Взаимодействие с родителями по совершенствованию условий для развития детей дошкольного возраста
статья

Ким Алёна Валериевна

             2015г. - выступление на педагогических чтениях Качканарского ГО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект выступления42 КБ
Office presentation icon Презентация 466.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические чтения Качканарского ГО

2015г.

Из опыта работы 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

дошкольного возраста

(с презентацией)

Разработала: Ким А.В.

Воспитатель

I квалификационной категории

МДОУ«Детский сад «Чебурашка»

Работа с родителями –сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Родители – это наши союзники в воспитании и развитии детей. И мы – воспитатели должны помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.

Изучая различные источники, я пришла к следующим выводам: работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов, как:

- доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;

- личностная заинтересованность родителей в собственном педагогическом просвещении – определяя этот принцип, мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться. Человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т.е. в своем педагогическом образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной и прогностичной;

- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия – во–первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно родители для нас являются социальными заказчиками, во – вторых, они для нас не ученики, а партнеры, и мы им помогаем, а не учим воспитывать  их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно;

- утверждение их самоценности – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность – этот принцип, во-первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения, во-вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в–третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности;

- эмансипация родителей – этот принцип предполагает: во-первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во–вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

Изучив теоретическую базу, а также исходя из собственного педагогического опыта, вывела для себя следующие условия оптимизации взаимодействия детского сада и семьи: 

1. Сотрудничество с семьей требует от педагога обязательного выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения:

- обращение к родителям своих воспитанников только по имени, отчеству, не допускать панибратства;

- проявление искреннего интереса к родителям своих воспитанников;

- умение выслушать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще;

- проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними;

- беседы с родителями о том, что интересует их и что они ценят превыше всего.

Умение дать почувствовать родителям их значимость, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

2. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с родителями. Гуманизировать - значит признать ценность каждого родителя как личности, его права на собственную позицию, а также ошибки.

 - замена обезличенных объявлений о предстоящих родительских собраниях индивидуальными именными приглашениями, сделанными совместно с детьми;

 - образцы детских работ в комнате для раздевания, фотографии детей, игрушки, некоторый дидактический материал, который родители, а также и дети, могут взять домой на время;

- доступность воспитателя через личный телефон

3. Считаю приемлимым отказ от формального общения, отказ от монолога в пользу диалога.

4. Я предпочитаю не коллективные, а индивидуальные формы работы с родителями. Это, в свою очередь, предусматривает необходимость овладения педагога наукой и искусством общения.

5. Признаю недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, не подкрепленное наглядностью. Поэтому следует реже прибегать к готовым оценочным суждениям о воспитаннике, полезно предоставить членам семьи возможность время от времени самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые, а может быть  незнакомые черты. В качестве наглядности могут выступать:

- «домашние задания» (например, совместное изготовление работ на выставки и конкурсы, обязательная беседа с ребёнком по новому произведению, изготовление музыкальных инструментов, и даже подбор бросового материала, из которого делаем цветы для украшения участка группы);

- включение родителей в ролевые игры;

- фотографии детей;

- выставки детских работ;

- микровыступления родителей;

6. Не следует при обсуждении педагогических проблем давать родителям готовые ответы, необходимо строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии», - умению родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности, используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям  в конкретной ситуации. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка.

Соблюдая все вышеперечисленные условия, мы совместно с родителями достигли значительных успехов в плане улучшения условий для развития детей:   оборудована площадка для прогулок, сделан качественный и современный ремонт во всех помещениях группы, обновлена мебель (в т.ч. и игровая), приобретен ковер, закуплены игрушки и настольные игры для детишек, создан зооуголок (в группе есть попугайчики, улитки Ахатины, аквариумные). Праздники в группе проходят не формально, а с полной отдачей как с моей стороны (стараюсь преображаться в зависимости от тематики праздника в любого персонажа), так и со стороны детей, что особенно важно для родителей.  Зрителей на утренниках всегда очень много - каждый родитель хочет увидеть своего ребёнка, порадоваться его успехам.   В нашей группе есть свой «штатный» Дед Мороз, а теперь ещё и Снегурочка.

Моя активная жизненная позиция, как педагога, способствует тому, что мы принимаем участие во всех творческих конкурсах: как детского сада, так и на уровне города.

Родители делятся не только проблемами, но и собственными успехами в творчестве, работе, жизни.

Театр начинается с вешалки, а группа д/с – с раздевалки…, в которой оформлены   стенды с фотографиями праздников (либо других мероприятий группы);  яркий уголок  для родителей информирует о жизни детей в детском саду; стенд с работами детей  показывает их умения и определенные успехи; постоянно выставляем коллективные панно детей в соответствии с тем или иным временем года, либо предстоящим праздником. А также тематическая выставка моих работ, выполненных в технике «изонить» (родителям нравится, когда педагог занимается рукоделием).

Учитывая современные подходы к данной проблеме, считаю, что мы совместно с родителями достигли единства, мы – единомышленники: мотивы и потребности в обучении и воспитании детей у родителей и у воспитателя одинаковы.

В заключение своего выступления мне хочется вспомнить золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы  другие относились к тебе».

Руководствуясь этим нехитрым изречением, мы можем строить надежные и благоприятные для нас взаимоотношения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей, и нам, воспитателям, надо помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.

Слайд 2

Принципы взаимодействия детского сада и семьи: доверительность отношений личностная заинтересованность родителей в собственном педагогическом просвещении подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия утверждение самоценности родителей эмансипация родителей

Слайд 3

Оптимальные условия взаимодействия д/с и семьи (из личного опыта)

Слайд 4

1.Обязательное выполнение на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения: обращение к родителям своих воспитанников только по имени, отчеству, не допускать панибратства; проявление искреннего интереса к родителям своих воспитанников; умение выслушать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще; проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними; беседы с родителями о том, что интересует их и что они ценят превыше всего. Умение дать почувствовать родителям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

Слайд 5

2 . Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с родителями. замена обезличенных объявлений о предстоящих родительских собраниях индивидуальными именными приглашениями, сделанными совместно с детьми образцы детских работ в комнате для раздевания, фотографии детей, игрушки, некоторый дидактический материал, который родители, а также и дети, могут взять домой на время; доступность воспитателя через личный телефон

Слайд 6

3. Признаю недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, не подкрепленное наглядностью. - «домашние задания» (например, совместное изготовление работ на выставки и конкурсы, обязательная беседа с ребёнком по новому произведению, изготовление музыкальных инструментов, и даже подбор бросового материала, из которого делаем цветы для украшения участка группы); - включение родителей в ролевые игры; - фотографии детей в процессе деятельности в детском саду; - выставки детских работ; - микровыступления родителей;

Слайд 7

4 . Необходим отказ от формального общения, переход от монолога к диалогу. 5. Предпочитаю не коллективные, а индивидуальные формы работы с родителями. 6. Не следует при обсуждении педагогических проблем давать родителям готовые ответы, стараюсь строить обсуждение таким образом, чтобы выслушать их мнение ,способствуя тем самым развитию их «педагогической рефлексии».

Слайд 8

Золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Руководствуясь этим нехитрым изречением, мы можем строить надёжные и благоприятные для нас взаимоотношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность детей – необходимое условие физического развития детей дошкольного возраста.

Двигательная активность– это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  всестороннего развития и воспитание ребенка. Благоприятное воздействие ...

"Взаимодействие ДОУ с семьёй в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста".

 В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального Государственного образовательно...

Цикл психологических занятий для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение формирования педагогической культуры родителей как условие эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Психологические игры по формированию коммуникативной компетентности; психогигиенические игры по преодолению семейных конфликтов; аутотренинги по овладению навыками быстрого устранения агрессивного пов...

Мои презентации на тему: "Психолого - педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста"

—сенсорное развитие у детей дошкольного возраста может быть более успешным, если создать педагогические условия:—- осуществление его в процессе содержательной деятельности.—- сенсорное воспитание наиб...

Взаимодействие инструктора по физ.культуре с учителем-логопедом как условие успешного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует построению эффективной работы по преодолению речевых нарушений....

Консультация для родителей на тему: "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях"

Консультация для родителей на тему : "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях"...

Взаимодействие с детьми Детский дизайн как средство развития детей дошкольного возраста

Актуальность данного направления своего взаимодействия с детьми для меня заключается в том, что детский дизайн направлен на развитие практических навыков, интереса к миру и способности решать задачи, ...