консультация «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
консультация по развитию речи на тему

Инешина Валентина Валерьевна

Тема моей консультации «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле.

Актуальность выбранной темы не случайна.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.

Сказки – самые любимые произведения детей.

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.

Для достижения цели, а цель моя является формирование речевых компетенций дошкольников через знакомства русскими народными сказками, поставила следующие задачи:

- рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми  дошкольного возраста на основе ФГОС;

• Сформировать интерес к русским народным сказкам.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок.

• Развивать творческие способности у детей.

Этому вопросу и посвятим наш сегодняшний разговор.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

1 Знакомство со сказкой, рассматривание иллюстраций.

 

Задачи  на данном этапе: -учить пересказывать содержание сказки с опорой на картинки и вопросы воспитателя. Называть сказку, прослушав отрывки из нее;

 

- вовлекать детей в обсуждение сказки.

 

Первые книги обязательно должны быть с картинками - желательно с большими. реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них малейшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают ребенку лучше представить содержание текста и понять его. Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи.

 

2. Вовлечение детей в ролевое взаимодействие – организация игр-драматизаций.

 

Задачи: -пробудить интерес к родному слову;

 

- развивать речевую активность, коммуникативные способности.

 

Для этого брали отрывки с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, роли исполняли по очереди. Вместе с детьми находили выразительные интонации и движения. Таким образом, дети, сыгравшие роли по нескольку раз, запоминали роли всех героев.

4 Театрализованная деятельность.

Задачи: -вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности;

- учить выражать восприятие текста во внешнем действии, использовать различные виды театра в самостоятельной деятельности.

Но для развития театрализованной деятельности необходим обширный материал, поэтому в группе я создала театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра (конусный театр, театр масок, театр картинок, так и различными атрибутами: маски-шапочки, костюмы для ряженья. Дети охотно используют все содержимое театра. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

Так как с введением ФГОС игровой деятельности, как форме организации воспитательно-образовательного процесса, отводится особая роль, то основными формами организации детской деятельности я выбрала:

Игровая деятельность,

Комплексная деятельность,

встречи со сказочными героями,

праздники,

самостоятельная игровая деятельность.

 

Отдельные эпизоды из сказок, сказочных героев я старалась включить во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое и в повседневную деятельность.

Герои кукольного театра используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Для этого в своей работе я использую следующие методы и приемы:

Творческая деятельность: - рассказать знакомую сказку по кругу, - помоги собрать сказку по картинкам, -разыграй сказку, - узнай сказку по песенке (не садись на пенек., скрипи нога, скрипи липовая., - продолжи сказку (вместо знакомого конца, дети придумывают свой, учатся размышлять).

Проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность и строятся по материалам развития действия в сказке. (Почему поссорились лиса и журавль)

Моделирование сказок. В качестве героев используем геометрические фигуры и различные цвета. В сказке «Три медведя» - это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок»- полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: мышка-серая, лягушка- зеленая)

Игровая деятельность: - физкультминутки по сказкам, - нарисуй отгадку (сказочный герой загадывает).

Дидактические игры: «Собери портрет героя», «Узнай сказку».

В процессе ознакомления дошкольников с русскими народными сказками, я решаю задачи следующих образовательных областей:

«Социализация» - развиваем у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям, подводить к пониманию нравственного смысла сказки. «Лисичка со скалочкой» (честность – лживость)

«Безопасность» - учить ребенка умению действовать в новых необычных для него обстоятельствах «Маша и медведь» (Маша не расплакалась, она – умная, сообразительная) - показать детям, что может случиться, если не слушать старших «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

Образовательная область «Труд» - Формировать у детей представление о взаимопомощи, дружбе вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Образовательная область «Художественное творчество» - воспитывать желание выразить свои впечатления после прочтения сказки в рисунке, в поделке.

В заключении необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой. Ведь родители являются участниками воспитатьльно-образовательного процесса в ДОУ. Я обращаю внимание родителей на важное значение сказки в развитие внутренней жизни ребенка, творчества, чувств, эмоциональной сферы. Привлекаю родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений. Провожу родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок, консультации: «Первые книги ребенка», «Приобщение дошкольников к чтению», организую выставки работ детей и родителей на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Зимние сказки».

Мой совет: читайте сказки, играйте в сказки, рисуйте сказки.

Удачи Вам коллеги!!!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polishchuk_t.k._shablon_skazki.pptx888.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками» Автор : Инешина Валентина Валерьевна

Слайд 2

Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе и порождения речи. Речевая компетенция

Слайд 3

Актуальность: - Формирование речевой компетентности у дошкольников средствами русской сказки, представляет особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка.

Слайд 4

Задачи: рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста на основе ФГОС; Сформировать интерес к русским народным сказкам. Расширять и активизировать словарный запас детей. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Развивать творческие способности у детей.

Слайд 5

Знакомство со сказкой, рассматривание иллюстраций . Задачи: - учить пересказывать содержание сказки с опорой на картинки и вопросы воспитателя. Называть сказку, прослушав отрывки из нее ; - вовлекать детей в обсуждение сказки. Этапы работы

Слайд 6

Вовлечение детей в ролевое взаимодействие – организация игр-драматизаций. Задачи: - пробудить интерес к родному слову; -развивать речевую активность, коммуникативные способности.

Слайд 7

Театрализованная деятельность. Задачи : -вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности; - учить выражать восприятие текста во внешнем действии, использовать различные виды театра в самостоятельной деятельности.

Слайд 8

ФГОС Федеральный Государственный образовательный стандарт Познавательное развитие Художественное-эстетическое развитие Речевое развитие Физическое развитие Социально-эстетическое развитие

Слайд 9

Методы и приемы: 1. Творческие задания - рассказать знакомую сказку по кругу, - помочь собрать сказку по картинкам - разыграть сказку (или фрагмент) - узнать сказку по песенке - продолжи сказку 2. Проблемные ситуации 3. Моделирование сказок 4. Игровые задания - физкультминутки - нарисуй отгадку Дидактические игры - собери портрет героя - узнай сказку

Слайд 10

Работа с родителями: Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок Памятки для родителей: «Приобщение дошкольников к чтению», «Домашнее чтение» Выполнение родителями и детьми заданий творческого характера (оформление книги сказок) Выставки работ детей и родителей: «Мой любимый сказочный герой», «Зимние сказки»

Слайд 11

«… Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа » Алексей Николаевич Толстой

Слайд 12

Результаты работы: - у детей развивается связная речь, активизируется словарь. - развивается образная речь, диалогическая и монологическая речь, -дети пересказывают небольшие тексты и сказки, драматизируют небольшие, знакомые произведения, -дети умеют работать с мнемотаблицами индивидуально и сообща.

Слайд 13

Творческих успехов, уважаемые коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребѐнок в раннем детстве. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспита...

Консультация для воспитателей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

laquo;Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»...

Консультация "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолог...

«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаему...

Консультации для родителей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарн...

Консультации для родителей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарн...