Консультация "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"
консультация

Павлова Алена Александровна

Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение

ДЕТСКИЙ САД № 7 ГОРОДА БАЛАКОВО

Консультация

«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»



Подготовила:  учитель-логопед  

А.А.Павлова




2019г.

Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле. (Слайд 1)

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.(Слайд 2)

Сказки – самые любимые произведения детей.

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве. (Слайд 3)

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление. Она помогает им в первые годы жизни.

Разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки; вызывает либо сочувствие, либо осуждение; формирует правильное представление о мире, выстраивает мировоззрение ребёнка, и оказывает огромное влияние на формирование речевых компетенций (речевых умений и навыков) детей дошкольного возраста.

Этому вопросу и посвятим наш сегодняшний разговор. (Слайд 4)

Чрезвычайно важный момент методики - это подготовка детей к полноценному восприятию литературного произведения. Она проводится по двум линиям, тесно связанных между собой:

  • организация и методические приёмы проведения речевой деятельности;
  • подведение детей к осмыслению содержания литературного текста с помощью рассматривания иллюстраций, объяснения незнакомых слов. (Слайд 5)

- Как вы думаете, что значит для маленького слушателя, это понятие, «осмыслить содержание текста»? Например, для малышей?

- Это умение детей подхватывать слова и строки знакомых сказок, отрывков с опорой на наглядность, и слышать сказку, т.е. понимать её, представлять все образы. С большой любовью, бережно следует относиться к искусству слова русского народа, к языку сказки. (Слайд 6)

Интонации народной речи в устной передаче звучат убедительнее, чем в чтении по книге, поэтому сказку следует рассказывать детям в её подлиннике, не искажая текста свободным пересказом. Такие сказки, как «Репка», «Заюшкина избушка», «Снегурочка», и многие др., рассказчик-воспитатель должен знать наизусть.

Большие по объёму сказки, как например, «Царевна-лягушка», лучше читать по книге, чтобы не исказить текст, не снизить их художественную ценность.

Народная сказка широко использует диалог. Многие сказки построены исключительно на диалоге.

- Давайте вспомним, какие это сказки? («Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и козёл», «Лисичка со скалочкой» и др.) (Слайд 7)

Изложение повествования во многих сказках ритмично. Приём троекратного, а иногда и многократного повторения уже придаёт ритмичность развитию действия.

- Какие сказки на ваш взгляд ритмичны? («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др) (Слайд 8)

Итак, внимательная, вдумчивая работа рассказчика поможет ему понять подтекст сказки, наметить выразительные средства для её устного звучания, направленные на формирование у детей речевых компетенций (т.е. речевых умений и навыков).

Показ иллюстраций. (Слайд 9)

В сказках всегда есть иллюстрации, и чем меньше ребенок, которому предназначается книга, тем большее место в ней отводится иллюстрациям: они облегчают детям усвоение содержания прочитанного. Иллюстрации воспитатель показывает детям во время чтения. Сначала рассматривается картинка, а затем читается соответствующий текст; после чтения картинку рассматривают ещё раз.

Часто возникает вопрос о целесообразности объяснения большого количества незнакомых слов, связанных с прошлой исторической эпохой.

Например: «У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная». Здесь понятие «лубяная» поясняется рядом стоящим словом «деревянная». Но такой приём возможен только в прозе.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, к языку литературного произведения. Творчески активен. Замечает речевые ошибки, исправляет их. Пользуется обобщающими словами и понятиями. Умеет употреблять в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчинённые). Способны использовать слова в переносном, иносказательном значении.

Это является условием для освоения детьми средств языковой выразительности. (Слайд 10)

- Вспомним их:

  • Эпитет.
  • Метафора.
  • Олицетворение.
  • Гипербола.

Вспомним определение эпитета. (слайд11) «Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. (напр., в народной поэзии-синее море)» (С.И. Ожегов., Словарь русского языка., Москва., Русский язык., 1987).

Например, хмурое лицо-хмурое утро.

- Какое словосочетание здесь будет являться эпитетом? (Хмурое утро.)

- Совершенно верно. Мы создаём образ серого, дождливого, бессолнечного утра или передаём своё отношение к тому, что нам неприятно утро без солнца.

Так как русские народные сказки-фольклорный жанр, то употребляемые в них эпитеты, давно стали устойчивыми выражениями. Так что, читая сказку, мы воспринимаем их как самостоятельные образы. Например, «сине море», «добрый молодец», «красна девица», «злато солнышко», «мать сыра земля», «конь мой вороной», «сизый голубь», «чёрная тоска», «живая вода». Важно объяснить детям значение этих эпитетов. (Через визуальный ряд - иллюстрации.)

- Почему девица красная? Лицо красное? Сарафан красный? Давайте подумаем! (Красивая.)

- Молодец добрый почему? Плюшками одарил? Богатствами? (Нет. Потому что добрые дела делает. Смелый и сильный. Не боится Кащея и т.д.)

Вывод.

- Что развивает подобная работа? (Развивает образное мышление, понятие цвета и прямого и переносного значения слова.) (Слайд 11)

Метафора (Слайд 12) - это употребление слова в переносном значении на основе какой- нибудь аналогии, сходства, сравнения. (глаз-алмаз, «Финист-ясный сокол»). Метафора использует сравнительное сходство для переноса значения. Следовательно, метафоры тоже позволяют создать в воображении ребёнка сказочные образы.

Олицетворение (Слайд 13) - это воплощение чего-нибудь в образе живого существа. Это весьма распространённый стилистический приём, состоящий в том, что при описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью. Вспомним хорошо известную сказку «Колобок». Приведем примеры олицетворения из этой сказки.

- Колобок - говорящий шарик теста.

-Сказка «Гуси- лебеди»? (Говорящая печка, яблоня, речка и т.д.)

Итак, олицетворение способствует  развитию речевой компетенции? (Слайд.) (Формированию речевых навыков.)

Олицетворение - образ, в который вживается ребёнок- слова персонажа→формирование речевых навыков.

Гипербола (Слайд 14) - это преувеличение. Например, «бился Иван-царевич со Змеем-Горынычем три дня и три ночи». Мы же понимаем, что живой человек не может сражаться так долго. Сила героя преувеличена.

- Для чего это понадобилось рассказчику? (Чтобы показать силу Ивана- царевича, добра молодца.)

Таким образом, гипербола выполняет ту же функцию, что и эпитет, метафора, олицетворение при развитии речевых умений и навыков дошкольников.

После чтения русских народных сказок полезно предложить детям разнообразные речевые игры и упражнения, мотивирующие развитие речевой компетенции.

1.Дидактическая игра «Шляпа фокусника». (Слайд 15)

Материал: кукольный театр (несколько кукол, шляпа или коробка фокусника, платок).

Взрослый показывает шляпу и платок.

- Это шляпа (или коробка) фокусника. В ней спрятаны герои сказок. Вам надо по очереди на ощупь отгадать героя, назвать его и сказать из какой он сказки.

2. Речевая игра - упражнение. «Я назову, а вы продолжите» (Слайд 16). Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Младший и средний возраст.(Слайд 17)

  • Мышка…(норушка)
  • Лягушка…(квакушка)
  • Зайчик…(побегайчик)
  • Лисичка (сестричка)
  • Волчок…(серый бочок)
  • Баба…(Яга, костяная нога)
  • Коза…(Дереза)

Медведь …(косолапый)

Петушок…(золотой гребешок)

Гуси… (лебеди)

Сестрица…(Алёнушка)

Братец… (Иванушка

Курочка …(Ряба)

Серый... (волк)

 

Старший дошкольный возраст. (Слайд18)

Крошечка…(Хаврошечка)

Никита… (Кожемяка)

Добрыня… (Никитич)

Иван… (Царевич)

Сивка… (бурка)

Финист… (Ясный Сокол)

Василиса…(Прекрасная)

Мальчик…(с пальчик)

3. «Сказочная путаница». Картинка с изображением двух разных сказок. Взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.(Слайд 19)

4. «Собери и расскажи сказку». (Картинки с изображением сюжетов сказки.) Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки. (Слайд 20)

5. «Маски». (Маски сказочных персонажей.) Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего одевают маску сказочного героя знакомой сказки, но он не видит какого (у него закрыты глаза). Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому- либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал. (Слайд 21)

6. «Что изменилось». (Игрушки из настольного театра.) На столе перед детьми стоят фигурки героев одной сказки. Воспитатель называет героев. Затем дети закрывают глаза и взрослый убирает одну фигурку. Дети открывают глаза и воспитатель спрашивает: «Кто убежал в лес?» Дети говорят что изменилось. (Слайд 22)

7. «Кто лишний». На столе или на фланелеграфе, или магнитной доске помещаются герои одной из сказок и один лишний персонаж. Детям до 5 лет взрослый называет сказку. Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился. Дети после 5 лет должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился. (Слайд 23)

8. Речевая игра «Добавлялки». (Дети идут по кругу. Можно включить фоном русскую народную мелодию.)

Ок-ок-ок- стоит в поле…(теремок).

Ок-ок-ок- покатился… (колобок).

Ят-ят-ят- серый волк не съел (козлят).

Су-су-су- петушок прогнал… (лису).

Цо-цо-цо- снесла курочка… (яйцо). (Слайд 24)

9.Речевая игра «Если бы я был(а)…? (Богатырём, Красной шапочкой, Василисой Премудрой, и т.д.) (Игру можно провести с мячом или дети могут передавать по кругу мягкую игрушку, клубок ниток, шляпу- шапку- невидимку.) (Слайд 25)

11. «Волшебный сказочный салат». На столе стоят фигурки настольного театра, герои из разных сказок. Взрослый предлагает ребёнку сочинить новую сказку. (Слайд 26)

В процессе ознакомления дошкольников с русскими народными сказками, решаются  задачи следующих образовательных областей:

«Социализация» - развиваем у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям, подводить к пониманию нравственного смысла сказки. «Лисичка со скалочкой» (честность – лживость) (Слайд 27);

«Безопасность» - учить ребенка умению действовать в новых необычных для него обстоятельствах «Маша и медведь» (Маша не расплакалась, она – умная, сообразительная) - показать детям, что может случиться, если не слушать старших «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Слайд 28);

Образовательная область «Труд» - Формировать у детей представление о взаимопомощи, дружбе вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка». (Слайд 29);

Образовательная область «Художественное творчество» - воспитывать желание выразить свои впечатления после прочтения сказки в рисунке, в поделке. (Слайд 30)

В заключении необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой. Ведь родители являются участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Нужно обращать внимание родителей на важное значение сказки в развитие внутренней жизни ребенка, творчества, чувств, эмоциональной сферы. Привлекать родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений. Проводить родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок, консультации: «Первые книги ребенка», «Приобщение дошкольников к чтению», организовывать выставки работ детей и родителей на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Зимние сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

Тема моей консультации «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция»- свободн...

Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребѐнок в раннем детстве. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспита...

Консультация для воспитателей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

laquo;Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»...

«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаему...