Развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста через формирование экологической культуры
статья

Глухова Светлана Андреевна

Статья по экологического воспитанию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_poznavatelnoy_i_tvorcheskoy_aktivnosti.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста через формирование экологической культуры

                                                                                         Глухова Светлана Андреевна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №134» г. Дзержинск

Нижегородская область

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

 Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю), которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.

 Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных  действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление.

 Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка и особенно творческой является инициатива и любознательность, как важнейшие показатели развития детского интеллекта.

  Благоприятное развитие творческой активности возможно при наличии у ребенка положительной мотивации. Мотивация основывается на базовых потребностях детей дошкольников. Мотив личной заинтересованности является важным стимулом, который побуждает детей к деятельности и способствует росту познавательной активности. В педагогике познавательная  активность определяется как приобретение знаний через оживленный подъем интенсивности. Активность - это практическая предметно-чувственная деятельность, направленная не только на преобразование окружающего мира, но и на преобразование самой личности - важнейшее условие и фактор ее психического развития. Специалисты в области возрастной психологии выделяют 3 основных двигателя познавательной активности: любознательность, самостоятельность и наблюдательность. Они взаимосвязаны и помогают дошкольнику разбираться с устройством мироздания. Основой познавательной активности является любознательность и интерес. Они формируют потребность к узнаванию неизведанного, исследованию новизны предмета. Особенно ярко названные качества начинают проявляться у дошкольников в 3-4 года. Хорошая работоспособность побуждает к дополнительной деятельности и развитию самостоятельности. Наблюдательность ребенка тесно связана с восприятием. Данная функция развивает внимание, воображение, способность запоминать мелочи.

Творческая активность старшего дошкольника подразумевает то, что ребенок стремится осмыслить теоретические знания, которые он получил. Также он ищет сам решение трудностей и проявляет интерес к познавательной активности. Для того, чтобы активизировать творческие процессы в деятельности дошкольника, нужно я изучила различные методы и приемы ведения творческой деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети особенно хорошо воспринимают воздействие на их творческий потенциал, ведь именно сейчас их интеллект максимально полно готов к тому, чтобы начать формироваться в этом направлении. Дети в этом возрасте уже могут самостоятельно придумывать свои рисунки, создавать новые конструкции, фантазировать. Предметы их деятельности оригинальные, имеют разные вариации. Мышление ребенка становится подвижным и гибким.

Л.С. Выготский указывал, что деятельность человека может быть разделена на два вида: воспроизводящую (репродуктивную) и  комбинирующую (творческую).

Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая - эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией.

Природа и её ресурсы – это основа жизни и развития человеческого общества. Каждое новое десятилетие приносит человечеству всё новые доказательства обострения противоречий во взаимодействии человека и природы. Чувствуя настоятельную потребность времени, я, как и все педагоги, в поиске путей и способов творческого развития детей обращаемся к различным сферам человеческого знания.

Очень важно - научить любить и понимать природу, сформировать у детей экологическую культуру. Это ёмкое понятие вмещает в себя следующее:

  • научить практическим умениям, направленным на охрану природы;
  • проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру;
  • углублять (постепенно) знания для того, чтобы вследствие недостаточной осведомлённости дети не наносили ущерб природе.

Для позитивного отношения детей к окружающему миру ( с целью выявления взаимосвязей между объектами живой и неживой природы, так как это очень актуально) использую в своей практике методы ТРИЗ.

В работу включаю  занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, трудовую деятельность, игры - драматизации, развлечения. Долго качественно подбираю материал речевого сопровождения: стихи, считалки, загадки.

Такое планирование работы помогает мне последовательно и поэтапно добиваться поставленных задач. Ведь именно это качество ведёт ребёнка к дальнейшему углублению его знаний.

Для усвоения дошкольниками представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой использую поисково – познавательную деятельность в форме экспериментальных действий. В их процессе мы с детьми  преобразуем  объекты с целью выявления скрытых существенных связей с явлениями природы. Организация работы проходит  по двум взаимосвязанным направлениям:

1 - живая природа (характерные особенности сезонов в нашей местности, многообразие живых организмов);

2 - неживая природа (воздух, вода, почва, свет).

Занимательные опыты и эксперименты с использованием методов ТРИЗ побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Чтобы добиться хороших результатов в ознакомлении дошкольников с взаимосвязями в живой и неживой природе работу провожу  регулярно, но короткосрочно, так как внимание у детей быстро иссякает; стараюсь создавать  атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей и мнений; стараюсь  создать климат взаимного доверия, восхищаться каждой идеей ребёнка, что предполагает позитивное подкрепление всех идей и ответов детей, словесно ( а иногда и природно-материально) поощряю  оригинальные идеи, положительно воспринимаю  ошибки детей, как возможность нового, неожиданного взгляда на что - то привычное.

Для систематизации, углубления знаний, воспитания наблюдательности, использую  игру "Чем похожи и чем отличаются?"

Кабан - свинья, волк - собака, лиса - белка, воробей - синица, деревья -кустарники, корабль - рыба, роза - пион.

Еще одна игра "Чей хвост, чья голова ? " - закрепляет знания детей о внешнем виде. Играя в ТРИЗовскую игру "А что если…", выясняли с детьми как изменится образ жизни, если изменить какую либо часть тела, например, лисе - хвост зайца, медведю - лапы лягушки. А после предлагаю создать фантастическое животное, придумать ему название, чем он будет питаться, где будет жить?

Такие игры увлекают детей, пробуждают в них фантазию, развивают словотворчество, учат размышлять и делать выводы, дают начало изобретательским умениям.

По мере знакомства с животными или растением, мы вместе с детьми находим соответствующее место в царстве животных или в царстве растений. Это также систематизирует знания детей, развивает умение классифицировать.

Закрепляя умение классифицировать в игре "Четвертый лишний", интересный момент был, когда выставив картинки с изображением ежа, лисы, зайца, кота. Подразумевав, что лишним выберут кота, поскольку он - домашнее животное, но один мальчик назвал ежа, объяснив свой выбор тем, что у всех животных шерстка , а у ежа - колючки. Радует, что дети самостоятельно рассуждают, делают свои умозаключения.

Игры "Хорошо - плохо" и "Наоборот" позволяют развивать диалектическое мышление. Ведь дети, формируя противоречия и решая их, делают умозаключения, изобретения и открытия. Замечательно развивает изобретательность и креативность мышления такой элемент ТРИЗ, как оператор РВС (размер, время, стоимость). Цель применения оператора в том, чтобы получить "свежие", ни на что не похожие идеи, направленные " в сторону решения". В частности, оператор РВС - огромное поле деятельности для фантазии и сочинения нашими детьми сказок. Например, чтобы помочь зайчикам, оказавшимся на льдине во время паводка, можно воспользоваться оператором "время": вернуть их в то время, когда была осень, или настанет весна.

В работе с детьми по экологическому воспитанию можно использую  кольцо Луллия, обыгрываем перенесение животного в другую среду обитания, рассуждаем, что изменится во внешнем виде, в повадках, в пище. В каком случае могут существовать в городе ива и лягушка? Возможно ли такое в природе?

Знания детей о мире природы закрепляются с помощью вопросов познавательного характера, иногда с известной долей юмора:

  • про каких животных можно сказать, что они лезут из кожи вон?
  • почему одни медведи белые, а другие бурые?
  • зачем животным хвосты?
  • зачем поют птицы?
  • почему в одних сказках заяц белый, а в других серый?

Эти вопросы можно чередовать с такими, которые воспитывают у детей добрые чувства: "Чтобы ты сделал, если бы увидел?"

  • упавшего на землю птенца;
  • на улице малыша ломающего кусты;
  • брошенного щенка или котенка?

Интересным приемом являются «загадочные объявления»:

"Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда при себе"; "Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне"; "Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом". Эти объявления вместе с детьми обсуждаются и приходят к единому мнению, кто мог написать это послание.

При углубленной беседе о каком - либо животном, обязательно сообщаю интересные факты, например, дети были удивлены такой новостью: оказывается, ежи не едят яблоки, а накалывают их на иголки, для того, чтобы перебить свой запах и меньше привлекать внимание к себе клещей. (Обязательно  объясняю, что диких животных нельзя брать из природы домой. А если и есть необходимость взять зверька или птицу в дом, чтобы помочь, то прежде всего, следует прочитать в книгах, чем его кормить, как за ним ухаживать, иначе животное может погибнуть).

ТРИЗовские методы и приёмы помогают раскрепостить детей, увлечь их, пробудить в них фантазию, научить размышлять самостоятельно и делать выводы.

На каждом занятии  заостряю  внимание детей на том, как влияет человек и его деятельность на окружающий мир, и как в свою очередь окружающий мир влияет на человека. Всегда подчёркиваю то, что природа любит человека и щедро одаривает его повсюду (о чём свидетельствуют проводимые сезонные праздники), пытаюсь уже знакомить с полезными для здоровья людей травами. А результатом занятия «Могуч и крепок он, но хочет жить», стал разговор бабушки со мной. Она рассказала, что после занятия, её внук Ярослав посоветовал ей полечиться у дуба: набраться сил, так как он сильный, могучий, крепкий и хочет ещё долго жить.

Поскольку игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности, активно её использую в практике для экологически правильной и развивающей деятельности. Например, для выявления взаимосвязей между объектами, подвожу  детей к выводу, что в природе всё взаимосвязано. В этом мне помогают уже придуманные не мной  игры: "Ищу друзей (недругов)", "Кто - то теряет, кто - то находит, и что из этого выходит". (При установлении взаимосвязей между объектами природы всегда обращаю внимание детей на то, что один объект при взаимодействии с другим всегда что - то приобретает и что - то отдаёт). (Например, щенок - ель. Находясь на земле, ель берёт соки у земли, для того, чтобы расти, а земля с помощью ели укрывается от солнца. Щенок четырьмя лапами стоит на земле, и его тень тоже укрывает землю).

Методы и приёмы ТРИЗ позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы.

Путь становления творческой личности сложен, труден. К.Э. Циолковский писал: "Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные". Педагогом был сделан вывод, что используя в ознакомлении дошкольников с взаимосвязями объектов живой и неживой природы элементы ТРИЗ и РТВ, процесс формирования знаний становится эмоционально - окрашенным от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней. Дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствуется речь дошкольников, их мышление, творческие способности, культура чувств.

Литература:

  1. Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В.В. Авсейкова, Н.В. Чеховская.– Мозырь : Издательский дом "Белый ветер", 2001.
  2. Безруких М.М. Чему и как учить до школы // Дошкольное воспитание.
  3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002.
  4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.- М., 2006.
  5. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес / А.К. Дусавицкий . – Москва : Знание, 2004.
  6. Занков, Л.B. Развитие дошкольников в процессе обучения / Л.В. Занков. — Москва : Просвещение, 2001 
  7. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7.
  8. Ладутько, Л.К. Ребенок познает мир природы : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования /Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск : УП "Технопринт", 2005.
  9. Лучич, М.В. Детям о природе : книга для воспитателей детского сада / М.В. Лучич. – 2-е. изд., дораб. – Москва, 1989.
  10. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С.Н. Николаева. — Москва : Издательский центр "Академия", 2002.
  11. Павлова, Л. Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №12. 
  12. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л.А. – Москва : Педагогика, 1986.
  13. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой : учебное пособие / П. Г. Саморукова. — Москва : "Просвещение", 1983.
  14. Шагреева О.А., Родина Е.В., Стародубова Н.А Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников.- М: Академия, 2002.
  15. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М.: Академия, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся де...

Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ

Цель: развитие воображения и творческой активностидетей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ....

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО».

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО»....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего

В данной работе представлен план образовательной деятельности с детьми старшей возрастной группы, направленный на развитие воображения и творческой активности.Цель: развитие воображения в изобразитель...

Программа по самообразованию «Развитие инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»

Настоящая программа по самообразованию разработана в соответствии с профессиональными запросами педагога, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.Программа ориентирована на овладен...

Консультация для воспитателей "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"

В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Музыка - это особый ключ к достиж...