Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя"
    консультация

    Бучнева Елена Валентиновна

    Материал представлен в виде темы для круглого стола, где на обсуждение выносятся проблемные ситуации, возникающие в образовательном процессе при взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя детского сада.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon analiz_pedagogicheskih_situatsiy.doc59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 52 «Маячок»

    город Тамбов

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    для воспитателей

    Тема круглого стола:

    (анализ проблемных ситуаций)

    Музыкальный руководитель:

    Е. В. Бучнева

    Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

                  Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

    Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.

    Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.

             Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.

               

    Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Музыка», сформировать предусмотренные программой умения и навыки (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения), в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.

    Анализ проблемных педагогических ситуаций:

     

    Анализ проблемы состоит из следующих мыслительных шагов:

    ·        Предварительное описание проблемной ситуации;

    ·        Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;

    ·        Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;

    ·        Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата);

    ·        Выявление ресурсов и выход на конкретное решение;

    ·        Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения;

    ·        Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3

    ·        Рефлексия.

    (Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. Формирование основ диалектического мышления)

    Варианты проблемных ситуаций:

     

    1

     

    Мама бесконечно опаздывает приводить ребенка на музыкальные занятия. Конфликтовать нельзя, хвалить – тоже. Ваши действия.

     

    2

     

    Ребенок тяжело переносит адаптацию, плачет, устраивает истерики, расставаясь с мамой. Утомленный воспитатель говорит: «Сегодня, если будешь плакать, на утренник не пойдешь».… Ваши действия.

     

    3

     

    Дети, обучаясь нотной грамоте, пишут аккуратно до первой помарки, которая на начальном этапе появляется незамедлительно. Старания хватает только на начало новой строчки. Как поддержать старание?

     

    4

     

    В музыкальном зале много ребят. Дети поют и танцуют. Новенький мальчик пяти лет, первый день пришел в эту группу и с любопытством рассматривает играющую детвору. Воспитатель обращается к нему: «Тебе тоже, наверное, хочется потанцевать  вместе с ними?». Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает: «Нет!... Я их сейчас расстреляю!». Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону ребят… Ваши действия.

     

    5

     

    Четырехлетний Алеша балуется на музыкальном занятии, несмотря на замечания воспитателя. В конце концов педагог говорит: «Ты же не котик и не собачка, чтобы ползать на четвереньках!». После этого все дети начинают тоже ползать на четвереньках. Ведь всем хочется поиграть в «котика». Воспитатель хотел сделать замечание, а получился обратный результат… Ваши действия.

     

    6

     

    У одной девочки в группе день рождения. На музыкальном занятии ребята поют поздравительную песню и водят вокруг именинницы хоровод. Один мальчик стал просить, чтобы вокруг него тоже стали водить хоровод дети. Воспитатель объяснила, что это только для именинницы.. Ребенок плачет. Ваши действия…

     

    7

     

    Вечером ребенка забирают из детского сада. Папа стоит и ждет, пока ребенок оденется. А сын тем временем начинает спор с другим мальчиком, которого тоже забирают родители, по поводу распределения ролей на утреннике. Папа не реагирует на поведение сына. Действия воспитателя…

     

    8

     

    Забирая ребенка домой, мама сообщает воспитателю, что сын жалуется, что ему не дают главную роль в утреннике. Действия воспитателя…

     

     

    9

     

    Дети младшей группы не поделили музыкальные игрушки. Какова должна быть реакция педагога?

     

    10

     

    Мальчик ходит по группе, берет то один музыкальный инструмент из музыкального уголка, то другой, но ни с одним не играет. Как поступить воспитателю в данном случае?

     

    11

     

    Ребенок все время выполняет в утренниках ведущую роль. Каким образом дать возможность выполнить эту роль другим детям?

     

    12

     

    Трое детей весь вечер играют на инструментах в музыкальном уголке и никого туда больше не подпускают. На замечание воспитателя отвечают, что они играют в «ансамбль». Как должен поступить педагог?

     

    13

     

    Две девочки во время игры в музыкальном уголке взяли пианино, назревает ссора. Какой должна быть реакция воспитателя?

     

    14

     

    Дети не хотят слушать предложенную воспитателем музыкальную аудиосказку. Как поступить педагогу?

     

    15

     

    Дети повторяют в игре некрасивое поведение взрослых. Как должен отреагировать на это воспитатель?

     

    16

     

    Мама рассказывает воспитателю, что дочка все время играет на старом игрушечном пианино, хотя в доме стоит настоящее новое. Что вы посоветуете этой маме?

     

    17

    Занятие предыдущее в младшей группе затянулось, вместо положенных 10 - 15 минут воспитатель провела занятие 25 минут и опоздала на музыкальное занятие. Ваши действия.  

     

     

    Литература:

     

    Зверева О. Л., Кротова Т. В.Родительские собрания в ДОУ, М.; Айрис Пресс, 2006 г.

    Зверева О. Л. Конкурс знатоков педагогических секретов // Дошкольное воспитание. 1997. № 10. С. 32 – 33.

    Корзун А. В. Анализ творческих задач в процессе профессиональной подготовки педагогов. Минск, 2003 г.

    Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.

    Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Формирование основ диалектического мышления.

    Шевелева Л. // Пралеска, № 7, 2005, С. 12 – 16.

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов на тему "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя".

    Педагогическое взаимодействие меж­ду воспитателем и музыкальным руково­дителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, харак­теризующиеся единством цели, в качест...

    Консультация для педагогов на тему "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя".

    Педагогическое взаимодействие меж­ду воспитателем и музыкальным руково­дителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, харак­теризующиеся единством цели, в качест­ве которой ...

    Консультация для педагогов "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя"

    Принципы и формы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя....

    Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя

    Повышение  профессиональной  компетентности педагогов....

    «Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей»

        Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей...

    Выступление на педагогическом совете "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей"

    Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детейПроблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руко...

    Консультация для сотрудников ДОУ «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя»

    Сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и важно!От взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя зависит успешность процесса музыкального развития дошкольнико...