Дополнительная программа «Умные шашки»
материал (старшая группа)
Представляемая программа - это не только способ обучения игре в шашки, но и средство образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.3 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ
Решением педагогического совета Директор Детского сада «Светлячок»
№__________от_____________ ______________________ О.В.Лазарева
«_____» _______________________2018
Дополнительно образовательная программа
«Умные шашки» для детей 5 - 7 лет
Составитель: Болденко Виктория Валерьевна, воспитатель
Заводоуковск 2018
Содержание.
1. Пояснительная записка….…….......................................................................3
2. Цели и задачи………………............................................................................5
3. Учебно–тематический план……….………………………............................6
4. Содержание программы…………………………..........................................11
5. Годовой календарный учебный график …………………...........................13
6. Организационно – педагогические условия реализации программы........14
7. Планируемые результаты................................................................................14
8. Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания усвоения программы, условия реализации программ......................................15
9. Список литературы……………………………………………………………18
Приложение………………………………………………………………………19
1. Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):
«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным, потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:
Представляемая программа - это не только способ обучения игре в шашки, но и средство образования.
Данная программа позволяет объединить развлечение с обучением. Обучение в процессе игры создает комфортные условия для усвоения учебного материала.
В игре ребёнку легче социализироваться в общество, т. к. здесь нет назидательности. Тем не менее, умная игра, заставляющая включить внимание, интеллект и волю к победе - незаменима.
Данная программа актуальна, потому что шашки позволяют развить воображение, фантазию, зрительную память, мышление и восприятие нового предмета, тонкий вкус и сознательный контроль над своими чувствами. Отличительной особенностью данной программы является развитие мышления и понимания через игру в шашки, формирование желания заниматься шашками углубленно и достичь спортивных высот в этом виде спорта.
Программа является основным курсом изучения шашечной игры и дает фундаментальные знания по основам теории русских шашек.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
2. Цели и задачи
Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- обучение основам шашечной игры;
- обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
- воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
- научить оценивать свои и чужие поступки.
Эстетические:
- играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое:
- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
3. Учебно-тематический план.
Тема | Цели и задачи | Результат | ||||
Октябрь Тема блока: « В загадочной стране шашечки» | ||||||
1. Путешествие в страну шашек. - Знакомство детей с историей шашек; - Чтение сказки « Приключение Шашечки» (1 занятие) 2. Шашечная доска. - Демонстрация детям шашечной доски; - Рассказ о строение шашечной доски (1 занятие0 3. Как ходят шашки. - Познакомить детей с первоначальной расстановкой шашек;(1 занятия) 4. Практическое закрепление материала « Как ходят шашки.»(1 занятия) | - заинтересовать детей, игрой в шашки, - сформировать элементарное представление о шашках, - познакомить с историей шашек | - Дети уверенно чувствуют себя с другими сверстниками, не отвлекаться во время работы педагога. - Дети самостоятельно Расставляют шашки на поле, могут ориентироваться на шашечной доске | ||||
5. Основные правила шашечной игры. Инвентарь. - знакомство детей с правилами игры в шашки: - «Бить обязательно», - «Взятие»; - обучение игре в шашки. 6. Ходы шашек и дамок. - знакомство детей с правилами игры в шашки: - «Тронул – ходи», - «Отнял руку – ход сделан»; - обучение игре в шашки. - Знакомство с таблицей шашечного турнира. 7. Различны виды ничьей. - беседа «Как правильно себя вести во время игры в шашки?»; - обучение игре в шашки. 8. Практическое закрепление материала« Основные правила шаечной игры.» | - познакомить детей с основным сводом шашечных правил, инвентарем шашиста. | - Дети самостоятельно Расставляют шашки на поле, могут ориентироваться на шашечной доске | ||||
Итого | 8 занятий | |||||
Ноябрь Тема блока: « Шашечные дороги» | ||||||
1. Как начинать партию. Цели игры и определение результата партии - обучение игре в шашки.(2 занятия) 2. Делаем наилучшие ходы. - беседа «Дорожки и тропинки» (закрепление понятий: горизонтали, вертикали и диагонали; знакомство с понятиями: большая дорога, двойник, дамочные поля); .(2 занятия) 3. Простые комбинации. - дидактическая игра «Весёлая прогулка» (знакомство «Шашечной азбуки»); .(2 занятия) - обучение игре в шашки. 4. Соревнование по шашкам между игроками. Старших групп .(2 занятия) | - познакомить детей с наиболее эффективными ходами, основными приемами шашечной борьбы. | - самостоятельно расставляют шашки, - ориентируются на шашечной доске, -могут отличать горизонталь и вертикаль | ||||
Итого | 8 занятий | |||||
Декабрь Тема блока: «Комбинационные приемы» | ||||||
1. Комбинационные приемы: « Жертва», « Связывание» - обучение игре в шашки. .(2 занятия) 2. Практическое закрепление материала « Жертва», « Связывание» - обучение игре в шашки .(2 занятия) 3. Использование дополнительного темпа. Комбинационный прием: «Размен». - обучение игре в шашки .(2 занятия) 4. Практическое закрепление материала. - тренировка игры в шашки .(2 занятия) | знакомство с основными механизмами игры в шашки; - помочь детям овладеть основами шашечной игры; - расширить кругозор относительно правил игры. - Учить скоростному анализу, приучать быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях. - Развивать способность предугадывать ход соперника. | - способен правильно располагать доску между партнѐрами; правильно располагать фигуры перед игрой; | ||||
Итого: | 8 занятий | |||||
Январь Тема блока: «Как ходят шашки. Закрепление» | ||||||
1. Комбинационный прием: « Шлагбаум». - обучение игре в шашки. .(2 занятия) 2. Практическое закрепление материала. - тренировка игры в шашки. .(2 занятия) 3. Достижение выгодной оппозиции. - - повторение правил игры в русские шашки; - обучение игре в шашки. .(2 занятия) 4. Комбинационные приемы: «Треугольник Петрова». «Столбняк». - тренировка игры в шашки. .(2 занятия) | знакомство с основными механизмами игры в шашки; - помочь детям овладеть основами шашечной игры; - расширить кругозор относительно правил игры. - Учить скоростному анализу, приучать быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях. - Развивать способность предугадывать ход соперника. | - владеет шашечными терминами: белое и чѐрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнѐры, начальное положение, ход, взятие, ничья; | ||||
Итого: | 8 занятий | |||||
Февраль Тема блока: «Как ходят шашки. Закрепление» | ||||||
1. Практическое закрепление материала. - тренировка игры в шашки .(2 занятия) 2. Дидактические игры и упражнения (закрепление): «Шашки на прогулке» «Волшебные ходы» «Путешествие по шашечному полю» .(2 занятия) 3. Комбинационные приемы: «Трамплин» « Круговой удар». .(2 занятия) - обучение игре в шашки 4. Практическое закрепление материала. - тренировка игры в шашки. .(2 занятия) | 1.Познакомить детей с правилами игры в шашки. 2. Формировать знания правил игры в шашки. 3. Способствовать формированию дружелюбного отношения друг к другу во время игры. 4.Продолжать учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами. | - решает простые шашечные задачи - знает правила хода. | ||||
Итого | 8 занятий | |||||
Март Тема блока: «Комбинационные приемы» | ||||||
1. Комбинационный прием: «Растяжка и оттяжка», «Самоограничение», «Мостик Каулена». - обучение игре в шашки .(2 занятия) 2. Соревнование по шашкам между игроками .(2 занятия) 3. Комбинационные приемы: «Турецкий удар », «Распорка». - обучение игре в шашки. .(2 занятия) 4. Дидактические игры и упражнения: «Расставь на доске» «Белые против черных» «Путешествие» (фигуры путешествуют по доске) .(2 занятия) | 1.Продолжать формировать представления о понятие – ход. 2.Закреплять правильное умение ходов шашками в игре. 3.Способствовать формированию активной речи, логики у детей. 3.Продолжать закреплять КГН. 4.Формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. | - овладевает первоначальными знаниями и элементарными представлениями, - Ориентируется на шашечной доске; | ||||
Итого | 8 занятий | |||||
Апрель Тема блока: «Дамка» | ||||||
1. Практическое закрепление материала. - тренировка игры в шашки. .(2 занятия) 2. Дидактические игры и упражнения: «Волшебная фигура» «Путешествие Дамки» .(2 занятия) 3.Комбинационные приемы: «Контрудар», «Стрела». - обучение игре в шашки .(2 занятия) 4. Дидактические игры и упражнения (закрепление): «Волшебная фигура» «Путешествие Дамки» 3. «Волшебный ход дамки» .(2 занятия) | 1.Познакомить детей с новым понятием – дамка. 2.Сформировать значение дамки. 3.Объяснить и показать в игре что такое – дамка. 4.Способствовать правильному произношению слова – дамка. 5.Учить детей пользоваться терминами при игре. | - решает простые шашечные задачи | ||||
Итого | 8 занятий | |||||
Май Тема блока: «Игра смелых – партия» | ||||||
1. Практическое закрепление материала. - тренировка игры в шашки. .(2 занятия) 2. Комбинационный приемы: «Лестница», «Запирание» - обучение игре в шашки. .(2 занятия) 3. Дидактические игры и упражнения: «Шашки против шашек» «Белые и черные» .(2 занятия) 4. Практическое закрепление материала. - тренировка игры в шашки. .(2 занятия) | 1.Познакомить детей с новым понятием – партия. 2.Научить детей определять результаты партии. 3.Формировать дружелюбное отношению друг к другу и положительное отношение к игре. 4.Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным. | - правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь, - применяет правила игры. | ||||
Итого | 8 занятий | |||||
Июнь Тема блока: «Игра в партию» | ||||||
1. Комбинационный приемы: «Ловушка», «На распутье». - обучение игре в шашки .(2 занятия) 2. Дидактические игры и упражнения: «Расставь на доске» «Белые против черных» «Волшебные ходы» «Дамка» .(2 занятия) 3. «Подготовка к шашечному турниру» .(2 занятия) 4. Практическое закрепление материала. - тренировка игры в шашки. .(2 занятия) | 1.Закреплять знания у детей начального этапы игры в партию. 2.Продолжать закреплять правильные ходы шашек. 3.Продолжать развивать знания о цели игры и результатах партии. 4.Воспитывать уважительное отношение к сопернику. | - применять на практике - правила игры, - следить за ходами противника, поправлять, - решать простейшие комбинации, | ||||
Итого | 8 занятий | |||||
Июль Тема блока: «Шашечное королевство» | ||||||
1. «Подготовка к шашечному турниру» (закрепление) .(2 занятия) 2. Дидактические игры: «Путешествие в сказочное королевство» (закрепление) «Белые против черных» .(2 занятия) 3. Практическое закрепление материала. .(2 занятия) - тренировка игры в шашки 4. Практическое закрепление материала « Жертва», «Связывание» - обучение игре в шашки. .(2 занятия) | 1.Закреплять знания о правилах игры в шашки. 2.Закреплять знания о горизонтальных, вертикальных дорожках и диагонали, правил ходов шашек. 3.Продолжать повторять правила поведения во время игры в шашки. 4.Продолжать формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. | - овладевает первоначальными знаниями и элементарными представлениями, Ориентируется на шашечной доске; | ||||
Итого | 8 занятий | |||||
Август Тема блока: «Шашечный турнир» | ||||||
1. Соревнования между игроками, шашечные встречи, .(2 занятия) 2. «Шашечный турнир» 3. Дидактические игры: «Путешествие в сказочное королевство» (закрепление) «Белые против черных» .(3 занятия) 4. Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии (Закрепление) .(2 занятия) | 1.Подведение итогов знаний, умений и навыков детей в игре в шашки. 2.Анализ проделанной работы, достигнутые результаты, сравнивание с начальной целью. 3.Способствовать развитию и совершенствованию мыслительных операций. | - владеет шашечными терминами: белое и чѐрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнѐры, начальное положение, ход, взятие, ничья; | ||||
Итого | 8 занятий |
4. Содержание программы.
Данная программа направлена: на обогащение досуговой деятельности детей 5-7 летнего возраста, а так же на: расширение кругозора, пополнения знаний, активизирование мыслительной деятельности дошкольника, умение ориентироваться на плоскости;
- тренировку логического мышления и памяти, наблюдательности и внимания,
- вырабатывать у детей настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.
Данная культурно - досуговая деятельность позволяет ребенку раскрыться, ведь играя, ребенок живет в особом мире; изящество и красота отдельных ходов, комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой, стимулирует к занятию другими видами спорта. Согласно всем известной поговорке: «Чтоб гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Игра в шашки способствует всестороннему развитию.
Методы и приемы
Учебные занятия по данной программе проводятся со всеми детьми, по группам и индивидуально.
Методы организации занятий:
Словесные: лекция; беседа; рассказ; сказка; объяснение педагога; теоретические и судейские семинары; анализ партий и типовых позиций. Наглядные: показ видеоматериалов; показ педагога; работа с демонстрационной доской; консультационные партии, матчи.
Практические: конкурс решения комбинаций, этюдов, задач; тесты; сеанс одновременной игры; игра вслепую; тренировочные партии, матчи; квалификационные турниры; экскурсия; доклады обучающихся.
Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала (теория).
Затем, как правило, следует игровая часть занятия, то есть непосредственно сама шашечная игра (практика), и подведение итогов - озвучивание результатов и другое.
Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой форме, в виде практических занятий, на которых обучающиеся играют, анализируют, выполняют различные логические задачи, решают задания на память, внимание.
Особенностью методики проведения занятия является разнообразие активных видов детской деятельности, а именно формы тренировочных занятий должны быть многообразными, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость. Тренировки следует варьировать, комбинировать из отдельных элементов: решение заданий, матчи, конкурсы, турниры, анализ партий.
Главнейшая задача - избегать утомительного однообразия, поддерживать у детей интерес.
1. Применение «рейтинг-листа». «Рейтинг-лист» - таблички с фамилиями детей, вывешиваются на стенде под номерами, соответствующими соотношению сил в коллективе. С середины года почти на каждой тренировке обучающиеся могут сыграть матч. Даже 15-16 место - это тоже важно. Перераспределение мест происходит после каждого турнира, вызывая обычно большое оживление. Это используется для стимулирования спортивного интереса.
2. Применение элемента сказки. На занятиях применяется элемент сказки - это самый действенный и эффективный способ донести до обучающихся в данном возрасте информацию о русских шашках.
3. Разнообразие методов и форм организации игровой (практической) части занятия. Чрезвычайно важно уметь разнообразить игровую часть занятия. Можно сделать так: участники тренировочной группы разбиваются на шестёрки и турнир организовывается по круговой системе. Победителю вручается турнирная таблица. Такой подход стимулирует увеличение посещаемости занятий и приучает к порядку (таблицу терять нельзя).
4. С середины года необходимо введение индивидуальных дневников обучающихся. В данной программе используются дневники с оценочной пятибалльной системой: картонная открытка, внутри пустая, а снаружи оформление дневника предоставляется индивидуально каждому ребёнку (на шашечную тему).
Методы проведения игровых встреч: - словесный: рассказ, беседа, объяснение; - наглядный, иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске; - практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, турнир, работа над ошибками.
Краткий список терминов игры шашки
Простая - обычная шашка (не дамка)
Бортовые — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски
Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски
Дамка – шашка, достигшая дамочных полей
Ход - передвижение шашки с одною поля на другое
Тихий ход или темп - простое перемещение шашки
Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника
Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар
Дебют - первая стадия партии вовремя которой соперники стремится наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующие операций
Миттельшпиль - серединная часть партии (после 7 – 12 ходов), в которую переходит ее дебютная часть
Эндшпиль – заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остается не более чем по шесть шашек (иди позиция смолам числом шашек)
5. Годовой календарный график.
Продолжительность учебного года | 1.09. 2018 – 31.08.2019 |
Продолжительность образовательного процесса | 68 недель |
Режим работы | 2 раза в неделю во второй половине дня |
Выходные | Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации |
Каникулы | 01.01.2019 – 11.01.2019 |
Педагогическая диагностика | 25.05.2019 – 31.05.2019 |
Количество занятий | В неделю 2 |
В месяц 8 | |
В год 88 |
6. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Дополнительно образовательная программа «Умные шашки» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество часов 88 часа. Групповая форма работы. Дополнительной платной услугой может воспользоваться любой желающий. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будет Итоговый турнир.
Цель турнира:
- Подвести практический итог проведенных занятий.
- создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Дать детям возможность продемонстрировать свои умения.
- Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
- Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
- Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать.
7. Планируемые результаты
По окончании обучения дети овладевают :
- шашечными терминами – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
- дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
- правилами игры – выявляется путем опроса и игры с воспитателем.
- стадиями игры - выявляется путем опроса и игры с воспитателем.
Основными тактическими приемами:
блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем
решениями комбинаций на диаграммах и шашечной доске.
К концу учебного года ребенок будет уметь:
- ориентироваться на шашечной доске,
- правильно помещать доску между партнерами,
- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
- применять на практике правила игры,
- следить за ходами противника, поправлять,
- решать простейшие комбинации,
- расставлять позиции с заданными условиями,
- рассчитывать соотношение сил.
8. Оценочные и методические материалы.
Способ проверки результатов.
Результативность обучения по программе «Умные шашки» определяется с помощью устного опроса, задач-тестов, конкурса по решению простых комбинаций.
Входной контроль осуществляется только в начале учебного года в виде устного опроса.
Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде задач-тестов. Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде турнира.
Итоги реализации дополнительной образовательной развивающей программы «Умные шашки» можно проводить на открытых занятиях для родителей, во время участия в конкурсах, соревнованиях, турнирах.
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
1. Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную шахматную доску.
2. Игра «Пятый лишний». На карточках шахматные фигуры, пешки, фишки и т.д. Найти лишнюю фигуру.
3. Игра «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек. Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.
4. Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.
5. Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.
6. Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.
7. Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»?
8. Игра «Узнай по описанию». Описывается фигура, дети угадывают.
Список литературы
1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
6. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
7. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
8. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
9. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
10. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
11. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
12. Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.
13. В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/д: Феникс, 2010. – 137 с.
14. Голиков А.И. Развитие математического мышления средствами динамических игр преследования. – Новосибирск: Наука, 2002.
15. Костров В.В., Рожков П.П. Тысяча шахматных задач. Архангельск, изд. «Правда Севера», 2012.
16. Москалев В.А. Шахматная тетрадь для дошкольников: рисуем ходы, осваиваем правила игры. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012
17. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. – Изд 12-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012
18. Погрибной В.К. Шашки для детей. – Изд.4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
19. Журнал «Справочник старшего воспитателя», май 2012. Статья Васиной Е.В. Использование мультимедийных презентаций в процессе ознакомления детей с противопожарными правилами.
20. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
21. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дош-кольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
Интернет источники:
http://ds25-stupino.ru/doc/shashki.pdf
http://ds47.detkin-club.ru/editor/32/files/5c23e21cbfa9c8f175004a021fecd3b1.pdf
http://147детсад.рф/files/nav/igraem%20shashki.pdf
https://edu.tatar.ru/upload/storage/org3610/files/Кружок%20Веселые%20шашки-гр_Ромашки.pdf
Приложение:
Упражнения разминки:
«Дружные братья»
1.Ну-ка, братцы за работу,
Покажи свою охоту
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить
А тебе воду носить,
А тебе обед варить
А тебе хлеба месить.
2. Руки сжаты в кулак.
Разгибать большие пальцы
Разгибать указательные пальцы
Разгибать средние пальцы
Разгибать безымянные пальцы
Разгибать мизинцы
3. «Этот пальчик»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
Поочередно загибать пальцы в кулачок
4. «Алые цветки»
Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.
Игра"Тень"
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два
ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй
ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия
первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за
красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.
Игра"Запретный номер"
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети
стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники
считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.
Игра "Вот он какой"
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок
без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и
формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой,
заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.
Дидактические игры и упражнения:
«Черно-белая доска», «Шашки в домиках» Пальчиковая гимнастика «Шашки», «Путешествие» «Составь доску» «Расположи шашки» «Волшебная доска» «В гостях у шашки» Ракеты «Чего не стало?» «Что изменилось?» «Две дорожки» «Разные дорожки» «Диагональ белая и черная» «Нарисованные горизонтальные, вертикальные и диагональные дорожки» «Шашки на прогулке» «Волшебные ходы» «Путешествие по шашечному полю» «Волшебная фигура» «Путешествие Дамки» «Волшебный ход дамки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-743115-1453723621.jpg)
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563810-1421168503.jpg)
Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"
Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/12/picture-998847-1676175692.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «Умные шашки»
Дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняш...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-1243608-1587637263.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа «Умные шашки» для детей 5-7 лет
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наря...