Консультация для родителей на тему:"Самостоятельная деятельность детей"
консультация (средняя группа)

Фомина Александра Сергеевна

Самостоятельная деятельность детей занимает большую часть бодрствования. Самостоятельные игры детей возникают по их собственной инициативе. Малышей не ограничивают ни в выборе игрового материала, ни во времени. Ребенок волен сам менять вид деятельности, место игры, ее цель.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_deyatelnost_detey.docx46.81 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная деятельность детей


Самостоятельная деятельность детей занимает большую часть бодрствования. Самостоятельные игры детей возникают по их собственной инициативе. Малышей не ограничивают ни в выборе игрового материала, ни во времени. Ребенок волен сам менять вид деятельности, место игры, ее цель.

В процессе самостоятельной деятельности у детей совершенствуется двигательная сфера, закрепляется положительный настрой, отмечаются дальнейшее развитие познавательных процессов, внимания, речи, памяти, мышления, воображения, первые ростки творчества.

Но все это возможно только при правильном руководстве со стороны взрослого, которому необходимо:


  • знать возрастные и индивидуальные возможности детей;

  • создавать условия для развития их самостоятельности, экспериментирования, творчества;

  • организовывать малышей так, чтобы они были свободны в выборе вида деятельности;

  • видеть каждого ребенка, понимать его состояние, вовремя приходить на помощь, уважать его интересы, удовлетворять притязания на признательность;

  • уметь заинтересовать малышей, по-разному решать различные игровые задачи, участвовать в детских играх, примером, советом продлевать, расширять игру;

  • предусматривать возможность возникновения отрицательных эмоций, вовремя предупреждать и гасить их;

  • учить малышей правилам поведения в коллективе и формам взаимодействия со сверстниками;

  • учить поддерживать чистоту и порядок в группе.



Самостоятельная деятельность детей обогащается при организации экскурсий по детскому саду (медицинский кабинет, кухня, прачечная, библиотека и др.) и на прогулке (на участок старших дошкольников), в ходе бесед с персоналом учреждения (охранником, шофером и т.д.), в ходе разных видов наблюдений за людьми, животными и птицами.



Родители также останавливают внимание ребенка на трудовых буднях семьи, привлекая к посильному участию в семейных делах (уборка квартиры, приготовление обеда, стирка, работа на даче и т.п.). Вместе с ребенком они наблюдают за жизнью улицы (машины, пешеходы, стройка), посещают общественные места (парикмахерская, магазин и др.). Взрослые рассказывают о работе людей разных профессий, отмечают особенности общения между людьми, выступающими в разных ролях (доктор — пациент, продавец — покупатель, шофер — пассажир). Они ходят с ребенком в цирк, зоопарк, в гости, ездят к морю, в деревню и т. п. Ив семье, и в дошкольном учреждении малышей учат стилю общения, нормам поведения.


Выделяются следующие виды самостоятельной деятельности детей второго — третьего года жизни:


  • общие движения и мелкая моторика;

  • общение и ориентировка в окружающем;

  • наблюдения;

  • предметно-игровая деятельность;

  • сюжетная игра;

  • рассматривание картин, книг и т.п.;

  • конструирование;

  • лепка, рисование;

  • досуговая деятельность.



Для развития всех видов самостоятельной деятельности детей взрослый создает специальные условия: отводит постоянное место (уголок, зона), подбирает мебель, игровой материал, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей малышей (физкультурный, книжный уголок и т.п.).

При условии создания развивающей среды под руководством педагога все эти виды детской деятельности могут обогащаться и усложняться.

Развивающиая среда позволяет наиболее эффективно развивать индивидуальность ребенка с учетом его наклонностей, интересов, уровня развития.

Основные направления создания развивающей среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования» (1993). Концепция была разработана по заказу Министерства образования России коллективом авторов под руководством В. А. Петровского. В ней определены основные принципы построения развивающей среды в дошкольном учреждении.

Принцип дистанции-позиции ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза» (Э. Эриксон), что способствует установлению оптимального доверительного контакта с каждым воспитанником. Взрослый должен видеть всех детей и каждого ребенка в отдельности.

В процессе делового сотрудничества взрослого и ребенка принцип дистанции — позиции видоизменяется, трансформируется.

При постоянном взаимодействии с детьми взрослый выступает в разных ролях.


Взрослый —
организатор интересных дел. Он открывает малышу назначение той или иной игрушки, показывает, как с ней играть. Он подбирает материал для экспериментирования детей, создает необходимые условия.

Взрослый постоянно
обучает малышей. Под его руководством в ходе режимных процессов (кормление, одевание и т.п.) они осваивают разнообразные действия; действуя с предметами-игрушками, овладевают орудийными и соотносящими действиями. В процессе сюжетных игр, игр-драматизаций дети овладевают игровыми действиями. Если же педагог торопится, обращается к сюжетным играм, не научив воспитанников результативным целесообразным действиям с предметами и игрушками, то он терпит поражение. Дети не могут развернуть игру, так как не владеют предметными действиями, ручными умениями, и поэтому разочаровываются, теряют интерес к игре, разбрасывают игрушки и уходят.

В процессе обучения взрослый постоянно находится рядом с малышами, вовремя приходит на помощь, поддерживает, учит доводить начатое до конца.

Взрослый выступает и в роли
носителя новых идей. По ходу игры он побуждает ребенка к активным действиям, усложняет игру («А теперь попробуй прокатить машинку в узкие воротца!»), продлевает ее.

В совместной игре взрослый — внимательный и чуткий
партнер. Он может взять на себя главную роль, а может выступить и во второстепенной, но в любом случае он должен продемонстрировать малышу свою заинтересованность, увлеченность игрой, заражая его своей энергией, эмоциональностью. Если взрослый чуть отвлечется, активность, интерес ребенка к игре угаснет.

Взрослый —
ценитель успехов ребенка. Он не должен скупиться на щедрые похвалы, отмечая даже совсем незначительные успехи малыша. Воспитание любовью — эффективный метод воспитания детей. Положительная оценка взрослого очень значима для малыша, играет существенную роль в его дальнейшем развитии.

Постоянно взаимодействуя со взрослым, ребенок также занимает разные позиции.

Малыш —
внимательный наблюдатель. Наблюдая за окружающим миром, он пытается самостоятельно разобраться в нем, внести что-то новое в свою игровую деятельность, обогащая собственный игровой и жизненный опыт.


Малыш —
талантливый ученик. Он проявляет интерес к действиям взрослого, вслушивается в его объяснения, демонстрирует упорство, активность, желая научиться новому.

В совместных со взрослым действиях он может выступать в роли
объекта действия, но это характерно лишь для первой стадии обучения. В дальнейшем он провозглашает: «Я сам!» — отводит руку взрослого, пытающегося помочь, может отвернуться от него, стремясь к самостоятельности. Ему импонирует позиция субъекта действия, нравится чувствовать себя на равных со взрослым, действовать, как он. Со временем ребенок начинает выступать в роли инициатора совместных со взрослым, а затем и со сверстниками дел.

Одновременно он стремится быть
исполнителем собственного игрового замысла, выступать в неизменной роли экспериментатора и исследователя.

В какой бы роли ни выступал малыш, он неизменно обращается
к взрослому как ценителю своих успехов. Положительная оценка вызывает у него ощущение важности собственных усилий, поддерживает желание совершенствовать свои умения. Кроме того, с помощью взрослого у ребенка формируется восприятие себя, представление о самом себе, самосознание.

Отношение ребенка к положительной оценке взрослого с возрастом изменяется. Ребенок первого года жизни, услышав восхищение взрослого, выражает удовольствие: «Я хороший!» Малыш второго года жизни решает: «Меня любят!» Ребенок третьего года жизни, оценив собственный результат действий, все же обращается к взрослому и бывает доволен, если оценка взрослого совпадает с его представлениями о своих умениях и достижениях. Он гордится собственным результатом.

Принцип возрастных различий предусматривает рациональную расстановку мебели и такой подбор игрового материала, который несет достаточный объем информации, адекватной уровню восприятия детей каждой возрастной группы и пригодной для их экспериментов.

Быстрый темп развития детей предусматривает подбор мебели по росту и ее правильную расстановку. Для детей в возрасте 1 года —1 года 6 месяцев мебель расставляют недалеко друг от друга, чтобы малыши, осваивающие ходьбу, могли, придерживаясь, передвигаться по всей игровой площади самостоятельно. Игрушки располагают по всей игровой комнате: на диванчике, у скамеечки, на ковре, чтобы малыши могли самостоятельно поменять позу, по своему усмотрению взять тот или иной игровой материал, играть, не мешая другим и не отвлекаясь. На стол-барьер прикрепляют съемные панели с разнообразными предметами (панели периодически меняют): широкой молнией, выключателями, стержнем с кольцами небольших серсо, наборами грибков, шаробросом, геометрической коробкой и т. п. Часть игровой комнаты должна быть свободна, там дети могут перемещаться с каталками, толкая их впереди себя, машинами, играть с мячами.

К моменту бодрствования детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет оборудование игровой комнаты выглядит иначе. Игровой материал располагают выше — на открытых полках, сюжетные игрушки — у стола, кровати.

Игровой материал группируют по видам деятельности: горка используется и для развития движений детей первого — второго годов жизни, и для наблюдений за тем, что происходит в группе, за окном. Для наблюдения в группу периодически приносят клетку с птичкой или черепахой, цветущее растение и т. п. На уровне глаз ребенка располагают 1—2 картины, панно, макеты, сделанные руками взрослых, и т.п. Крупную мебель расставляют вдоль стен, предоставляя детям возможность свободно двигаться по всей игровой площади. По этому же принципу оборудуют игровое помещение для детей третьего года жизни с учетом их возрастных возможностей и интересов.

Принцип стабильности-динамичности выражается в закреплении материала в строго определенных местах. Это дает детям возможность свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно менять игровой материал. Малыши осваивают новый игровой материал, новые способы действий и постепенно вводят их в игру. По мере угасания интереса к какому-либо материалу часть его заменяют другим (через каждые 7—10 дней). Таким образом у детей поддерживается интерес к игрушкам. Подбирая игровой материал следует помнить, что его малое количество приводит к конфликтам между детьми, а обилие — к возбуждению и переутомлению.

Игровые уголки (зоны) могут объединяться, дополнять друг друга (строительный материал располагают рядом с гаражом и т. п.), а со временем их можно разъединять, переставлять, вызывая у малышей интерес ориентированно-познавательного плана. Главное требование, предъявляемое к игровому материалу, — его развивающий характер, побуждающий детей к самостоятельности, экспериментированию, к исследованиям, развитию воображения, творчества.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования осуществляется при подборе игрового материала с учетом возрастных особенностей и уровня развития всех детей группы.

В каждой возрастной группе предусмотрены свои наборы игрового и природного материала, предметов бытового назначения, материалов для исследования, экспериментирования (с учетом не только возраста, но и уровня развития умений детей). В группах предусмотрены спортивный, книжный уголки, определены места для игр с куклами, игр, способствующих сенсорному развитию (в ящичках, коробочках располагают предметы, разные по цвету, величине, форме, текстуре и т.п.), уголок с дидактическими материалами (на ковре — строительный материал и гараж, на полках —коробочки с мелким конструктором), настольно-печатный материал (лото, домино, разрезные картинки и др). Недалеко от материалов для досуговой деятельности находится уголок изодеятельности.


Для досуговой деятельности детям предлагаются заводные игрушки, музыкальные инструменты (пианино, бубен, металлофон и т. п.), наборы бибабо, пальчиковые куклы, ширма. Весь этот материал дети используют под контролем взрослого.

В каждой возрастной группе игровой материал по каждому виду деятельности постепенно усложняется, увеличивается его количество с учетом успехов детей. Малышам нравятся альбомы-поделки воспитателей. Например, детям в возрасте от 1 года — 1 года 6 месяцев взрослый предлагает альбом «Мамы и детки» (животные и детеныши), детям в возрасте 1 года 6 месяцев —2 лет — альбомы «Овощи и фрукты», «Виды транспорта»; детям третьего года жизни — «Жизнь города», «На даче», «Времена года» и т. п.

В книжном уголке для детей младше 1 года 3 месяцев подбирают отдельные картины на картонной основе с яркими реалистичными изображениями знакомых животных, кукол в статичном положении, для детей в возрасте 1 года 6 месяцев — изображения кукол в действии. Детям в возрасте 1 года 6 месяцев —2 лет предлагают книжки, состоящие из 3—4 плотных страниц, сказки, фотоальбомы. Детям третьего года жизни в свободное пользование дают книжки знакомого содержания (сказки, стихотворения; дети любят «читать» их своим куклам). Малышам предлагают красочный иллюстративный материал, фотоальбомы из жизни группы и семьи (на даче, поездки к морю, в зоопарк и т.п.).

Принцип эмоциогенности среды обеспечивает комфорт и эмоциональное благополучие детей.

У детей повышается настроение, когда они после дневного сна видят в игровой комнате разноцветных, выполненных из гофрированной бумаги бабочек или птичек, которые сидят на подоконнике, шторе, столе. Они сразу же замечают сделанный руками взрослого макет, например, маленькую избушку, рядом с которой расположены лес и горка. В лесу— лыжники, на горке — маленькие куколки в пластилиновых санках. Несколько дней дети будут обсуждать увиденное, вспоминать свои походы в лес, катание на санках. Как только интерес к этой теме начнет угасать, следует поменять сюжет: около избушки поставить зайца, за елку спрятать волка. Дети сами заметят изменения в сюжете и вместе со взрослым начнут обсуждать, почему зайка стоит у избушки, кто его защитит от волка и т.п.

В зимнюю стужу можно сделать летний сюжет: у озера (круглое зеркало) под разноцветным зонтиком загорает кукла (черные очки, панамка); по озеру плывет пластилиновая уточка с утятами. В следующий раз у озера можно посадить рыбака с удочкой.

В непогоду, чтобы поддержать хорошее настроение малышей, можно устроить короткие перебежки, ловлю бабочек, которые садятся то на подоконник, то на горку, то на голову или плечо детям (бабочки прикреплены ниткой к пальцу воспитателя). С большим интересом дети включаются в подвижные игры с использованием различных атрибутов (веночки, ушки зайчиков, крылышки бабочек и т. п.).

В тихие вечерние часы по инициативе детей разворачивается разнообразная досуговая деятельность. Кто-то показывает из-за ширмы куклам фрагмент знакомой сказки, кто-то устраивает музыкальный вечер с пением песен и плясками и т.п.

Поведение детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев нередко характеризуется яркими вспышками отрицательных эмоций. Между детьми часто возникают конфликты из-за игрушек, несмотря на их достаточное количество. У них отсутствуют тормозные процессы.

Например. Малыш стремится удовлетворить возникшее желание завладеть игрушкой, а ждать он еще не может. Ребенок собирается отнять у товарища мишку, который привлек его внимание своими действиями (поет, пляшет). Попытки взрослого предотвратить конфликт, предложив ему взять аналогичную игрушку с полки, не увенчались успехом, так как мишка находится в статичном положении. Следует взять мишку и показать малышу, как он кувыркается, топает, то есть увлечь, заинтересовать его, и конфликт будет исчерпан.

Дети не имеют достаточного опыта по разрешению конфликтов.

Например. Девочка резко вырвала из рук стоящего рядом мальчика машину. Одной рукой она прижала машину к себе, а другой начала гладить по голове обиженного. При этом девочка смотрит на воспитателя, всем видом показывая, что поступает правильно. Воспитатель предложил ей вернуть игрушку, своим видом, голосом, порицаниями показывая отношение к происходящему. В то же время не стоит оставлять девочку в бездеятельном состоянии. Нужно помочь ей отыскать аналогичную игрушку или переключить ее внимание на другую игру.

Конфликтов станет намного меньше, если взрослый будет поддерживать у малышей бодрое, радостное настроение, следить за их поведением, предотвращая появления конфликтов. Как можно чаще следует организовывать игры-перебежки, петь детям песенки, рассказывать потешки, ловить с ними бабочек, птичек (из цветной бумаги на ниточке), стимулируя разнообразную двигательную активность, организовывать пальчиковые игры «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик» и др.

Среди детей старше 1 года 6 месяцев находятся забияки, которые испытывают желание сломать постройки сверстников, толкнуть их, которые любят бесцельно бегать. Ограничивая непосед, не стоит усаживать их на стул: «Сядь, передохни и успокойся!» Ребенок найдет себе дело и под стулом, а вскоре и вовсе уйдет. Лучше предложить ему интересное дело вдали от всех, чтобы он не мешал другим. При этом следует иметь в виду, что возбудимые дети не могут долго сосредотачиваться на одной игре, быстро теряют интерес к игрушке. Таким детям можно предлагать варианты развития событий. («Побежал зайка, ударился о пенек и плачет. Что будем делать?» Можно пожалеть его и затем почитать ему книжку. Можно полечить и вместе попрыгать. Малыш решит сам, как поступить.)

Детям медлительным, робким необходима помощь в завершении игр. Делать это следует эмоционально: «Какая у тебя красивая кисонька! Давай повяжем ей бант и пойдем с ней в парк!» Можно предложить им рассказать, что Мурка делает дома, чем ее угощают. Пусть малыш покажет, как она прыгает, кувыркается и т. п.

Следует поддерживать самостоятельность детей, их возрастающее умение занимать себя.

Например. Мальчик стоит на горке. Возможно, он наблюдает за происходящим за окном или удивленно смотрит вниз, увидев в необычном ракурсе игровую комнату, взрослых и детей. Наблюдение — один из видов детской деятельности, и не стоит мешать малышу. Если же он равнодушно скользит взглядом, не останавливая взор ни на одном из объектов, можно прийти ему на помощь.

Работая с детьми третьего года жизни, нельзя забывать о том, что в этом возрасте они переживают сложный для себя период, именуемый кризисом трех лет. Поэтому как в детском саду, так и дома следует проявлять к детям щадящее, чуткое, доброжелательное отношение.

Особое внимание и доброжелательность нужно проявлять к новеньким, которые появляются в группе. Новенький ребенок быстрее войдет в коллектив сверстников, если вовлекать его в различные игры, в ходе которых он может познакомиться с детьми, запомнить их имена («Держи картинку, Таня! Передай ее Саше!»). Или можно предложить малышам поиграть в пирамидку.

Например. Воспитатель собирает за столом четверых детей и показывает им пирамидку, состоящую из 15 колец. Взрослый снимает первое кольцо, называет его цвет и передает пирамидку ребенку, сидящему слева: «Теперь Катюшка снимет и назовет цвет колечка!» Затем пирамидка переходит к следующему ребенку: «А теперь Костя!» И так далее. В конце игры перед каждым ребенком лежит по 3 колечка. Пирамидка двигается в обратную сторону. Теперь каждый находит у себя самое большое колечко, нанизывает его на стержень и передает товарищу, сидящему справа, называя его имя.

Принцип эстетической организации среды предполагает уют и комфорт в групповом помещении, наличие яркого, привлекательного игрового материала и пособий. Все это вызывает у детей устойчивый положительный настрой, интерес к происходящему, желание активно участвовать в жизни группы, самим поддерживать чистоту и порядок.



Принцип активности проявляется в поведении самих детей в разных видах деятельности (двигательной, речевой, познавательной, в общении со взрослым и сверстниками).

Взрослый подбирая игровой материал, постепенно усложняет его, тем самым поддерживая у детей активность, устойчивый интерес к игровым действиям. Так, первое самостоятельное знакомство детей с пирамидками начинается с пирамидок на липучках, затем на конусе, а далее дети осваивают пирамидку, состоящую из 3—8 колец, свободно ориентируясь в их цвете и величине. Сама игрушка способствует развитию их активности. Со временем дети начинают самостоятельно проявлять активность. Например, когда вдвоем с приятелем достают из волшебного сундучка связанные родителями крохотные варежки, подбирают к ним в пару пинетки такого же цвета, наряжают кукол в одежду одного цвета, обучаясь действовать с кнопками, молниями, пуговицами, развивая мелкую моторику рук.

Воспитатель должен знать уровень развития умений своих воспитанников, потенциальные возможности каждого из них. Незнание особенностей развития детей может привести к банальному натаскиванию и в корне заглушит их инициативу и самостоятельность. В то же время длительная задержка на предшествующем этапе развития игровой деятельности отрицательно скажется на активности, заинтересованности детей, на дальнейшем совершенствовании игровых действий, общем психическом развитии.

Не следует увлекать детей сюжетной игрой, не развив их ручную умелость в предметных действиях. В этом случае они не смогут ни одеть кукол, ни искупать их, что приведет к разочарованию, потере интереса к игре.

Детям присуща высокая двигательная активность, но они в основном выполняют одни и те же действия: ходьба, бег. В течение всего времени бодрствования происходит постоянная нагрузка на позвоночник, так как дети ходят или сидят. Работают одни и те же группы мышц, что приводит к физическому утомлению, отчего малыши нервничают, капризничают. Поэтому в игры с детьми нужно включать разные движения. Например, можно предложить малышам изобразить щенят, которые будут подпрыгивать, кувыркаться, пролезать под стулом, вилять хвостиком или скакать, как козлики или жеребята, издавая радостные звуки, характерные для каждого из них. Включение разных групп мышц предусматривается при проведении игр-развлечений «Солнечные зайчики», «Пускание мыльных пузырей», «Ловля птички», собирании раскатившихся в разные стороны мячиков, организации коротких игр-забав.


Например.
^ Игра «Кошечки» (для детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев). Малыши изображают кошек. Воспитатель зовет их: «Кис! Кис! Кис!»,— медленно отступая вглубь комнаты. «Кошечки» ползут за ним (упражнение для разгрузки позвоночника), мяукают, «крутят хвостиками», перекатываются с боку на бок, подлезают под стул и т. п.


^ Игра «Мышки» (для детей старше 1 года 6 месяцев). Малыши изображают мышек. Они пищат, «машут хвостиками», подлезают под бревно (надувное), пробегают по узкому мостику (гимнастическая скамья) через речку и прячутся, кто куда: под стол, стул, за дверь и т. п.


^ Игра «Мишки» (для детей старше 1 года 6 месяцев). Малыши изображают медвежат. Они переваливаются через бревно, топают по узкому мостику и медленно, вперевалочку, ходят на четвереньках.


^ Игра «Мышки и мишки» (для детей старше 2 лет). Одна группа детей изображает мышек, другая — мишек.

«Мышки и мишки подружились и зовут друг друга в гости, — рассказывает взрослый и предлагает детям выполнить соответствующие движения. — Обрадовались мышки-малышки и тихо-тихо побежали в гости к мишкам. Они быстро перебрались через ручей по мостику, подлезли под бревно и прибежали к дому, а он закрыт. Стали мышки стучаться, заглядывать в окна, пытаться подлезть под дверь. Ничего не получается. А мишки спят себе в доме и ничего не слышат. Так и убежали мышки домой ни с чем.

Проснулись мишки и тоже начали собираться в гости к мышкам. Взяли гостинец — бочонок меда и потопали. Пока перелезли через бревно, чуть не утонули в речке. Устали, идут, переваливаются с боку на бок, кряхтят.

Услыхали мышки шум, гам, испугались и попрятались, кто куда: за диван, под стол и т. д. А мишки пришли, смотрят — нет мышек. Где они? Ходят по дому, заглядывают во все углы, никак не найдут мышек. Сели отдохнуть. Услыхали мышки, что стало тихо, выглянули и увидели друзей. Вылезли мышки. На радостях стали все угощаться медом и плясать».


Взрослый должен поддерживать активность детей. Если ребенок сосредоточенно играет самостоятельно, следует всячески оберегать его игру. Если же малыш скучает, взрослый садится рядом и заводит с ним разговор, исходя из его интересов и уровня развития, вызывая яркие воспоминания о недавних интересных событиях, что способствует последующей самостоятельной активности ребенка.


Особое внимание необходимо обращать на детей бесцельно бегающих по группе. Например, остановив малыша с машиной в руках, взрослый может сказать: «Помнишь, шофер привез нам на машине яблоки и молоко? Куклы тоже ждут угощения. На твоей машине можно привезти им и ягоды, и конфеты. Пойдем посмотрим, где они хранятся» Теперь активность ребенка будет направлена в русло интересных дел.

Активизируя игровую деятельность детей, необходимо учитывать характер их предыдущей или последующей деятельности. Перед гимнастикой или музыкальным занятием нецелесообразно стимулировать те игры, которые совпадают по характеру с предстоящим видом деятельности. Лучше предложить детям спокойные дидактические, строительные игры. После лепки, рисования можно устроить игры-перебежки и т.п. После прогулки и перед сном необходимо привлекать детей к спокойным играм: можно предложить уложить спать утенка, слоненка, почитать книжку, посмотреть в окно и т. п. Одни малыши могут, лежа на ковре, поиграть с машинкой, другие присесть на диванчик с журналом, третьи прилечь на кровать, укладывая дочку спать. В летнее время хорошо расстелить в кружевной тени деревьев легкое одеяльце и предложить малышам поиграть на нем.

В процессе бодрствования следует чередовать разные виды деятельности детей: игры с высокой двигательной активностью сменять спокойными играми. Например, малыш, активно участвовавший в перебежках, может спокойно разместиться на ковре, за столом или у окна с шаробросом или геометрической коробкой. Главное, чтобы ему было уютно, удобно, комфотно.

Познавательная и речевая активность детей развивается в процессе наблюдений. Взрослый вовлекает детей в обсуждение увиденного, учит высказывать собственное мнение, развивает устойчивость и длительность наблюдений. Например, наблюдая за листопадом за окном, с детьми второго года жизни можно вести конкретный разговор об увиденном, детей третьего года жизни можно настроить на воспоминания о недавних летних деньках.

Наблюдения за распустившимся на подоконнике цветком с младшими детьми строятся на уточнении, закреплении цвета, величины цветка, на наблюдении за тем, как взрослые ухаживают за растением. Детям третьего года жизни можно предложить попутно вспомнить, какие цветы они заметили при входе в помещение детского сада, какие цветущие растения есть у них дома (у бабушки в деревне), какие цветы они видели на юге и т. п.

У аквариума младшие дети наблюдают за тем, как рыбы поглощают корм, как взрослые ухаживают за ними. Старшие дети могут вспомнить, каких рыб они видели в зоомагазине, зоопарке, каких рыб ловили с папой в деревне и т. п.

Наблюдения за птичкой в клетке можно продолжить при выходе на зимнюю прогулку, сравнивая поведение птиц, вспоминая птиц из зоомагазина, зоопарка.

Взрослый не должен оставлять без внимания детей в книжном уголке. Здесь малыши рассматривают альбомы с фотографиями, «читают» кукле книги (например, рассказывают потешку по картинке), играют в лото, где один ребенок выполняет роль воспитателя (демонстрирует ролевое поведение). Взрослый может развернуть беседу по знакомой картинке, задать 2—3 вопроса по сюжету, похвалить детей, выполняющих роль воспитателя, подсказать, что еще можно «почитать» кукле и т.п. Активность детей повышается, когда они участвуют в интересных беседах со взрослым и сверстниками.

В вечернее время со старшими детьми можно развернуть беседу о том, кто где отдыхал летом. С этой целью родители заранее приносят фотографии детей на отдыхе, написав на оборотной стороне имена тех, кто изображен на фото, кличку собаки, козленка и т. п. По фотографии малыш вспомнит, что еще произошло в деревне, на море. Остальные дети тоже активно вступят в беседу. После все дружно начнут строить деревенский дом с сараем или дачу с гаражом, рядом по напоминанию воспитателя появится лес, в котором поселятся лесные жители. Дети начнут дружно обсуждать, где будет жить белка, а где кошка, где козленок, а где заяц и т. п.

С привлечением сюжетных картинок, фотографий оживленно проходят беседы о походах в цирк, театр, зоопарк и т. п.

Воспитатель следит за тем, чтобы у детей в течение всего времени пребывания в детском саду было стабильное ощущение комфорта и психологической защищенности, уверенности в хорошем отношении к себе со стороны взрослых.


^ Вхождение ребенка в социум


Социализация и социальная адаптация


С момента рождения младенец попадает в культурную среду человеческого общества. Социализация ребенка происходит в семье. С первых дней жизни младенца близкие выступают в роли посредника между ребенком и окружающим его миром людей и предметов. Мать ласково воркует, целует, ласкает, обнимает младенца, кормит, пеленает, укладывает спать. Ребенок чутко реагирует на ее прикосновения, прислушивается к голосу, вдыхает запахи. Активные взаимодействия с матерью способствуют формированию у новорожденного чувства защищенности и открытости миру. В таких условиях процесс социализации протекает успешно. Ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, осваивать различные стороны окружающей действительности.

В научных исследованиях в области психологии термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Так Л. С. Выготский, определял социальную ситуацию развития как особое социальное пространство, которое создает взрослый для развития личности ребенка. Социальное пространство определяется системой социальных условий, которые организует взрослый при взаимодействии с младенцем с первых дней его жизни.

А. Н. Леонтьев характеризует социальную ситуацию развития как базовое отношение между ребенком и взрослым через деятельность. При этом он отмечает, что в качестве ведущей деятельности в младенческом возрасте выступает общение ребенка со взрослым, а в раннем детстве — предметная деятельность.

ТА. Репина считает, что социализация — это усвоение исторического человеческого опыта, который ребенок приобретает с помощью взрослых и сверстников.

И. А. Коробейников утверждает, что социализация — это динамическая психосоциальная структура, обеспечивающая интеграцию и отражение различных влияний на индивид в процессе его развития.

Таким образом, социализация включает в себя как биологические предпосылки, так и само вхождение человека в социальную среду и предполагаемое социальное познание, а также социальное овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность функций, ролей, норм, прав и обязанностей, переустройство окружающего мира, — подводит итог Б. Д. Парыгин.

Успешность социализации проявляется в устойчивом положительном самочувствии ребенка, его активности, познавательной потребности и обусловлена индивидуальными особенностями восприятия социальной ситуации его развития. Этот процесс определяется характером взаимоотношений, которые устанавливаются между ребенком и взрослыми. Таким образом, социализация — это процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидуумом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.

Социальная адаптация — это процесс и результат активного приспособления индивидуума к условиям социальной среды. В процессе жизнедеятельности человек довольно часто попадает в незнакомую обстановку (для ребенка это поездка в гости, поход в поликлинику и т. п.), и ему приходится приспосабливаться к новым для себя условиям.


Социализация и социальная адаптация — оба эти явления выражают процесс взаимодействия общества и личности. Они взаимосвязаны и тесно переплетены между собой.

Появляясь на свет, новорожденный попадает в социальную среду, и социализироваться в ней ему не так уж просто.

Период новорожденности (приблизительно до 1—1,5 месяцев) — это период перехода новорожденного от внутриутробного к внеутробному развитию (Л. С. Выготский). Основное новообразование новорожденного—индивидуальная психическая жизнь, своеобразие которой состоит в преобладании недифференцированных переживаний, неотделимости себя от восприятия окружающего мира. Его социальность характеризуется полной пассивностью. Дальнейшая социальная жизнь младенца —это приспособление к действительности через других людей в ситуации сотрудничества.

Взрослый — центр любой ситуации. В его отсутствие ребенок беспомощен, активность его ограничена и стеснена. С помощью взрослого у младенца развивается интерес к окружающему миру, внимание к собственным и внешним раздражениям.

Н. М. Лисина характеризует первый месяц жизни новорожденного как фазу адаптации к внешним условиям жизни и формирования потребности в общении, которая не является врожденной, а складывается на основе органических потребностей (в пище, тепле и т. п.) и новых впечатлений. Потребность в новых впечатлениях концентрируется на взрослом как наиболее информативном объекте в окружающем мире.


С первых дней жизни младенца в социуме мать находится рядом. Она с нежностью и любовью воздействует на него. Ее ласковые прикосновения, голос очень скоро начинают вызывать ответные реакции малыша. Частые телесные контакты при общении, удовлетворении витальных (жизненных) потребностей способствуют образованию первых социальных связей. С первых месяцев жизни в ситуации эмоционального общения ребенка со взрослым формируется отношение малыша к другому человеку, к себе, к окружающему миру.

Эмоциональное общение развивается как взаимный способ понимания двух партнеров, оформляется как ритуал, основанный на базовом доверии младенца к матери. Затем появляются ритуалы кормления, укладывания на сон, купания. Младенец спокойно воспринимает все манипуляции, так как они ожидаемы и знакомы, выполняются в определенной последовательности, что придает ребенку уверенность в стабильности окружающего мира. Это помогает ему войти в мир человеческих отношений, освоить их, опираясь на базовое новообразование — открытость миру, возникающее под воздействием любящей, нежной, чуткой матери.

Постепенно ребенок приобретает опыт общения с разными людьми сначала в семейном кругу, а затем и за его пределами, успешно продвигаясь по пути социального развития.

Ритуалы — важнейший элемент адаптации малыша (Э. Эриксон). Они представляют собой устойчивую модель взаимодействия не только с матерью, но и с другими членами семьи, что позволяет ребенку приобрести богатый опыт общения с разными людьми вне семьи в условиях эмоционально-позитивной обстановки, обеспечивая успешное вхождение в социум.

Ритуальное поведение ребенка проявляется под воздействием окружающих взрослых при четком соблюдении режима и режимных процессов, что охраняет нервную систему малыша от напряжения, способствует успешному решению задач социальной ситуации развития, его устойчивому поведению, развитию личностных качеств.

Ритуальные формы поведения, усваиваемые ребенком с помощью взрослого с 8—10 месяцев (умение благодарить, здороваться, прощаться и т. п.), помогают малышу обрести стабильность восприятия окружающей действительности, оценить себя глазами взрослого. Ребенок активно стремится удерживать структуру ритуала в дальнейшем, чутко реагирует на ее изменение, будь это мытье рук перед едой или слова в сказке («внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку» —должна быть только такая очередность и никакой другой). При изменении привычных условий малыш бунтует, возмущается.

Например: в детский сад на завтрак не успели доставить молоко и детям вместо кофе предложили компот. Многие отказались его пить, сославшись на то, что не хотят идти спать.


Рамки вхождения в социум со временем расширяются. Ритуализированные формы поведения позволяют ребенку с помощью напоминаний взрослого правильно взаимодействовать с окружающими людьми, используя общекультурные нормы поведения: здороваться, говорить спокойно, не шуметь, уметь подождать и т.п.

Ребенок — не только хороший ученик. Он и сам стремится как можно быстрее понять окружающий мир. Посещая с мамой общественные места (парикмахерская, магазин и т.п.), ребенок наблюдает за миром взрослых, многое запоминает: взаимоотношения людей, их оценку происходящего, отношение к нему взрослых, что неизменно сказывается на самооценке малыша, поведении, стимулирует его социальное развитие.

Так постепенно ребенок входит в культуру того общества, в котором растет. С помощью взрослых и самостоятельно он познает грани дозволенного, начинает понимать и оценивать суть собственных поступков и поступков других детей. Таким образом, успешность социализации проявляется в формировании у ребенка положительных личностных качеств. Этот процесс обусловлен характером взаимоотношений, которые устанавливаются между ребенком и взрослым. Ярко выраженная симпатия друг к другу, устойчивые положительные эмоции и удовлетворение познавательной потребности малыша способствуют успешной социализации. Эти условия легко выполнимы, когда любимые взрослые находятся рядом. Радость общения с ними, их любовь ускоряют процесс социализации ребенка.

Знакомство со сверстниками, формирование положительных взаимоотношений между детьми проходит своеобразный путь развития, отличный от развития взаимоотношений со взрослым.


^ На первом году жизни дети почти не замечают друг друга. Каждый занят собой, игрушками, тесным эмоциональным общением со взрослым. Услыша плач ребенка, малыш с удивлением смотрит в его сторону и тут же отворачивается. К концу года детей, умеющих ходить, в играх-развлечениях (догонялки, прятки и т. п.) можно объединять в группы по 2—3 человека. Выполняя одно и то же разученное движение (действие), дети остаются ориентированными на взрослого, хотя всплеск положительных эмоций вызывает их кратковременные ориентировочно-положительные эмоции по отношению друг к другу.

^ Детям в возрасте 1 года — 1 года 3 месяцев взрослый отдает всю площадь групповой комнаты под игру, рассредотачивая игровой материал блоками (по 2 предмета) подальше друг от друга, чтобы ребенок, играя, не мешал товарищу и не отвлекался от игры.

В возрасте 1 года — 1 года 3 месяцев дети познают окружающий предметный мир, стараясь завладеть игрушками, попадающими в поле их зрения. Находясь во власти зрительных впечатлений, они не замечают сверстника, а если и обращают на него внимание, то контакты их кратковременны, так как действия товарища не вызывают у детей интерес. И в то же время малыш, обратив взор на случайно остановившегося неподалеку сверстника, пытается действовать с ним как с игрушкой: может дернуть за руку, за волосы, притронуться к лицу и т.п. Одновременно он сравнивает его с самим собой: посмотрит на его ноги и тут же переведет взгляд на свои. Так малыш в сравнении познает собственные части тела, воспринимая товарища как интересный объект.

Ближе к 1 году 6 месяцам (1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев) дети могут играть недалеко друг от друга вокруг стола-барьера. В основном они играют поодиночке, изредка поглядывая в сторону играющего рядом ребенка или стараясь привлечь его внимание радостным криком по поводу своих игровых действий. Так завязываются первые положительные контакты между детьми. Симпатии детей друг к другу проявляются в самостоятельной двигательной активности (один побежал, второй за ним; один съехал с горки, следом второй и т.д.). Взрослый поощряет общение детей. Малышу, стоящему в стороне, он предлагает понаблюдать за действиями товарища, попытаться повторить их. В этом возрасте ребенок, если и начинает подражать, то только тем действиям, которые умеет выполнять самостоятельно.


^ Дети старше 1 года 6 месяцев могут спокойно играть рядом каждый со своей игрушкой, прерывая собственные действия, чтобы понаблюдать за игрой стоящего неподалеку ребенка. Теперь малыши по предложению взрослого могут подражать новым для себя действиям, что вселяет в них уверенность в собственные силы. Однако положительное взаимовлияние детей друг на друга пока еще ограничено. Они охотнее воспринимают воздействия взрослого.

У детей этого возраста хорошо развита речь, игровая деятельность. Взрослый, опираясь на эти приобретения малышей, использует разные поводы для поддержания их дружеского общения.

Он может объединить трех-четырех детей, демонстрируя новое игровое действие. Объединение в подгруппу положительно сказывается на общем развитии малышей. Обучение в этом случае проходит эффективнее, так как дети подражают взрослому и сверстникам в действиях и в речи.

Однако при подборе детей в подгруппу следует учитывать их индивидуально-типологические особенности:


  • дети по-разному воспринимают новое. Одни проявляют активность, отталкивают руку взрослого («Я сам!»), другие нуждаются в многократном, совместном со взрослым упражнении, третьи не могут обойтись без сиюминутной поддержки;

  • у детей разная скорость научения. Одним уже неинтересно, а другие только начали проявлять интерес к действиям воспитателя и других детей;


• стеснительному малышу будет крайне неуютно среди активных, энергичных детей. Ребенок, начинающий говорить, попав в компанию говорящих сверстников, не произнесет ни слова.


Подбирая детей в подгруппу, воспитатель видит каждого ребенка, может воздействовать на него словом, примером, обратить его внимание на действия товарища. При этом он учит малышей делиться игрушками, подсказывает, как и чем можно помочь товарищу. Таким образом подготавливается основа для совместных игр, которые при правильном руководстве взрослого появляются в конце второго — начале третьего года жизни.

Ближе к двум годам дети начинают объединяться вокруг крупного предмета (стола, игрушечной плиты и т.п.). Контакты детей эпизодичны, кратковременны. Действия одного ребенка вызывают подражания у другого (один кормит куклу за столом, второй малыш присаживается рядом со своей куклой и начинает кормить ее). Играя рядом, они высказывают свое отношение к происходящему с помощью отдельных слов: «дай», «пусти», «нельзя» и др. Взрослый учит их строить предложения из 2—3 слов.


Воспитатель обучает детей взаимодействию, взаимопомощи («Подвинь Коле машину», «Около тебя лежит ложка, отдай ее Маше»), умению делиться игрушками («Приготовил суп? Отдай кастрюльку Саше»), закрепляет положительные формы взаимодействия и предупреждает отрицательные (дети не всегда могут согласовывать свои действия и начинают конфликтовать).


^ В конце второго года жизни у детей усиливается интерес к сверстнику как к партнеру по игре. Все чаще дети начинают разговаривать между собой в процессе игры, внимательно наблюдать за действиями сверстника. Взрослый учит детей действовать согласованно, выполняя одно и то же действие. Намного труднее им дается умение действовать по очереди, согласовывать собственные действия с действиями товарищей. Зная об этом, взрослый должен как можно чаще включать в игры детей упражнения, предполагающие очередность действий, например, можно предложить им по очереди съехать с горки, пройти по ребристой доске, прокатить мяч в ворота и т. п.

Опыт общения, свободное владение речью, разнообразными действиями с игровым материалом оказывает положительное влияние на развитие взаимоотношений
детей третьего года жизни. В этом возрасте совместные игры занимают все больше времени. Дети договариваются и начинают действовать вместе («Давай построим кирпичный дом!»). Появляются и разделенные действия (шофер — пассажир). В ходе игры взрослый напоминает правила ролевого поведения, учит детей согласовывать свои действия с действиями сверстников.


При чтении книг, рассматривании картин, просмотре мультфильмов можно объединять в подгруппу детей с приблизительно одинаковым уровнем развития умений и знаний, учитывая степень их активности, социализации и коммуникативной компетентности. Совместные игры со сверстниками позволяют детям продемонстрировать собственные успехи, проявить самостоятельность, инициативу. По ответным реакциям партнеров по игре у ребенка формируется представление о собственных возможностях, повышается самооценка. В процессе наблюдения за играми товарищей обогащается личный опыт каждого ребенка; он начинает понимать, что нельзя мешать другим, отвлекать их. К концу третьего года жизни дети в состоянии придерживаться установленных правил, могут сделать замечание расшалившемуся товарищу, начинают понимать состояние других. У ребенка ярко проявляются чувства обиды, разочарования, радости за достижения других. Взаимодействие со сверстниками обогащает внутренний мир ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Театрализованная деятельность детей раннего возраста дома »

В консультации размещён материал для родителей маленьких детей по проведению театральной деятельности дома....

Консультация для родителей на тему: «Исследовательская деятельность детей в детском саду»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоен...

Консультация для родителей на тему: «Изобразительная деятельность детей 2-3 лет»

Консультация для родителей на тему: «Изобразительная деятельность детей 2-3 лет»...

Консультация для родителей на тему: « Изобразительная деятельность детей 2-3 лет»

Консультация для родителей на тему:« Изобразительная деятельность детей     2-3 лет»...

Консультация для родителей на тему: "Проектная деятельность детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему: "Проектная деятельность детей дошкольного возраста...