Искусство выразительного чтения
статья

Задорина Марина Андреевна

Воспитатель детского сада является образцом для подражания, следовательно, он обязан строго соблюдать орфоэпические нормы, следить за четкостью и ясностью произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья для педагогов17.75 КБ

Предварительный просмотр:

"Искусство выразительного чтения"

  Выразительное чтение - это искусство творческой передачи литературного произведения в звучащем слове.

  Выразительное чтение должно:

-помогать понимать мысли автора

-давать четкое представление о том, что изображается в произведении

-выявлять собственное отношение чтеца к тому, о чем рассказывается в тексте, и цель, с которой произведение дается слушателю

  Воспитатель детского сада является образцом для подражания, следовательно, он обязан строго соблюдать орфоэпические нормы, следить за четкостью и ясностью произношения.

  Различие между выразительным и профессиональным художественным чтением состоит:

-в степени мастерства

-в глубине, полноте и яркости передачи произведения.

    Педагогические учебные заведения готовят не чтецов - профессионалов, а учителей и воспитателей, которые должны уметь осознанно, эмоционально и орфоэпически грамотно прочесть любой художественный текст. Выразительное чтение является как бы первой степенью в овладении мастерством художественного чтения. ( Такого взгляда придерживались теоретики-методисты М.А. Рыбникова, Т.Ф Завадская и др.)

  При чтении наизусть у исполнителя устанавливается более тесный контакт с аудиторией. Поэтому такая форма чтения более эффективна в работе с детьми дошкольного возраста:

-Она дает воспитателю большую возможность общаться с детьми

-Следить за их реакцией

-Активизировать их

  Выразительному чтению отводится большое место в “Программе воспитания в детском саду”, которая ставит перед воспитателями конкретные задачи:

-Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие сказки, рассказы без помощи вопросов воспитателя

-Передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц

-Связно и живо рассказывать о событиях, фактах, впечатлениях из своего опыта

-Учить выразительно читать стихи, пересказывать, соблюдая смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.

  Для решения этих задач необходимо, чтобы воспитатель научился выразительно читать!

    Овладение этим искусством, так же как и овладение методикой обучения детей выразительному рассказыванию-профессиональная обязанность каждого воспитателя.

  Педагог, читая, рассказывая детям, разговаривая с ними, должен следить и за своей речью и за речью детей, добиваться, что бы она была содержательной, интонационно богатой, литературно правильной, четкой, понятной окружающим, неторопливой, не крикливой, не слишком тихой.

  Поскольку дети дошкольного возраста еще не умеют читать, на воспитателя ложится ответственность за то, что бы правильно донести до ребенка смысл художественного произведения, выработать у него литературное произношение, развить поэтический вкус.

  Воспитатель должен быть человеком образованным, обладающим эстетическим вкусом, грамотной, выразительной речью, должен много читать, быть в курсе литературных новинок.

  Только в этом случае он сумеет привить детям любовь к литературе, научить их выразительной, грамотной речи, научить правильно читать художественные произведения.

Рекомендации

  Овладение техникой речи предусматривает работу над следующими разделами:

-Дыхание

-Голос

-Дикция

  Для устной речи огромное значение имеет дыхание. Неправильное дыхание приводит к срывам голоса и затруднению речи.

    Чтобы научиться владеть своим голосом, необходимо  прежде всего научиться правильно дышать.

    Для речи большое значение имеет выдох, так как именно во время выдоха возникает звук голоса.

    Выдох должен быть:

-Спокойным

-Плавным

-Медленным

   Особенно надо следить за дыханием при чтении длинных фраз.

   Сделав глубокий вдох перед началом чтения, во время пауз следует произвести дополнительный вдох ( добор воздуха),чтобы спокойно и без напряжения дочитать начатую фразу.

  Для овладения правильным дыханием следует систематически проделывать специальные упражнения.

  Их следует выполнять:

-В хорошо проветренном помещении

-Не менее чем через 30-40 минут после еды

-Одежда должна быть свободной

Встать. Плечи развернуть, голову держать прямо. Одну руку положить на диафрагму, другую на ребра (для контроля). Глубокий на счет «раз» (про себя, задержка дыхания выдох с плавным счетом от 1 до 5 (вслух).

Исходное положение то же. Глубокий вдох на счет от 1 до 5 (про себя, задержка воздуха на счет 1-3 (про себя, плавный выдох на счетот1 до 5 (вслух).

Исходное положение то же. На счет 1-2 (про себя) глубокий вдох, на счет «раз» (про себя) задержка дыхания и на выдохе плавный счет от 1 до 10. Затем добирать воздуха и продолжить до 15. Опять добирать и считать до 20, затем до 25 и 30. Считать спокойно, ровно на одном голосе, не снижая его, так чтобы в легких всегда оставался запас воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Подготовка воспитателя к выразительному чтению в средней группе детского сада"

Читать выразительно – это значит выражать в интонации свое отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия....

Выразительное чтение: стихотворение"Огород"

Развивать умение эмоционально воспринимать текст стихотворения, используя схематические изображения....

Выразительное чтение (консультация для педагогов)

Выразительное чтение. О его роли в развитии речи....

Программа формирования выразительного чтения у младших школьников во внеурочнг=ое время

У большинства  детей еще недостаточно развито чувство темпа и ритма. Просьба прочитать наизусть любимое стихотворение выявила также ряд недостатков: при исполнении стихотворения дети очень ...

Практический материал к семинару «Искусство выразительного чтения»

Семинар-практикум «Искусство выразительного чтения» предназначен для совершенствования навыков выразительного чтения у педагогов детского сада. Я попыталась сделать практическую часть максимально инт...

Искусство выразительного чтения

О красоте русского языка много сказано нашими великими писателями и поэтами. Это то, чем гордится нация, давшая миру Толстого, Достоевского, Пушкина. Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с э...

Непосредственно образовательная деятельность по выразительному чтению в подготовительной к школе группе «Чтение рассказа Д.Ушинский «Слепая лошадь».

НОД по выразительному чтению . Цель которого - это знакомство детей подготовительной группы с рассказом Д.Ушинского «Слепая лошадь», показать на примере героев о необходимости бережно...