Главные вкладки

    Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
    статья

    Корень Виктория Валентиновна

     Тезисы выступления на тему: "Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tezisy_vystupleniya_na_temu.docx19.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)

    Компетентность педагога в логико – математическом развитии дошкольника

    включает:

    • осведомленность в целях, задачах и содержании логико – математического развития детей;
    • знание субъективных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико – математической деятельности;
    • умение создавать условия для продуктивного продвижения в логико – математической деятельности;
    • понимание сущности и особенностей освоения дошкольниками логических способов познания: сравнения, сериации, классификации.

    1.Осведомленность в целях, задачах и содержании логико – математического развития детей.

    Целью и результатом педагогического содействия логико – математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико – математических представлений свойства, отношения, связи, зависимости, начало основ геометрии, способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация),

    Основные задачи:

    • развитие сенсорных (предметно — действенных) способов познания  свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;
    • развитие логико — математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах;
    • освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация);
    • развитие представлений о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация);
    • овладение математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);
    • развитие умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной и доказательной  речью;
    • развитие интеллектуально – творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач;
    • развитие активности и инициативности детей в познавательной деятельности: реконструировать познавательную задачу, находить нестандартный способ решения, придумывать задачи по аналогии и т.д.;
    • воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.

    Содержание включает:

    Логико-математические представления о свойствах и отношениях, о геометрических фигурах, о величинах, о пространстве, о времени, о числах, о зависимостях и закономерностях.

    2. Знание педагога личностных  проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико – математической деятельности.

    Первые субъективные проявления ребёнка, как отмечает В.А. Слободчиков, имеют место уже на 3-м году жизни и фиксируются в активном отношении к разным видам деятельности и стремлении к самостоятельным и независимым действиям («Я сам»). Действия выполненные по собственной инициативе, - показатель начала становления ребёнка как субъекта деятельности.

    Субъектная позиция ребёнка дошкольного возраста в логико- математической деятельности проявляется в активном, инициативном отношении к деятельности и в самостоятельном творческом ее осуществлении.

    Важнейшим условием становления личностных проявлений ребёнка в логико- математической деятельности является предоставление ему возможности выбора игры, игровых развивающих материалов, игровой ситуации, партнёров по игровому взаимодействию, способов моделирования, фиксирование результатов и др.

    К сожалению интерес детей к играм  угасает  из-за столкновений с трудностями. Несмотря на это, педагогу необходимо как можно чаще создавать ситуации выбора. Воспитатель стимулирует интеллектуальную активность ребёнка, побуждая его к поиску новых способов решения задач, проявлению догадки, сообразительности.

    Детям необходима поддержка со стороны взрослого  в сохранении интереса.

    В совместной деятельности педагог выявляет логико-математический опыт ребёнка, стимулирует его интерес к логико-математическим играм, оказывает ребёнку помощь в выполнении конкретных действий сравнения, разбиения, упорядочивания, классификации. Совместная деятельность взрослого и ребёнка способствует продвижению последнего на новый уровень в познании связей и зависимостей, построении простых логических высказываний. Она осуществляется на том же материале, в той же среде, в той же игровой обстановке, что и самостоятельная деятельность, но отличается своей индивидуально- дифференцированной направленностью.

    3. Создание игровой предметной среды для продуктивного продвижения ребёнка в логико-математическом развитии.

    В каждой возрастной группе необходимо создать условия для совместного с педагогом и самостоятельного освоения детьми логико-математических игр с блоками и палочками.

    С целью организации логико-математической деятельности, стимулирования проявлений ребёнком самостоятельности и инициативности используются дидактические пособия, из которых создаётся игровая среда. При этом пространство групповой комнаты используется как в горизонтальной, так и вертикальной  плоскости, где размещаются ковролиновые панно, игровые композиции, игровые макеты, магнитные доски и др.

    Необходимо иметь блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

    При организации  игровой логико-математической деятельности детей с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера педагогу важно:

    • увлечь ребёнка деятельностью за счёт одномоментного включения в игру через игровой мотив (догадаться, как открыть секрет; переместить что-либо по условию или с определённой целью; изобразить условно; придумать, представить и т.д.;
    • обеспечить динамику игры, рациональное сочетание практических умственных действий по ходу игры, отсутствие хаотичности, торопливости, неясности;
    • использовать элементы недосказанности («Забыла», «Не знаю, как поступить»), общей неопределённости, что мобилизует детей на поиск;
    • включать детей в сюжетосложение, поиск способов решения, процесс оказания уместной помощи другому ребёнку или взрослому;
    • создать и поддерживать игровую обстановку: тематические композиции на ковролинах, магнитных досках, планшетах; элементы декорации и костюмов для участников игры; показ фрагментов телефильмов, презентаций, фотографий, рисунков, иллюстраций (всё это создаёт игровую атмосферу, что повышает эмоциональное состояние участников игры).

    4. Понимание сущности и особенностей освоения дошкольниками логических способов познания: сравнения, сериации, классификации.

    Освоение детьми окружающего мира  начинается  с  познания  свойств  и  отношений (признаков)  предметов.  Освоенность  таких  свойств  и  отношений объектов, как цвет, форма, величина,  пространственное  расположение  и  др. даёт  возможность  дошкольнику  свободно ориентироваться  в  разных   видах деятельности — игровой, конструктивной, изобразительной, учебной.

    Свойство — это сторона предмета, которая указывает  на  различие  или сходство его с другими предметами. Познание  свойств  предметов  осуществляется  в  процессе  развития  у ребёнка  представлений  об  эталонах  (при   активном   участии   зрительно - осязательного,  двигательного  обследования)  и  практических   действий   с предметами. На основе объединения предметов по  какому-либо  свойству  (свойствам) создаётся множество. В основе множества  лежит  определённая  общность  двух или более предметов, между которыми устанавливаются отношения.  Установление отношений  происходит  путём  выполнения  логических   операций   сравнения, классификации, сериации и др. На начальном этапе освоение дошкольниками свойств предметов происходит через чувственное познание. Для освоения операций классификации  и  сериации необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь  выступает операция  сравнения.  Сравнение  -  один  из  основных  логических   приёмов познания  внешнего  мира,   познания   любого   предмета.  Сравнение   даёт возможность обнаружить  существенные  и  несущественные  свойства,  выделить сходство и отличие.

     Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так  Ж.  Пиаже  считал уровень  сформированности  операций  классификации  и  сериации  центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка.

    Овладение классификацией способствует  пониманию  ребёнком  того,  что лежит в основе сходства  и различия  предметов,  развитию  умения  выделять общее значимое свойство. Овладевая операцией сериации, ребёнок учится выявлять и  упорядочивать различия в одном свойстве.

    Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса.

    Отбирая методы и приёмы, воспитатель должен помнить, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.

           Занятия по овладению операцией классификацией и сериацией позволяют  овладевать  приемами  продуктивного мышления,  а  именно  операцией   классификации,   следовательно   облегчать усваиваемость   материала   и    активизировать    умственные    способности дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Художественно-эстетического развития""

    Педагогический совет в ДОУ по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Х...

    Педсовет на тему " Логико - математическое развитие дошкольников в контексте с ФГОС ДО"

    Педсовет для воспитателей на тему " Логико - математическое развитие дошкольников в контектсте с ФГОС ДО"...

    Мастер – класс для педагогов и родителей «Логико-математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

    quot;Логико - математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"...

    Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

    Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...