Программа формирования выразительного чтения у младших школьников во внеурочнг=ое время
методическая разработка по обучению грамоте по теме

Носачева Светлана Геннадьевна

 У большинства  детей еще недостаточно развито чувство темпа и ритма. Просьба прочитать наизусть любимое стихотворение выявила также ряд недостатков: при исполнении стихотворения дети очень не выразительны в своей интонации, делают неверные логические ударения, торопятся, «глотают» последние слова произведения. Все это подтолкнуло к выделению отдельного этапа по развитию выразительности речи на занятиях в группе продленного дня, необходимости сбора особого художественного материала и совместной работы с учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Сызранский филиал государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 2 г.о. Жигулевск

Программа формирования выразительного чтения

 у младших школьников

во внеурочной деятельности

                                                                                  Выполнила:

                                                                                  Воспитатель Носачева С.Г.

2013 г.

                   Андрей программный материал усваивает удовлетворительно. Чтение плавное слоговое, осознанное, не выразительное. При чтении допускает замены и искажения, скорость чтения ниже нормы. При составлении рассказа искажает смысл, упускает смысловые звенья. Самостоятельно пересказать прочитанное затрудняется, по наводящим вопросам дает неполные ответы.  Запоминает небольшие по объему стихи, но не всегда их точно воспроизводит. Недостаточно развит словарь, ниже возрастной нормы с преобладанием обиходно-бытового.

   В диагностики использованы следующие методики Ахутина Т.В., О.Б. Иншакова «Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения»; А.Н. Корнев, О.А. Ишимова «Стандартизированная методика исследования навыка чтения» : тест « Как я ловил раков», «Неблагодарная ель» (исследуется скорость и правильность чтения).

   После диагностики выявились некоторые недостатки: пропуск  отдельных звуков, глотание слогов, вялость речи или очень быстрое проговаривание слов, манера говорить сквозь зубы.

 У большинства  детей еще недостаточно развито чувство темпа и ритма. Просьба прочитать наизусть любимое стихотворение выявила также ряд недостатков: при исполнении стихотворения дети очень не выразительны в своей интонации, делают неверные логические ударения, торопятся, «глотают» последние слова произведения. Все это подтолкнуло к выделению отдельного этапа по развитию выразительности речи на занятиях в группе продленного дня, необходимости сбора особого художественного материала и совместной работы с учителем.

   Развитие навыков выразительного чтения и речи немыслимо без специальных упражнений.  Тренаж состоит из различных упражнений, в том или ином наборе напечатанных на карточке, которую получает на занятии каждый ученик.  Система заданий предусматривает тренировку голосового аппарата и выработку некоторых психофизических качеств, необходимых для овладения искусством выразительного чтения. Специальные упражнения направлены на воспитание наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости. В тренировку включатся и упражнения, позволяющие работать над эстетикой движения, верностью и уместностью жестов, мимики и т.д. Все это позволяет систематически, в комплексе работать над приобретением умений и навыков, обязательных для выразительного чтения, а также одновременно совершенствовать технику чтения учащихся.

 Виды упражнений.

 1. Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции.

- Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.

 МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА

 - Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…

- Интонационное выделение одного звука в ряде гласных.

 А О И Ы У Э

 А О И Ы У Э и т.д.

- Подстановка одного гласного ко всем остальным.

 АА АО АИ АУ АЭ

 - Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др.

 ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ

 ТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ

- Работа над скороговорками.

Методика работы над упражнением:

 - тщательно вдуматься в смысл скороговорки;

 - постепенно убыстряя темп, четко произносить каждый звук;

 - хоровое и индивидуальное произнесение скороговорки в очень быстром темпе.

 -  Работа с текстами, в которых есть звукопись.

Звуки позволяют усиливать фонетическую выразительность речи, создавать тональность произведения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой. Многократное повторение звуков помогает зрительно представить движения героев, услышать шорохи, свист, визжание, треск, вызванные перемещением, движением, действием.

-  Артикулирование без звука.

 Можно произносить текст про себя, но по указанию взрослого «включать» звук. Это позволяет концентрироваться на определенных фонетических трудностях.

-  Отработка правильного дыхания.

 А) После глубокого вдоха как можно дольше вести счет на выдохе:

 На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

 Б) «Сдувание пушинки» с ладошки.

 В) «Задувание свечи».

 2. Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше – ниже).

* Наиболее известный в методической литературе прием – хоровое произнесение текста с указаниями взрослого.

 * Можно читать текст под «дирижирование» взрослого, показывающего жестами (заранее обговоренными с детьми) тон или силу голоса, меняющегося на протяжении чтения. Первая ступень этого упражнения – произнесение под «дирижирование» одной фразы, скороговорки, строчки стихотворения; высшая – чтение неизвестного текста под «дирижирование».

3.  Упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также совершенствования чувства темпа и ритма.

 Отработка скорости чтения чаще всего проводится на материале скороговорок, совмещая ее с работой над дикцией. Все подобранные  скороговорки можно пронумеровать и вынести на отдельные листы для каждого ученика. На занятии останется лишь назвать номер скороговорки. В итоге многократное чтение материала позволяет накапливать зрительные образы детей, совершенствовать зрительную и слуховую память и, как следствие, технику чтения. Для совершенствования чувства темпа и ритма хороши такие художественные тексты, в которых в создании конкретного образа большую роль играют темпоритмические средства. Например, отрывок из стихотворения Ю. Тувима «Паровоз», где правильно найденное постепенное убыстрение темпо-ритма значительно усилит конкретное видение.

Помогут заметить детям особенности темпо-ритма этого стихотворения вопросы .

 - Почему так необычно расположены строчки? (Это позволяет разделить стихотворение на части, каждая из которых произносится с особенной интонацией и скоростью, и передать движение, динамику.)

 - Скорость чтения будет возрастать или снижаться? (Возрастать, так как паровоз набирает скорость.)

 - С каких слов темп начнет явно возрастать? И т.д.

4. Упражнения для усвоения норм культуры произношения.

 В процессе работы над орфоэпией учащиеся должны почувствовать, что соблюдение норм литературного произношения – одно из условий выразительности речи и чтения, что даже одна-две ошибки вызовут раздражение и могут свести на нет художественное впечатление от исполнения.

 В орфоэпическую «зарядку» можно включать 5-10 «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла, кухонный, ремень, каталог, звонит, начать и др. Каждый ученик произносит очередное слово, предложенное в «зарядке», помечает ударения. По итогам нескольких таких «зарядок» можно провести соревнование на знание «хитрых» слов. Стремление не проиграть обостряет интерес к слову и быстрее закрепляет его литературное произношение и ударение.

5. Упражнения на развитие логической выразительности.

Все, о чем говорилось выше, связано с работой над техникой выразительного чтения. Умеющий выразительно читать должен владеть не только техникой, но и средствами логической выразительности: логическим ударением, паузами, интонацией. Беда многих школьников в том, что они не очень выразительны в своей интонации. Ее безликость происходит потому, что ребенок устно передает письменный текст, не заставляя себя увидеть и услышать то, о чем пойдет речь. А между тем активное желание заставить других увидеть и услышать мобилизует все речевые средства, и основная роль среди них принадлежит интонации.

1. Постановка логического ударения.

 Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.

Купила бабуся бусы Марусе.

 А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)

 Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.) и т.д.

Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.

Наша Таня громко плачет.

2. Работа над интонационной выразительностью.

 А) Произнесите фразу: Пришла! в различной речевой ситуации:

 Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.

 Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.

 Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…

Б) Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.

 Произнося фразу «Миша умеет танцевать» : удивите, огорчите, иронизируйте, восхитите,  разгневайте.

Мобильность таких тренировочных текстов (А, Б) позволяет говорящему сосредоточить свои волевые усилия на небольшом словесном материале, энергичнее воздействовать на слушателей, лично каждому испытать радость удачи или огорчение неудачи. Такие упражнения развивают способность не только быстро понять и почувствовать обстоятельства, заданные художественным текстом, но и превратить чтение в реальный живой разговор.

В) Чтение по ролям, инсценирование. Например: А. Береснев «Тыква».

Подготовительная работа.

 - Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Какова тыква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая.) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, размеренно, негромко. А последнюю реплику – с обидой, как бы жалуясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любопытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием.

Г) Работа со стихотворениями-картинами.

 Упражнения с такими текстами позволяют развивать воображение и фантазию ребят, их эмоциональную отзывчивость, умение делиться своим видением произведения с другими читателями

 - Закройте глаза, а я прочту вам стихотворение. Какую картину вы представили? Опишите ее. Сможете нарисовать на бумаге? Это будет трудно сделать? Какие слова вам помогут?

3. Работа над паузами.

 Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//). Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза.

 Стихи // – не ноги футболиста, /

 Не первоклассника тетрадь.//

 Стихов читать не надо быстро: /

 Их надо медленно читать.//

6. Упражнения для работы над жестами и мимикой.

Выразительное чтение и выразительная речь требуют «работы лица» на текст. В любом виде словесного действия жесты и мимика занимают исключительное место и играют важную роль.

 С интересом работают учащиеся с упражнениями на «верность действия». Им предлагается взять из рук взрослого карандаш, как горячую кастрюлю, как дорогую вазу, как контрольную работу, как живого червя, как просто карандаш. Способствует развитию умения владеть мимикой такое упражнение: показ выражения лица человека, режущего лук, пробующего на вкус лимон, съевшего ложку меда и т.д. Любят ребята игру в «корову». Нужно разделиться на команды и с помощью пантомимы показать какой-либо предмет, поговорку, литературного героя. Задача других команд – угадать, кто или что это.

Программа формирования выразительного чтения у младших школьников

Имя ученика Андрей Л.

ФИО воспитателя Носачева С.Г.

Класс 3 «з» Учебный год 2013-2014

Период реализации программы сентябрь-ноябрь

Формирование навыка (компонента)

Планируемый результат

Формы

Методы, приёмы

Формы организации ( груп работа индив. работа)

Сроки дости-жений

Реальный результат

коррекции

1

Неправиль

ное произношение слов (замена, искажения)

Четкое и правильное произношение слов

Словесные, показ, наглядные, игры, упражнения

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Игра «Твердый - мягкий»

Чтение «зашумленных слов»

Поиск в тексте заданных слов

Восполнение пропусков букв в тексте

Чтение скороговорок

Инд. Работа

Инд. Работа

Инд. Работа

Сентябрь - ноябрь

2

Отсутствие четкой дикции

Четкая дикция

Словесные, показ, наглядные, игры, упражнения

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Игра «Каверзные слова»

Чтение наложенных друг на друга слов

Поочередное чтение слов прямо и наоборот

Инд. работа

Инд. работа

Инд. работа

Инд. Работа

Сентябрь - ноябрь

3

Плохо владеет техникой чтения

Техника чтения соответствует норме

Словесные, показ, наглядные, игры, упражнения

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная разминка

Упражнение на развитие зрительной памяти « Разноцветная лесенка»

Упражнение «Волшебный мешочек»

Чтение слов наоборот по буквам

Чтение пунктирно написанных слов

Чтение слов с закрытой верхней половиной

Инд. Работа

Инд. Работа

Инд. Работа

Сентябрь - ноябрь

4

Неверный подбор интонационной окраски текста

Верная интонационная окраска

Словесные, показ, наглядные, игры, упражнения

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Произнеси фразу»

Чтение по ролям

Чтение скороговорок

Инсценирование

Работа со стихотворениями-картинками

Работа над паузами

Инд.работа

Груп.работа

Инд.работа

Груп.работа

Инд.работа

Сентябрь - ноябрь

5

Неправильная постановка словесного и логического ударения

Правильно ставит ударение

Словесные, показ, наглядные, игры, упражнения

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Работа со скороговорками

Упражнение для развития гибкости голоса

Чтение «Эхо»

Чтение «Волной»

Инд.работа

Инд.работа

Сентябрь - ноябрь

6

Не соблюдает при чтении знаки препинания

Соблюдение правильных пауз, обозначенных знаками препинания

Словесные, показ, наглядные, игры, упражнения

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Чтение с заданием

Чтение кусочками

Игра «Большие прятки»

Игра «Дополни»

Инд.работа

Сентябрь - ноябрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Нарушение письменной речи и чтения у младших школьников

Формирование основ логопедических знаний у педагогов начальных классов, направленных на коррекцию письменной речи и чтения у младших школьников в помощь учителю-логопеду. Задачи семинара:По...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

   Актуальность проблемы изучения и формирования смыслового компонента чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи. Особенности уровней сформированности интонационной и смы...

«Использование поэзии С.А.Есенина для формирования выразительного чтения стихотворений детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье можно узнать, как развивать выразительносмть через поэзию. Использованние иннотационных компонентов, приемов работы....

Конспект занятия по речевому развитию (выразительное чтение) в младшей группе «Русско – народная сказка «Кот, петух и лиса»

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение)Тема занятия: «Больше верь своим очам, нежели чужим речам!»Цель: Способствовать формированию у дошкольников пре...

Система логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...

Программа кружковой работы по выразительному чтению в младшей группе "Родничок"

Программа кружковой работы по выразительному чтению в младшей группе "Родничок"...