Девиантное поведение
консультация

Гавринюк Елена Владимировна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantnoe_povedenie_detey.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Девиантное поведение детей дошкольного возраста и возможные причины.

Консультация для родителей.

Подготовила Гавринюк Е. В.

Цель: проинформировать родителей о возрастных нормах поведения ребёнка, о видах отклонений в поведении и их возможных причинах для своевременной коррекции негативных проявлений.

       Сегодня мы поговорим об отклонениях в поведении дошкольников. Все мы, воспитывая своих детей задаёмся вопросом, а всё-ли я делаю правильно, так-ли я воспитываю своего ребёнка, почему он ведёт себя не так, как нам хочется? Почему я хочу поговорить с Вами на эту тему—дети ещё маленькие, только достигли трёхлетнего возраста. И именно поэтому стоит поговорить об этом сейчас—в самый острый и решающий возрастной период-- кризис трёх лет, или кризис «я сам». Именно в этот период закладываются основы характера, привычек, отношения к себе, к людям и всему окружающему. Многие из Вас стали отмечать, что ребёнок стал капризным, непослушным, плаксивым, даже истеричным, упрямым. Да, всё это характерно для кризисного периода, но кризис явление кратковременное и из него ребёнок выходит либо с новыми возрастными приобретениями, либо с негативными отклонениями в развитии. Они могут быть и психологическими, и физическими, и эмоциональными и даже отразиться на здоровье ребёнка.

       Прежде всего давайте разберёмся, когда стоит говорить о девиантном (ненормальном) поведении ребёнка. Девиантное поведение—это устойчивые, повторяющиеся действия или поступки, направленные на попрание прав других людей, либо нарушение характерных для данного возраста социальных норм и правил, которые характеризуются следующими признаками: нарушения поведения возникают непроизвольно и не поддаются контролю; оказывают сильное негативное психологическое влияние на окружающих.

      И так, поговорим о типах нарушений.

  1. Гиперактивность или синдром дефицита внимания. Повышенная потребность в постоянном движении—при блокировке данной потребности жёсткими рамками поведения нарастает мышечное напряжение и резко ухудшается внимание, падает работоспособность, возникает сильное утомление. Вслед за этими реакциями всегда наступает эмоциональная разрядка, выражающаяся в неконтролируемом ребёнком двигательном беспокойстве и психическими проявлениями.
  2. Демонстративное поведение. Намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Данное поведение адресовано взрослым.
  3. Протестное поведение включает: а) негативизм; б) строптивость; в) упрямство.

Негативизм—такое поведение ребёнка, когда он не хочет что-нибудь делать только потому, что его об этом попросили. Проявления детского негативизма: беспричинные слёзы, дерзость, грубость или наоборот, замкнутость, обидчивость, отчуждённость. Негативизм возникает при неправильном воспитании.

Упрямство—реакция ребёнка, настаивающего на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а из-за желания подчинить себе взрослого.

Строптивость направлена не на руководящего им взрослого, а против норм воспитания и против навязываемого ему образа жизни.

  1. Агрессивное поведение—целенаправленные и разрушительные действия, производимые ребёнком. Ребёнок противоречит нормам и правилам, принятым в обществе, наносит вред живым и неживым объектам, вызывает психологический дискомфорт у окружающих людей, причиняет физический ущерб. Агрессивное поведение ребёнка чаще всего выступает в качестве средства для достижения цели. А может и являться способом психологической разрядки, замещать блокированную и неудовлетворённую потребность в любви, самоутверждении, самореализации.
  2. Инфантильное поведение—в поведении ребёнка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту и более раннему этапу развития. Ребёнок характеризуется незрелостью интегративных личностных образований при нормальном развитии физических функций.
  3. Конформное поведение—полное подчинение внешним условиям и требованиям других людей. Основой такого поведения является непроизвольное подражание, высокая внушаемость, «лёгкое заражение идеей».
  4. Симптоматическое поведение—признак болезни, болезненные проявления. Это сигнал тревоги, своеобразным образом предупреждающий, что сложившаяся ситуация больше невыносима для ребёнка (например, рвота или тошнота, как отражение неприятной, болезненной ситуации в семье).

Причины детской дезадаптации.

  1. Психологические факторы: интеллектуальные, личностные особенности ребёнка (низкий уровень интеллекта, неадекватный уровень притязаний, гиперактивность, слабость волевых процессов, отсутствие познавательных интересов, несформированность соответствующей мотивации).
  2. Микросоциальные: обстановка в семье, конфликт со сверстниками.
  3. Биологические факторы: биологически обусловленная недостаточность мозга.

Отношение родителей, приводящее к отклонениям в         поведении.

  1. Отвергающее: чрезмерная требовательность, жёсткая регламентация и контроль или наоборот, недостаток контроля на почве попустительства.
  2. Гиперсоциализирующее: возникает на почве мнительности родителей в отношении здоровья ребёнка или других членов семьи, социального статуса ребёнка среди сверстников и особенно успехов в учёбе (развитии), равно как и к социальному статусу других членов семьи.
  3. Эгоцентрическое. В семьях с низким уровнем ответственности, когда ребёнку навязывают представление «я большой» в качестве самодавлеющей ценности для окружающих.

Как результат мы имеем поведение, определяемое как педагогическая запущенность, характеризующееся отклонениями в нравственном развитии, наличии закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Диапазон поступков таких детей, подростков и старших школьников велик: от устойчивых проявлений отрицательных качеств и черт (упрямство, недисциплинированность, грубость) до наличия явно асоциальных форм поведения типа правонарушений и даже преступлений.

С точки зрения социальной направленности различают: социализированное антиобщественное поведение, свойственное детям, не имеющим ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующимся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня; несоциализированное агрессивное поведение у детей с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией на напряжённую, стрессовую ситуацию или психологическую травму, либо представляет собой следствие неудачного разрешения каких-либо личных проблем или трудностей.

Просчёты в воспитании, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики, затрудняющие социальную адаптацию, усвоение образовательных программ и социальных ролей могут привести к трудновоспитуемости—стойкому сопротивлению ребёнка целенаправленному педагогическому воздействию.

Когда стоит беспокоится?

  1. Ребёнок любопытен, но не любознателен, быстро отвлекается.
  2. Застенчив (внушаем, но властный, упрямый)
  3. Тревожный (склонен испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях осознано или не осознано)
  4. Агрессивен (желание сломать, разрушить, испортить)
  5. Эмоционально и двигательно расторможен (экспрессивное поведение, слишком громкое и вызывающее)
  6. Слишком застенчив, раним.

Если Вы замечаете, что ребёнок не способен сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений (отсутствие эмоциональной децентрации), не способен откликаться на эмоциональное состояние другого человека, близкого или симпатичного (отсутствие эмоциональной синтонии), ребёнок не испытывает вины, связанной с новым этапом самосознания (это я сделал) и способностью эмоционально возвращаться в прошлое.

      Условия развития ребёнка в раннем возрасте.

  1. Позитивный эмоциональный фон общения с родителями, особенно с мамой.
  2. Присутствие у мамы (и других членов семьи) эмпатии, то есть умения сочувствовать, сопереживать в сочетании с умением чётко вводить ограничения, правила.
  3. Богатство впечатлений.
  4. Значимость фигуры отца, так как он показывает малышу, как можно любить маму, но не быть связанным с ней в одно целое. Он помогает малышу отделиться от мамы.
  5. Неопределённая развивающая среда—лоскутки ткани, природные материалы, материалы для творчества и т. п..
  6. Включение ребёнка во все сферы деятельности взрослых членов семьи. Взрослый—образец поведения.

         Коррекция нарушений поведения у детей.

 Важным аспектом коррекции нарушений поведения у детей является введение новых видов деятельности, а именно:

 Арттерапия. Искусство, способствуя гармоничному формированию всех компонентов личности, развивает эмоции и чувства ребенка, помогает переосмыслить ценности и изменить поведение. Интерес окружающих к результатам деятельности малыша повышает его самооценку и степень самопринятия;

 Музыкотерапия. Музыка помогает уравновесить деятельность нервной системы, растормошить заторможенных и умерить чересчур возбужденных детей. Для психокоррекционной работы предпочтительно использовать запись звуков природы;

 Библиотерапия. Специально подобранные литературные произведения (рассказы, басни, былины, сказки) воспринимаются детьми не как вымысел, а как отдельная существующая реальность. В процессе чтения или прослушивания книг ребенок неосознанно учится понимать и распознавать мотивы, поступки и чувства героев, а также получает представление о возможных вариантах поведения в тех или иных ситуациях;

Игра. В процессе игры дети исследуют системы социальных отношений, правил и норм поведения – в смоделированных условиях они представлены в близкой наглядно-действительной форме. Такая деятельность позволяет ребенку приобрести опыт партнерских отношений, сотрудничества и кооперации, способствует развитию произвольной регуляции поведения, основанной на подчинении определенному своду правил.

Использованная литература:

  1. Ильин Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков. С-Петербург. 1999
  2. 12. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб.пособие для вузов. - М.:Приор-Издат, 2011.
  3. 23. Соколова Е.В., Гуляева К.Ю. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей: [Текст]. - Новосибирск: Изд. НГИ, 2003.
  4. 16. Краснова М.В. Система работы ДОУ по профилактике детской агрессии// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и выступление «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного (девиантного) поведения. Изучение «трудных», «педагогически запущенных», «дезадаптивных» детей дошкольного возраста»

Презентация и доклад  для педагогов-психологов, социальных педагогов по теме «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного(девиантного) поведения...

Девиантное поведение

Реферат по проблеме девиантного поведения....

Девиантное поведение детей

Рекомендации для педагогов и родителей....

Контрольная работа по дисциплине: «Социология» На тему: «Семья как важнейший социальный институт. Социальные нормы и девиантное поведение. Виды отклоняющегося поведения»

СодержаниеВведениеI Семья как важнейший социальный институт.Понятие социального института, его виды     2. Брак - основа семейных отношений    2.1 Формы брака...

Девиантное поведение. Использование «сказочной деятельности» для социализации поведения детей с отклонениями в поведении

Девиантное поведение - это устойчивое в данный период времени поведение человека, нарушающее общественные нормы и причиняющее ущерб окружающим и самому человеку, возникающее в процессе коммуникации....

Консультация для родителей на тему" Что такое поведение. Причины девиантного поведения детей"

Информационно-деловое просвещение родителей по теме "Поведение. и причины плохого поведения детей". Об основных триггерах  и первопричинах проблемного поведения детей и об ошибках, сове...