Программа кружковой работы по выразительному чтению в младшей группе "Родничок"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Программа кружковой работы по выразительному чтению в младшей группе "Родничок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doshk_o_poezii.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №15» с.Кабанск

Республика Бурятия

Принято        «Утверждаю»

Советом педагогов        Заведующая

Протокол №_____        Запыкина С.С..

От «__»_____2023г.        «___»____2023г.

                 Рабочая программа

по дополнительному образованию

Кружок по выразительному чтению «Родничок»

Воспитатель первой  категории

Демидкина Г.М.

Все, что может трогать

сердце, наполнять и возвышать

 душу, есть поэзия.

Н.А.Бестужев.

Детский сад представляет собой фундамент, на котором базируется обучение  в школе. Именно в детском саду закладываются основы нравственности, духовного развития личности, мировосприятия, развития речи.

      Главная идея обучения и развития, которая закладывается на современном этапе – это всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.

     Знакомство с поэзией доставит малышу радость от общения со словом и убеждает нас , взрослых, в том, что поэзия для самых маленьких – это особая область детского чтения,. Которая требует внимания и уважения, и грамотного подбора стихов.

  Казалось бы, глубинные переживания детства во все времена и у всех похожи. Но поэт чувствует по – другому и насыщает стихи сущностными приметами времени. Педагогу необходимо знакомить детей с современным классическим творчеством, а также с поэзией родного края, в частности, с творчеством Дружининой Т. В., В. Лунина, Л. Липатова, Цыденжап  Жамбиева, А. Коренева, В. Петонова, Д.Хилтухина и т.д. Это поможет привить детям интерес к родному краю, расскажет, чем щедра и богата бурятская земля, как гостеприимен наш народ. Творчество этих поэтов говорит о существовании культурных отношений с миром. В стихах поэтов Бурятии такая музыка, такая гармония, чистота и классическая ясность. Стихи оказывают огромное влияние на детей, на  их детский ум и сердце непосредственно, влияют на формирование нравственного облика; умение различать, что хорошо и что плохо, делать то, что можно, и воздерживаться от того, что не дозволено, уважать старших, доброжелательно относиться к сверстникам, помогать  каждому, кто нуждается, быть правдивым и скромным.

    Чтобы донести  все это до маленького читателя, необходимо вести кружковую работу, где знакомство с поэтом, репертуар идет от желания детей, их настроения. Кружковая работа имеет свою специфику. Кроме запланированного материала, в основной части используются:

*) речевые разминки,

*) пятиминутки речевой гимнастики;

*) упражнения на технику речи (для развития силы голоса, тембра, высоты голоса);

*) синтаксические упражнения (чистоговорки, скороговорки);

*) упражнения по словарной работе.

    Эти речевые разминки проводятся легко, живо, на интересном дидактическом материале.

    Занятия по ознакомлению с поэзией требуют особого оснащения. Обязательны дидактические, методические пособия , в том числе мнемоквадраты, ( объем 1-2 строфы), мнемодорожки (2-3 строфы), мнемотаблицы,  игровые ситуации с введением  литературных персонажей.

 Важно каждое занятие организовать по – разному: в уютной групповой комнате, где дети удобно устроены на фоне классической музыки, или на фоне природы, где дети будут видеть все, что отражается в изучаемом произведении; необходимо использовать интернет- ресурсы, картины местных художников ( Д – Н. Дугаров, В.В.Инкижинов, А.В.Казанский, Г.Купцов) и познается все в  сравнении.

Кроме этого, воспитатель несет хорошую детскую книгу в семьи своих воспитанников, расширяет кругозор родителей знаниями о великих поэтах и современном поэтическом творчестве через все формы работы. Родители должны знать, что дошкольный возраст – сензитивный период  детского словотворчества. И, начиная курс « Поэзия для дошкольников» с младшего возраста, надо стремиться использовать этот благоприятный возраст, когда дети легко впитывают образцы речи; как правило, эмоциональны, любят воспроизводить стихи. В процессе заучивания развивается память, воображение.

   Таким образом, использование в работе с детьми произведений поэзии  способствует:

  • приобщению ребенка к основам искусства поэзии;
  • воспитанию культуры речи;
  • расширению поэтического репертуара за счет  изучения современного классического творчества и поэзии родного края;
  • нравственному, духовному, эмоционально – эстетическому обогащению.      

Содержание программы.

Реализация поставленной задачи возможно лишь при условии организации личностно – ориентированной  модели взаимодействия воспитателя с детьми. Материал для курса «Поэзия для дошкольников» подобран на основе  объема знаний, полученных на занятиях. Поэтому в процессе кружковой работы дети расширяют, пополняют, развивают свои способности, обретают возможность свободно войти в языковое пространство произведения искусства, личностно воспринимать  материал искусства. Развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи (тон, тембр голоса, интонация) способствуют четкой дикции. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь.  

  Итак, в младшем дошкольном возрасте педагог знакомит детей с малыми  фольклорными формами ( русские народные песенки, потешки, прибаутки). Дополнительно вводится изучение стихов  поэтов современности и поэтов  родного края.

Логоритм проведения занятий:1 занятие- ознакомление со стихотворением, 2 занятие-закрепление материала, работа над художественной выразительностью речи, 3занятие- ознакомление с новым стихотворением, 4 занятие-закрепление материала, работа над художественной выразительностью речи  В конце квартала проводится праздник книги  вручением подарка- книги. В его программу  входят чтение детьми стихов, потешек, народные игры, используются атрибуты и русские народные мелодии.

                           Цель данной программы:

 

   Формировать интерес к заучиванию и воспроизведению стихов  с использованием средств художественной выразительности.

                            Задачи курса « Поэзия для дошкольников»:

*    Обогатить эмоциональную жизнь ребенка путем ознакомления с поэзией.

*    Воспитать художественный вкус детей, поэтический и  музыкальный слух.

*    Научить детей умелому использованию в чтении приемов художественной выразительности ( интонация, ударение, паузы, темп речи и др.)

                                        

Сроки изучения курса :  младший возраст в течение2023-24уч. года

Расписание: 1 раз в неделю      

                  

Ожидаемые результаты:

  • Овладения детьми навыков художественного чтения (интонационная выразительность, поэтический слух, темп и др.)
  • Положительный эмоциональный отклик на поэтические произведения
  • Воспитание эстетически грамотной личности, умеющей ценить прекрасное.

Младший возраст

     Содержание

     Цель

Формы, средства, методы и приемы педагога.

Знакомство с русской народной потешкой

« Заинька, походи…»

Разучивание стихотворения Е.А.Алябьева «В лес за грибами».

Потешка « Котя, котенька, коток…»

Заучивание стихотворения «Дашины вопросы»

Русская народная потешка  «Анютины глазки  купили салазки».

« В гостях у заюшки».

Данри Хилтухин

« Вороне что…»

. Хилтухин  «Мороз».

Алябьева Е.А.

«Хочу конфет»

Стих. «Мороз»

Е. Благининой.

Д.Хилтухин

« Снежный пирожок».

Праздник книги

«Зимняя сказка».

Знакомство, заучивание стихотворения «Мама»

Русская народная потешка

« Ласточка, ласточка».

Утренник «Мамин день 8 Марта»

     

Данри Хилтухин

« Как меня зовут?»

( стихотворение – загадка).

Русская народная потешка

    « Солнышко –

колоколнышко».

Стих-е «Воздушный

Барабанчик»

Д. Хилтухин.

В. Берестов « Май».

« Иди, Весна, иди, красна».

  Сентябрь.

Продолжать знакомить с устным народным творчеством, учить воспроизводить движения  по ходу по- тешки. Доставить детям  удовольствие от встречи с потешкой.

Познакомить детей с данным стихотворением, донести до детей ритмичность стиха, развивать интонационную выразительность речи.

       

Октябрь

Продолжать знакомство с устным народным творче-ством, постараться, чтобы дети запомнили слова родной речи, их мелодику, воспитывать поэтический слух.

Познакомить детей со стихом из раздела «Мои мысли вслух», отражающее желание детей познать окружающий мир

         

Ноябрь.

Познакомить детей с новой потешкой. Учить воспроизводить текст выразительно, в нужном темпе, воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Закрепить пройденный материал по изучению произведений устного народного творчества, доставить детям удовольствие от встречи с героями потешек, воспитывать доброжелательность, общительность.

     

 Декабрь.

Продолжать знакомить детей с поэзией родного края, отражающей природу. Дать детям представление о птицах (ворона,воробей).Продолжать воспитывать чувство ритма, интерес к поэзии.

 

Доставить детям удовольствие от встречи с новым произведением Д. Хилтухина, показать, как поэт отражает в стихах характерные особенности зимы. Закрепить названия предметов зимней одежды.

           

 

Январь.

Познакомить детей с творчеством  современной поэтессы, привлечь внимание родителей к проблемам и переживаниям своего ребенка

. Развивать интонационную выразительность, громкость, темп.  

Продолжать знакомить детей с творчеством Е. Благининой. Сравнить со стих. Д.Хилтухина. Воспитывать интерес к поэзии.

         

Февраль.

 

Продолжать знакомить с творчеством  поэта Бурятии Д. Хилтухина. Донести до детей ритм, мелодику стиха, вызвать у детей желание  выучить стих. наизусть.

Доставить детям удовольствие от встречи  со знакомыми стихами, закрепить представление о характерных особенностях зимы в Бурятии, их отражении в стихах.

             

Март.

Познакомить со стихотворением поэтессы современности, воспитывать любовь и уважение к маме

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, донести до детей богатство интонаций, развивать чувство ритма.

Рассказывание стихов на утреннике о маме, о весне

         

Апрель.

Продолжать знакомство с поэтом Бурятии Д. Хилту-хиным, показать детям, как умело и доступно поэт рассказывает о первом цветке – подснежнике. Вызвать желание  разучить стихотворение – загадку.

 

Познакомить детей с новой потешкой, отражающей языковое богатство русского народа. Вызвать желание выучить потешку наизусть. Воспитывать  интерес к устному народному творчеству.

        Май.

Продолжать знакомить с природой родного края через поэтическое слово Д. Хилтухина

( весенние цветы – жарки, одуванчик, ромашки).Выучить стих. по желанию.

Продолжать знакомить с творчеством В. Берестова, донести до детей красоту стиха, дать представление о весне через поэтическое слово.

Создать у детей весеннее радостное настроение, используя произведения В. Берестова о весне, потешки. Воспитывать у детей  общительность, доставить детям удовольствие.  

Заучивание текста потешки, закрепление потешки в ходе хороводной игры с использованием музыкального сопровождения.

Предварительная беседа об осени с показом иллюстраций. Использование классической музыки из серии «Времена года» П. Чайковского  

« Осень».  

Использование иллюстрации по потешке, мнемоквадрат. Прохлопывание ритма потешки.

Использование приема   «рисование стиха» в процессе заучивания

Беседа о приближении нового времени года – зимы, с зимними забавами; с последующим знакомством с потешками .и Словарная работа (салазки).Показ иллюстраций.

 

 Фольклорный праздник с использованием русских народных потешек, русских  народных мелодий, игра «Заинька, походи».

Беседа о птицах Бурятии, которых непосредственно могут наблюдать дети. Использование аудиозаписи

« Голоса леса», иллюстрации.

Беседа о зиме с показом  картины  местного художника.

Мнемодорожка. Словарная работа (рукавицы, унты, студит).

Использование приема прорисовывания стиха, упражнение на развитие силы голоса  

Заключительная беседа о зиме, .Рассматривание картины местного художника.

Прослушивание аудиозаписи.

«Метель». Имитация движений по содержанию стихотворения.

В программе:

-песни,

-стихи,

-выставка картин о зиме или рисунков старших дошкольников.

Использование музыки бурятских композиторов.

Прохлопывание ритма стиха,работа над интонацией, силой голоса (образец чтения воспитателем),

мнемотаблица

Небольшая беседа о весне, использование иллюстраций. Чтение потешки по ролям, сначала с воспитателем, затем в исполнении детей.  

Помочь детям рассказывать стих при большой аудитории, преодолеть робость, использовать прием поощрения

 Рассматривание альбома « Цветы Бурятии». Рассматривание подснежника.

Беседа о весне родного края, ее характерных особенностях.

Слайды о весне.

Предварительная работа: рисование на тему

  « Одуванчики».

Рассматривание одуванчиков на прогулке. Прохлопывание ритма ладошками. Слушание музыки П. И. Чайковского « Времена года»

« Весна».

Заключительная беседа о весне. Слушание классической музыки. Рассматривание иллюстраций о весне. Работа над интонационной выразительностью.

Использование русских народных мелодий.

Стихи, потешки, хороводные игры.

 Песни о весне.

Литература:

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина, М., «Просвещение», 1979г.
  2. Компанцева Л. З. Поэтический образ природы в детском рисунке.
  3. Боголюбская М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду.
  4.  Панков В. И. Ваши помощники книги.
  5. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей.
  6. Гриценко З., Жукова И. Пришли мне чтения доброго. Ж-л

       « Дошкольное воспитание», № 5 – 2002г., с. 97.

  1. Муравьева О., Михайлова М. О пользе «материнской поэзии», ж-л «Дошкольное воспитание»,№ 3 – 1998г.,с.99.
  2. Алябьева Е. А. «Читаем  детям»,Творческий центр, Москва 2009
  3. Интернет- ресурсы

             

                   уровень   техники речи детей  

                                                     

Ф и о

Речев

дыха-ние

Работа

над

голо-сом

Дик-ция

Темп

Мело-дия

Ритм

Инто-нация

Ударе-ние

Тембр

Жела-ние  заучи-вать

Чет-кос-ть

Па-мять

Внятно-сть

         

             

Список детей поэтического кружка «Родничок»:

1. Болотова Даша

2. Власов Паша

3.Ишкирейкин Родион

3. Хабалова Ксения

5. Амин София
6. Скатова Соня

7. Хлыстова София

8. Хамолина Яна

9. Иванов Мирон

10. Зыков Евсей

Расписание:

4 занятия в месяц (по четвергам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружковой работы по обучению чтению "Почитай-ка"

Данная  программа является модифицированной, она  составлена с учетом основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №28» разработанной на основе приме...

Рабочая программа кружковой работы по обучению чтению "АБВГДЕйка" в подготовительной группе.

Материал содержит перспективный план кружковой работы по обучению чтению....

ПРОГРАММА Кружковой работы «Юный эколог» во второй младшей группе Детский сад «Чебурашка» 2 корпус

Пояснительная запискаРаньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной...

Программа кружковой работы по ИЗО деятельности в младшей группе

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование дает возможность выявить и развить творческие способности детей...

Программа кружковой работы по развитию речевых способностей младших дошкольников «Говорушка»

Программа кружковойработы на 1 год с младшими дошкольниками по развитию речевых способностей...

Программа кружковой работы по выразительному чтению "Родничок"

Программа кружковой работы в  средней группе "Родничок" по выразительному чтению...