Консультация для воспитателей "Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя"
консультация

Бучнева Елена Валентиновна

Материал представлен в виде темы для круглого стола, где на обсуждение выносятся проблемные ситуации, возникающие в образовательном процессе при взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_pedagogicheskih_situatsiy.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 52 «Маячок»

город Тамбов

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

Тема круглого стола:

(анализ проблемных ситуаций)

Музыкальный руководитель:

Е. В. Бучнева

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

              Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.

         Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.

           

Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Музыка», сформировать предусмотренные программой умения и навыки (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения), в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.

Анализ проблемных педагогических ситуаций:

 

Анализ проблемы состоит из следующих мыслительных шагов:

·        Предварительное описание проблемной ситуации;

·        Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;

·        Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;

·        Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата);

·        Выявление ресурсов и выход на конкретное решение;

·        Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения;

·        Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3

·        Рефлексия.

(Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. Формирование основ диалектического мышления)

Варианты проблемных ситуаций:

 

1

 

Мама бесконечно опаздывает приводить ребенка на музыкальные занятия. Конфликтовать нельзя, хвалить – тоже. Ваши действия.

 

2

 

Ребенок тяжело переносит адаптацию, плачет, устраивает истерики, расставаясь с мамой. Утомленный воспитатель говорит: «Сегодня, если будешь плакать, на утренник не пойдешь».… Ваши действия.

 

3

 

Дети, обучаясь нотной грамоте, пишут аккуратно до первой помарки, которая на начальном этапе появляется незамедлительно. Старания хватает только на начало новой строчки. Как поддержать старание?

 

4

 

В музыкальном зале много ребят. Дети поют и танцуют. Новенький мальчик пяти лет, первый день пришел в эту группу и с любопытством рассматривает играющую детвору. Воспитатель обращается к нему: «Тебе тоже, наверное, хочется потанцевать  вместе с ними?». Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает: «Нет!... Я их сейчас расстреляю!». Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону ребят… Ваши действия.

 

5

 

Четырехлетний Алеша балуется на музыкальном занятии, несмотря на замечания воспитателя. В конце концов педагог говорит: «Ты же не котик и не собачка, чтобы ползать на четвереньках!». После этого все дети начинают тоже ползать на четвереньках. Ведь всем хочется поиграть в «котика». Воспитатель хотел сделать замечание, а получился обратный результат… Ваши действия.

 

6

 

У одной девочки в группе день рождения. На музыкальном занятии ребята поют поздравительную песню и водят вокруг именинницы хоровод. Один мальчик стал просить, чтобы вокруг него тоже стали водить хоровод дети. Воспитатель объяснила, что это только для именинницы.. Ребенок плачет. Ваши действия…

 

7

 

Вечером ребенка забирают из детского сада. Папа стоит и ждет, пока ребенок оденется. А сын тем временем начинает спор с другим мальчиком, которого тоже забирают родители, по поводу распределения ролей на утреннике. Папа не реагирует на поведение сына. Действия воспитателя…

 

8

 

Забирая ребенка домой, мама сообщает воспитателю, что сын жалуется, что ему не дают главную роль в утреннике. Действия воспитателя…

 

 

9

 

Дети младшей группы не поделили музыкальные игрушки. Какова должна быть реакция педагога?

 

10

 

Мальчик ходит по группе, берет то один музыкальный инструмент из музыкального уголка, то другой, но ни с одним не играет. Как поступить воспитателю в данном случае?

 

11

 

Ребенок все время выполняет в утренниках ведущую роль. Каким образом дать возможность выполнить эту роль другим детям?

 

12

 

Трое детей весь вечер играют на инструментах в музыкальном уголке и никого туда больше не подпускают. На замечание воспитателя отвечают, что они играют в «ансамбль». Как должен поступить педагог?

 

13

 

Две девочки во время игры в музыкальном уголке взяли пианино, назревает ссора. Какой должна быть реакция воспитателя?

 

14

 

Дети не хотят слушать предложенную воспитателем музыкальную аудиосказку. Как поступить педагогу?

 

15

 

Дети повторяют в игре некрасивое поведение взрослых. Как должен отреагировать на это воспитатель?

 

16

 

Мама рассказывает воспитателю, что дочка все время играет на старом игрушечном пианино, хотя в доме стоит настоящее новое. Что вы посоветуете этой маме?

 

17

Занятие предыдущее в младшей группе затянулось, вместо положенных 10 - 15 минут воспитатель провела занятие 25 минут и опоздала на музыкальное занятие. Ваши действия.  

 

 

Литература:

 

Зверева О. Л., Кротова Т. В.Родительские собрания в ДОУ, М.; Айрис Пресс, 2006 г.

Зверева О. Л. Конкурс знатоков педагогических секретов // Дошкольное воспитание. 1997. № 10. С. 32 – 33.

Корзун А. В. Анализ творческих задач в процессе профессиональной подготовки педагогов. Минск, 2003 г.

Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.

Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Формирование основ диалектического мышления.

Шевелева Л. // Пралеска, № 7, 2005, С. 12 – 16.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя".

Педагогическое взаимодействие меж­ду воспитателем и музыкальным руково­дителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, харак­теризующиеся единством цели, в качест...

Консультация для педагогов на тему "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя".

Педагогическое взаимодействие меж­ду воспитателем и музыкальным руково­дителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, харак­теризующиеся единством цели, в качест­ве которой ...

Консультация для педагогов "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя"

Принципы и формы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя....

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя

Повышение  профессиональной  компетентности педагогов....

«Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей»

    Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей"

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детейПроблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руко...

Консультация для сотрудников ДОУ «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя»

Сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и важно!От взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя зависит успешность процесса музыкального развития дошкольнико...