Мероприятие непосредственной образовательной деятельности про социально-коммуникативному развитию.
методическая разработка (старшая группа)
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Тема «Семья» всегда была представлена в программах дошкольного образования. Но на современном этапе ознакомление дошкольника с семьёй выделен большой раздел в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Не случайно теперь объединены понятия «патриотизм, гражданственность и семья». Нельзя вырастить патриота и гражданина своей страны, не заложив в нём основ любви и интереса к происхождению, развитию и истории своей семьи.
Представленная образовательная ситуация – один из видов систематической работы, цель которой - помочь ребенку-дошкольнику принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребёнок может сделать для своих родных, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_situatsiya_otkrytoe_sots_kom.docx | 28.77 КБ |
teh.karta_.docx | 29.25 КБ |
prezent._k_zanyatiyu1.pptx | 848.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие непосредственной образовательной деятельности
Возрастная группа: старшая группа
Тема: «Семейное древо - родословная»
Основные цели: Сформировать элементарные представления о «семейном дереве», актуализировать представления о семье, родословной, родственных отношениях. Создать условия для познавательной и конструктивной деятельности детей в ходе знакомства с семейным древом.
Дидактические материалы и оборудование: Интерактивная доска, мольберт – 1 шт., ноутбук, столы, стулья для детей, тарелочки для раздаточного материала + фотографии членов семей детей – 8шт, листы с изображением дерева- 8 шт., ватман с изображением семейного древа, конверт, портреты членов семьи Елисея, клей – карандаш, подстилки на столы, салфетки, мяч, 3 пирамидки, палочки Кюизенера.
Краткая аннотация к работе: Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Тема «Семья» всегда была представлена в программах дошкольного образования. Но на современном этапе ознакомление дошкольника с семьёй выделен большой раздел в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Не случайно теперь объединены понятия «патриотизм, гражданственность и семья». Нельзя вырастить патриота и гражданина своей страны, не заложив в нём основ любви и интереса к происхождению, развитию и истории своей семьи.
Представленная образовательная ситуация – один из видов систематической работы, цель которой - помочь ребенку-дошкольнику принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребёнок может сделать для своих родных, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь.
Ход образовательной ситуации
- Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает около себя детей: на ИД
-Гонец Елисей из мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» прислал нам сообщение. Хотите узнать, о чём он говорит?
1слайд:
«Низкий вам поклон, дорогие детушки! Обращаюсь я к вам за помощью. Полюбил я прекрасную Забаву Путятичну. Хочу я на ней жениться, да только дядя её, Великий Князь, не даёт своего согласия. Чтобы жениться на Забаве, я должен показать Князю свою семью, составить родословную. А я не знаю, что это. Помогите мне, пожалуйста!»
Целеполагание
- Хотите помочь Елисею?
Сможете это сделать?
- Актуализация знаний
Дидактические задачи:
- актуализировать представления о семье, родословной, родственных отношениях;
воспитывать любовь к своей семье, интерес и уважение к своей родословной.
-Что такое семья?
- Как вы думаете, для чего нужна семья?
-Назовите членов своей семьи.
Игра «Угадай, кто я?»
Воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть в игру «Угадай, кто я!». Педагог задаёт вопрос и кидает мяч детям по очереди:
-Ты моя сестра, кто я?
-Ты моя дочь, кто я?
-Ты мой папа, кто я?
-Я брат твоей мамы, кто я?
-Ты мой племянник, кто я?
-Я мама твоей мамы, кто я?
-Я папа твоего папы, кто я?
-Я мама твоей бабушки, кто я?
Педагог обращает внимание детей на то, что на столах что-то лежит. Воспитатель предлагает детям подойти к столу, выкладывает содержимое конверта на стол.
-Как вы думаете, кто это? (Семья Елисея)
Дети садятся на стулья
-Елисей просит помочь составить его родословную.
-Что называют родословной?
-Как вы думаете, для чего нужна родословная?
3.Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о родословной;
2)формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
-Вы знаете, что нужно сделать, чтобы Елисей смог показать свою родословную князю?
-Можем мы сейчас помочь Елисею?
-Почему не можем?
-Что нам нужно узнать?
-Откуда это можно узнать?
4.Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1)сформировать представление о «семейном древе»;
2)формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
1) Фрагмент мультфильма, беседа по окончании ролика.
-Чтобы помнить своих родственников люди придумали изображать родословную в виде «Семейного дерева» или говорят: «Семейного древа».
-Чем «Семейное дерево» похоже на обычное дерево?
-Только растут на «Семейном дереве» не плоды, а портреты членов семьи!
У самого корня бабушки и дедушки.
-Как вы думаете, почему бабушек и дедушек разместили ближе к корню?
-Кто, по вашему мнению, будет размещён на «Семейном дереве» чуть выше?
- Кого разместим на «Семейном дереве» ещё выше?
-А чьи портреты окажутся на самой макушке «Семейного дерева»?
-Теперь мы сможем помочь Елисею?
-Что для этого нужно сделать?
2)Фиксация нового знания: коллективная работа
Воспитатель предлагает изобразить семейное дерево Елисея.
-У нас есть портреты членов семьи Елисея, есть и изображение дерева.
-Кого мы первым поместим на семейное древо?
-Кого следующего? (дети, по очереди, наклеивают членов семьи на дерево)
-Получилось у нас «семейное дерево» Елисея?
- Можем мы теперь отослать родословную Елисею?
5. Включение нового знания в систему знаний и умений
Часть 1
Моделирование родословной на выбор: с помощью пирамидок или палочек Кюизенера.
Дидактические задачи:
1) способствовать развитию образного мышления, позволяющего замещать объекты, умения устанавливать связи;
-Покажите с помощью пирамидки или палочек, как располагают родственников в родословной?
Ребёнок собирает пирамидку, рассказывает, что самое большое кольцо – это бабушки и дедушки, кольцо поменьше мамы и папы и т.д. или раскладывает палочки Кюизенера от большей к меньшему.
Часть2
Продуктивная деятельность «Мое» семейное древо»
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления о семье, родословной, родственных отношениях;
2) воспитывать интерес к своей родословной.
-Хотите создать своё «семейное дерево»?
На столах есть всё необходимое, чтобы вырастить своё «семейное древо».
Дети делают свое «семейное древо». Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.
Рассматривание работ
Дети с работами встают полукругом, рассказывают о своем «семейном древе».
-Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились. Чем больше родственников, тем сильнее семья.
6. Осмысление
Дидактические задачи:
1) фиксировать достижение «детской» цели;
2) создать ситуацию успеха.
-Смогли мы помочь Елисею?
-Чем мы ему помогли?
-Почему нам удалось помочь Елисею?
Литература:
1.Коломийченко Л.В. «Дорогою добра». Программа социально-коммуникативного развития детей 3-7 лет. —М: Издательство «Сфера», 2015.
2.Коломийченко Л. В. Методические пособия к программе «Дорогой света и добра» для всех возрастных групп детского сада. —М: Издательство «Сфера», 2014.
3. Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э Технология «Ситуация» как инструмент формирования у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности. // Сб. «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспектива» // Материалы X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспектива», Челябинск: РЕКПОЛ, 2012 – 416 стр.
4.Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. / Под ред. Л.Л. Тимофеевой. – М.: Педагогическое общество России, 2013.
5.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)
ул .Ленина, дом 14, п. Пангоды, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629757 телефоны: факс 8(34995)6-29-66 заведующий, 8(34995)6-06-53 медкабинет; Е-mail: iskorkapangod@mail.ru, ОГРН 1148903000102, ИНН/КПП 8903033682/890301001,ОКПО 31427844, р\с 40701810471863000002 РКЦ НАДЫМ г. НАДЫМ
Технологическая карта
мероприятия непосредственной образовательной деятельности
для детей старшей группы
Тема: «Семейное древо - родословная»
Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие»
Автор:
Золотухина Надежда Валерьевна
п. Пангоды, 2019г.
Технологическая карта НОД
Образовательная область | Социально-коммуникативное развитие | |||||
Возраст детей, группа | 5-6 лет, старшая группа | |||||
Тип НОД | Образовательная ситуация с дошкольниками | |||||
Тема НОД | «Семейное древо - родословная» | |||||
Цель | Сформировать элементарные представления о «семейном дереве», актуализировать представления о семье, родословной, родственных отношениях. Создать условия для познавательной и конструктивной деятельности детей в ходе знакомства с семейным древом. | |||||
Задачи | Образовательные: формировать представление о семейном древе – родословной. Развивающие: развивать у детей умение составлять связные рассказы о своей семье на основании семейного древа; Воспитательные: Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью, интерес и уважение к своей родословной. | |||||
Материал | Интерактивная доска, мольберт – 1 шт., ноутбук, столы, стулья для детей, тарелочки для раздаточного материала + фотографии членов семей детей – 8шт, листы с изображением дерева- 8 шт., ватман с изображением семейного древа, конверт, портреты членов семьи Елисея, клей – карандаш, подстилки на столы, салфетки, мяч, 3 пирамидки, палочки Кюизенера. | |||||
Предполагаемый результат | Дети имеют представление о понятии «Семейное древо» «Родословная» | |||||
Этапы технологии «Ситуация» | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанника | Предпосылка учебной деятельности | Контроль результатов деятельности | ||
1. Введение в игровую ситуацию | Воспитатель собирает около себя детей: на ИД -Гонец Елисей из мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» прислал нам сообщение. Хотите узнать, что за послание? 1слайд: «Низкий вам поклон, дорогие детушки! Обращаюсь я к вам за помощью. Полюбил я прекрасную Забаву Путятичну. Хочу я на ней жениться, да только дядя её, Великий Князь, не даёт своего согласия. Чтобы жениться на Забаве, я должен показать Князю свою семью, составить родословную. А я не знаю, что это. Помогите мне, пожалуйста!» - Хотите помочь Елисею? Сможете это сделать? | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, смотрят, слушают. Принимают решение «Детская цель». | Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка) | |||
Этапные задачи: Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели - помочь Елисею показать свою семью, составить родословную. | ||||||
2. Актуализация знаний | -Что такое семья? - Как вы думаете, для чего нужна семья? -Назовите членов своей семьи. Игра «Угадай, кто я?» Воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть в игру «Угадай, кто я!». Педагог задаёт вопрос и кидает мяч детям по очереди: -Ты моя сестра, кто я? -Ты моя дочь, кто я? -Ты мой папа, кто я? -Я брат твоей мамы, кто я? -Ты мой племянник, кто я? -Я мама твоей мамы, кто я? -Я папа твоего папы, кто я? -Я мама твоей бабушки, кто я? Педагог обращает внимание детей на то, что на столе что-то лежит. Воспитатель предлагает детям подойти к столу, выкладывает содержимое конверта на стол. -Как вы думаете, кто это? (Семья Елисея) Дети садятся на стулья -Елисей просит помочь составить его родословную. -Что называют родословной? -Как вы думаете, для чего нужна родословная? | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстникам, наличие устойчивых познавательных интересов | Дети проявляют инициативу, умеют выражать свои мысли. | ||
Этапные задачи: актуализировать представления о семье, родословной, родственных отношениях; воспитывать любовь к своей семье, интерес и уважение к своей родословной. | ||||||
3. Затруднение в ситуации | -Вы знаете, что нужно сделать, чтобы Елисей смог показать свою родословную князю? -Можем мы сейчас помочь Елисею? -Почему не можем? -Что нам нужно узнать? -Откуда это можно узнать? (варианты ответов) | Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы. | Вовлечение ребенка в целенаправленную деятельность. | |||
Этапные задачи: 1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о родословной; 2)формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины. | ||||||
4. Открытие нового знания или способа действий | Воспитатель: - а у меня как раз есть фрагмент мультфильма про семейное древо! Посмотрим? 1) Фрагмент мультфильма, беседа по окончании ролика. -Чтобы помнить своих родственников люди придумали изображать родословную в виде «Семейного дерева» или говорят: «Семейное древо». -Чем «Семейное дерево» похоже на обычное дерево? -Только растут на «Семейном дереве» не плоды, а портреты членов семьи! У самого корня бабушки и дедушки. -Как вы думаете, почему бабушек и дедушек разместили ближе к корню? - Кто, по вашему мнению, будет размещён на «Семейном дереве» чуть выше? - А чьи портреты окажутся на самой макушке «Семейного дерева»? -Теперь мы сможем помочь Елисею? -Что для этого нужно сделать? 2)Фиксация нового знания: коллективная работа Воспитатель предлагает изобразить семейное дерево Елисея. -У нас есть портреты членов семьи Елисея, есть и изображение дерева. -Кого мы первым поместим на семейное древо? -Кого следующего? (дети, по очереди, наклеивают членов семьи на дерево) -Получилось у нас «семейное дерево» Елисея? - Можем мы теперь отослать родословную Елисею? | Выполнение опыта детьми. Сравнение результатов. | Наблюдение, анализ | |||
Этапные задачи: сформировать представление о «семейном древе»; формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия. | ||||||
5. Введение новых знаний в систему знаний | 1. Моделирование родословной с помощью пирамидки, или палочек Кюизенера -Покажите с помощью пирамидки, как располагают родственников в родословной? Ребёнок собирает пирамидку, рассказывает, что самое большое кольцо – это бабушки и дедушки, кольцо поменьше ваши родители и т.д. или раскладывает палочки Кюизенера от большей к меньшему. 2.Продуктивная деятельность «Мое» семейное древо» -Хотите создать своё «семейное дерево»? На столах есть всё необходимое, чтобы вырастить своё «семейное древо». Дети делают свое «семейное древо». Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям. Рассматривание работ Дети с работами встают полукругом, рассказывают о своем «семейном древе». -Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились. Чем больше родственников, тем сильнее семья. | Разбиваются на команды Выполняют задание | Поиск, открытие новых знаний для себя. | |||
Этапные задачи: актуализировать представления о семье, родословной, родственных отношениях; воспитывать интерес к своей родословной. | ||||||
6. Осмысление (итог) | -Смогли мы помочь Елисею? -Чем мы ему помогли? -Почему нам удалось помочь Елисею? | Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя. | Рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха. | |||
Этапные задачи: Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности. Создать ситуацию успеха. | ||||||
Комментарии |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию на тему "Моя семья"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию "Моя семья"...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социально коммуникативному развитию "Один дома"
Конспект написан с целью формирования представления о безопасном поведении дома, когда ребенок остается один....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию во 2-ой младшей группе.Тема: «Девочки и мальчики»
Вашему вниманию представлен конспект занятия по гендерному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...
МАСТЕР – КЛАСС Непосредственной Образовательной Деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: «В стране Доброты»
Программное содержание:Социально-коммуникативное развитие: Вовлечь детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Страна Доброты»). Обратить внимание д...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь друг, огонь враг» с детьми младшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо социально-коммуникативному, познавательному развитию...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста
Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....