры: Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.

Поезд мчится во весь дух:

- Ух! Ух! Ух! (высоким голосом)

Едет, едет паровоз:

- У-у-у-у! Я домой вас повезу. (низким голосом).

Игра «Гром»

Цель: развитие у детей силы и плавности голоса.

Описание игры: Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу)

Все дрожат от страха (обнять себя за плечи).

Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).

Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).

Игра «Дружные ребята»

Цель: развитие у детей силы и подвижности голоса, темпа речи.

Описание игры: Дети идут по кругу вместе со взрослым и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи: Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихотворение) Дружно песню поем. Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить) Скачем, скачем, скок да скок (говорить очень быстро) А потом встали и молчок! (встать и замолчать)

У многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Четкость произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных.

Игровые упражнения с использованием артикуляционной гимнастики

Гимнастика для губ.

Губы помогают нам красиво говорить звуки с разным настроением:
«а» (удивленно),
«о» (возмущенно),
«у» (недовольно),
«и» (радостно),
«ы» (страшно),
«э» (оклик).

Какие звуки я говорила? Как мы их называем? Почему? (ответы детей).

Пропоем гласные звуки. Но сначала поможем губам петь легко и свободно. Для этого сделаем гимнастику для губ.

«Клоун». Губы растянуть в улыбку, как улыбка клоуна (повторить 4—5 раз).

«Волейбольная сетка». Вам приходилось видеть волейбольную сетку? Она натягивается на двух столбиках. Представьте, что губы - это края волейбольной сетки, которую надо натянуть на столбики. Столбики - это уголки губ. Растяните губы как можно шире. Расправьте свою «волейбольную сетку» - губы так, чтобы были видны все ее клеточки - зубы и десны передних зубов. «Снимите» сетку со столбиков. (Не напрягать мышцы шеи.)

«Кто сильнее?».

Губы плотно сжаты. Они решили помериться силами: кто окажется сильнее? Верхняя губа давит на нижнюю, а нижняя, наоборот, старается оттеснить верхнюю.

«Какой звук?».Теперь «пропоем» гласные звуки: [а], [у], [о], [и], [ы], [э]. (беззвучная артикуляция).

Для совершенствования дикции используются скороговорки - труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Цель использования скороговорки — тренировка дикционного аппарата.

Виды работ над скороговорками.

  • Повтори, не ошибись.
  • Скажи с разной интонацией.
  • Скажи тихо, громко, медленно, быстро.
  • Выдели слово интонацией.
  • Проговори, подбрасывая и ловя мяч, перебрасывая мяч из одной руки в другую на каждое слово.
  • Проговори, прохлопывая ритм ладошками.
  • «Прошагай» скороговорку.

«Суфлёр»

Цель: Развитие шепотной речи, четкости дикции при произнесении скороговорки.

Описание игры. Произносить выученную скороговорку шепотом, четко произнося все звуки.

«Актёрское мастерство»

Цель: Развитие четкости дикции, слухоречевой памяти, умения владеть своим голосом, индивидуальности ребёнка.

Описание игры. Скороговорка произносится ребёнком по-разному (тихо, громко, нараспев, с усилением темпа и с замедлением), от имени «мышки», «волка», «комарика» или «медведя».

Развитие голоса и дикции станет более результативным, если педагоги и родители будут отмечать все достижения детей, хвалить их и поддерживать.

  • Необходимо систематическое использование в практике упражнений, речевых игр и скороговорок, результатом которых станет положительный эффект дикции ребенка.
  • Работа по развитию дикции дошкольника должна вестись вместе с воспитательно-образовательной работой дошкольного учреждения.
  • Речь и чистота дикции педагогов и родителей тоже должны быть правильными.

Игра «Магнитофон»

Для игры нужно изготовить или нарисовать карточки – символы

https://urok.1sept.ru/articles/564537/f_clip_image002.jpg

Вариант 1. «Воспроизведение»

Перед началом игры детям нужно продемонстрировать работу аудиотехники, чтобы дети могли убедиться и услышать, как магнитофон в точности воспроизводит записанную на пленку речь.

Основная задача участников игры в том, чтобы как можно точнее воспроизвести сказанное водящим.

Вариант 2. «Регулирование»

Продемонстрируйте детям возможности магнитофона: регулирование громкости и скорости воспроизведения записи. Используя символические изображения, нужно правильно отреагировать на команды. Дети воспроизводят речевой образец по определенному символу.

Вариант 3. «Наоборот»

Участники делятся на две команды или пары. Одна команда получает картинку с условным обозначением и задание воспроизвести что-либо в соответствии с ним. Задача других – с противоположным звучанием. Шепотом – громко, быстро – по слогам…

Вариант 4. «Фонограмма»

Перед началом игры можно предложить детям прослушать несколько записей из цикла «Голоса родной природы» и придумать им соответствующие названия. Взлет самолета, вьюга, дождь, шелест листьев, поезд… Предложите детям самим озвучить какой-нибудь шум (в лесу, на болоте, на кухне, пылесос, чирикание птиц). Запишите на магнитофон. Это очень интересно.

В этих играх можно петь, играть на музыкальных инструментах, рассказывать стихи, сказки, истории, воспроизводить звуки, слова, фразы, предложения за ведущим, самостоятельно или совместно. Также можно поработать с чистоговорками, скороговорками, пословицами, поговорками, звукоподражаниями.

Огромное значение в развитии голоса имеет речь взрослого. Чаще всего детям не удается выполнить упражнения с первого раза, хотя после показа педагога, ребенок справляется с заданием. Из этого следует, что речь педагога должна быть красивой, правильной, четкой, яркой и доброжелательной. Дети стремятся быть похожими на взрослых, и у них появляется желание исправлять свои дефекты в речи. Важно, чтобы детей окружали умные педагоги, с правильной, достойной подражанию, речью.

При правильной организации работы по коррекции голоса будут заметны следующие результаты:

  1. Голос у детей стал звонче и громче, приобрел модулированность, достаточную громкость, звонкость. Он стал легче, сильнее в процессе повседневного речевого общения. Дети свободно могут управлять своими голосовыми возможностями без напряжения.
  2. Активизировалась деятельность артикуляционного аппарата, движения стали ловкими и точными. Легче ставятся и автоматизируются дефектные звуки.
  3. Улучшения голоса положительно влияют на эмоциональную сферу, настроение. Дети становятся более активными, бодрыми, чувствуют себя полноправными членами детского коллектива. Улучшения голоса положительно влияет на характер ребенка, способствует нормальному общению с окружающими.
  4. Нормализировалось речевое диафрагмальное дыхание.
  5. Коррекция голоса положительно отражается на эмоционально – волевой сфере, появляется вера в свои силы и желание продолжать работу над улучшением качества голоса.
  6. Применение приемов улучшения качества голоса требует меньших усилий со стороны логопеда и ребенка, сокращается длительность логопедической работы.

Список литературы.

Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 2005

Белошеева А.А., Голышева В.А., Неволина Г.Л., Окунева Г.Ю.Нервно – психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей. Пермь, 1999

Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004

Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков. С. – П., 2006

Журнал « Логопед» 2004, № 1, с. 17.

Журнал « Логопед» 2005, № 4, с. 94

  1. Бородич А.М. Методика развития речи. М. Просвещение 1981 (раздел: звуковая культура речи)
  2. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Просвещение 1981.
  3. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М. Просвещение 1979
  4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. /под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., М.: Просвещение, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения голоса у детей дошкольного возраста

Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, распространены как у взрослых, так и у детей. Данные исследователей свидетельствуют  об увеличении патологии голоса ...

План ММО «Преодоление нарушений речи у детей дошкольного возраста. Традиционные и инновационные игровые приёмы развития речевых навыков у детей c ЗПР».

Предствлен план методического объединения, целью которого является формирование единой методической базы в практической деятельности учителей-логопедов и создание условий для оказания помощи детям с н...

«Нарушения голоса у детей дошкольного возраста»

I. Актуальность проблемы нарушений голоса у детей дошкольного возраста.II. Акустические основы голосообразования.III. Общая характеристика нарушений голоса.IV. Причины, механизмы и классиф...

Роль воспитателя ДО в работе по преодолению тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста

В презентации представлены основные направления работы воспитателя в логопедической группе, а также в группе комбинированной направленности при инклюзивном образовании....

Дыхательные упражнения как средство преодоления нарушения голоса у детей дошкольного возраста

  Красивый, звучный голос, чёткая, безукоризненная дикция, правильное литературное  произношение – свидетельство психического и физического здоровья ребёнка.    З...

Памятка для родителей "Причины возникновения нарушений речи у детей"

Памятка для родителей "Причины возникновения нарушений речи у детей"...