Мероприятие непосредственной образовательной деятельности про социально-коммуникативному развитию.
методическая разработка (старшая группа)

Золотухина Надежда Валерьевна

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Тема «Семья» всегда была представлена в программах дошкольного образования. Но на современном этапе ознакомление дошкольника с семьёй выделен большой раздел в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Не случайно теперь объединены понятия «патриотизм, гражданственность и семья». Нельзя вырастить патриота и гражданина своей страны, не заложив в нём основ любви и интереса к происхождению, развитию и истории своей семьи.   

 Представленная образовательная ситуация – один из видов систематической работы, цель которой  - помочь ребенку-дошкольнику принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребёнок может сделать для своих родных, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь.                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_situatsiya_otkrytoe_sots_kom.docx28.77 КБ
Файл teh.karta_.docx29.25 КБ
Файл prezent._k_zanyatiyu1.pptx848.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие непосредственной образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Семейное древо - родословная»

Основные цели: Сформировать элементарные представления о «семейном дереве», актуализировать представления о семье, родословной, родственных   отношениях. Создать условия для познавательной и конструктивной деятельности детей в ходе знакомства с семейным древом.

Дидактические материалы и оборудование: Интерактивная доска, мольберт – 1 шт., ноутбук, столы, стулья для детей, тарелочки для раздаточного материала + фотографии членов семей детей – 8шт, листы с изображением дерева- 8 шт., ватман с изображением семейного древа, конверт, портреты членов семьи Елисея, клей – карандаш, подстилки на столы, салфетки, мяч, 3 пирамидки, палочки Кюизенера.

Краткая аннотация к работе: Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Тема «Семья» всегда была представлена в программах дошкольного образования. Но на современном этапе ознакомление дошкольника с семьёй выделен большой раздел в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Не случайно теперь объединены понятия «патриотизм, гражданственность и семья». Нельзя вырастить патриота и гражданина своей страны, не заложив в нём основ любви и интереса к происхождению, развитию и истории своей семьи.    

 Представленная образовательная ситуация – один из видов систематической работы, цель которой  - помочь ребенку-дошкольнику принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребёнок может сделать для своих родных, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь.                                                                                  

Ход образовательной ситуации

  1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи:

мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель собирает около себя детей: на ИД

-Гонец Елисей из мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» прислал нам сообщение. Хотите узнать, о чём он говорит?

1слайд:

«Низкий вам поклон, дорогие детушки! Обращаюсь я к вам за помощью. Полюбил я прекрасную Забаву Путятичну. Хочу я на ней жениться, да только дядя её, Великий Князь, не даёт своего согласия. Чтобы жениться на Забаве, я должен показать Князю свою семью, составить родословную. А я не знаю, что это. Помогите мне, пожалуйста!»

Целеполагание

- Хотите помочь Елисею?

Сможете это сделать?

  1. Актуализация знаний

Дидактические задачи:

  1. актуализировать представления о семье, родословной, родственных   отношениях;  

воспитывать любовь к своей семье, интерес и уважение к своей родословной.

-Что такое семья?

- Как вы думаете, для чего нужна семья?

-Назовите членов своей семьи.

Игра «Угадай, кто я?» 

Воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть в игру «Угадай, кто я!».  Педагог задаёт вопрос и кидает мяч детям по очереди:

-Ты моя сестра, кто я?

-Ты моя дочь, кто я?

-Ты мой папа, кто я?

-Я брат твоей мамы, кто я?

-Ты мой племянник, кто я?

-Я мама твоей мамы, кто я?

-Я папа твоего папы, кто я?

-Я мама твоей бабушки, кто я?

Педагог обращает внимание детей на то, что на столах что-то лежит. Воспитатель предлагает детям подойти  к столу, выкладывает содержимое конверта на стол.

-Как вы думаете, кто это? (Семья Елисея)

Дети садятся на стулья

-Елисей просит помочь составить его родословную.

-Что называют родословной?

-Как вы думаете, для чего нужна родословная?

    3.Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о родословной;

2)формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

-Вы знаете, что нужно сделать, чтобы Елисей смог показать свою родословную князю?

-Можем мы сейчас помочь Елисею?

-Почему не можем?

-Что нам нужно узнать?

-Откуда это можно узнать?

    4.Открытие нового знания

Дидактические задачи:

1)сформировать представление о «семейном древе»;

2)формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

1) Фрагмент мультфильма, беседа по окончании ролика.

-Чтобы помнить своих родственников люди придумали изображать родословную в виде «Семейного дерева» или говорят: «Семейного древа».

-Чем «Семейное дерево» похоже на обычное дерево?

-Только растут на «Семейном дереве» не плоды, а портреты членов семьи!

У самого корня бабушки и дедушки.

-Как вы думаете, почему бабушек и дедушек разместили ближе к корню?

-Кто, по вашему мнению, будет размещён на «Семейном дереве» чуть выше?

- Кого разместим на «Семейном дереве» ещё выше?

-А чьи портреты окажутся на самой макушке «Семейного дерева»?

-Теперь мы сможем помочь Елисею?

-Что для этого нужно сделать?        

        2)Фиксация нового знания: коллективная работа        

Воспитатель предлагает изобразить семейное дерево Елисея.

-У нас есть портреты членов семьи Елисея, есть и изображение дерева.

-Кого мы первым поместим на семейное древо?

-Кого следующего? (дети, по очереди, наклеивают членов семьи на дерево)

-Получилось у нас «семейное дерево» Елисея?

- Можем мы теперь отослать родословную Елисею?

     5. Включение нового знания в систему знаний и умений

Часть 1

Моделирование родословной на выбор: с помощью пирамидок или палочек Кюизенера.

Дидактические задачи:

1) способствовать развитию образного мышления, позволяющего замещать объекты, умения устанавливать связи;

-Покажите с помощью пирамидки или палочек, как располагают родственников в родословной?

Ребёнок собирает пирамидку, рассказывает, что самое большое кольцо – это бабушки и дедушки, кольцо поменьше мамы и папы и т.д. или раскладывает палочки Кюизенера от большей к меньшему.

Часть2

Продуктивная деятельность «Мое» семейное древо»

Дидактические задачи:

1) актуализировать представления о семье, родословной, родственных   отношениях;

2) воспитывать интерес к своей родословной.

-Хотите создать своё «семейное дерево»?

На столах есть всё необходимое, чтобы вырастить своё «семейное древо».

Дети делают свое «семейное древо». Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.

Рассматривание работ

Дети с работами встают полукругом, рассказывают о своем «семейном древе».

-Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились. Чем больше родственников, тем сильнее семья.

      6. Осмысление

Дидактические задачи:

1) фиксировать достижение «детской» цели;

2) создать ситуацию успеха.

-Смогли мы помочь Елисею?

-Чем мы ему помогли?

-Почему нам удалось помочь Елисею?


Литература:

1.Коломийченко Л.В. «Дорогою добра». Программа социально-коммуникативного развития детей 3-7 лет. —М: Издательство «Сфера», 2015.

2.Коломийченко Л. В. Методические пособия к программе «Дорогой света и добра» для всех возрастных групп детского сада. —М: Издательство «Сфера», 2014.

3. Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э Технология «Ситуация» как инструмент формирования у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности. // Сб. «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспектива» // Материалы X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспектива», Челябинск: РЕКПОЛ, 2012 – 416 стр.

4.Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. / Под ред. Л.Л. Тимофеевой. – М.: Педагогическое общество России, 2013.

5.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.



Предварительный просмотр:

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)

ул .Ленина, дом 14, п. Пангоды, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629757 телефоны: факс 8(34995)6-29-66  заведующий,  8(34995)6-06-53 медкабинет; Е-mail: iskorkapangod@mail.ru,  ОГРН 1148903000102, ИНН/КПП 8903033682/890301001,ОКПО 31427844, р\с 40701810471863000002 РКЦ НАДЫМ г. НАДЫМ

Технологическая карта

мероприятия непосредственной образовательной деятельности

для детей старшей группы

Тема: «Семейное древо - родословная»

Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие»

Автор:

Золотухина Надежда Валерьевна

п. Пангоды,  2019г.


Технологическая карта НОД

Образовательная область

Социально-коммуникативное развитие

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

Образовательная ситуация с дошкольниками

Тема НОД

«Семейное древо - родословная»

Цель

Сформировать элементарные представления о «семейном дереве», актуализировать представления о семье, родословной, родственных   отношениях. Создать условия для познавательной и конструктивной деятельности детей в ходе знакомства с семейным древом.

Задачи

Образовательные: формировать представление о семейном древе – родословной.

Развивающие: развивать у детей умение составлять связные рассказы о своей семье на основании семейного древа;

Воспитательные: Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью, интерес и уважение к своей родословной.

Материал

Интерактивная доска, мольберт – 1 шт., ноутбук, столы, стулья для детей, тарелочки для раздаточного материала + фотографии членов семей детей – 8шт, листы с изображением дерева- 8 шт., ватман с изображением семейного древа, конверт, портреты членов семьи Елисея, клей – карандаш, подстилки на столы, салфетки, мяч, 3 пирамидки, палочки Кюизенера.

Предполагаемый результат

Дети имеют представление о понятии «Семейное древо» «Родословная»

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

Предпосылка учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

1. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель собирает около себя детей: на ИД

-Гонец Елисей из мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» прислал нам сообщение. Хотите узнать, что за послание? 1слайд: «Низкий вам поклон, дорогие детушки! Обращаюсь я к вам за помощью. Полюбил я прекрасную Забаву Путятичну. Хочу я на ней жениться, да только дядя её, Великий Князь, не даёт своего согласия. Чтобы жениться на Забаве, я должен показать Князю свою семью, составить родословную. А я не знаю, что это. Помогите мне, пожалуйста!»

- Хотите помочь Елисею? Сможете это сделать?

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, смотрят, слушают.

Принимают решение «Детская цель».

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

Этапные задачи: Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели - помочь Елисею показать свою семью, составить родословную.

2. Актуализация знаний

-Что такое семья?

- Как вы думаете, для чего нужна семья?

-Назовите членов своей семьи.        

Игра «Угадай, кто я?»

Воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть в игру «Угадай, кто я!».  Педагог задаёт вопрос и кидает мяч детям по очереди:

-Ты моя сестра, кто я?

-Ты моя дочь, кто я?

-Ты мой папа, кто я?

-Я брат твоей мамы, кто я?

-Ты мой племянник, кто я?

-Я мама твоей мамы, кто я?

-Я папа твоего папы, кто я?

-Я мама твоей бабушки, кто я?

Педагог обращает внимание детей на то, что на столе что-то лежит. Воспитатель предлагает детям подойти  к столу, выкладывает содержимое конверта на стол.

-Как вы думаете, кто это? (Семья Елисея)

Дети садятся на стулья

-Елисей просит помочь составить его родословную.

-Что называют родословной?

-Как вы думаете, для чего нужна родословная?

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстникам, наличие устойчивых познавательных интересов

Дети проявляют инициативу, умеют выражать свои мысли.

Этапные задачи: актуализировать представления о семье, родословной, родственных   отношениях;   воспитывать любовь к своей семье, интерес и уважение к своей родословной.

3. Затруднение в ситуации

-Вы знаете, что нужно сделать, чтобы Елисей смог показать свою родословную князю?

-Можем мы сейчас помочь Елисею?

-Почему не можем?

-Что нам нужно узнать?

-Откуда это можно узнать? (варианты ответов)

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

Вовлечение ребенка в целенаправленную деятельность.

Этапные задачи: 1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о родословной;  2)формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

4. Открытие нового знания или способа действий

Воспитатель: - а у меня как раз есть фрагмент мультфильма про семейное древо! Посмотрим?

1) Фрагмент мультфильма, беседа по окончании ролика.

-Чтобы помнить своих родственников люди придумали изображать родословную в виде «Семейного дерева» или говорят: «Семейное древо».

-Чем «Семейное дерево» похоже на обычное дерево?

-Только растут на «Семейном дереве» не плоды, а портреты членов семьи!

У самого корня бабушки и дедушки.

-Как вы думаете, почему бабушек и дедушек разместили ближе к корню?  - Кто, по вашему мнению, будет размещён на «Семейном дереве» чуть выше?  - А чьи портреты окажутся на самой макушке «Семейного дерева»?

-Теперь мы сможем помочь Елисею?

-Что для этого нужно сделать?        

        2)Фиксация нового знания: коллективная работа        

Воспитатель предлагает изобразить семейное дерево Елисея.

-У нас есть портреты членов семьи Елисея, есть и изображение дерева.

-Кого мы первым поместим на семейное древо?

-Кого следующего? (дети, по очереди, наклеивают членов семьи на дерево)

-Получилось у нас «семейное дерево» Елисея?

- Можем мы теперь отослать родословную Елисею?

Выполнение опыта детьми.  Сравнение результатов.

Наблюдение, анализ

Этапные задачи: сформировать представление о «семейном древе»; формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

5. Введение новых знаний в систему знаний

1. Моделирование родословной с помощью пирамидки, или палочек Кюизенера

-Покажите с помощью пирамидки, как располагают родственников в родословной?

Ребёнок собирает пирамидку, рассказывает, что самое большое кольцо – это бабушки и дедушки, кольцо поменьше ваши родители  и т.д. или раскладывает палочки Кюизенера от большей к меньшему.

2.Продуктивная деятельность «Мое» семейное древо»

-Хотите создать своё «семейное дерево»?

На столах есть всё необходимое, чтобы вырастить своё «семейное древо». Дети делают свое «семейное древо». Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.

Рассматривание работ Дети с работами встают полукругом, рассказывают о своем «семейном древе».

-Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились. Чем больше родственников, тем сильнее семья.

Разбиваются на команды

Выполняют задание

Поиск, открытие новых знаний для себя.

Этапные задачи: актуализировать представления о семье, родословной, родственных   отношениях;  воспитывать интерес к своей родословной.

6. Осмысление (итог)

-Смогли мы помочь Елисею?

-Чем мы ему помогли?

-Почему нам удалось помочь Елисею?

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

Рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

Этапные задачи: Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности. Создать ситуацию успеха.

Комментарии


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию на тему "Моя семья"

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  по социально - коммуникативному развитию  "Моя семья"...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социально коммуникативному развитию "Один дома"

Конспект написан с целью формирования  представления о безопасном поведении дома, когда ребенок остается один....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию во 2-ой младшей группе.Тема: «Девочки и мальчики»

Вашему вниманию представлен конспект занятия по гендерному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...

МАСТЕР – КЛАСС Непосредственной Образовательной Деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: «В стране Доброты»

Программное содержание:Социально-коммуникативное развитие: Вовлечь детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Страна Доброты»). Обратить внимание д...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста

Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....