Формирование положительной мотивации обучения при развитии выносливости у дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Каждое наше занятие неспроста начинается с вводной части. Именно во время ее проведения организм настраивается на предстоящую работу. Поэтому, основной целью вводной части занятия является формирование эмоционально-положительного отношения и интереса к двигательной деятельности, обеспечивающее бодрое, жизнерадостное настроение. При этом решается несколько сопутсвующих задач:-приобретение правильного психологического и эмоционального настроя на занятия;           - подготовка костно-мышечного аппарата к нагрузкам; - общий "разогрев" организма; - тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также развитие вынгосливости. В этой статье представлен мой опыт работы по развитию выносливости, посредством совмещения музыкально-ритмических и речевых композиций и основных движений и упражнений, повсеместно, использзуземых в вводной части физкультурного занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_polozhitelnoy_motivatsii.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование положительной мотивации

обучения при развитии выносливости у дошкольников

Автор: Никифорова Елена Сергеевна

Инструктор по физической культуре ГБДОУ д/с №3                   Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

 

                                     

                                        г. Санкт - Петербург

Занятия физической культурой приносят в жизнь ребёнка множество положительных моментов. Это и радость от ощущения свободы движения, и приятная усталость после полученных нагрузок, и чувство победителя после выполнения какого-то сложного задания. Но не всегда занятия спортом и физической культурой дарят только положительные эмоции. Зачастую ребёнку приходится приложить определённые усилия для достижения какого-то результата.                                                                                              

На занятиях физкультурой и спортом в детском саду или школе ребенок занимается не только  развитием  физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, силы и особенно выносливости) и формированием различных двигательных навыков и умений, но и воспитывает характер. Занятия физической культурой и спортом способствуют развитию очень важных волевых качеств человека, таких как: сила воли, выдержка и самообладание, целеустремлённость и настойчивость, инициативность и самостоятельность, решительность и качество самоконтроля, упорство в достижении цели.

Здесь просматривается совершенно отчётливая связь развития физических качеств ребёнка с его волевыми качествами. Чтобы развивать быстроту, не обойтись без решительности; для развития ловкости необходимо самообладание и сосредоточенность, для гибкости очень важна выдержка, а для развития силовых качеств – настойчивость. И конечно, для  развития выносливости очень нужна сила воли и, где-то, даже упрямство. Следовательно, возникает обратная связь. Ведь волевые качества человека, которые так нужны ему для полноценной жизни, можно и нужно воспитывать с помощью развития различных физических качеств и двигательных навыков.

Как правило, дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Поэтому им приходится прилагать определённые усилия для выполнения некоторых заданий. Кто-то очень любит бегать, но почти не умеет прыгать; кто-то гибок от природы, но совершенно не переносит упражнения, развивающие силовые качества. Все дети разные, каждый со своими потребностями: двигательными, эмоциональными, физиологическими.  Ребёнок в своей двигательной активности должен  пройти путь от удовольствия - к привычке, от привычки – к потребности.  Поэтому, актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств развития двигательной сферы детей.

Занятия физической культурой и спортом должны не только развивать физические качества и двигательные навыки, но и поднимать настроение, приносить радость  и чувство удовлетворения. И главным помощником в создании позитивного эмоционального настроя является музыкально-речевое сопровождение занятий. В традициях разных народов мира существуют специальные формы устного народного творчества сопровождающее выполнение  какой-либо работы. Это и напевы женщин за прялками, и протяжные песни при тяжёлой физической работе, вроде «Дубинушки» у бурлаков, и солдатские марши в походах, и детские заклички и считалочки в играх.  Музыкально-речевое  сопровождение, не только создаёт определённый эмоциональный фон, но и задаёт ритм, упорядочивает структуру совершаемых действий. Поэтому, практически все детские подвижные игры сопровождаются какими-то стихотворениями, считалочками, песенками.

В дошкольном возрасте игра является основной формой деятельности ребёнка. Ещё в 19 веке немецкий педагог Фридрих Фрёбель назвал игру –«ядром педагогики». Как основатель одного из первых детских садов, придумавший концепцию и давший само название «детский сад» своему учебному заведению, Ф. Фрёбель говорил так: «Деятельность ребёнка состоит в основном из игры. Для игры нужны средства. Лучшие орудия игры это сами дети, так как ни с чем ребёнок не играет охотнее, чем с другими детьми, притом преимущественно своего возраста. Поэтому высшее место занимают игры соединённые с движениями». Ф. Фрёбель широко использовал игру, как одно из средств воспитания, и физического в том числе. Важнейшим принципом его педагогической концепции стало требование сочетать практическое действие или чувственное впечатление ребёнка со словом. Он объяснял это тем, что одно без другого не исчерпывает действительности и не способствует развитию духа ребёнка. Фрёбель сочинял сам или «облагораживал» народные песни и стихи и сопровождал ими занятия продуктивными видами деятельности и физической культурой. В современной практике отечественных детских садов эти линии работы с детьми стали традиционными.

Так как игра является естественной формой деятельности ребёнка, то и развитие физических качеств и двигательных навыков должно происходить в игровой форме. Одним из главных физических качеств, с помощью которого развиваются и все остальные является выносливость.

Выносливость представляет собой способность человека значительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма ребенка противостоять утомлению.  Развитие этого физического качества является важным условием сохранения нормального двигательного образа жизни. Выносливость играет решающую роль в определении работоспособности. Данное качество имеется у каждого человека, но уровень развития разный. Выносливость передается на генном уровне, поэтому она может быть как врожденная, так и приобретенная. Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.                      Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.  Основные виды специальной выносливости: 1. Скоростная выносливость; 2. Силовая выносливость; 3. Координационная выносливость. Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Так как в дошкольном возрасте происходят физиологические изменения в организме ребёнка такие как: 1. Непрерывное изменение основных показателей - роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки; 2. Образование костной ткани с пластинчатой структурой (процесс окостенения скелета происходит постепенно, на протяжении всего периода детства); 3. Формирование физиологических изгибов позвоночника и свода стопы; 4. Изменение ряда функциональных показателей (уменьшение частоты сердечных сокращений и дыхания). 5. За дошкольный период происходит выраженная перестройка деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем на более экономный и эффективный уровень функционирования, в связи с чем, возрастают возможности детей при выполнении мышечной деятельности. Главным приоритетом становится развитие общей выносливости организма.  При этом работа на повышение уровня общей выносливости, должна предварять развитие выносливости специальной. Уже в детском возрасте нужно закладывать основы слаженной функциональной деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, постепенно совершенствуя их, приспосабливая к длительному выполнению упражнений умеренной интенсивности. Для развития выносливости большое значение в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявить максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости. Основной метод развития выносливости - метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных упражнений с небольшими перерывами. На развитие данного физического качества дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания.  В связи с этим наиболее целесообразно использовать циклические упражнения, удовлетворяющие следующим требованиям:

1.Участие большого числа мышечных групп.                                                            2.Чередование моментов напряжения и расслабления мышц.                            3.Использование «знакомых», несложных по технике, движений.                     4. Возможность регулировать темп и длительность выполнения.

        Наиболее соответствуют этим требованиям ходьба, бег, подскоки, ряд спортивных упражнений и подвижных игр. Эти движения доступны и привычны детям, привлекают их своей динамичностью, возможностью применять в игровой деятельности. В них легко регулируется нагрузка путем изменения продолжительности или интенсивности их выполнения, введения усложнений. В зависимости от возраста и подготовленности ребенка, предлагается разная степень нагрузки. Основной метод развития выносливости — метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных упражнений с небольшими перерывами. Исследования показали, что продолжительность непрерывных движений должна быть около 2 мин (время, необходимое для налаживания функций сердечно - сосудистой и дыхательной систем). А скорость 1,0-1,2 м/с, то есть два коротких шага в секунду. Начинать развитие выносливости следует с интенсивности 50—60%.

В этой статье уже была затронута тема эмоционального и психологического настроя на занятиях физической культурой в общем и влияния положительных установок при развитии выносливости в частности. Чтобы соединить в одно целое игру, как основной компонент деятельности и физические упражнения, я предлагаю несколько примеров упражнений для вводной части физкультурного занятия:

Скрюченная  песня (авт. К. Чуковский)                                                                                 Задачи: 1. Создание бодрого настроя и готовности занятиям, поднятие настроения.                                                                                                          2.Профилактика плоскостопия и искривления позвоночника.                           3. Приведение в тонус всех мышечных групп.                                                     4. Развитие координации движения.

Жил на свете человек,                         Ходьба на носках, руки за голову      
Скрюченные ножки,


И гулял он целый век                           Ходьба на пятках, руки на пояс  
По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой                        Ходьба на внешней стороне стопы,      
В скрюченном домишке                       руки к плечам

                     
Жили летом и зимой                             Ходьба на внутренней стороне стопы
Скрюченные мышки.                            Руки в стороны

И стояли у ворот                                    Ходьба на носках, руки за голову      
Скрюченные ёлки,


Там гуляли без забот                             Ходьба на пятках, руки на пояс  
Скрюченные волки.

И была у них одна                                 Ходьба на внешней стороне стопы,      
Скрюченная кошка,                               Руки к плечам


И мяукала она.                                        Ходьба на внутренней стороне стопы  
Сидя у окошка.                                       Руки в стороны

А за скрюченным мостом                      Ходьба на корточках
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.

И была в руке у ней                                Ходьба в наклоне, взявшись пальцами
Скрюченная палка,                                 рук за большие пальцы ног.
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.

Подвижная игра « Стоп-замри!»                                                         Задачи: 1. Развитие выносливости.                                                                       2. Развитие внимания.                                                                                  3. Развитие фантазии.

Техника безопасности: Перед началом игры педагог напоминает, что во время бега нельзя обгонять, толкать друг друга. Нужно держать ровный умеренный темп бега.

Правила: Педагог рассказывает, что означает тот или иной сигнал.         «Стоп-замри» - дети замирают на месте по стойке смирно «как столбики»; «Стоп-сидеть» - присаживаются на корточки; «Стоп-лежать» - ложаться на живот головой в центр зала; «Стоп-прыжки» - прыгают на месте. Дети  начинают бег по кругу и по сигналу преподавателя «Стоп-….» выполняют нужное действие. Протяжённость между сигналами 8-10 сек.

Примечания: Эта игра способствует развитию фантазии, так как играть в неё можно,  придумывая задания на любую тему. «Космическая стоп-замри» - «комета» - присесть на корточки, «ракета» - остановиться подняв руки вверх и сложив как нос ракеты, «солнце» - кружение на  месте, «звёзды» - прыжки на месте ноги врозь - ноги вместе руки в стороны, «луна» - смена направления бег спиной.

Упражнения с музыкальным сопровождением.

 Задачи: 1. Создание бодрого настроя и готовности занятиям, поднятие настроения.                                                                                                          2.Профилактика плоскостопия и искривления позвоночника.                           3. Приведение в тонус всех мышечных групп.                                                     4. Развитие координации движения.                                                                5.Развитие выносливости.                                                                       

«Кошки-мышки» (авт. В.Соляр).

Пешком шагали мышки            Ходьба на носках, руки перед грудью сложены                  
По узенькой дорожке,                как мышиные лапки.
От деревушки Пешки                Ходьба на пятках, руки на голову, изображая
До деревушки Ложки.                кошачьи ушки.
А в деревушке Ложки               Ходьба на носках, руки перед грудью сложены
У них устали ножки,                  как мышиные лапки
Обратно в Пешки мышки          Ходьба на пятках, руки на голову, изображая
Поехали на кошке.                      кошачьи ушки

Если кошке с мышкой по пути,         Ходьба на корточках. Во время проигры-
Отчего ж тогда не подвезти.              ша – ползание на «четвереньках».
Если кошке с мышкой по пути,
Отчего ж тогда не подвезти.

И пели до порожка                                 Подскоки.
И щёлкали орешки,
От деревушки Ложки
До деревушки Пешки.
Пешком идти не близко,
Когда идёшь обратно,
А на пушистой киске
И мягко и приятно.

Если кошке с мышкой по пути,               Ходьба на корточках, во время про-
Отчего ж тогда не подвезти.                    игрыша ползание на четвереньках.
Если кошке с мышкой по пути,
Отчего ж тогда не подвезти.

То рощица, то поле,                                   Галоп правым боком
То с горки, то на горку,
Ах, нужно каждой мышке
Попасть в родную норку.
И что не говорите,                                     Галоп левым боком
Дорогу знают кошки,
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.

Если кошке с мышкой по пути,        Ходьба на корточках, во время проигры-
Отчего ж тогда не подвезти.             ша – ползание на четвереньках.
Если кошке с мышкой по пути,
Отчего ж тогда не подвезти.

Если кошке с мышкой по пути,        То – же самое.
Отчего ж тогда не подвезти.
Если кошке с мышкой по пути,
Отчего ж тогда не подвезти.

Если кошке с мышкой по пути,        Ползание на четвереньках спиной вперед.
Отчего ж тогда не подвезти.
Если кошке с мышкой по пути,
Отчего ж тогда не подвезти.

   В заключение хочется добавить, что для создания таких комплексов упражнений и музыкально-физкультурных композиций можно использовать любые весёлые, забавные стихи и песни отечественных и зарубежных авторов. Главное, чтобы они были ритмичными и наполнены сюжетным смыслом. А движения можно подобрать под любые слова, главное подключить фантазию и воображение. И тогда любые нагрузки покажутся не сложными, а занятия не утомительными и интересными. Играйте, ведь игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий естественной воспитательной силой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов и родителей. Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию у ребенка дошкольного возраста.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, а ...

Просветительская работа с педагогами в форме «круглого стола». Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию дошкольника

Представленный материал носит просветительский характер, а форма работы-"круглый стол" способствует более глубокому осознананию представленного материала....

Презентация на тему "Занятие на формирование положительной мотивации к обучению в школе детей подготовительной группы детского сада"

Данная презентация будет полезна в первую очередь педагогам-психологам и воспитателям подготовительных групп детского сада при работе с детьми 6-7 лет при подготовке к школе. Занятие проводится по ито...

Выступление по теме «Формирование положительной мотивации к обучению у старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности».

Тема формирования положительной мотивации к обучению  у старших дошкольников в ходе  познавательно-исследовательской деятельности» имеет социальную  и практическую значимостью....

Консультация для родителей "Формирование положительной мотивации у школьников к обучению".

quot;Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, котор...

Игровая деятельность как средство формирования положительной мотивации к обучению у детей с задержкой психического развития

Игровая деятельность как средство формирования положительной мотивации к обучению у детей с задержкой психического развития...