Проектный метод в экологическом воспитании старших дошкольников
статья

Ляпина  Наталья Борисовна

Статья об использовании проектного метода в экологическом воспитании старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ляпина Наталья Борисовна,

воспитатель

МБДОУ д/с №17 «Сказка»

Вачский район

Нижегородская область

Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего образовательного процесса; оно способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом.  Важным положением ФГОС ДО является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. Великий русский педагог  К. Д. Ушинский уделял большое внимание воспитательному влиянию природы на души детей. В деле воспитания дошкольников педагог отводил ведущее место именно природе – «одному из могущественных агентов в воспитании человека».

            Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога инновационных методов, которые должны быть направлены не на передачу готовых знаний, а на то, чтобы поставить ребенка в условия  выбора.

          В нашем детском саду экологическое воспитание считается приоритетным. Многолетний опыт по воспитанию экологической культуры привёл нас к глубокому убеждению, что наиболее целесообразной  моделью формирования экологического сознания дошкольников является проектный метод, так как он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей.  Совместно с детьми и родителями мы выявляем проблему и планируем деятельность по этапам проекта. Таким образом, с детьми старшей группы нами был реализован долгосрочный исследовательский проект «Родной свой край люби и знай». 

Цель проекта: формирование основ осознанно – правильного отношения к природе.

Задачи:

  • Расширять представление детей о разнообразии флоры и фауны

 Нижегородской области.

  • Формировать умение понимать и ценить красоту природы родного края.
  • Продолжать знакомить  с правилами поведения в природе.

Мероприятия проекта коснулись всех образовательных областей.

«Познавательное и речевое развитие»                                                                              Беседы: «Что за ягодка такая», «Целебное лукошко», «Животные нашего края», «Что за гриб?», «Птицы нашего края»,  «Не торопись сорвать, подумай»,  «Беседа о климатических условиях области»

Составление экосказки о селе.

Викторина: «Что я сделал для родного села» (чистота, уют).

Экскурсии:  «По окрестностям села», «Знакомство с лекарственными растениями», «По экологической тропе»,  «Откуда хлеб пришёл» ,  «Загадки хвойного леса», «Люблю берёзку русскую» ,  «Водоемы  нашего села»

 Исследования в уголке природы: «Огород круглый год»

«Социально – коммуникативное развитие»

Акция:  «Покормите птиц зимой». Театрализованное представление:  «В гостях у бабушки  Непогоды». Экологические праздники:               «Здравствуйте, пернатые друзья!», «Грач на горе – весна на дворе»

Посещение фитобара: «Лечебный чай из растений и их плодов, собранных в нашей местности»

Участие в очистке от мусора участков около жилых помещений и детского сада.

Посадка деревьев и разбивка клумб

Мероприятия по охране окружающей среды. 

Создание уголка: «Самое почитаемое дерево – берёза». Создание снежных построек на участке детского сада

«Художественно – эстетическое развитие»

Экологические музыкальные  праздники

Изготовление фотоальбома: «Растения земли Нижегородской»

Конкурс: «Осенний букет»

Оформление альбомов: «Дикие животные», «Разнообразие растительного мира», «Наше село в разное время года».

Презентация:

«О елях, берёзах, дубах и осинках – короткий рассказ в разноцветных картинках»

 «Физическое развитие»

Дыхательная гимнастика: «Листья шуршат», «Морозко»                                           «Одуванчик», «Радуга, обними меня»                

Подвижные игры: «Перелет птиц», «Льдинки, ветер и мороз»                  «Скворечники», «Цветы и ветерки»,    «Весёлые зайчата»                                   «Кузнечики»                           

 Эстафеты: «Сбор картофеля», «Бегущие ручейки», «Эстафета пчелок»

«Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами»

Природоохранные  акции: «Собирая - охраняй», «Не рубите елочку зеленую»,

«Изготовление скворечников».
Бюллетень:
«Береги зеленого друга», «Путешествие по тропе здоровья»

Выставка работ из природного материала: «Творим вместе»

 Фотовыставка: «Отдыхаем всей семьей», «Природа родного края»

            Завершением любого проекта является конкретное дело. В нашем случае – это альбом с рисунками, аппликациями из природного материала, фотографиями – панорамой добрых дел. Отдельно хотелось бы отметить заинтересованность родителей, принимавших активное участие в мероприятиях проекта.

            Обобщая вышесказанное, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что использование проектной деятельности, как формы активности, направленной на достижение социально значимой цели, формирует у ребенка критическое мышление, способность сопоставлять, размышлять, опираясь на знание фактов; самостоятельность в принятии решений; способствует развитию навыков работы в команде, выполнению различных социальных ролей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников

специфика метода проектов заключается в том...

Игра как метод экологического воспитания старших дошкольников.

В статье говорится о важности игры для формирования экологической культуры, для повышения экологических знаний у детей дошкольного возраста....

Опыт работы «Использование проектного метода в экологическом воспитании дошкольников».

На протяжении последних лет я работаю над темой «Использование проектного метода в экологическом воспитании дошкольников». Метод проектов помогает ребенку более осознанно получать знания. Развивать на...

Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как развивать у детей любовь к природе и ст...

Стендовый доклад "Значение проектного метода в экологическом воспитании дошкольников"

Стендовый доклад "Значение проектного метода в экологическом воспитании дошкольников"...

Консультация для педагогов «Проектный метод в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».

Экологическое воспитание одна из задач нашего детского сада, которая рассматривается через воспитание любви к природе родного края.Именно в дошкольном возрасте формируются экологические представл...

Блиц-опрос для педагогов по теме «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников»

Предложенные вопросы помогут педагогу самостоятельно, в игровой форме проверить свои знания,а также знания своиз колегг по теме "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"...