Консультация на тему: «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
консультация

Ботвинник Лидия Александровна

                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amr_konsultatsiya.pptx1.41 МБ
Файл amr_konsultatsiya.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация на тему: «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками» Выполнила: Турганова Лидия

Слайд 2

Цель консультации: повышение педагогической компетентности педагогов; развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса дошкольников по развитию речевых компетенций через знакомство с русскими народными сказками.

Слайд 3

План консультации: значение народных сказок в развитии дошкольника; организация и методика рационального чтения, способствующие формированию речевых компетенций; этапы проведения речевой деятельности дошкольников на занятиях по ознакомлению с народными сказками; речевые игры и упражнения, мотивирующие развитие речевой компетенции; анализ видео-фрагмента занятия на наличие речевых компетенций у воспитателя; подведение итога и выводов консультации.

Слайд 4

Значение народных сказок в развитии дошкольника: сказка всегда поучительна; сказка впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа; сказка воспитывает в детях лучшие черты характера; сказка обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление; сказка формирует правильное представление о мире, выстраивает мировоззрение ребёнка; сказка оказывает огромное влияние на формирование речевых компетенций у детей дошкольного возраста.

Слайд 5

Организация и методика рационального чтения, способствующие формированию речевых компетенций: подготовка детей к полноценному восприятию литературного произведения 1. организация и методические приёмы проведения речевой деятельности; 2. подведение детей к осмыслению содержания литературного текста с помощью рассматривания иллюстраций, объяснения незнакомых слов. сказку следует рассказывать детям в её подлиннике, не искажая текста свободным пересказом; правильная интонация в соответствии с содержанием произведения.

Слайд 6

Этапы проведения речевой деятельности дошкольников на занятиях по ознакомлению с народными сказками. организация детей, подготовка к предстоящей деятельности; правильная мотивация (использование сюрпризного момента, художественного слова, наглядности); проведение занятия в соответствии со структурой, подбор приемов работы; объяснение незнакомых слов; объяснение средств языковой выразительности и использование их детьми; в заключение, после прочтения, подведение детей к самостоятельным выводам.

Слайд 7

Речевые игры и упражнения, мотивирующие развитие речевой компетенции: Дидактическая игра «Шляпа фокусника» Речевая игра- упражнение«Я назову, а вы продолжите» Дидактическая игра «Сказочная путаница» Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку» Дидактическая игра «Маски» Дидактическая игра «Кто лишний» Речевая игра « Добавлялки » Дидактическая игра «Волшебный сказочный салат»

Слайд 8

Анализ видео-фрагмента занятия на наличие речевых компетенций у воспитателя

Слайд 9

Подведение итога: Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить и сам процесс чтения.

Слайд 10

Используемая литература: 1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155. 2.М.К. Боголюбская , В.В. Шевченко «Художественное чтение и рассказывание в детском саду» , М., Просвещение., 2010 3. Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».(М., Детская литература., 2014 4. «Дошкольное воспитание»., № 9., 2005., Статья « Игра в сказку.»; №1., 2005. 5. Е. В. Субботский « Ребёнок объясняет мир».(М., « Знание»., 2013).

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

1слайд - Консультация на тему: «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

2 слайд Цель: повышение педагогической компетентности педагогов; развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса дошкольников по развитию речевых компетенций через знакомство с русскими народными сказками.

3 слайд – План консультации:

  • значение народных сказок в развитии дошкольника;
  • организация и методика  рационального чтения, способствующие формированию речевых компетенций;
  • этапы проведения речевой деятельности дошкольников на занятиях  по ознакомлению с народными сказками;
  • речевые игры и упражнения, мотивирующие развитие речевой компетенции;
  • анализ видео-фрагмента занятия на наличие речевых компетенций у воспитателя;
  • подведение итога  и выводов консультации.

4 слайд - Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.

Народные сказки являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление. Она помогает им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки; вызывает либо сочувствие, либо осуждение; формирует правильное представление о мире, выстраивает мировоззрение ребёнка, и оказывает огромное влияние на формирование речевых компетенций детей дошкольного возраста. Этому вопросу и посвятим наш сегодняшний разговор.

5 слайд - Чрезвычайно важный момент методики - это подготовка детей к полноценному восприятию литературного произведения. Она проводится по двум линиям, тесно связанных между собой:

  • организация и методические приёмы проведения речевой деятельности;
  • подведение детей к осмыслению содержания литературного текста с помощью рассматривания иллюстраций, объяснения незнакомых слов.

- Как вы думаете, что значит для маленького слушателя, это понятие, «осмыслить содержание текста»? Например, для малышей?

- Это умение детей подхватывать слова и строки знакомых сказок, отрывков с опорой на наглядность, и слышать сказку, т.е. понимать её, представлять все образы.

По-моему мнению, интонации народной речи в устной передаче звучат убедительнее, чем в чтении по книге, поэтому сказку следует рассказывать детям в её подлиннике, не искажая текста свободным пересказом.

Народная сказка широко использует диалог. Многие сказки построены исключительно на диалоге.

- Давайте вспомним, какие? («Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и козёл», «Лисичка со скалочкой» и др.)

Изложение повествования во многих сказках ритмично. Приём троекратного, а иногда и многократного повторения уже придаёт ритмичность развитию действия.

- Какие сказки на ваш взгляд ритмичны? («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др.)

Итак, внимательная, вдумчивая работа рассказчика поможет ему понять подтекст сказки, наметить выразительные средства для её устного звучания, направленные на формирование у детей речевых компетенций.

6 слайд – Хочу отметить важность, чтобы ничто не отвлекало детей от слушания. Нужно быстро организовать занятие, провести его в бодром, жизнерадостном тоне. Приветливо и спокойно предложив детям сесть, воспитатель проверяет, как они расположились, и начинает занятие. Воспитатель это делает не замечаниями, не угрозами, а показом яркой картинки, чтением небольшого стихотворения, народной песенки, загадыванием загадки, присказки. Концовка занятия, так же как и его начало, может носить самый разнообразный характер, в зависимости от содержания литературного материала. Следует напомнить об обязательном использовании паузы. После исполнения художественных произведений, сильно воздействующих на эмоции детей, вопросы воспитателя будут неуместны; они разрушат созданное сказкой впечатление. Иногда дети сами задают вопросы. В таком случае на них следует ответить, используя по возможности текст сказки. Правильно ли будет морализовать по поводу содержания литературно-художественного материала, говорить о том, хорошо или дурно поступил тот или иной герой.

Это не что иное, как открытая мораль, назидание, стирающее впечатление от слушания литературного произведения.

 В сказках всегда есть иллюстрации, они облегчают детям усвоение содержания прочитанного.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, к языку литературного произведения. Творчески активен. Замечает речевые ошибки, исправляет их. Пользуется обобщающими словами и понятиями. Умеет употреблять в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчинённые). Способны использовать слова в переносном, иносказательном значении.

Это является условием для освоения детьми средств языковой выразительности.

- Вспомним их:

Эпитет. Метафора. Олицетворение. Гипербола.

- Что развивает подобная работа? (Развивает образное мышление, позволяют создать в воображении ребёнка сказочные образы, понимание прямого и переносного значения слова.)

Мы понимаем, что мыслительный процесс напрямую связан с речевой деятельностью.

Итак, почему важно понимать природу выразительных языковых средств? Чему это может способствовать при развитии речевой компетенции? (Формированию речевых навыков.)

7 слайд - После чтения русских народных сказок полезно предложить детям разнообразные речевые игры и упражнения, мотивирующие развитие речевой компетенции.

1.Дидактическая игра «Шляпа фокусника».

Воспитатель показывает шляпу и платок. В ней спрятаны герои сказок. Детям надо по очереди на ощупь отгадать героя, назвать его и сказать из какой он сказки.

2. Речевая игра-упражнение. «Я назову, а вы продолжите». Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Младший и средний возраст.

Мышка…(норушка)

Лягушка…(квакушка)

Зайчик…(побегайчик)

Лисичка (сестричка)

Волчок…(серый бочок)

Баба…(Яга, костяная нога)

Коза…(Дереза)

Медведь …(косолапый)

Петушок…(золотой гребешок)

Гуси… (лебеди)

Сестрица…(Алёнушка)

Братец… (Иванушка

Курочка …(Ряба)

Серый... (волк)

 

Старший дошкольный возраст.

Крошечка…(Хаврошечка)

Никита… (Кожемяка)

Добрыня… (Никитич)

Иван… (Царевич)

Сивка… (бурка)

Финист… (Ясный Сокол)

Василиса…(Прекрасная)

Мальчик…(с пальчик)

3. «Сказочная путаница». Картинка с изображением двух разных сказок. Воспитатель показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.

4. «Собери и расскажи сказку». (Картинки с изображением сюжетов сказки.) Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.

5. «Маски». (Маски сказочных персонажей.) Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего надевают маску сказочного героя знакомой сказки, но он не видит какого (у него закрыты глаза). Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому- либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.

7. «Кто лишний». На столе или на фланелеграфе, или магнитной доске помещаются герои одной из сказок и один лишний персонаж. Детям до 5 лет взрослый называет сказку. Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился. Дети после 5 лет должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился.

8. Речевая игра «Добавлялки». (Дети идут по кругу. Можно включить фоном русскую народную мелодию.)

Ок-ок-ок- стоит в поле…(теремок).

Ок-ок-ок- покатился… (колобок).

Ят-ят-ят- серый волк не съел (козлят).

Су-су-су- петушок прогнал… (лису).

Цо-цо-цо- снесла курочка… (яйцо).

11. «Волшебный сказочный салат». На столе стоят фигурки настольного театра, герои из разных сказок. Взрослый предлагает ребёнку сочинить новую сказку.

8 слайд – Предлагаю просмотреть видео-фрагмент, выявить плюсы и минусы, если они имеются,  работы воспитателя по речевому развитию.

9 слайд - Подведение итога:

По-моему мнению, книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет  думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.  Это должны осознавать, в первую очередь, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

10 слайд – Используемая литература:

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155.

2.М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко «Художественное чтение и рассказывание в детском саду» , М., Просвещение., 2010

3. Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».(М., Детская литература., 2014

4. «Дошкольное воспитание»., № 9., 2005., Статья « Игра в сказку.»; №1., 2005.

5. Е. В. Субботский « Ребёнок объясняет мир».(М., « Знание»., 2013).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

Тема моей консультации «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция»- свободн...

Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребѐнок в раннем детстве. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспита...

Консультация для воспитателей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

laquo;Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»...

Консультация "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолог...

«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаему...

Консультации для родителей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарн...

Консультации для родителей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарн...