Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования
консультация

Крушельницкая Татьяна Николаевна

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации образовательного процесса в дошкольной организации, ориентированного на личность воспитанника.  Новая модель предполагает составление рабочих программ воспитателей по каждой возрастной группе с учетом их развития. Сегодня мы рассмотрим вопрос создания рабочих программ педагогами дошкольных организаций.    Цель разработки рабочих программ: создание условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sankpeter.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка»

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

    педагогов образовательных организаций, реализующих           образовательные программы дошкольного образования

Когалым, 2016г.


Методические        рекомендации        по        составлению        рабочих        программ

педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования

  1. Общие положения

1.1.Рабочая программа педагога образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее – образовательная организация), разрабатывается в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основной образовательной программой (адаптированной образовательной программой) дошкольного образования, разработанной и утвержденной образовательной организацией.

1.2. Рабочая программа педагога образовательной организации является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим систему образовательной работы с детьми по реализации образовательной программы дошкольного образования (адаптированной образовательной программы дошкольного образования).

1.3. Разработчиками рабочей программы являются педагоги образовательной организации: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учителя –логопеды, учителя-дефектологи и другие категории педагогов образовательной организации (в соответствии со штатным расписанием образовательной организации). Воспитатели, работающие на одной группе, составляют рабочую программу совместно.

1.3.        С        целью        реализации        единого        подхода        к        разработке        и        оформлению

рабочей программы в образовательной организации целесообразно разработать Положение о рабочей программе(Приложение № 1) и обсудить его на заседании коллегиального органа образовательной организации, которому делегированы данные полномочияв соответствии с уставом образовательной организации (далее - коллегиальный орган).По итогам рассмотрения коллегиальным органом Положения о рабочей программе оформляется протокол, в котором указывается принятое решение.

1.4. Положение о рабочей программе утверждается приказом руководителя образовательной организации (директора, заведующего образовательной организации).


1.5. Образовательная организация самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы педагогов, данный вопрос отражается в Положение о рабочей программе.

1.6. Рабочие программы педагогов, разработанные и оформленныев соответствии с утвержденным Положением о рабочей программе, рассматриваются ежегодно (в начале учебного года) коллегиальным органом образовательной организации. По итогам рассмотрения коллегиальным органом рабочих программ оформляется протокол, в котором указывается принятое решение «рекомендовать рабочую программу к использованию».

1.7.Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательной организации, и каждая программа заверяется на титульном листе подписью руководителя образовательной организации (директора, заведующего, или заместителя по УВР) в соответствии с должностными обязанностями.

1.8.Образовательная организация может вносить изменения и дополнения в Положение о рабочей программе, в содержание рабочих программ, рассмотрев и утвердив внесенные коррективы на заседании коллегиального органа образовательной организации.

2.Структура рабочей программы педагога

2.1.Рекомендуемая структура рабочей программы педагога определена в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в соответствии с разработанной и утвержденной

  • образовательной организацииосновной образовательной программой дошкольного образования (адаптированной образовательной программой дошкольного образования).

2.2. Рекомендуемая структура рабочей программы: -Титульный лист (Приложение № 2).

-Целевой раздел (пояснительная записка; целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы).

-Содержательный раздел (содержание образовательной работы, тематическое

(комплексно-тематическое) планирование,модель организации образовательного процесса, формы работы и др.).

-Организационный раздел (условия реализации образовательной программы дошкольного образования (адаптированной образовательной программы дошкольного образования).


  1. Содержание рабочей программы педагога

(воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог)

а)Целевой раздел рабочей программы

Пояснительная записка включает:

-Цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом образовательной организации и группы; принципы и подходы к формированию рабочей программы; краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей группы; нормативно-правовые документы или программно-методические материалы, на основании которых разработана данная рабочая программа. -Сроки реализации рабочей программы;

Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы определяются в соответствии с реализуемой в образовательной организации образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, индивидуальными особенностями и возможностями каждого воспитанника.

б)Содержательный раздел рабочей программы включает:

-Комплексно-тематическое планирование по пяти образовательным областям (на учебный год) с учетом времени пребывания детей в образовательной организации:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие

  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре отражают планирование образовательной работы по приоритетным для них образовательным областям в соответствии с функциональными обязанностями.

Форма тематического планирования может быть определена образовательной организацией самостоятельно в соответствии с реализуемой программой дошкольного образования (адаптированной образовательной программой

дошкольного образования), разработанной и утвержденной в образовательной организации.

-В группах компенсирующей и комбинированной направленности включается содержание коррекционной работы, которое основывается на

рекомендациях специалистов психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.


-Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

в) Организационный раздел рабочей программы.

  • организационном разделе необходимо отразить структуру реализации образовательного процесса:непрерывную непосредственно образовательную деятельность; совместную образовательную деятельность, самостоятельную деятельность детей; формы образовательной деятельности;реализуемые образовательные технологии, образовательную нагрузку (количество, длительность и время проведения в режиме дня группы) в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.

Условия реализации программы:методическое обеспечение образовательного процесса (по образовательным областям),разработка индивидуального образовательного маршрута, создание развивающей предметно- пространственной среды, другие условия.

4.Содержание рабочей программы (учителя-логопеда)

4.1.Рабочая программа учителя-логопеда– документ, определяющий содержание, объем, структуру коррекционной работы, основывающийся на содержании адаптированной образовательной программы дошкольного образования, разработанной образовательной организацией и учитывающий психофизические особенности, особенности нарушений развития воспитанников с ОВЗ, определенные по результатам обследования.

4.2.Цель рабочей программы – планирование (перспективное) коррекционной работы с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника, управление образовательным процессом по коррекции нарушений развития детей.

4.3.Задачи рабочей программы – определение основных методических подходови последовательности коррекционной работы с учетом контингента воспитанников с ОВЗи особенностей образовательного процесса образовательной организации в текущем учебном году.

4.4.Рекомендации к содержанию рабочей программы:

а)Титульный листрабочей программы включает:

Наименование документа «Рабочая программа (учителя-логопеда)

Ф.И.О. _____________ по коррекции________ для_______


(группа).Полное наименование образовательной организации (в соответствии с уставом). (Приложение № 2). б)Целевой раздел рабочей программы

  • Пояснительная записка включает:

  • Документы, на основании которых разработана данная рабочая программа, сведения о программах, на основании которых разработана данная рабочая программа (примерная адаптированная образовательная программа дошкольного образования, методические пособия и др.); -Сроки реализации рабочей программы;

  • Цели и задачи коррекционной работы с  учѐтом специфики реализуемой

адаптированной программы дошкольного образования, особенностей образовательной организации, психолого-педагогических условий,

характеристика контингента детей с ОВЗ (возрастные и индивидуальные особенности развития, др.);

Информацию об используемых образовательных, коррекционно-развивающих технологиях, формах организации образовательного процесса, моделей организации работы с детьми и т.п.

  • Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы определяются в соответствии с реализуемой в образовательной организации адаптированной образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, особенностями имеющихся нарушений в развитии, индивидуальными особенностями и возможностями каждого воспитанника.

3.5.3.Содержательный раздел рабочей программы.

  • Основное содержание коррекционной работыопределяется в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, особенностями нарушений развития (образовательные области, задачи, темы, тезисы основного содержания образовательной работы).

  • Тематическое планирование (комплексно-тематическое) с определением основных видов деятельности воспитанников (на учебный год).

Примерная форма тематического планирования

Наименование разделов и тем

Лексика

п/п

Форма тематического планирования может быть определена образовательной

6


организацией самостоятельно в соответствии с реализуемой адаптированной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной в образовательной организации.

в) Организационный раздел рабочей программы.

  • организационном разделе необходимо отразить структуру реализации образовательного процесса: формы образовательной деятельности (подгрупповые, индивидуальные занятия), образовательную нагрузку (количество занятий, длительность и время проведения в режиме дня группы) в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г.

Условия   реализации   программы:психолого-педагогическе   (комплексное

медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, разработка индивидуального образовательного маршрута, используемые

специальные учебно-методические пособия и др.);материально-технические(использование специального оборудования);организационные (создание специальной развивающей предметно- пространственной среды, специального режима дня в определенные периоды времени, например: организация режима молчания для заикающихся) и др.).

С учетом специфики профессиональной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектологаразработан примерный методический конструктор рабочей программы .

7


8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования    Санкт-Петербургская ака...

Муниципальный этап конкурса среди образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, по пропаганде чтения-восприятия детской литературы «Читающая мама-читающая страна в 2020 году» Номинация: «Библиотеки для детей и родителей»

Муниципальный этап конкурса среди образовательных  организаций, реализующих программы дошкольного образования, по пропаганде чтения-восприятия детской литературы«Читающая мама-читающая стра...

Об итогах проведения районного смотра – конкурса «Огород на подоконнике – Чудо огород» среди коллективов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования

Об итогах проведения районного смотра – конкурса «Огород на подоконнике – Чудо огород»  среди коллективов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного об...

Методические рекомендации по составлению рабочих программ дополнительного образования детей дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯКРАСНОГОРСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР         Методические рекомендации по составл...

Обеспечение благоприятных условий развития и социализации дошкольников в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования

Обеспечение благоприятных условий развития и социализации дошкольников в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования...

Приказ О проведении дистанционного конкурса «На зарядку становись» воспитанников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования Одинцовского городского округа

Приказ О проведении дистанционного конкурса «На зарядку становись»воспитанников образовательных организаций, реализующих программы дошкольногообразования Одинцовского городского окр...