Формирование положительной мотивации к обучению в школе у ребенка дошкольника
проект

Телюшенкова Людмила Петровна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_motivatsiya.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование положительной мотивации к обучению в школе у ребенка дошкольника Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Слайд 2

Тема: Формирование положительной мотивации к обучению в школе у ребенка дошкольника Автор: Телюшенкова Л.П.

Слайд 3

ФГОС нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность и мотивацию в достижении успеха. Ключевая установка стандарта дошкольного детства- это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Слайд 4

Актуальность В современной России образованию с каждым годом всё больше и больше отдаются приоритеты. Разрабатываются специальные программы, законы поддержки образования. Школьное обучение становится более разнообразным, оно ориентировано на развитие личности, способностей, творческого мышления. Но предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников. Готовностью к обучению – это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.

Слайд 5

Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная.

Слайд 6

Цель Поиск и применение новых информационных технологий в образовательный процессе, которые позволят повысить уровень мотивации дошкольников . Целью является формирование мотивации дошкольников к обучению в школе, изучение особенностей мотивации учения старших дошкольников.

Слайд 7

Задачи Задачи педагогического проекта: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Выяснить особенности понятия «мотивация». 3.Определить уровень мотивации учения старших дошкольников. 4. Разработать комплекс игр, направленных на повышение мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе . Методы : изучение психолого-педагогической литературы , Диагностические исследования, наблюдение, беседы,

Слайд 8

Ожидаемые результаты Повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, С формированность "внутренней позиции ученика« Возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, Р асширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, Н овый уровень самосознания

Слайд 9

Работая над выполнением задач мною сделано следующее

Слайд 10

ВИДЫ МОТИВАЦИИ Виды мотиваций: внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная, устойчивая и неустойчивая · Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда). · Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. К внутренней мотивации относятся:

Слайд 11

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ подразумевает сформированность : Мотивационная готовность (желание учиться) Эмоционально-волевая и личностная готовность ( способность управлять своим поведением); Интеллектуальная готовность что соответствует требованиям ФГОС

Слайд 12

Социально-психологическая готовность. Этому более способствуют партнерская форма проведения занятия, при которой взрослый – партнёр, разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности , при сравнении с классно-урочной формой (взрослый- учитель, перемещение запрещено), запрещено свободное общение, вводится дисциплинарное требование тишины.

Слайд 13

Эмоционально-волевая готовность Важная сторона готовности к школе относится к сфере самосознания личности ребенка. Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе.

Слайд 14

К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему.

Слайд 15

Важным моментом подготовки детей к школе, в формировании положительной мотивации, является Соподчинение мотивов Умение соподчинять мотивы выявляется в ситуациях выбора и там, где непосредственные желания ребенка сдерживаются различными ограничителями, например запретом взрослых, наказанием/поощрением, собственным контролем (произвольностью). Чем старше дошкольник, тем чаще он подчиняет свои желания групповым интересам . Старшие дети реагируют на успех как на стимул к продолжению даже трудной и неувлекательной деятельности, но и неуспех заставляет их увеличить усилия по достижению результата. Чем старше дошкольник, тем больше он ориентируется на собственный приказ-ограничитель .

Слайд 16

Причины затруднений ребенка часто лежат либо: в сфере общения со взрослым (непонимание условности вопросов учителя, его особой позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения), либо в сфере взаимодействия со сверстниками (неумение слушать товарища и следить за его работой, координировать свои действия, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои интересы и желания и т.д.), либо в сфере собственного самосознания (завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное, некритичное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя и т.д.).

Слайд 17

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ НАПРАВЛЕНА НА РЕШЕНИЕ ТРЕХ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ: 1) ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ШКОЛЕ И УЧЕНИИ; 2) ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ; 3) ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Слайд 18

Социально-психологическая готовность. Под социальной готовностью понимают способность ребенка нормально взаимодействовать с людьми по определенным правилам и нормам, умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.

Слайд 19

Мотивы, характеризующие мотивационно- потребностную сферу дошкольника 1) мотивы, связанные с интересом к деятельности и отношениям взрослых; 2) игровые мотивы; 3) мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми; 4) мотивы самолюбия, самоутверждения; 5) познавательные мотивы; 6) соревновательные мотивы; 7) мотивы достижения; 8) нравственные мотивы; 9) общественные мотивы.

Слайд 20

Тип мотивации Описание Характеристика поведения ребенка Возможный ответ ребенка Социальные мотивы Основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника. На занятиях ребенок занимается, потому что это важно и интересно. «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно». Учебно-познавательные мотивы Интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Ребенок занимается лишь тогда, когда ему это интересно. Стремление к новым знаниям, желание научиться читать и писать, широкий круг интересов. Оценочные мотивы Стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение. Ребенок занимается на занятии, потому что его хвалит за это взрослый «Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки». Позиционные мотивы Связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника. Ребенок занимается тогда, когда на занятии много атрибутики, пособий. «Я хочу в школу, потому что там все большие, а детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель». Внешние по отношению к школе и учению мотивы По настоянию мамы. Ребенок занимается тогда, когда на этом настаивает взрослый. «Я пойду в школу, потому что мама так сказала». Игровые мотивы Игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность. Воспринимает школу как новую игру. Ребенок хорошо занимается лишь тогда, когда занятие построено в виде игры. «Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями» Мотивационная готовность

Слайд 21

Мотивационная готовность (Личностная) Включает в себя желание ребенка стать школьником, имеющим круг прав и обязанностей. Появление такого желания связано с тем, что ребенок, осознавая свои возросшие возможности, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учеба - как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. ( Добавить в текст ) Исследования первоклассников показали: % -имеют внешнюю мотивацию.--% - внутреннюю мотивацию. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания .

Слайд 22

Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью .

Слайд 23

Значимость компонентов готовности по мнению учителей начальных классов: 1место – Мотивационная(Личностная) 2 место – Интеллектуальная 3 место – Эмоционально-волевая 4 место – Социально-психологическая 5 место - Специальная

Слайд 25

Вопросы, помогающие выявить готовность ребенка к школе: (Диаграмма , график) Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл. 1. В школе у меня будет много новых друзей. 2. Мне очень интересно, какие в школе уроки. 3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками. 4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены. 5. Интересно, как выглядит классная комната. 6. Я обязательно буду учиться хорошо. 7. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни. 8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду. 9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - первоклассники. 10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад ( Добавить в текст)

Слайд 26

Подсчитайте результаты 1 – 3 балла Призадумайтесь! Ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее. 4 – 8 баллов - хороший результат! Малыш хочет в школу. Но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или сами уроки. 9 - 10 баллов - отличный результат! Малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Может быть, он сохранит свое отношение к школе на протяжении всего школьного обучения. Исследования показали больше получено утвердительных ответов по первой части теста, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов во второй половине, то малыш вполне представляет для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни.( добавить в текст)

Слайд 27

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе Диаграмма , график Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом. 1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс? 2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного? 3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)? 4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей? 5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений? 6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть? 7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам? 9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке? 10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка? 11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры? 12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки? 13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)? 14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок? 15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных? 16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши? 17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. Д .(Добавить в текст)

Слайд 28

Подсчитайте результаты Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться. Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком. В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки .(Добавить в текст)

Слайд 30

Причины неготовности детей к школе Недостаток в воспитательной среде. Недостатки соматического развития ребенка. Невротическое развитие характера. Пренатальное или постнатальное повреждение центральной нервной системы.

Слайд 31

Советы!!! На этапе подготовки ребенка к школе: Избегайте чрезмерных требований Предоставляйте право на ошибку Не думайте за ребёнка Не перегружайте ребёнка Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам. Устраивайте ребенку маленькие праздники

Слайд 32

«Портрет» идеального первоклассника» Желание учиться Хорошее здоровье Развитая моторика, хороший уровень развития познавательных процессов Стремление к общению, развитая волевая сфера

Слайд 33

Формы работы с детьми способствующие повышению уровня школьной мотивации:

Слайд 34

С родителями

Слайд 35

С педагогами

Слайд 36

Вывод Результаты диагностического обследования мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе на конец учебного года показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, Работая над проектом, я поняла, что родители стали занимать более активные позиции в осуществлении подготовки детей к школе

Слайд 37

Результаты диагностического обследования мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе на конец учебного года показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, следовательно, программа коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками мотивационно неготовыми к школьному обучению является эффективной. Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах: -ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности; -учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность; -сформирована широкая полимотивация учения; -сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей; -сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения; -ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

Слайд 38

Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать инновационные педагогические технологии в обучении. Наиболее эффективно это: 1) при изложении нового материала ; 2) при закреплении изложенного материала (разнообразные обучающие программы); 4) при самостоятельной работе дошкольников; 5 ) при проведении интегрированных мероприятий по методу проектов; 7) во время тренировки конкретных способностей детей (внимание, память, мышление и т.д.).

Слайд 39

В процессе работы я пришла к выводу, что инновационные педагогические технологии помогают: • привлекать пассивных детей; • делать деятельность более наглядной; • обеспечивать воспитательно - образовательный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают детям дошкольного возраста проявлять их творческие способности; • приучать воспитанников к самостоятельной работе с материалом; • повышать интенсивность образовательного процесса; • воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию деятельности; • активизировать познавательную активность, а, следовательно, желание изучать ту или иную образовательную область; • объективно оценивать действия детей; • накапливать статистическую информацию в ходе педагогического процесса; • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; • дисциплинировать самого педагога, формировать его интерес к работе. (Изменяется содержание деятельности педагога; он перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

Слайд 41

Список используемой литературы Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 112 с. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н.А.Виноградова , Е.П.Панкова . – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина , О.А. Еник . – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4. . А.К.Маркова , Т.А.Маттис , А.Б.Орлов , Формирование мотивации учения: Кн. для учителя, Просвещение,2007 А.К.Маркова , Формирование мотивации учения в школьном возрасте, Москва, Просвещение, 2006 Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. - 2007. - №5. - С. 122 - 128.

Слайд 42

Благодарю за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов и родителей. Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию у ребенка дошкольного возраста.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, а ...

Просветительская работа с педагогами в форме «круглого стола». Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию дошкольника

Представленный материал носит просветительский характер, а форма работы-"круглый стол" способствует более глубокому осознананию представленного материала....

Формирование положительной мотивации обучения при развитии выносливости у дошкольников

Каждое наше занятие неспроста начинается с вводной части. Именно во время ее проведения организм настраивается на предстоящую работу. Поэтому, основной целью вводной части занятия является формировани...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Данная статья может быть интересна учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим в группах компенсирующей направленности, родителям детей с ОВЗ....

Презентация на тему "Занятие на формирование положительной мотивации к обучению в школе детей подготовительной группы детского сада"

Данная презентация будет полезна в первую очередь педагогам-психологам и воспитателям подготовительных групп детского сада при работе с детьми 6-7 лет при подготовке к школе. Занятие проводится по ито...

Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".

Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...

Выступление по теме «Формирование положительной мотивации к обучению у старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности».

Тема формирования положительной мотивации к обучению  у старших дошкольников в ходе  познавательно-исследовательской деятельности» имеет социальную  и практическую значимостью....