Профилактика нарушений голоса у детей дошкольного возраста
статья по логопедии (младшая группа)

Профилактика нарушений голоса у детей дошкольного возраста

 

                                                                          Герасимова Марина Валентиновна,

                                                                                        Учитель-логопед,

                                     МБДОУ д/с комбинированного вида № 74,

«Аленький цветочек», г. Ставрополь

 

Голос - важный инструмент общения и выражения эмоций. Нарушение голоса - это отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Нарушения голоса у детей существенно влияют на их общее и речевое развитие. У некоторых детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются нарушения голоса, из-за которых им трудно общаться и социализироваться. Логопеды все чаще отмечают в своей практике расстройства детского голоса, но в научно-педагогической литературе представлено мало данных о профилактике нарушений голоса у детей дошкольного возраста, специальных методах и приемах, которые должны проводиться для предупреждения и коррекции патологии голосообразования. Кроме того, педагоги, врачи и родители уделяют мало внимания этой проблеме. Считается, что исследования голоса детей касаются лишь медицинского аспекта этой проблемы, хотя дети, не получившие своевременной помощи, приобретают с годами стойкую неполноценность голосового аппарата и снижение коммуникативной функции речи.

Нарушения голоса могут быть вызваны различными причинами. Дисфонии могут входить в структуру сложных речевых дефектов, требующих длительной коррекции и медикаментозного лечения. В данной статье остановимся на профилактике функциональных нарушений голоса, которые в детском возрасте обратимы.

Основной профилактикой нарушений голоса у детей является соблюдение голосового режима.

Известно, что дошкольный возраст - период интенсивного развития голоса ребенка. Профилактику голосовых расстройств желательно начинать с детских лет. Очень важно именно в этот период проводить специальную работу над голосом, с участием родителей, в детском саду, а в дальнейшем и в школе.

Для решения данной проблемы необходима целостная система мероприятий.

1. Пристальное наблюдение родителей с первых дней жизни ребенка за развитием его голоса и речи и оказание своевременной квалифицированной помощи в случае необходимости.

2. Хорошая техника речи, четкая дикция и отсутствие дефектов речи. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями, так как они обладают большой склонностью к подражанию, легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых.

3. Ознакомление педагогов и родителей с правилами охраны детского голоса, с причинами расстройств голоса и с приемами их профилактики.

4. Необходимость предупреждения перенапряжения голосовых складок на фоне громкого звучания музыки, на концертах, на спортивных мероприятиях, на переменах в школе, при выражении своих эмоций и переживаний при помощи громкого голоса, крика. Необходимо разъяснить ребенку, что слишком громкий, крикливый и резкий голос может привести к развитию «узелков крикунов» и к длительной охриплости.

5. Профилактика расстройств голоса у детей, занимающихся пением. Песни, которые поет ребенок, должны соответствовать возрастному диапазону его голоса. Голос не должен превышать индивидуальные физиологические возможности ни по силе, ни по высоте.

6. Своевременное лечение ЛОР-органов. Воспалительные процессы верхних дыхательных путей раздражают слизистую гортани. При их наличии следует избегать перегрузки голосового аппарата. Это может привести к понижению тонуса и появлению узелков.

7. Профилактика психогенных нарушений, таких как: эмоциональные перегрузки, шумовые эффекты, межличностные конфликты и т. п., создание спокойной обстановки в семье и школе.

8. Пропаганда здорового образа жизни.

Таким образом, проведение систематической, полноценной работы по формированию голоса у дошкольников и младших школьников является важнейшим периодом развития голоса. Голос является выражением духовного мира человека, передает его душевное состояние, отражая его психическую жизнь. Кроме того, при малейшем изменении голоса ребёнка родителям необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к врачу, т.к., дисфонии могут являться причиной серьёзных заболеваний.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений голоса у детей дошкольного возраста

Герасимова Марина Валентиновна,

Учитель-логопед,

МБДОУ д/с комбинированного вида № 74,

«Аленький цветочек», г. Ставрополь

Голос - важный инструмент общения и выражения эмоций. Нарушение голоса - это отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Нарушения голоса у детей существенно влияют на их общее и речевое развитие. У некоторых детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются нарушения голоса, из-за которых им трудно общаться и социализироваться. Логопеды все чаще отмечают в своей практике расстройства детского голоса, но в научно-педагогической литературе представлено мало данных о профилактике нарушений голоса у детей дошкольного возраста, специальных методах и приемах, которые должны проводиться для предупреждения и коррекции патологии голосообразования. Кроме того, педагоги, врачи и родители уделяют мало внимания этой проблеме. Считается, что исследования голоса детей касаются лишь медицинского аспекта этой проблемы, хотя дети, не получившие своевременной помощи, приобретают с годами стойкую неполноценность голосового аппарата и снижение коммуникативной функции речи.

Нарушения голоса могут быть вызваны различными причинами. Дисфонии могут входить в структуру сложных речевых дефектов, требующих длительной коррекции и медикаментозного лечения. В данной статье остановимся на профилактике функциональных нарушений голоса, которые в детском возрасте обратимы.

Основной профилактикой нарушений голоса у детей является соблюдение голосового режима.

Известно, что дошкольный возраст - период интенсивного развития голоса ребенка. Профилактику голосовых расстройств желательно начинать с детских лет. Очень важно именно в этот период проводить специальную работу над голосом, с участием родителей, в детском саду, а в дальнейшем и в школе.

Для решения данной проблемы необходима целостная система мероприятий.

1. Пристальное наблюдение родителей с первых дней жизни ребенка за развитием его голоса и речи и оказание своевременной квалифицированной помощи в случае необходимости.

2. Хорошая техника речи, четкая дикция и отсутствие дефектов речи. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями, так как они обладают большой склонностью к подражанию, легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых.

3. Ознакомление педагогов и родителей с правилами охраны детского голоса, с причинами расстройств голоса и с приемами их профилактики.

4. Необходимость предупреждения перенапряжения голосовых складок на фоне громкого звучания музыки, на концертах, на спортивных мероприятиях, на переменах в школе, при выражении своих эмоций и переживаний при помощи громкого голоса, крика. Необходимо разъяснить ребенку, что слишком громкий, крикливый и резкий голос может привести к развитию «узелков крикунов» и к длительной охриплости.

5. Профилактика расстройств голоса у детей, занимающихся пением. Песни, которые поет ребенок, должны соответствовать возрастному диапазону его голоса. Голос не должен превышать индивидуальные физиологические возможности ни по силе, ни по высоте.

6. Своевременное лечение ЛОР-органов. Воспалительные процессы верхних дыхательных путей раздражают слизистую гортани. При их наличии следует избегать перегрузки голосового аппарата. Это может привести к понижению тонуса и появлению узелков.

7. Профилактика психогенных нарушений, таких как: эмоциональные перегрузки, шумовые эффекты, межличностные конфликты и т. п., создание спокойной обстановки в семье и школе.

8. Пропаганда здорового образа жизни.

Таким образом, проведение систематической, полноценной работы по формированию голоса у дошкольников и младших школьников является важнейшим периодом развития голоса. Голос является выражением духовного мира человека, передает его душевное состояние, отражая его психическую жизнь. Кроме того, при малейшем изменении голоса ребёнка родителям необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к врачу, т.к., дисфонии могут являться причиной серьёзных заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

Нарушения голоса у детей дошкольного возраста

Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, распространены как у взрослых, так и у детей. Данные исследователей свидетельствуют  об увеличении патологии голоса ...

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...

«Нарушения голоса у детей дошкольного возраста»

I. Актуальность проблемы нарушений голоса у детей дошкольного возраста.II. Акустические основы голосообразования.III. Общая характеристика нарушений голоса.IV. Причины, механизмы и классиф...

Дыхательные упражнения как средство преодоления нарушения голоса у детей дошкольного возраста

  Красивый, звучный голос, чёткая, безукоризненная дикция, правильное литературное  произношение – свидетельство психического и физического здоровья ребёнка.    З...

Причины возникновения нарушений голоса у детей дошкольного возраста , их проявления и преодоление.

Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития, формирования полноценной...