Система развивающих занятий в старшей группе с использованием пальчиковых игр.
методическая разработка (старшая группа)

Павлова Надежда Васильевна

 Количество развивающих занятий – 31.

Все темы занятий даются с учётом календарного плана, т.е. расписаны с октября по май. Каждой теме отводится  одна неделя. Развивающие занятия проводятся в свободное время: в режимные моменты, в утренние часы, на прогулках, перед обедом, во второй половине дня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_razvivayushchih_zanyatiy_v_starshey_gruppe.docx43.15 КБ

Предварительный просмотр:

Система развивающих занятий в старшей группе

с использованием пальчиковых игр.

Воспитатель: Павлова Н.В.

 Количество развивающих занятий – 31.

Все темы занятий даются с учётом календарного плана, т.е. расписаны с октября по май. Каждой теме отводится  одна неделя. Развивающие занятия проводятся в свободное время: в режимные моменты, в утренние часы, на прогулках, перед обедом, во второй половине дня. Структура работы по каждой теме следующая:

Понедельник, вторник -- разучивание движений и знакомство со стишком пальчиковой игры.

 Среда, четверг, пятница -- выкладывание фигурок из палочек, бобами, горохом, рисом, шерстяной цветной ниткой, из сосновых шишек, веточек, из мелких геометрических фигур по нарисованному контору, рисование кончиками пальцев, использование аппликации, рисование на манке. Проведение весёлых игр, выполнение задания «Дорисуй узор».

Всю неделю повторение пальчиковой игры на данную тему.

Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой. А в конце – двумя руками вместе. Педагог следит за правильной постановкой кисти руки детей и чёткостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

 Перед проведением таких занятий применение нетрадиционных форм работы по развитию мелкой моторики рук, а именно разработанную японским учёным Йосиро Цуцуми оригинальной методики «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями».

  1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию.
  2. Массаж ладонных поверхностей.  Детям предлагаем шарики, которые можно просто вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.
  3. Массаж грецкими орехами. Предлагаем: * катать два ореха между пальцами; * прокатывать один орех между пальцами; * удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки.
  4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
  5. Массаж «чётками». Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бус (в прямом и обратном порядке

Система развивающих занятий.

Темы занятий

Пальчиковые игры

Дополнительные задания

№1. Детский сад и игрушка

«Дружба», «В гости к пальчику большому», «Наши пальцы», «Шарик».

- выложить бобами качели ;

- игра «Чудесный мешочек»;

- дорисуй узор   «клеточки»

№ 2.

Ягоды

«Здравствуй»,  «Травка».

- выкладываем из палочек корзинку;

- выложить в ряд, чередуя фасоль и бобы, геометрические фигуры, различные узоры;

- дорисуй узор вишенки.

№ 3.

Грибы

«Этот пальчик», «За грибами», «Корзинка»

- выкладываем из палочек грибок;

- игра «Чудесный мешочек»;

- выложить перловкой фигуру по нарисованному контуру;

- дорисуй грибочек.

№ 4.

 Овощи

«Засолка капусты», «Морковка».

- выкладываем из палочек машину;

- выложить горошком по нарисованному контуру;

- дорисуй кабачки.

№5. Фрукты

«Апельсин», «Слива».

- выложить цветной шерстяной ниткой контур любимого фрукта;

- из мелких кусочков разорванной бумаги выложить грушу (или другой фрукт);

- дорисовать фрукты.

№ 6.

Деревья и кустарники

«Зайка», «Дерево», «Лес».

- выложить из палочек забор;

- из кусочков жёлтой и оранжевой бумаги выкладываем осеннюю ветку;

- из сосновых шишек выкладываем весёлых человечков;

- дорисуй ёлочки и деревья.

№ 7.

Перелётные птицы

«Птичек стая», «Скворечник», Птенчики в гнезде».

- выложить фигурки птиц из веточек;

- соединить точки одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. Игра «Узнай меня!»

№ 8.

Домашние птицы

«Утята», «Гусь», «Петушок», «Курочка».

- жёлтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыплёнка, скомкать бумагу в маленькие комочки – крошки для птичек.

-игра «Утёнок»;

- выложить рисом контур цыплёнка

№ 9.

Почта

«Гости».

- выложить письмо из палочек;

- сделать конверт из бумаги, украсить его аппликацией из мелких кусочков цветной бумаги;

- дорисовать узор конверта.

№ 10.

Осень

«Пальчики», Грабли».

- выложить мельницу из палочек;

- рвать бумажки в форме листьев с различных деревьев;

- дорисуй узор листочков.

№ 11.

Семья

«Моя семья», «Кто приехал», «Очки».

- выложить из палочек рожицу;

- рисуем кончиками пальцев на манке весёлого человечка;

- игра на «пианино».

№ 12.

Наша Родина

«Здравствуй!», «Обогрей».

- выложить из палочек фигурку солнца;

- дорисуй узор полукруга.

№ 13.

Зима

«Погреемся», « Лёд».

- игра «Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы»;

- разложить льдинки по формочкам;

- сложить из верёвочки снежные сугробы.

№ 14.

Зимующие птицы

«Голуби», «Воробьи», «Птичка», «Филин».

- выложить птичку по образцу мелких геометрических фигур;

- украсить мелкими кусочками цветной бумаги рисунок снегиря;

- дорисуй узор.

№ 15.

Зимние забавы

«Снежный ком».

- выложить из палочек санки;

- игра «Нисколько не скользко, не скользко нисколько».

- дорисовать снежинки, кружочки.

№ 16.

Новый год

«Праздник», «Ёлочка».

- смотать из шерстяных ниточек клубочки, украсить их аппликацией, сделать петельку;

- дорисуй картинку ёлочки.

№ 17.

Посуда и пища

«Шалун».

- выложить из палочек конфетку;

- игра «Чудесный мешочек» (взять стеклянную посуду, оставить – пластмассовую);

- выложить из горошка любую чайную посуду.

№ 18.

Одежда и обувь

«Варежки», «Крючочки».

- застёгивать и расстёгивать пуговицы разной величины, крючки, молнии, замочки;

- украсить одежду и обувь, нарисованную на картоне, мелкими пуговицами;

- дорисуй узоры.

№ 19.

Домашние животные

«Повстречались», «Лошадки»,  «Собака».

- выложить телёночка из перловки по нарисованному контуру;

- нарисуй по точкам щеночка.

№ 20.

Дикие животные

«На лужок»,  «Зайка и ушки», «Мышка».

- выложить из палочек фигурку ёжика;

- соединить точки одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги (белка и ёжик);

- дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

№ 21.

Защитники Отечества

«Солдаты», «Бойцы-молодцы».

- игра: цветные палочки выложить горкой, брать палочки двумя пальчиками – указательным и большим – только по одной, складывать одну к другой в ряд;

- выложить из палочек танк, звёзды;

- из риса на синем картоне выложить салют по нарисованному контуру.

№ 22.

Мамин праздник

«Мамочка».

- выложить из палочек цветок для мамы – тюльпан;

- собрать бусы, соблюдая определённую последовательность;

- как можно быстрее смотать клубок шерстяных ниток.

№ 23.

Рыбы

«Рыбки», «Щука».

- выложить из палочек фигурки рыбки и ракушки;

- рисовать кончиками пальцев на манке, рассыпанной на столе, волнистые линии (шторм на море);

- из шерстяной голубой нити на картоне выложить волнистые плавные линии (волны).

№ 24.

Транспорт

«Лодочка», «Пароход».

- выложить из палочек лодку, пароход, машину, самолёт;

- игра рисуем вертолёт кончиками пальцев на манке;

- дорисуй узор машины.

№ 25.

Весна

«Весенний дождик», «Встреча птиц», «Флажок».

- скатать из бумаги несколько рулончиков разной толщины и длины, регулируя силу нажима пальцев на бумагу;

- провести прямые линии от каждой капельки до земли так, чтобы каждая капелька попала в лужу.

- дорисуй узор лодочки.

№ 26.

Космос

Игра ладонями

- фигурки из палочек звёздочка, ракета;

- мелко нарвать белую бумагу и выложить звёзды на тёмно-синем картоне (небо);

- дорисуй узор ракеты.

№ 27.

Мебель

«Кисточка», «Стул».

- фигурки из палочек кроватка, табуретка;

- удерживать грецкие орехи между пальцами, катать их между ладонями, выполнять круговые движения по столу, придерживая их ладонью;

- дорисуй узор шкафчика.

№ 28.

Бытовые приборы

«Пылесос».

- фигурки из палочек телевизор, часы;

- игра с волчками («Чей волчок дольше крутится»);

- обведи клубочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги.

№ 29.

Откуда хлеб пришёл

«Хлебушек», «Пекарь».

- фигурки из палочек мельница;

- выложить из риса по нарисованному контуру колос;

- собрать из мелких геометрических фигур картинку по образцу.

№ 30.

Цветы

«Цветки», «Мак».

- фигурки из палочек кактус, ваза;

- игра обвести рисунок по точкам;

- Обмакнуть указательный палец правой руки в красную гуашь и поставить на листе много красных точек. Подумать и сказать: что бы это значило?

№ 31.

Насекомые

 «Осы», «Жук», «Бабочка».

- игра «Слишком много ножек у сороконожек»;

- выложить из палочек фигурки бабочки, жука;

- игра обвести рисунок по точкам.

Пальчиковые игры к занятиям.

Пальчиковые игры

Методические указания

1.

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

«В гости к пальчику большому приходили прямо к дому»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок постучался о порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

«Наши пальцы»

Пальцы встали дружно в ряд

Десять крепеньких ребят

Эти два – всему указки

Всё покажут без подсказки

Пальцы – два середнячка

Два здоровых бодрячка

Ну, а эти безымянны молчуны,

всегда упрямы.

Два мизинца- коротышки

Пальцы главные средь них

Два больших и удалых.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик –

Он становится большим.

Вдруг наш шарик лопнул,

Воздух вышел-ш-ш-ш!

Стал он тонким и худым.

Первые две строчки – обхватить правой ладонью левую и покачать в ритме стихотворения. Следующие две строчки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.

На первую строчку – выставляем вверх большие пальцы, на вторую – соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. На третью – поочерёдно называемые пальцы соединяются с большим на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую – кулачки стучат друг о друга. На последние две строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

Показать ладони с выпрямленными пальцами.

Сжать пальцы в кулак.

Показать два указательных пальца. Придерживать их большими пальцами.

Показать два средних пальца. Придерживать их большими пальцами.

Показать безымянные пальцы, остальные придерживать большими пальцами.

Показать мизинцы, остальные придерживать большими пальцами.

Показать два больших пальца, остальные сжать в кулаки.

Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них – пальцы принимают форму шара.

Воздух выходит – пальцы в исходное положение.

2

«Здравствуй»

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава-мурава!

Здравствуй, ягодка лесная!

Ты поспела и вкусна.

Мы лукошечко несём,

Всю тебя мы соберём.

«Травка»

Ветерок шуршит травой,

Прячет ягодку от нас,

Только мы её найдём,

На варенье соберём.

Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.

Ладони повёрнуты к себе, пальцы растопырены. Интенсивное «трепетание» пальцами.

3

«Этот пальчик»

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё доел,

Оттого и похудел.

«За грибами»

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало.

За грибами мы пошли.

Три лукошка принесли.

«Корзинка»

В лес корзинку я беру

И грибы в неё кладу.

Загибать поочерёдно пальцы, начиная с мизинца.

Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.

Пальцы «идут» по столу, коленям.

Показать три пальца.

Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры.

4

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмём, жмём

Мы капусту трём, трём

«Морковка»

Не морковка – загляденье,

Выросла на удивленье,

Сочная да вкусная,

Для детей полезная.

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

Движение пальцев, имитирующее посыпание соли из щепотки.

Интенсивное сжимание пальцев рук  в кулак.

Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой.

5

«Апельсин»

Мы делили апельсин. Много нас, а он один.

Эта долька для ежа.

Это долька для чижа.

Это долька для утят.

Это долька для котят.

Это долька для бобра.

А для волка – кожура.

Он сердит на нас. Беда!

Разбегайтесь кто куда!

«Слива»

Мы пришли в фруктовый сад,

Стали сливы собирать.

Сливы, сладкие как мёд,

Сами просятся к нам в рот.

Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты.

Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут.

Отогнуть безымянный палец.

Отогнуть средний палец.

Отогнуть указательный палец.

Отогнуть большой палец.

Ладонь повернуть тыльной стороной к верху, округлив пальцы, и погладить кожуру.

Ладони соприкасаются основаниями. Чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки – как волчьи зубы.

Руки «разбегаются»по столу или по коленкам, стуча пальцами.

Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал).

6

«Зайка»

Под высокою сосной

Сидит заинька косой.

«Дерево»

У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Зелёного цвета.

«Лес»

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Одна рука – сосна (пальцы растопырены, подняты вверх), на второй руке указательный и средний пальцы образуют ушки зайца, остальные пальцы сжаты.

Прижать ладони тыльной стороной друг к другу.

Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх Шевелить кистями и пальцами.

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

7

«Птичек стая»

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развесёлый чиж,

Ну, а это злой орлан…

Птички, птички по домам!

«Скворечник»

Скворец в скворечнике живёт

И песню звонкую поёт.

«Птенчики в гнезде»

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки.

Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки.

На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.

Ладони соприкасаются пальцами, большие загнуты внутрь.

Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими.

8

«Утята»

Раз, два – шли утята,

Три, четыре – за водой,

А за ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый напугал:

Громко, громко запищал:

-Пи-пи-пи! Не пищи,

Мы тут рядом, поищи.

«Гусь»

Гусь стоит и всё гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

«Курочка»

Курочка прыг на крыльцо:

- Я снесла тебе яйцо.

Поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу.

Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

Большой и указательный пальцы образуют овал («глаз»). Другие прижаты друг к другу в полусогнутом положении.

9

«Гости»

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка – ну пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин, и Степану блин,

И Матвею блин, и Сергею блин,

А Никитушке – мятный пряничек.

На первые четыре строки вращение кистей рук от себя,

на пятую – к себе.

На остальные строки поочерёдно массировать кончики пальцев правой руки.

10

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

«Грабли»

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Пальцы сжаты в кулаки. Поочерёдно разгибать их, начиная с мизинца, затем сгибать в том же порядке.

Ладони на себя, пальцы переплетены между собой. Выпрямить их на себя.

11

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

«Кто приехал?»

Кто приехал?

Мы, мы, мы!

Мама, мама! Это ты?

Папа, папа! Это ты?

Да, да, да!

Ах,сестричка1 Это ты?

Да, да, да!

Все мы вместе, да, да, да!

«Очки»

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.

Быстро хлопаем кончиками больших пальцев.

Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают друг друга.

Хлопки кончиками сначала больших пальцев, затем указательных.

Хлопки кончиками больших пальцев.

Хлопки кончиками средних пальцев.

Хлопки кончиками безымянных пальцев.

Хлопки кончиками больших пальцев.

Хлопки мизинцами.

Хлопки всеми пальцами.

Большие пальцы правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, их надо поднести к глазам.

12

«Здравствуй!»

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок»

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую.

«Обогрей»

Солнце, солнце, солнышко,

Золотые щёчки.

Обогрей ты, солнышко,

Край родной скорее.

На первые четыре строчки пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга.

На первую строчку ладони скрестить, пальцы раздвинуть – «солнышко».

На вторую строчку круговые движения кончиками пальцев по щёчкам.

На третью и четвёртую строчки круговые поглаживания рук.

13

«Погреемся»

Наши ручки замерзают.

Поиграем - ка немножко да похлопаем в ладошки. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Пальчики, чтоб их согреть, сильно надо растереть.

Пальчики мы согреваем, их сжимаем, разжимаем.

«Лёд»

Чтоб на льду не растянуться,

Лёг Андрюшка на живот.

Ведь не может поскользнуться кто не ходит, а ползёт.

Кулачки крепко прижать друг к другу.  Разжать кулачки, хлопать в ладони. Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь.

Греем руки круговыми движениями, сжимаем и разжимаем кулачки.

Ладони перед собой, пальцы сжаты.

Положить ладони на стол.

Ладони тихо скользят – ползут по столу, то сжимаясь, то разжимаясь.

14

«Голуби»

Мы распахнём пошире дверь и выпустим на волю голубей.

И, крыльями взмахнув легко, они взлетают высоко.

Вернувшись из полёта, воркуют друзья: жить без свободы птицам нельзя.

«Воробьи»

Пять воробьёв на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, а трое остались.

Сидели втроём и немного устали,

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоём и снова скучали,

Один улетел, и остался один.

Один посидел, да и взял улетел.

«Птичка»

Пальчики – головка,

Крылышки – ладошки.

«Филин»

Сидит филин на суку

И кричит: «Бу-бу-бу-бу»

Руки скрестить на груди, потом резко развести их в стороны ладонями вверх.

Махи руками – имитация полёта голубей.

Выполняют «птичку»: ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

Показать пять пальцев, а затем загибать их по одному.

Ладони перекрещены и повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за друга) – голова птички, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

Руки, сжатые в кулаки, прижаты. Большие пальцы вверх – ушки; указательные пальцы показывают на грудь – нос.

15

«Снежный ком»

Мы слепили снежный ком.

Ушки сделали потом.

Вместо глаз – угольки нашлись у нас.

Кролик вышел как живой: и с хвостом, и с головой.

За усы не тяни – из соломинки они!

Длинные, блестящие, точно настоящие.

Имитация лепки комочка.

Указательным и большим пальцами делаем прищепы.

Щепоть из пальчиков – угольки.

Имитация поглаживания кролика, указательные пальчики «трепещут»

Имитация движения: щепотью тянем усики.

16

«Праздник»

Ждали праздника мы долго.

Наконец пришла зима.

Наконец пришла зима, в гости ёлку привела.

К ёлке мы подошли, хороводы завели.

Покружились, поплясали.

Даже чуточку устали.

Дед Мороз, скорей приди, нам подарки принеси.

«Ёлочка»

Ёлочка зелёная выросла в лесу,

Ёлочку на праздник

Я домой несу.

Трём ладошку о ладошку.

Сжать кулаки, прижать их друг к другу.

Пальцы «идут» по столу, по коленкам.

Пальцы показывают ёлочку, указательные пальцы сцепляются.

Круговые движения кистями рук.

Кисти рук опустить, расслабить.

Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.

Ладони от себя, пальцы вперёд, локти к телу не прижимать.

17

«Шалун»

Наша Маша кашу варила,

Кашу варила, деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Он много шалил

И тарелку разбил.

На первые две строчки дети чертят пальцем круги по ладошке.

На следующие четыре – загибают пальцы.

На последние две – пальцами взять мизинец другой руки и слегка покачать его.

18

«Варежки»

Маша варежки надела: «Ой, куда я пальчик дела?».

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла: «Поглядите-ка нашла».

Ищешь, ищешь, не найдёшь.

«Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

«Крючочки»

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

Сначала все пальцы растопырены, потом большие прижимаются к ладони – «прячутся».

Большие пальцы выпрямить.

Сжать пальцы в кулак.

Большой палец отделить от кулачка.

Сцепить мизинцы обеих рук (два крючочка) так, чтобы их трудно было разжать. То же другими пальцами.

19

«Повстречались»

Повстречались два котёнка: мяу-мяу!

Два щенка: ав-ав!

Два жеребёнка: иго-го!

Два тигрёнка: р-р-р!

Два быка: му-у!

Посмотри, какие рога.

«Лошадки»

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

«Собака»

 У собаки острый хвостик,

Есть и шейка,

Есть и носик.

На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.

На последнюю строчку показать «рога», вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

20

«На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок.

«Зайка и ушки»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

«Мышка»

Серенький комок сидит

И бумажкой всё шуршит.

Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно.

Пальцы сжать в кулак. Указательный и средний пальцы выставить вверх и шевелить ими (в стороны и вперёд).

Средний и безымянный пальцы правой руки упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дугу и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

21

«Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идём.

В нашу армию, ребята, просто так не попадёшь.

Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.

«Бойцы- молодцы»

Пальцы эти – все бойцы, удалые молодцы.

Два больших и крепких малых и солдат в боях бывалых.

Два гвардейца-храбреца!

Два сметливых молодца!

Два героя безымянных, но в работе очень рьяных!

Два мизинца-коротышки – очень славные мальчишки!.

Пальцы «бодро» маршируют по столу.

Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево -вправо.

Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.

Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.

Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.

Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.

 Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.

22

«Мамочка»

Мамочка, мамочка, любимая моя.

Ведь ты знаешь, мамочка, как я люблю тебя.

Поочерёдно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого, затем то же на левой руке.

Правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить.

23

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

«Щука»

Щука хищная, зубастая.

Для лещей, плотвы опасная.

Ищет, чем бы поживиться?

Кто-то там в воде резвится?

Чей-то рядом хвост мелькает?

Хвать! Тут щука не зевает!

Но попалась на крючок – тащит щуку рыбачок.

Руками показывать движения рыбок в соответствии с текстом.

Двумя руками изобразить пасть щуки.

Щука щёлкает зубами-пальцами.

Руками имитировать движения рыб.

Помахать кистями рук, как хвостом.

Пасть щуки захлопывается.

Указательным пальцем изобразить крючок, перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды щуку.

24

«Лодочка»

Две ладошки прижму и по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, - это лодочка моя.

Паруса подниму, синим морем поплыву.

А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.

«Пароход»

Пароход плывёт по речке,

И пыхтит он, словно печка.

Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.

Поднять выпрямленные ладони вверх.

Имитация движений волн и рыбок.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх.

25

«Весенний дождик»

Дождик песенку поёт, только кто её поймёт?

Не поймём ни я, ни ты, но зато поймут цветы, и зелёная трава, и весенняя листва.

Лучше всех поймёт зерно – прорастать начнёт оно.

«Встреча птиц»

В  стороны руки: ими помашем – это к нам птицы с юга летят.

Мы их так ждали, смастерили скворечник.

Мы вас так ждали холодной зимой.

«Флажок»

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Пальцы постукивают по столу – сначала быстро, потом медленно.

Пальцы барабанят быстро-быстро- пошёл «ливень».

Пальцы стучат всё медленнее и медленнее и наконец останавливаются.

Махи кистями рук на себя, вверх-вниз.

Стучим кулачок о кулачок.

Делаем «птичку» пальцами.

«Птичка» машет крылышками.

4 пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

26

«Игра ладонями»

Космонавтом хочешь стать?

Сильным быть и ловким?

Нужно обладать сноровкой.

Научитесь понемножку

Играть в быстрые ладошки.

Надо пару подобрать

Да лицом друг к другу встать.

Если чистые ладошки –

Значит, надо начинать.

Важно строго по порядку

Всё быстрее без оглядки

Так в ладошки ударять,

 

Чтоб самим на удивленье

Все шестнадцать упражнений

Без ошибок показать!

Не прохлопать, не зевнуть,

Так держать к победе путь!

Если здорово играть,

В состязании проворном, Интересном и задорном.

Кто точнее и быстрее?

Кто всех лучше и резвее?

Вот она как! Вот как он!

Эта пара – чемпион!

27

«Кисточка»

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье –

 Вот вам стул на удивленье.

Соединить подушечки всех пальцев вместе, движениями пальцев и запястьев раскачивать кисть вправо, влево: вправо – пальцы раздвинуть, влево – мягко соединить.

Левая ладонь строго вверх. К её нижней части приставляется правая, сжатая в кулак (большим пальцем к себе).

28

«Пылесос»

Пылесос, пылесос,

Ты куда суёшь свой нос?

Я жужжу, я жужжу,

Я порядок навожу.

На первую строчку – ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд). На вторую – то же, но ладони обращены друг к другу. На третью – соприкосновение кончиков пальцев.

29

«Хлебушек»

Бублик,

Баранку,

Батон  и буханку

Пекарь из теста

Испёк спозаранку.

«Пекарь»

Пекарь пёк калачи в печи.

Большой и указательный пальцы образуют круг.

Большой и средний – круг.

Большой и безымянный – круг.

Большой и мизинец – круг.

Имитация лепки хлеба.

Пальцы вместе, ладони слегка согнуты горкой, правая ладонь прикрывает левую. На каждое слово ладони меняем местами.

30

«Цветки»

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

«Мак»

На пригорке вырос мак.

Он склонил головку так.

Бабочка над ним порхает, быстро крыльями мелькает.

Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулаки вперёд – назад.

Пальцами левой руки сделать бутон.

Бутон наклонить.

Кисти рук перекрестить, помахать, как, бабочка крылышками.

31

«Осы»

 Осы любят сладкое,

К сладкому летят.

И укусят осы,

Если захотят.

«Жук»

Жук летит, жужжит, жужжит

 И усами шевелит.

«Бабочка»

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.

Пальцы сжаты в кулак. Указательный и мизинец развести в стороны и пошевелить ими.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг  к другу. Пальцы прямые – бабочка сидит. Лёгким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по ФГТ с использованием КТ (2гр. раннего возраста) Тема: «В гости к кошечке»

Ход занятия: Дети заходят в группу.Кто у нас хороший, кто у нас пригожий,Детки у нас хорошие, детки у нас пригожие. Раздается звук мяу-мяу.В-ль: Кто это мяукает? На экране ...

Система конспектов занятий в старшей группе по теме "История русского костюма"

Система конспектов занятий в старшей группе по теме "История русского костюма"...

Конспект развивающего занятия «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ КУБИКИ» ( с использованием кубиков Никитиных с детьми в старшей группе)

Развивающее занятие «Занимательные кубики»(с использованием кубиков Никитиных в работе с детьми старшей группы)«…желание ребёнка, интерес, свобода деятельности – вот что нужнеевсего для его успешного ...

Сценарий развивающего занятия в старшей группе «Школа вежливых наук» с использованием ИКТ.

Цель: создать условия для формирования у детей навыков культуры общения и поведения....

Развиваем эмпатию: «Почувствуй настроение природы». Развивающее занятие психолога ДОУ с использованием ИКТ.

Олеся ПоповаРазвиваем эмпатию: «Почувствуй настроение природы». Развивающее занятие психолога ДОУ с использованием ИКТ.Конспект занятияПсихологический этюд «Первый снег»....

Конспект развивающего занятия «Юные волшебники» с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе.

Укрепление психического здоровья и стабилизация психоэмоционального состояния детей и детей с особенностями развития с помощью здоровьесберегающих технологий....

Развивающие занятия. Первая младшая группа. « Использование детских песен, музыкально – шумовых инструментов»

        Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или не...