Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками
консультация

Гончарова Светлана Николаевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechevyh.docx842.14 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками

 «Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка. Сказки – самые любимые произведения детей.

https://pbs.twimg.com/media/DJWf97jXkAIfQIW.jpg:large

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.

Для достижения цели: формирование речевых компетенций дошкольников через знакомства русскими народными сказками существуют следующие задачи:

• сформировать интерес к русским народным сказкам;

• расширять и активизировать словарный запас детей;

• знакомить с основными жанровыми особенностями сказок;

• развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определяются основные направления деятельности:

1. Знакомство со сказкой, рассматривание иллюстраций.

Нужно учить детей пересказывать содержание сказки с опорой на картинки и вопросы воспитателя. Называть сказку, прослушав отрывки из нее, вовлекать детей в обсуждение сказкии.

Первые книги обязательно должны быть с картинками - желательно с большими. реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них малейшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают ребенку лучше представить содержание текста и понять его. Неспешное выразительное чтение сказки доставляет массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи.

https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1021658166.jpg

 

2. Вовлечение детей в ролевое взаимодействие – организация игр-драматизаций.

 Нужно пробудить интерес к родному слову у детей, развить речевую активность, коммуникативные способности.

         Для этого берутся отрывки с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, роли исполняют по очереди. Вместе с детьми нужно находить  выразительные интонации и движения. Таким образом, дети, сыгравшие роли по нескольку раз, запомнят роли всех героев.

3. Театрализованная деятельность.

Вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности, научить выражать восприятие текста во внешнем действии, использовать различные виды театра в самостоятельной деятельности.

Но для развития театрализованной деятельности необходим обширный материал, поэтому в группе создается театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра (конусный театр, театр масок, театр картинок, так и различными атрибутами: маски-шапочки, костюмы для ряженья. Дети охотно используют все содержимое театра. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

https://fs01.vseosvita.ua/01006kie-29a8-1200x592.jpg

Так как с введением ФГОС игровой деятельности, как форме организации воспитательно-образовательного процесса, отводится особая роль, то основными формами организации детской деятельности является: игровая деятельность, комплексная деятельность, встречи со сказочными героями, праздники, самостоятельная игровая деятельность.

 

Герои кукольного театра используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Творческая деятельность включает:

- рассказать знакомую сказку по кругу;

- помоги собрать сказку по картинкам;

-разыграй сказку;

- узнай сказку по песенке (не садись на пенек., скрипи нога, скрипи липовая.,

- продолжи сказку (вместо знакомого конца, дети придумывают свой, учатся размышлять).

Проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность и строятся по материалам развития действия в сказке. (Почему поссорились лиса и журавль)

Моделирование сказок. В качестве героев используем геометрические фигуры и различные цвета. В сказке «Три медведя» - это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок»- полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: мышка-серая, лягушка- зеленая)

Игровая деятельность:

- физкультминутки по сказкам;

- нарисуй отгадку (сказочный герой загадывает).

Дидактические игры: «Собери портрет героя», «Узнай сказку».

Уважаемые коллеги!!! Читайте сказки, играйте в сказки, рисуйте сказки. Удачи Вам!!! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

Тема моей консультации «формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция»- свободн...

Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребѐнок в раннем детстве. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспита...

Консультация для воспитателей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

laquo;Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»...

Консультация "Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками"

Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолог...

«Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаему...