Девиантное поведение
консультация
Предварительный просмотр:
Девиантное поведение детей дошкольного возраста и возможные причины.
Консультация для родителей.
Подготовила Гавринюк Е. В.
Цель: проинформировать родителей о возрастных нормах поведения ребёнка, о видах отклонений в поведении и их возможных причинах для своевременной коррекции негативных проявлений.
Сегодня мы поговорим об отклонениях в поведении дошкольников. Все мы, воспитывая своих детей задаёмся вопросом, а всё-ли я делаю правильно, так-ли я воспитываю своего ребёнка, почему он ведёт себя не так, как нам хочется? Почему я хочу поговорить с Вами на эту тему—дети ещё маленькие, только достигли трёхлетнего возраста. И именно поэтому стоит поговорить об этом сейчас—в самый острый и решающий возрастной период-- кризис трёх лет, или кризис «я сам». Именно в этот период закладываются основы характера, привычек, отношения к себе, к людям и всему окружающему. Многие из Вас стали отмечать, что ребёнок стал капризным, непослушным, плаксивым, даже истеричным, упрямым. Да, всё это характерно для кризисного периода, но кризис явление кратковременное и из него ребёнок выходит либо с новыми возрастными приобретениями, либо с негативными отклонениями в развитии. Они могут быть и психологическими, и физическими, и эмоциональными и даже отразиться на здоровье ребёнка.
Прежде всего давайте разберёмся, когда стоит говорить о девиантном (ненормальном) поведении ребёнка. Девиантное поведение—это устойчивые, повторяющиеся действия или поступки, направленные на попрание прав других людей, либо нарушение характерных для данного возраста социальных норм и правил, которые характеризуются следующими признаками: нарушения поведения возникают непроизвольно и не поддаются контролю; оказывают сильное негативное психологическое влияние на окружающих.
И так, поговорим о типах нарушений.
- Гиперактивность или синдром дефицита внимания. Повышенная потребность в постоянном движении—при блокировке данной потребности жёсткими рамками поведения нарастает мышечное напряжение и резко ухудшается внимание, падает работоспособность, возникает сильное утомление. Вслед за этими реакциями всегда наступает эмоциональная разрядка, выражающаяся в неконтролируемом ребёнком двигательном беспокойстве и психическими проявлениями.
- Демонстративное поведение. Намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Данное поведение адресовано взрослым.
- Протестное поведение включает: а) негативизм; б) строптивость; в) упрямство.
Негативизм—такое поведение ребёнка, когда он не хочет что-нибудь делать только потому, что его об этом попросили. Проявления детского негативизма: беспричинные слёзы, дерзость, грубость или наоборот, замкнутость, обидчивость, отчуждённость. Негативизм возникает при неправильном воспитании.
Упрямство—реакция ребёнка, настаивающего на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а из-за желания подчинить себе взрослого.
Строптивость направлена не на руководящего им взрослого, а против норм воспитания и против навязываемого ему образа жизни.
- Агрессивное поведение—целенаправленные и разрушительные действия, производимые ребёнком. Ребёнок противоречит нормам и правилам, принятым в обществе, наносит вред живым и неживым объектам, вызывает психологический дискомфорт у окружающих людей, причиняет физический ущерб. Агрессивное поведение ребёнка чаще всего выступает в качестве средства для достижения цели. А может и являться способом психологической разрядки, замещать блокированную и неудовлетворённую потребность в любви, самоутверждении, самореализации.
- Инфантильное поведение—в поведении ребёнка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту и более раннему этапу развития. Ребёнок характеризуется незрелостью интегративных личностных образований при нормальном развитии физических функций.
- Конформное поведение—полное подчинение внешним условиям и требованиям других людей. Основой такого поведения является непроизвольное подражание, высокая внушаемость, «лёгкое заражение идеей».
- Симптоматическое поведение—признак болезни, болезненные проявления. Это сигнал тревоги, своеобразным образом предупреждающий, что сложившаяся ситуация больше невыносима для ребёнка (например, рвота или тошнота, как отражение неприятной, болезненной ситуации в семье).
Причины детской дезадаптации.
- Психологические факторы: интеллектуальные, личностные особенности ребёнка (низкий уровень интеллекта, неадекватный уровень притязаний, гиперактивность, слабость волевых процессов, отсутствие познавательных интересов, несформированность соответствующей мотивации).
- Микросоциальные: обстановка в семье, конфликт со сверстниками.
- Биологические факторы: биологически обусловленная недостаточность мозга.
Отношение родителей, приводящее к отклонениям в поведении.
- Отвергающее: чрезмерная требовательность, жёсткая регламентация и контроль или наоборот, недостаток контроля на почве попустительства.
- Гиперсоциализирующее: возникает на почве мнительности родителей в отношении здоровья ребёнка или других членов семьи, социального статуса ребёнка среди сверстников и особенно успехов в учёбе (развитии), равно как и к социальному статусу других членов семьи.
- Эгоцентрическое. В семьях с низким уровнем ответственности, когда ребёнку навязывают представление «я большой» в качестве самодавлеющей ценности для окружающих.
Как результат мы имеем поведение, определяемое как педагогическая запущенность, характеризующееся отклонениями в нравственном развитии, наличии закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Диапазон поступков таких детей, подростков и старших школьников велик: от устойчивых проявлений отрицательных качеств и черт (упрямство, недисциплинированность, грубость) до наличия явно асоциальных форм поведения типа правонарушений и даже преступлений.
С точки зрения социальной направленности различают: социализированное антиобщественное поведение, свойственное детям, не имеющим ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующимся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня; несоциализированное агрессивное поведение у детей с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией на напряжённую, стрессовую ситуацию или психологическую травму, либо представляет собой следствие неудачного разрешения каких-либо личных проблем или трудностей.
Просчёты в воспитании, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики, затрудняющие социальную адаптацию, усвоение образовательных программ и социальных ролей могут привести к трудновоспитуемости—стойкому сопротивлению ребёнка целенаправленному педагогическому воздействию.
Когда стоит беспокоится?
- Ребёнок любопытен, но не любознателен, быстро отвлекается.
- Застенчив (внушаем, но властный, упрямый)
- Тревожный (склонен испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях осознано или не осознано)
- Агрессивен (желание сломать, разрушить, испортить)
- Эмоционально и двигательно расторможен (экспрессивное поведение, слишком громкое и вызывающее)
- Слишком застенчив, раним.
Если Вы замечаете, что ребёнок не способен сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений (отсутствие эмоциональной децентрации), не способен откликаться на эмоциональное состояние другого человека, близкого или симпатичного (отсутствие эмоциональной синтонии), ребёнок не испытывает вины, связанной с новым этапом самосознания (это я сделал) и способностью эмоционально возвращаться в прошлое.
Условия развития ребёнка в раннем возрасте.
- Позитивный эмоциональный фон общения с родителями, особенно с мамой.
- Присутствие у мамы (и других членов семьи) эмпатии, то есть умения сочувствовать, сопереживать в сочетании с умением чётко вводить ограничения, правила.
- Богатство впечатлений.
- Значимость фигуры отца, так как он показывает малышу, как можно любить маму, но не быть связанным с ней в одно целое. Он помогает малышу отделиться от мамы.
- Неопределённая развивающая среда—лоскутки ткани, природные материалы, материалы для творчества и т. п..
- Включение ребёнка во все сферы деятельности взрослых членов семьи. Взрослый—образец поведения.
Коррекция нарушений поведения у детей.
Важным аспектом коррекции нарушений поведения у детей является введение новых видов деятельности, а именно:
Арттерапия. Искусство, способствуя гармоничному формированию всех компонентов личности, развивает эмоции и чувства ребенка, помогает переосмыслить ценности и изменить поведение. Интерес окружающих к результатам деятельности малыша повышает его самооценку и степень самопринятия;
Музыкотерапия. Музыка помогает уравновесить деятельность нервной системы, растормошить заторможенных и умерить чересчур возбужденных детей. Для психокоррекционной работы предпочтительно использовать запись звуков природы;
Библиотерапия. Специально подобранные литературные произведения (рассказы, басни, былины, сказки) воспринимаются детьми не как вымысел, а как отдельная существующая реальность. В процессе чтения или прослушивания книг ребенок неосознанно учится понимать и распознавать мотивы, поступки и чувства героев, а также получает представление о возможных вариантах поведения в тех или иных ситуациях;
Игра. В процессе игры дети исследуют системы социальных отношений, правил и норм поведения – в смоделированных условиях они представлены в близкой наглядно-действительной форме. Такая деятельность позволяет ребенку приобрести опыт партнерских отношений, сотрудничества и кооперации, способствует развитию произвольной регуляции поведения, основанной на подчинении определенному своду правил.
Использованная литература:
- Ильин Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков. С-Петербург. 1999
- 12. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб.пособие для вузов. - М.:Приор-Издат, 2011.
- 23. Соколова Е.В., Гуляева К.Ю. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей: [Текст]. - Новосибирск: Изд. НГИ, 2003.
- 16. Краснова М.В. Система работы ДОУ по профилактике детской агрессии// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и выступление «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного (девиантного) поведения. Изучение «трудных», «педагогически запущенных», «дезадаптивных» детей дошкольного возраста»
Презентация и доклад для педагогов-психологов, социальных педагогов по теме «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного(девиантного) поведения...
Девиантное поведение
Реферат по проблеме девиантного поведения....
Девиантное поведение детей
Рекомендации для педагогов и родителей....
Контрольная работа по дисциплине: «Социология» На тему: «Семья как важнейший социальный институт. Социальные нормы и девиантное поведение. Виды отклоняющегося поведения»
СодержаниеВведениеI Семья как важнейший социальный институт.Понятие социального института, его виды 2. Брак - основа семейных отношений 2.1 Формы брака...
Девиантное поведение. Использование «сказочной деятельности» для социализации поведения детей с отклонениями в поведении
Девиантное поведение - это устойчивое в данный период времени поведение человека, нарушающее общественные нормы и причиняющее ущерб окружающим и самому человеку, возникающее в процессе коммуникации....
«СОЦИАЛЬНО –ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ - устойчивость личности к социально-неблагоприятным факторам среды, сформированность навыков саморегуляции поведения. Девиантное поведение у детей дошкольного возраста.»
Презентация "Девиантное поведение у детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей на тему" Что такое поведение. Причины девиантного поведения детей"
Информационно-деловое просвещение родителей по теме "Поведение. и причины плохого поведения детей". Об основных триггерах и первопричинах проблемного поведения детей и об ошибках, сове...