Диагностика готовности педагогов к влспитанию этнотолерантности у детей 5-7 лет
методическая разработка (старшая группа)

Задания позволяют выявить отношение воспитателей к проявлению этнотолерантных установок к людям различных рас (национальностей), изучить отношение воспитателей к проблеме воспитания этнотолерантности у детей 5-7 лет в условиях детского сада, а также готовности воспитателя к организации деятельности по вопросам развития этнотолерантности в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика готовности педагогов к организации воспитания этнотолерантности у дошкольников 5-7 лет.

(использовались адаптированные и дополненные методики Е. И. Николаевой, С. Г. Куделькиной, Н. Рейнер, К. Реницан, К. Маркиной).

Цель – изучить готовность педагогов к организации воспитания этнотолерантности у дошкольников.

Задания позволяют выявить отношение воспитателей к проявлению этнотолерантных установок к людям различных рас (национальностей), изучить отношение воспитателей к проблеме воспитания этнотолерантности у детей 5-7 лет в условиях детского сада, а также готовности воспитателя к организации деятельности по вопросам развития этнотолерантности в ДОУ.

Использовались методы: анкетирование и беседа.

Анкета № 1.

Цель: выявить отношение воспитателей к проявлению этнотолерантных установок к людям различных национальностей.

Уважаемый коллега!

Просим Вас принять участие в анкетировании.

Укажите свой педагогический стаж______;

Какое у Вас образование_________;

К какой возрастной группе Вы относитесь: (от 20 до 35 лет, от 35 до 50 лет; 50 лет и старше).

Отметьте, пожалуйста, высказывание, которое Вы считаете наиболее подходящим.

  1. Согласны ли Вы с тем, что в нашем городе должны жить люди:

1.1. Разных национальностей

  • да, потому что наш город этнотолерантен;
  • да, если они уважительно относятся к нашей культуре;
  • нет, потому, что это не желание большинства жителей города;
  • не знаю.

1.2. Разного вероисповедания

  • да, потому что для меня это не имеет значения;
  • да, если они уважительно относятся к другим религиям;
  • нет, _______________________
  • не знаю
  1. Как Вы относитесь к тому, что дошкольное учреждение могут посещать дети:

2.1. Другой национальности

  • положительно, потому что это дает возможность узнать о культуре другого этноса;
  • положительно, потому что это данность нашего времени, я не могу с этим бороться;
  • отрицательно, потому что родителей против, чтобы их ребенок дружил детьми другой национальности;
  • нейтрально;

2.2. Другого вероисповедания

  • положительно, потому что это дает возможность познакомит детей другим мировозрением;
  • положительно, потому что на город носитель религиозно-культурных традиций;
  • отрицательно;
  • нейтрально.
  1. Согласны ли Вы с тем, что в ДОУ могут работать воспитатели:

3.1. Разных национальностей

  • да, потому что для меня это узнать что-то новое о культуре другого народа;
  • да, потому что для меня это не имеет значения, главное чтобы специалист был хороший;
  • отрицательно, потому, что они не готовы знакомятся с культурными традициями нашей страны;
  • нейтрально, потому, что не хватает педагогов и это данность нашего времени.

3.2. Разного вероисповедания

  • да, если они уважительно относятся к другим религиям;
  • да, если они не выставляют свою веру на показ;
  • отрицательно, потому, что ________
  •  нейтрально, потому что для меня это не имеет значения
  1. Считаете ли Вы важным приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям:
  • да, позволяет детям быть готовыми к вступлению в многонациональное общество;
  • да, потому что это основа культурного воспитания;
  • да, но только к национальной культуре российского народа;
  • нет, так как я к этому не готова.
  1. Посещают ли Вашу группу (ДОУ) дети других национальностей?
  • да, Каких? ___
  • нет;
  • не знаю.
  1. Случаются ли конфликты между детьми группы и ребенком другой национальности?
  • да, но не на национальной почве;
  • да, причиной конфликта является национальность ребенка;
  • нет.
  1. Каким, на Ваш взгляд, является общий групповой уровень принятия ребенка другой национальности в группе?
  • высокий, национальность для детей значений не имеют;
  • средний, случаются конфликты на национальной почве;
  • низкий, дети изолируют ребенка от совместной деятельности.
  1. Как к нему относятся сверстники?
  • положительно, дети вовлекают его в совместные игры;
  • отрицательно, потому что у него плохой характер;
  • отрицательно, на национальной почве часто без причины;
  • нейтрально в том числе, потому что тот ребенок плохо знает русский, что затрудняет общение.
  1.  Кому принадлежит ведущая роль в воспитании этнотолерантности детей: (нужное подчеркните)
  • Родителям
  • Педагогам детского сада
  • Педагогам школы
  • Обществу
  1. Хотели бы вы повысить уровень компетентности по проблеме развития этнотолерантности детей дошкольного возраста?
  • да, потому что мне это интересно;
  • да, потому что я их не знаю;
  • нет, потому что у меня другая сфера деятельности;
  • не знаю, т.к. потому, что я не знакома с хорошими технологиями.

Благодарим за участие!

Беседа с воспитателями.

Цель: изучить отношение воспитателей к проблеме воспитания этнотолерантности у детей 5-7 лет в условиях детского сада.

Укажите свой педагогический стаж______;

Какое у Вас образование_________;

К какой возрастной группе Вы относитесь: (от 20 до 35 лет, от 35 до 50 лет; 50 лет и старше).

  1. Каким образом осуществляется адаптация ребенка другой национальности в группе детского сада? Какие мероприятия предпринимаются для безболезненного входа ребенка в новый коллектив?
  2. Учитываются ли культурные, национальные, религиозные особенности ребенка другой национальности при планировании педагогического процесса в группе? Каким образом?
  3. Каким образом решается проблема общения ребенка другой национальности со сверстниками в условиях плохого владения им русским языком?
  4. Осуществляется ли в группе «культурный обмен» между родителями, детьми и педагогами? Каким образом?
  5. Какие мероприятия осуществляются в работе с родителями по формированию правильного отношения к детям другой национальности, находящимися в группе? Какие проблемы существуют в данном направлении работы?
  6. Считаете ли Вы необходимым и важным направлять внимание детей на культурные, расовые, национальные, религиозные особенности сверстников и людей в целом? Способствует ли такая работа становлению доброжелательного и уважительного отношения к людям другой национальности? Какие мероприятия осуществляются в рамках данного направления?

Анкета № 2

Цель: определить готовность воспитателя к организации деятельности по вопросам развития этнотолерантности в ДОУ.

Уважаемый коллега!

Просим Вас принять участие в анкетировании.

Укажите свой педагогический стаж______;

Какое у Вас образование_________;

К какой возрастной группе Вы относитесь: (от 20 до 35 лет, от 35 до 50 лет; 50 лет и старше).

Отметьте, пожалуйста, высказывание, которое Вы считаете наиболее соответствующей вашей точке зрения.

  1. Что значит понятие «этнотолерантность»?
  • терпимость по отношению к представителям других этнических групп;
  • признание, принятие и понимание представителей других культур;
  • терпимость по отношению к представителям других этнических групп при лидерстве национального большинства.
  1. Оцените пожалуйста степень своей сегодняшний готовности к развитию этнотолераности у детей?
  •  скорее не готов, чем готов;
  • готов не полностью, частично;
  • вполне готов.
  1. Используете ли вы различные диагностики по выявлению уровня развития этнотолерантности?
  • да, использую свой авторский вариант. Укажите в чем отличие от других диагностик _________;
  • да, использую готовую диагностику. Укажите какую ______;
  • специальных заданий не провожу, достаточно информации получаю наблюдением за детьми
  • нет, потому что это не самое главное направление;
  • не знаю интересных диагностик, если бы они мне понравились, то использовал бы.
  1. Какие методические рекомендации вы используете по воспитанию этнотолерантности?
  • да, использую свой авторский вариант. Укажите в чем отличие от других методические рекомендации _________;
  • да, использую готовые методические рекомендации. Укажите какую ______;
  • специальных методических рекомендаций не использую;
  • нет, потому что это не самое главное направление;
  • не знаю интересных методических рекомендаций, если бы они мне понравились, то использовал бы.
  1. Какие методические рекомендации вы используете по ознакомлению с культурой других этносов?
  • да, использую свой авторский вариант. Укажите в чем отличие от других методических рекомендаций _________;
  • да, использую готовые методические рекомендации. Укажите какую ______;
  • специальных методических рекомендаций не использую;
  • нет, потому что это не самое главное направление;
  • не знаю интересных методических рекомендаций, если бы они мне понравились, то использовал бы.
  1. Проранжируйте по степени эффективности методы воспитания этнотолерантности, ознакомления с культурой других этносов?

(где 1 это самый эффективный метод, а 11 не обязательный для использования)

  • рассказы взрослого;
  • чтение книг, сказок, легенд;
  • просмотр видеофильмов, видеопрезентаций, прослушивание аудиозаписей;
  • беседы;
  • организация выставок;
  • знакомство детей с устным народным творчеством;
  • знакомство детей народными игрушками и способами их изготовления;
  • знакомство детей с народными играми,
  • знакомство детей народным музыкальным и изобразительным искусством;
  • знакомство детей народными праздниками;
  • театрализовано-музыкальные развлечения, «семейные вечера».

Благодарим за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...

Диагностика готовности к школьному обучению детей с ОНР.

Диагностика готовности к школьному обучению....

Программа диагностики готовности к школьному обучению. Компонент психологической подготовки к школе - эмоционально-волевая готовность

Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. В связи с этим в процессе набл...

Готовность педагога к руководству игровой деятельностью детей

Умение руководить игрой ребенка-высший пилотаж  педагога...

Анализ результатов диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности.

В документе проанализирована готовность педагогов к инновациям...

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Используется диагностика готовности педработников к эффективной деятельности в соответствии с профстандартом, разработанная АНОО ДПО Академией образования взрослых «Альтернатива»...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....