Дополнительная программа «Умные шашки»
материал (старшая группа)

Болденко Виктория Валерьевна

Представляемая программа - это не только способ обучения игре в шашки, но и средство образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           СОГЛАСОВАННО                                               УТВЕРЖДАЮ

Решением педагогического совета            Директор Детского сада «Светлячок»

№__________от_____________                      ______________________   О.В.Лазарева

                                                                        «_____» _______________________2018

Дополнительно образовательная программа

 «Умные шашки» для детей 5 - 7 лет

Составитель: Болденко Виктория Валерьевна, воспитатель

Заводоуковск 2018

Содержание.

1. Пояснительная записка….…….......................................................................3

2. Цели и задачи………………............................................................................5

3. Учебно–тематический план……….………………………............................6

4. Содержание программы…………………………..........................................11

5. Годовой календарный учебный график …………………...........................13

6. Организационно – педагогические условия реализации программы........14

7. Планируемые результаты................................................................................14

8. Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания усвоения программы, условия реализации программ......................................15

9. Список литературы……………………………………………………………18

Приложение………………………………………………………………………19

                                        1. Пояснительная записка

       Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.

       Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

        Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):

       «В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным, потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».

        Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.

       Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

      Представляемая программа - это не только способ обучения игре в шашки, но и средство образования.

      Данная программа позволяет объединить развлечение с обучением. Обучение в процессе игры создает комфортные условия для усвоения учебного материала.

      В игре ребёнку легче социализироваться в общество, т. к. здесь нет назидательности. Тем не менее, умная игра, заставляющая включить внимание, интеллект и волю к победе - незаменима.

      Данная программа актуальна, потому что шашки позволяют развить воображение, фантазию, зрительную память, мышление и восприятие нового предмета, тонкий вкус и сознательный контроль над своими чувствами. Отличительной особенностью данной программы является развитие мышления и понимания через игру в шашки, формирование желания заниматься шашками углубленно и достичь спортивных высот в этом виде спорта.

       Программа является основным курсом изучения шашечной игры и дает фундаментальные знания по основам теории русских шашек.      

       Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

      Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

       Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.

2. Цели и задачи

Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение основам шашечной игры;
  • обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

  • воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности;
  • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
  • научить оценивать свои и чужие поступки.

Эстетические:

  • играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическое:

  • осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

3. Учебно-тематический план.

Тема

Цели и задачи

Результат

Октябрь

Тема блока: « В загадочной стране шашечки»

1. Путешествие в страну шашек.

- Знакомство детей с историей шашек;

- Чтение сказки

« Приключение Шашечки» (1 занятие)

2. Шашечная доска.

- Демонстрация детям шашечной доски;

- Рассказ о строение шашечной доски (1 занятие0

3. Как ходят шашки.

- Познакомить детей с первоначальной расстановкой шашек;(1 занятия)

4. Практическое закрепление материала « Как ходят шашки.»(1 занятия)

- заинтересовать детей, игрой в шашки,

- сформировать элементарное представление о шашках,

-  познакомить с историей шашек

- Дети уверенно чувствуют себя с другими сверстниками, не отвлекаться во время работы педагога.

- Дети самостоятельно

Расставляют шашки на поле, могут ориентироваться на шашечной доске

5. Основные правила шашечной игры. Инвентарь.

- знакомство детей с правилами игры в шашки: - «Бить обязательно», - «Взятие»;

- обучение игре в шашки. 

6. Ходы шашек и дамок.

- знакомство детей с правилами игры в шашки: - «Тронул – ходи», - «Отнял руку – ход сделан»;

- обучение игре в шашки.

- Знакомство с таблицей шашечного турнира.

7. Различны виды ничьей.

- беседа «Как правильно себя вести во время игры в шашки?»;

- обучение игре в шашки.

8. Практическое закрепление материала« Основные правила шаечной игры.»

- познакомить детей с основным сводом шашечных правил, инвентарем шашиста.

- Дети самостоятельно

Расставляют шашки на поле, могут ориентироваться на шашечной доске

Итого

8 занятий

Ноябрь

Тема блока: « Шашечные дороги»

1. Как начинать партию. Цели игры и определение результата партии

- обучение игре в шашки.(2 занятия)

2. Делаем наилучшие ходы.

- беседа «Дорожки и тропинки» (закрепление понятий: горизонтали, вертикали и диагонали; знакомство с понятиями: большая дорога, двойник, дамочные поля); .(2 занятия)

3. Простые комбинации.

 - дидактическая игра «Весёлая прогулка» (знакомство «Шашечной азбуки»); .(2 занятия)

- обучение игре в шашки.

4. Соревнование по шашкам  между игроками. Старших групп

.(2 занятия)

- познакомить детей с наиболее эффективными ходами, основными приемами шашечной борьбы.

 - самостоятельно расставляют шашки,

- ориентируются на шашечной доске,

-могут отличать горизонталь и вертикаль

Итого

8 занятий

Декабрь

Тема блока: «Комбинационные приемы»

1. Комбинационные приемы: « Жертва», « Связывание»

- обучение игре в шашки.

.(2 занятия)

2. Практическое закрепление материала « Жертва», « Связывание» - обучение игре в шашки .(2 занятия)

3. Использование дополнительного темпа. Комбинационный прием:

«Размен».

- обучение игре в шашки

.(2 занятия)

4. Практическое закрепление материала.

- тренировка игры в шашки

.(2 занятия)

знакомство с основными механизмами игры в шашки;

- помочь детям овладеть основами шашечной игры;

- расширить кругозор относительно правил игры.

- Учить скоростному анализу, приучать быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях.

- Развивать способность предугадывать ход соперника.

- способен правильно располагать доску между партнѐрами; правильно располагать фигуры перед игрой;

Итого:

8 занятий

Январь

Тема блока: «Как ходят шашки. Закрепление»

1. Комбинационный прием: « Шлагбаум».

-  обучение игре в шашки.

.(2 занятия)

2. Практическое закрепление материала.

- тренировка игры в шашки.

.(2 занятия)

3. Достижение выгодной оппозиции. - - повторение правил игры в русские шашки;

-  обучение игре в шашки.

.(2 занятия)

4. Комбинационные приемы:              «Треугольник Петрова». «Столбняк». - тренировка игры в шашки.

.(2 занятия)

знакомство с основными механизмами игры в шашки;

- помочь детям овладеть основами шашечной игры;

- расширить кругозор относительно правил игры.

- Учить скоростному анализу, приучать быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях.

- Развивать способность предугадывать ход соперника.

- владеет шашечными терминами: белое и чѐрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнѐры, начальное положение, ход, взятие, ничья;

Итого:

8 занятий

Февраль

Тема блока: «Как ходят шашки. Закрепление»

1. Практическое закрепление материала.

- тренировка игры в шашки

.(2 занятия)

2. Дидактические игры и упражнения (закрепление): «Шашки на прогулке» «Волшебные ходы» «Путешествие по шашечному полю» .(2 занятия)

3. Комбинационные приемы: «Трамплин» « Круговой удар». .(2 занятия)

- обучение игре в шашки

4. Практическое закрепление материала.

- тренировка игры в шашки.

.(2 занятия)

1.Познакомить детей с правилами игры в шашки.

2. Формировать знания правил игры в шашки.

 3. Способствовать формированию дружелюбного отношения друг к другу во время игры.

4.Продолжать учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.

- решает простые шашечные задачи

- знает правила хода.

Итого

8 занятий

Март

Тема блока: «Комбинационные приемы»

1. Комбинационный прием: «Растяжка и оттяжка», «Самоограничение», «Мостик Каулена».

 - обучение игре в шашки

.(2 занятия)

2. Соревнование по шашкам  между игроками .(2 занятия)

3. Комбинационные приемы: «Турецкий удар », «Распорка». - обучение игре в шашки.

.(2 занятия)

4. Дидактические игры и упражнения:

«Расставь на доске»

«Белые против черных» «Путешествие» (фигуры путешествуют по доске)

.(2 занятия)

1.Продолжать формировать представления о понятие – ход.

2.Закреплять правильное умение ходов шашками в игре.

3.Способствовать формированию активной речи, логики у детей. 3.Продолжать закреплять КГН.

4.Формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

- овладевает первоначальными знаниями и элементарными представлениями,

- Ориентируется на шашечной доске;

Итого

8 занятий

Апрель

Тема блока: «Дамка»

1. Практическое закрепление материала. - тренировка игры в шашки. .(2 занятия)

2. Дидактические игры и упражнения:

«Волшебная фигура» «Путешествие Дамки»

.(2 занятия)

3.Комбинационные приемы: «Контрудар», «Стрела».

- обучение игре в шашки

.(2 занятия)

4. Дидактические игры и упражнения (закрепление): «Волшебная фигура» «Путешествие Дамки» 3. «Волшебный ход дамки»

.(2 занятия)

1.Познакомить детей с новым понятием – дамка.

2.Сформировать значение дамки.

3.Объяснить и показать в игре что такое – дамка. 4.Способствовать правильному произношению слова – дамка.

5.Учить детей пользоваться терминами при игре.

- решает простые шашечные задачи

Итого

8 занятий

Май

Тема блока: «Игра смелых – партия»

1. Практическое закрепление материала.

- тренировка игры в шашки.

.(2 занятия)

2. Комбинационный приемы: «Лестница», «Запирание»

- обучение игре в шашки.

.(2 занятия)

3. Дидактические игры и упражнения:

«Шашки против шашек» «Белые и черные»

.(2 занятия)

4. Практическое закрепление материала.

- тренировка игры в шашки.

.(2 занятия)

1.Познакомить детей с новым понятием – партия. 2.Научить детей определять результаты партии. 3.Формировать дружелюбное отношению друг к другу и положительное отношение к игре. 4.Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным.

- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,

- применяет правила игры.

Итого

8 занятий

Июнь

Тема блока: «Игра в партию»

1. Комбинационный приемы: «Ловушка», «На распутье».

- обучение игре в шашки

.(2 занятия)

2. Дидактические игры и упражнения:

 «Расставь на доске»

«Белые против черных»

«Волшебные ходы»

«Дамка» .(2 занятия)

3. «Подготовка к шашечному турниру» .(2 занятия)

4. Практическое закрепление материала.

- тренировка игры в шашки.

.(2 занятия)

1.Закреплять знания у детей начального этапы игры в партию. 2.Продолжать закреплять правильные ходы шашек. 3.Продолжать развивать знания о цели игры и результатах партии. 4.Воспитывать уважительное отношение к сопернику.

- применять на практике - правила игры,

- следить за ходами противника, поправлять,

- решать простейшие комбинации,

Итого

8 занятий

Июль

Тема блока: «Шашечное королевство»

1. «Подготовка к шашечному турниру» (закрепление)

.(2 занятия)

2. Дидактические игры: «Путешествие в сказочное королевство» (закрепление) «Белые против черных»

.(2 занятия)

3. Практическое закрепление материала.

.(2 занятия)

- тренировка игры в шашки

4. Практическое закрепление материала « Жертва»,

«Связывание»

- обучение игре в шашки.

.(2 занятия)

1.Закреплять знания о правилах игры в шашки. 2.Закреплять знания о горизонтальных, вертикальных дорожках и диагонали, правил ходов шашек.

3.Продолжать повторять правила поведения во время игры в шашки. 4.Продолжать формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

- овладевает первоначальными знаниями и элементарными представлениями, Ориентируется на шашечной доске;

Итого

8 занятий

Август

Тема блока: «Шашечный турнир»

1. Соревнования между игроками, шашечные встречи, .(2 занятия)

2. «Шашечный турнир»

3. Дидактические игры: «Путешествие в сказочное королевство» (закрепление) «Белые против черных»

.(3 занятия)

4. Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии

(Закрепление) .(2 занятия)

1.Подведение итогов знаний, умений и навыков детей в игре в шашки. 2.Анализ проделанной работы, достигнутые результаты, сравнивание с начальной целью. 3.Способствовать развитию и совершенствованию мыслительных операций.

- владеет шашечными терминами: белое и чѐрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнѐры, начальное положение, ход, взятие, ничья;

Итого

8 занятий

4. Содержание программы.

Данная программа направлена: на обогащение досуговой деятельности детей 5-7 летнего возраста, а так же на: расширение кругозора, пополнения знаний, активизирование мыслительной деятельности дошкольника,  умение ориентироваться на плоскости;  

- тренировку логического мышления и памяти, наблюдательности и внимания,

- вырабатывать у детей настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.

    Данная культурно - досуговая деятельность позволяет ребенку раскрыться, ведь играя, ребенок живет в особом мире; изящество и красота отдельных ходов, комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой, стимулирует к занятию другими видами спорта. Согласно всем известной поговорке: «Чтоб гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Игра в шашки способствует всестороннему развитию.

Методы и приемы

       Учебные занятия по данной программе проводятся со всеми детьми, по группам и индивидуально.

Методы организации занятий:

      Словесные: лекция; беседа; рассказ; сказка; объяснение педагога; теоретические и судейские семинары; анализ партий и типовых позиций. Наглядные: показ видеоматериалов; показ педагога; работа с демонстрационной доской; консультационные партии, матчи.

     Практические: конкурс решения комбинаций, этюдов, задач; тесты; сеанс одновременной игры; игра вслепую; тренировочные партии, матчи; квалификационные турниры; экскурсия; доклады обучающихся.

     Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала (теория).

     Затем, как правило, следует игровая часть занятия, то есть непосредственно сама шашечная игра (практика), и подведение итогов - озвучивание результатов и другое.

     Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой форме, в виде практических занятий, на которых обучающиеся играют, анализируют, выполняют различные логические задачи, решают задания на память, внимание.

     Особенностью методики проведения занятия является разнообразие активных видов детской деятельности, а именно формы тренировочных занятий должны быть многообразными, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость. Тренировки следует варьировать, комбинировать из отдельных элементов: решение заданий, матчи, конкурсы, турниры, анализ партий.

      Главнейшая задача - избегать утомительного однообразия, поддерживать у детей интерес.

      1. Применение «рейтинг-листа». «Рейтинг-лист» - таблички с фамилиями детей, вывешиваются на стенде под номерами, соответствующими соотношению сил в коллективе. С середины года почти на каждой тренировке обучающиеся могут сыграть матч. Даже 15-16 место - это тоже важно. Перераспределение мест происходит после каждого турнира, вызывая обычно большое оживление. Это используется для стимулирования спортивного интереса.

     2. Применение элемента сказки. На занятиях применяется элемент сказки - это самый действенный и эффективный способ донести до обучающихся в данном возрасте информацию о русских шашках.

     3. Разнообразие методов и форм организации игровой (практической) части занятия. Чрезвычайно важно уметь разнообразить игровую часть занятия. Можно сделать так: участники тренировочной группы разбиваются на шестёрки и турнир организовывается по круговой системе. Победителю вручается турнирная таблица. Такой подход стимулирует увеличение посещаемости занятий и приучает к порядку (таблицу терять нельзя).

     4. С середины года необходимо введение индивидуальных дневников обучающихся. В данной программе используются дневники с оценочной пятибалльной системой: картонная открытка, внутри пустая, а снаружи оформление дневника предоставляется индивидуально каждому ребёнку (на шашечную тему).

      Методы проведения игровых встреч: - словесный: рассказ, беседа, объяснение; - наглядный,  иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске; - практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, турнир, работа над ошибками.

Краткий список терминов игры шашки

Простая - обычная шашка (не дамка)

Бортовые — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски

Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски

Дамка – шашка, достигшая дамочных полей

Ход - передвижение шашки с одною поля на другое

Тихий ход или темп - простое перемещение шашки

Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника

Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар

Дебют - первая стадия партии вовремя которой соперники стремится наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующие операций

Миттельшпиль - серединная часть партии (после 7 – 12 ходов), в которую переходит ее дебютная часть

Эндшпиль – заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остается не более чем по шесть шашек (иди позиция смолам числом шашек)

5. Годовой календарный график.

Продолжительность учебного года

1.09. 2018 – 31.08.2019

Продолжительность образовательного процесса

68 недель

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

01.01.2019 – 11.01.2019

Педагогическая диагностика

25.05.2019 – 31.05.2019

Количество занятий

В неделю 2

В месяц 8

В год 88

6. Организационно-педагогические условия реализации программы.

        Дополнительно образовательная программа «Умные шашки» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество часов 88 часа. Групповая форма работы. Дополнительной платной услугой может воспользоваться любой желающий. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будет  Итоговый турнир.

 Цель турнира:

-  Подвести практический итог проведенных занятий.

-  создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

-  Дать детям возможность продемонстрировать свои умения.

-  Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.

-   Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.

-   Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать.

7. Планируемые результаты

По окончании обучения дети овладевают :

- шашечными терминами – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,

- дамочные  поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.

- правилами игры – выявляется путем опроса и игры с воспитателем.

- стадиями игры - выявляется путем опроса и игры с воспитателем.

Основными тактическими приемами:

блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем

решениями комбинаций на диаграммах и шашечной доске.

К концу учебного года ребенок будет уметь:

- ориентироваться на шашечной доске,

- правильно помещать доску между партнерами,

- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,

- применять на практике правила игры,

- следить за ходами противника, поправлять,

- решать простейшие комбинации,

- расставлять позиции с заданными условиями,

- рассчитывать соотношение сил.

8. Оценочные и методические материалы.

Способ проверки результатов.

      Результативность обучения по программе «Умные шашки» определяется с помощью устного опроса, задач-тестов, конкурса по решению простых комбинаций.

     Входной контроль осуществляется только в начале учебного года в виде устного опроса.

     Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде задач-тестов. Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде турнира.

     Итоги реализации дополнительной образовательной развивающей программы «Умные шашки» можно проводить на открытых занятиях для родителей, во время участия в конкурсах, соревнованиях, турнирах.

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

  1. Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную шахматную доску.

 2. Игра «Пятый лишний». На карточках шахматные фигуры, пешки, фишки и т.д. Найти лишнюю фигуру.

 3. Игра «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек. Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.

 4. Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.

5. Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.

 6. Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.

 7. Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»?

 8. Игра «Узнай по описанию». Описывается фигура, дети угадывают.

Список литературы

1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.

2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.

3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.

4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.

5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.

6. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.

7. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

8. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.

9. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.

10. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.

11. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.

12. Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.

13. В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/д: Феникс, 2010. – 137 с.

14. Голиков А.И. Развитие математического мышления средствами динамических игр преследования. – Новосибирск: Наука, 2002.

15. Костров В.В., Рожков П.П. Тысяча шахматных задач. Архангельск, изд. «Правда Севера», 2012.

16. Москалев В.А. Шахматная тетрадь для дошкольников: рисуем ходы, осваиваем правила игры. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012

17. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. – Изд 12-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012

18. Погрибной В.К. Шашки для детей. – Изд.4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.

19. Журнал «Справочник старшего воспитателя», май 2012. Статья Васиной Е.В. Использование мультимедийных презентаций в процессе ознакомления детей с противопожарными правилами.

20. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

21. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дош-кольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

Интернет источники:

http://ds25-stupino.ru/doc/shashki.pdf

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/03/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-umnye-shashki

http://ds47.detkin-club.ru/editor/32/files/5c23e21cbfa9c8f175004a021fecd3b1.pdf

http://147детсад.рф/files/nav/igraem%20shashki.pdf

https://edu.tatar.ru/upload/storage/org3610/files/Кружок%20Веселые%20шашки-гр_Ромашки.pdf

Приложение:

Упражнения разминки:

«Дружные братья»

 1.Ну-ка, братцы за работу, 
Покажи свою охоту 
Большаку дрова рубить, 
Печи все тебе топить 
А тебе воду носить, 
А тебе обед варить 
А тебе хлеба месить.

2. Руки сжаты в кулак. 
Разгибать большие пальцы
Разгибать указательные пальцы
Разгибать средние пальцы
Разгибать безымянные пальцы 
Разгибать мизинцы

3. «Этот пальчик»

Этот пальчик - дедушка, 
Этот пальчик - бабушка, 
Этот пальчик - папочка, 
Этот пальчик - мамочка, 
Этот пальчик - наш малыш! 

Поочередно загибать пальцы в кулачок

4.  «Алые цветки»
Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

Игра"Тень"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два

ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй

ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия

первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за

красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.

Игра"Запретный номер"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети

стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники

считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.

Игра "Вот он какой"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок

без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и

формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой,

заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

Дидактические игры и упражнения:

«Черно-белая доска», «Шашки в домиках» Пальчиковая гимнастика «Шашки», «Путешествие» «Составь доску» «Расположи шашки»  «Волшебная доска»  «В гостях у шашки» Ракеты «Чего не стало?» «Что изменилось?» «Две дорожки» «Разные дорожки» «Диагональ белая и черная» «Нарисованные горизонтальные, вертикальные и диагональные дорожки» «Шашки на прогулке» «Волшебные ходы» «Путешествие по шашечному полю» «Волшебная фигура» «Путешествие Дамки»  «Волшебный ход дамки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"

Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...

Дополнительная общеобразовательная программа «Умные шашки»

        Дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняш...

Программа "Умные шашки"

Программа "Умные шашки" для детей 5-6 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа «Умные шашки» для детей 5-7 лет

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наря...