Рабочая программа кружка по развитию логического мышления
рабочая программа (старшая группа)

Сухова Елена Анатольевна

Ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться. Используя возможности развития логического мышления и памяти, можно успешно готовить детей к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_logicheskogo_myshleniya.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа
кружка дополнительного образования
по развитию у дошкольников логического мышления «Умняш»
 

                                                           Возраст воспитанников: 4-6 лет

                                                                Срок реализации программы: 1 год

Пояснительная записка

Актуальность

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами.

В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Характеристика мышления

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части, синтез (мысленное объединение частей в единое целое, сравнение (установление сходства или различия между объектами, абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных, обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.

Цель программы - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.

Задачи программы:

Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.

Учить детей ориентироваться в пространстве.

Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.

Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.

Формировать элементы коммуникативной культуры: умение слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умение работать в парах.

Развивать детскую художественно – речевую деятельность, навыки речевого общения.

Информация о работе кружка:

Программа рассчитана на детей 4 -6 лет

Периодичность занятий -1 раз в неделю (с октября по апрель), 3 (4) раза в месяц, продолжительность одного занятия 25 минут.

Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:

• Индивидуальная самостоятельная работа детей.
• Работа в парах.
• Групповые формы работы.
• Дифференцированная.
• Фронтальная проверка и контроль.
• Самооценка выполненной работы.
• Дидактическая игра.
• Соревнование.

Этапы реализации программы

Технология деятельности строится по этапам:

1. Системность и учёт возрастных особенностей детей.

2. Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление, с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний

3. Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.

4. Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.

5. Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.

6. Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).

Ожидаемые результаты дети должны уметь:

1. Определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;

2. Путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к загадкам;

3. Быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;

4. Выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти;

5. Выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;

6. Уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.

Ожидаемым результатом в работе с родителями является:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование интереса к развивающим играм.

Введение

       В последние годы значительно  возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

  • интеллектуальное развитие;
  • создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.

Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных платных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.

В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры, игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. Игры на освоения чисел, геометрических фигур, пространственных отношений произойдет развитие мыслительных операций: счетные палочки, «Геоконт»,  «Чудо-крестики», «квадрат Воскобовича», «Колумбово яйцо», «Монольская игра», «Танграм», Кубики Никитина, Блоки Дьенеша, Интерактивная доска.    

2. Учебный план

Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх и подвижных играх.

 

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ
(№ занятия)

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИГРЫ

сентябрь

3

Мониторинг: выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года.

октябрь

1(1)

1. «Счетные палочки»
2. «Небылицы»
3. «Запомни и нарисуй»
4. «Додон говорит»

2(2)

1. «Танграм»
2. «Отгадай и назови»
3. «В геом.фигуру становись»
4. «На что это похоже?»

3(3)

1. «Колумбово яйцо»
2. «Бывает-небывает»
3. «Что живое, а что неживое»
4. «Охотник»

4(4)

1. «Загадки»
2. «Три предмета»
3. Знакомство с Блоками Дьенеша
4. «Дорисуй значки»

ноябрь

1(5)

1. «Азбука»
2. «Что где?»
3. «Перестройся по сигналу»
4. «Обведи и раскрась»

2(6)

1. «Блоки Дьенеша»
2. «Кто знает, тот и продолжает»
3. Интерактивная доска
4. «Что таким бывает»

3(7)

1. «Счетные палочки»
2. «Изобрази-ка»
3. «Угадай что это?»
4. «Проведи линию»

4(8)

1. «Танграм»
2. «Найди ошибку»
3. «Назови персонаж»
4. «Найди 10 отличий»

декабрь

1(9)

1. «Блоки Дьенеша»
2. «Штриховка, дорисовка»
3. Интерактивная доска
4. «Две веревки»

2(10)

1. «Колумбово яйцо»
2. «Загадки-шутки»
3. «Угадай о ком расскажу»
4. «Изобрази упражнение»

3(11)

1. «Пальчики актеры»
2. «Обведи правильно»
3. «Черный ящик»
4. «Нарисуй солнышко»

январь

2(12)

1. Загадки на развитие воображения
2. «Вода земля воздух»
3. «Части целого»
4. «Нарисуй не повторись»

3(13)

1. «Листик, Монгольская игра»
2. «Найди гномов»
3. «Третий лишний»
4. «В фигуру становись»

4(14)

1. Загадки на сообразительность
2. «Кто как передвигается»
3. Интерактивная доска
4. «Мороз, метель, снежинки, сугроб»

февраль

1(15)

1. «Режим дня»
2. «Штриховка, дорисовка»
3. Блоки Дьенеша
4. «Пришла зима»

2(16)

1. «Тайное письмо»
2. «Сколько у кого ног»
3. «Танграм»
4. «Овощи, фрукты, ягоды»

3(17)

1. Интерактивная доска
2. «Объясни различия»
3. «Снежная карусель»
4. «Что сначала, а что потом»

4(18)

1. «Что видит персонаж»
2. Счетные палочки
3. «Кто может совершить эти действия?»
4. «Найди на картинке»

март

1(19)

1. Загадки на развитие воображения
2. «Что из слова можно сделать»
3. «Додон говорит»
4. «Путаница»

2(20)

1. «Колумбово яйцо»
2. «Внимание»
3. «Кто кем был»
4. «Дорисуй или зачеркни»

3(21)

1. Блоки Дьенеша
2. «Классификация»
3. «Лови бросай цвета называй»
4. «Распутай»

апрель

1(22)

1. «Продолжи логический ряд»
2. «Мальчики и девочки»
3. «Танграм»
4. «Изобрази-ка»

2(23)

1. «Части суток»
2. «Группирование предметов»
3. «В фигуру собирись»
4.  Счетные палочки

3(24)

1. «Критичность мышления»
2. «Я мы он она»
3. Интерактивная доска
4. «Галки летают»

4(25)

1. «Выбери нужное»
2. Загадки на развитие лог.мышления
3. «Где спрятались цифры»
4. «Фотограф»

 

Программа дополнительных платных услуг составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.

3. Основные принципы:

  • самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности,
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.

Стандарт позволяет решить основную цель - обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

ФГОС нацеливает на решение следующих задач:

  • сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
  • формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

В соответствии с ФГОС программа платных услуг направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы кружка направлена на освоение детьми задач образовательных областей:

  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирована на сложившиеся традиции группы.

В соответствии с ФГОС создана предметно-развивающая среда.

Методическое обеспечение

1. Программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.

2. Е. В. Колесникова "Я решаю логические задачи". Рабочая тетрадь 5-7 лет

3. Белошистая А.В. «Развитие логического мышления у дошкольников» Издательский центр: Владос, 2013г.

4. Ермилова А.В. «100 игр на развитие логического мышления» Издательство: Феникс, 2015г.

5. Андреева И.А. Развивающее пособие «Развиваем логику» Издательство: Букмастер, 2015г

6. Терентьева Н. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Математика

7. Терентьева Н. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Память и внимание

8. Н. Терентьева: 35 занятий для успешной подготовки к школе. Логическое мышление

9. Терентьева Н. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Штриховка и дорисовка

10. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. Издательство: Детство – Пресс, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"

Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста

Пояснительная записка   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления «Играем и учимся» для детей 5-7 лет.

Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников   элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.В данной программе показано, как чере...

Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений». для воспитанников подготовительной группы

Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений» для воспитанников подготовительной группы включа...

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления "Умняш"

Развитие  логического мышления, внимания  в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.  ...