Доклад на педсовет
статья (старшая группа)

Богатищева Анна Викторовна

Доклад на педсовет по теме "Зона актуального развития ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_zona_akt.razvitiya.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зона актуального развития ребенка»

Малыши, посещая детский сад, в коллективе получают необходимые умения и знания. Навыки формируются благодаря целенаправленной и систематической работе воспитателя. Зона актуального развития – это один из важнейших элементов обучения для любой личности.

Понятие зоны актуального развития сложилось из представлений о том, какими знаниями и умениями должны обладать дети на определенном этапе. Это те задания, которые ребенок вполне способен выполнить самостоятельно.

Формирование знаний у маленького человечка складывается из двух составляющих: зоны актуального и ближайшего развития. Зона ближайшего и актуального развития - это не одно и то же. Одно понятие нацелено на будущее, другое отвечает за настоящий момент, затрагивает происходящее сейчас.

Зона актуального развития ребенка – это кладезь новых возможностей. Чем большими знаниями обладает человек, тем масштабнее свершения ждут его впереди.

Итак, чтобы добиться больших успехов в освоении многих умений и навыков в своей группе я использую современные образовательные технологии, рекомендуемые ФГОС, которые эффективно расширяют границы познания ребенка.

В своей работе я опираюсь на принцип развивающего обучения. Детям стараюсь не только давать знания, формировать умения, но и развивать все познавательные процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также, волевые и эмоциональные процессы.

Через использование образовательных технологий у детей развиваю такие качества, как творчество, самостоятельность, инициативность, интеллект, коммуникативность.

Используя метод проектов, я развиваю у детей познавательные, исследовательские и творческие способности каждого ребенка. Так же этот метод позволяет создать условия, в которых ребенок выступает как самостоятельный, инициативный субъект деятельности.

При осуществлении проекта «Мир ткани» я выделила следующие этапы: на основе возникшей проблемы определила цель проекта; разработала проект, т. е. составила план деятельности по достижению цели. Далее осуществлялась деятельность по практическому осуществлению проекта. Последний этап - это презентация и подведение итогов.

Проект заинтересовал не только детей, но и родителей. Во время осуществления проекта дети с большим интересом выполняли домашние задания, проводили эксперименты, «превращались» в художников, модельеров. Ребята активно участвовали в пополнении коллекции «Виды ткани». Было видно, что дети заинтересованы. Родители тоже принимали активное участие в реализации проекта.

В проекте сочетаются интересы всех участников. Я имела возможность проявить творчество в работе, родители – активно участвовать в воспитательно - образовательном процессе, а дети удовлетворить свои интересы, желания и потребности.

После завершения проекта сделала для себя выводы: появилась самостоятельность в познании новой информации. Ведь любой проект представляет собой и исследовательскую, и творческую, и игровую, и практическую деятельность детей. Ребенок в проекте имеет возможность проявить себя со всех сторон.

Также вместе с родителями и детьми осуществили проекты: «День народного единства», «День матери», «Елочка-зеленая иголочка».

С помощью методов и приемов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) я развиваю у детей воображение и мышление. Для развития воображения использую следующие методы: метод фокальных объектов, эмпатии.

Используя метод фокальных объектов, провожу с детьми игру «Путаница». Цель ее заключается в умении детей находить типичные свойства объекта. Называю детям 3-4 объекта с необычными свойствами (например, тигр заостренный, карандаш полосатый, полка замерзшая, стекло книжное) и прошу детей подобрать каждому объекту типичное свойство.

Этот метод позволяет детям придумывать сказки, рассказы.

Метод эмпатии позволяет представить себя в качестве кого- либо или чего- либо в проблемной ситуации.

У детей формирую умение отождествлять себя с образом и самостоятельно принимать решение в проблемной ситуации. «Расскажи, что ты почувствуешь, если будешь пожарным и вдруг услышишь, как в горящем доме плачет ребенок?»

Так же использую ТРИЗ в изодеятельности. В творческом процессе дети раскрывают свои способности. Но использование традиционных способов рисования не позволяют, в полной мере, осуществить желаемый результат. На помощь приходят многочисленные техники нетрадиционного рисования. Их необычность позволяет детям быстро и с радостью достичь желаемого результата. Дети начинают верить в свои силы, в то, что они могут выразить свои представления в рисунке, самостоятельно решить творческую задачу. Новые техники развивают воображение, дают свободу для самовыражения. Так, например,  рисование воздухом - «Летний дождь», раздувание капли через трубочку  – «Корявые деревья», рисование на мокрой бумаге – «Зимний пейзаж», монотипия, т. е. отражение – «Бабочка» и др.

Технология проблемного обучения включает в себя частично- поисковый и исследовательский метод. С помощью частично- поискового метода учу детей видеть проблему, ставить вопросы, строить доказательства, делать выводы. Исследовательский метод направлен на умение решать проблему самостоятельно. Мы с детьми работаем по следующему плану:

- постановка проблемы;

- выдвижение предположений;

- проверка гипотез;

- подведение итогов.

Чтобы у детей развивалось мышление, умение и навыки исследовательского поведения, я пользуюсь следующими приемами:

- упражнения для развития умения видеть проблемы, на выдвижение гипотезы. Например, «Посмотрите на мир чужими глазами». Читаем детям неоконченный рассказ: «Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание — «продолжить рассказ». Но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

- Экспериментирование. Экспериментирование использую в различных видах деятельности. Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные результаты, сопоставить их и сделать выводы для самого себя. В группе создан уголок экспериментирования.

Зона актуального развития – это целенаправленные действия с опорой на имеющиеся навыки. Если их использовать конструктивно, то можно очень эффективно расширить границы познания ребенка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Отражение в речи образного восприятия окружающего в процессе театрализованных игр".

Театрализованные игры вносят неоценимый вклад в речевое развитие дошкольников.Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и прав...

Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».

Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...

Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....

Доклад на педсовете "Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей среднего возраста."

Описаны возможности поисково-исследовательской деятельности зимой на прогулке детей средней группы....

Доклад на педсовете и Игровое занятие для ясельной группы

    Данные материалы являются отражением опыта работы в 1-ой младшей группе Детского Сада комбинированного вида № 3 "Радуга" г. Подольска.       Предлагаем ознаком...

Доклад на педсовете по нетрадиционным техникам рисования

Влияние нетрадиционных техник рисования на дошкольника. Техники рисования, которые на мой взгляд наиболее приемлемы к применению в дошкольном образовании....

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...