Транслирование опыта собственной профессиональной деятельности
методическая разработка

Светлана Валентиновна Горюкова

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

на тему " Изготовление хантыйской игрушки "Акань"

Подготовила:

воспитатель высшей категории Горюкова С.В.

    Дата проведения: 15.11.18

    Место проведения: изостудия,

    Время проведения 13.00

     Цель:  

        - повышение профессиональной компетенции по использованию    педагогической технологии деятельности при работе с воспитанниками

          для изготовления традиционной игрушки народов ханты и манси.

       Задачи:

         - раскрыть значимость развития и воспитания ребёнка посредством ознакомления с культурой народов ханты и манси;

         - пополнить знания педагогов о традиционной игрушке народов ханты и манси;

         - познакомить педагогов с одним из способов изготовления традиционной игрушки и её украшением.

Оборудование:

Материал для практической работы: заготовки для пошива куклы-«акань»: ткань, тесьма, нитки, иголка, ножницы.

Иллюстрированный материал: фото, рисунки с изображением традиционных игрушек ханты, презентация.

     Ход проведения:

         1.Подготовительно-организационный момент. (диалог)

         Орг.момент

1. Хантыйская легенда о сотворении Земли и людей:

Когда еще не было куклы богов,

Когда еще не было куклы людей,

По этому озеру, по этому времени

Торум Великий путешествовал ...

«По хантыйской легенде, до Сотворения Мира, Бог Торум был погружен в раздумья. Время от времени он выходил из своего верхнего золотого дома и прогуливался по доске, лежавшей рядом с порогом. Однажды из капли, упавшей сверху, вышла девочка, ставшая женой Торума.

Вскоре у них родился сын. Однажды, играя на преддверной доске, он высыпал вниз землю, которая стала сушей. Спустившись с неба в люльке, мальчик вылепил из земли первых людей мужчину и женщину. «Когда он на них дунул, они ожили» (иллюстрации).

2.Основная часть

II. Рассказ об игре.

По представлениям ханты, Земля и люди появились в процессе игры.

Игра и игрушка - непременные участницы жизни маленького человека, а иногда и взрослого. «Игрушка - зеркало жизни», ведь в процессе игры можно отразить жизнь человека. Прежде чем стать взрослыми, дети обыгрывают взрослую жизнь. А взрослые участвуют в исторических реконструкциях боев, в спортивных соревнованиях, ролевых и интеллектуальных играх; играют в театрах, кино; увлекаются компьютерными играми. Но больше всего человек играет в детстве.

III. Беседа.

- Ув.педагоги, как вы думаете, когда ребенок чаще берет в руки игрушку?

- Когда становится скучно, ведь игра несет много радости и веселья. А ханты говорят, что дитя растет не от еды, а от радости. Старшие наказывают детям: «Пока молоды, играйте, веселитесь, чтобы вспоминать и радоваться в старости».

- Рассказывали ли вам родители, старшие братья и сестры о своих любимых играх и игрушках?

- Как вы думаете, когда на Земле появились первые игрушки?

Древние истоки игрушки.

Игрушки появились в глубокой древности. Взрослые в любые времена старались утешить или развлечь своих детишек. Родители и сами дети изготавливали игрушки из глины, дерева, камня, из костей животных, шкур и кожи. На местах древних поселений ученые находят маленькую глиняную посуду, топорики и другие орудия труда; фигурки, изображающие птиц и зверей. Есть среди них фигурки, очень похожие на людей, сделаны они из глины или дерева (иллюстрации).

Куклы богов.

Кроме кукол людей, существуют и куклы богов. В них, по поверьям, вселяются духи, защищающие людей от болезней, зла, неудачного промысла. Такие куклы священны. Взрослые за ними ухаживают, приносят им дары, шьют одежду по сезонам и даже делают для них маленькую посуду. Для взрослых это не игра, а священный обряд почитания духов и предков, которые уходят в Нижний мир.

Кукла обских угров.

«Издавна в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу; по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу шили, орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла навредить ребенку. Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей.

Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т.д.). Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой».

И сегодня дети северных народов играют тряпичными куклами(иллюстрации).

3. Практическая часть мастер-класса. (Ерматова А.)

(показ презентации с собственными фотографиями по изготовлению куклы «Акань»- мастер -класс)

- Предлагаю вам смастерить куклу «акань», подружек для моей куклы, чтобы её не было скучно. В помощь вам предлагаю технологические карты.

Платье. «Возьмем ткань размером 18х8 см, желательно однотонную, подберем поперечные лоскутки для пошива полосок. Сшиваем нижнюю полоску шириной 1 см с краем подола швом «назад иголку».

Затем пришитую полоску выворачиваем на лицевую сторону, заправляем внутрь край полоски и пришиваем к ткани подрубочным швом (длиной 1-2 мм). В традиционном исполнении первая и последняя полоски должны быть белого цвета или светлого (если синяя основа), чередуясь с красным. По количеству полосок должно быть 5,7, при ширине 2-3 мм, на платьях 3-4 мм. После того, как завершили пошив полосок, соединяем стороны с изнанки и сшиваем швом «назад иглу».

Голова. Приготовим ткань прямоугольной формы белого или розового цвета, закрутим её в жгутик, затем загнем его свободным краем внутрь. Отступив от верхнего края, обтянем жгутик по направлению к задней части головы небольшими лоскутками из ткани (согнутых) контрастных цветов в количестве 5 штук, расстояние между полосками как можно меньше (1-2 мм). Теперь обтягиваем голову тремя лоскутками, согнутыми по направлению к передней части головы, и опускаем вниз, перекрещивая края у нижней полоски (ранее собранных 5 штук). Закрепляем лоскутки, завязав ниткой. Голова готова. 
Далее соединяем платье (предварительно собрав верхний край, прошив швом «вперед иглой» и загнув на изнаночную сторону) с головой, прикрепляя подрубочным швом. Затем поверх головы изготавливается платок из квадратного кусочка ткани любого цвета, обработав край бахромой (подхватывают и продергивают по одной нитке иглой). В дальнейшем соединяем платок с основой. Можно украсить нижний край платья бисером».РисунокРисунок

4. Подведение итогов.

- Почему в куклы чаще играют девочки? (Девочка будущая хранительница семейного очага, мать. В ней воспитывается хозяйственность, мастерство в изготовлении одежды, обуви, утвари; женственность, доброта, скромность.)

- Какое значение имеют игра и игрушки в жизни детей? (Не только развлекают, но и учат взрослой будущей жизни. «Скажи мне, во что ты играешь, и я скажу, кем ты станешь».)

VI. Домашнее задание: (2 мин.)
Дошить куклу для группового  музея.      
5..Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

на тему " Изготовление хантыйской игрушки "Акань"

Подготовила:

воспитатель высшей категории Горюкова С.В.

    Дата проведения: 15.11.18

    Место проведения: изостудия,

    Время проведения 13.00

     Цель:  

        - повышение профессиональной компетенции по использованию    педагогической технологии деятельности при работе с воспитанниками

          для изготовления традиционной игрушки народов ханты и манси.

       Задачи:

         - раскрыть значимость развития и воспитания ребёнка посредством ознакомления с культурой народов ханты и манси;

         - пополнить знания педагогов о традиционной игрушке народов ханты и манси;

         - познакомить педагогов с одним из способов изготовления традиционной игрушки и её украшением.

Оборудование:

Материал для практической работы: заготовки для пошива куклы-«акань»: ткань, тесьма, нитки, иголка, ножницы.

Иллюстрированный материал: фото, рисунки с изображением традиционных игрушек ханты, презентация.

     Ход проведения:

         1.Подготовительно-организационный момент. (диалог)

         Орг.момент

1. Хантыйская легенда о сотворении Земли и людей:

Когда еще не было куклы богов,

Когда еще не было куклы людей,

По этому озеру, по этому времени

Торум Великий путешествовал ...

«По хантыйской легенде, до Сотворения Мира, Бог Торум был погружен в раздумья. Время от времени он выходил из своего верхнего золотого дома и прогуливался по доске, лежавшей рядом с порогом. Однажды из капли, упавшей сверху, вышла девочка, ставшая женой Торума.

Вскоре у них родился сын. Однажды, играя на преддверной доске, он высыпал вниз землю, которая стала сушей. Спустившись с неба в люльке, мальчик вылепил из земли первых людей мужчину и женщину. «Когда он на них дунул, они ожили» (иллюстрации).

2.Основная часть

II. Рассказ об игре.

По представлениям ханты, Земля и люди появились в процессе игры.

Игра и игрушка - непременные участницы жизни маленького человека, а иногда и взрослого. «Игрушка - зеркало жизни», ведь в процессе игры можно отразить жизнь человека. Прежде чем стать взрослыми, дети обыгрывают взрослую жизнь. А взрослые участвуют в исторических реконструкциях боев, в спортивных соревнованиях, ролевых и интеллектуальных играх; играют в театрах, кино; увлекаются компьютерными играми. Но больше всего человек играет в детстве.

III. Беседа.

- Ув.педагоги, как вы думаете, когда ребенок чаще берет в руки игрушку?

- Когда становится скучно, ведь игра несет много радости и веселья. А ханты говорят, что дитя растет не от еды, а от радости. Старшие наказывают детям: «Пока молоды, играйте, веселитесь, чтобы вспоминать и радоваться в старости».

- Рассказывали ли вам родители, старшие братья и сестры о своих любимых играх и игрушках?

- Как вы думаете, когда на Земле появились первые игрушки?

Древние истоки игрушки.

Игрушки появились в глубокой древности. Взрослые в любые времена старались утешить или развлечь своих детишек. Родители и сами дети изготавливали игрушки из глины, дерева, камня, из костей животных, шкур и кожи. На местах древних поселений ученые находят маленькую глиняную посуду, топорики и другие орудия труда; фигурки, изображающие птиц и зверей. Есть среди них фигурки, очень похожие на людей, сделаны они из глины или дерева (иллюстрации).

Куклы богов.

Кроме кукол людей, существуют и куклы богов. В них, по поверьям, вселяются духи, защищающие людей от болезней, зла, неудачного промысла. Такие куклы священны. Взрослые за ними ухаживают, приносят им дары, шьют одежду по сезонам и даже делают для них маленькую посуду. Для взрослых это не игра, а священный обряд почитания духов и предков, которые уходят в Нижний мир.

Кукла обских угров.

«Издавна в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу; по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу шили, орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла навредить ребенку. Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей.

Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т.д.). Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой».

И сегодня дети северных народов играют тряпичными куклами(иллюстрации).

3. Практическая часть мастер-класса. (Ерматова А.)

(показ презентации с собственными фотографиями по изготовлению куклы «Акань»- мастер -класс)

- Предлагаю вам смастерить куклу «акань», подружек для моей куклы, чтобы её не было скучно. В помощь вам предлагаю технологические карты.

Платье. «Возьмем ткань размером 18х8 см, желательно однотонную, подберем поперечные лоскутки для пошива полосок. Сшиваем нижнюю полоску шириной 1 см с краем подола швом «назад иголку».

Затем пришитую полоску выворачиваем на лицевую сторону, заправляем внутрь край полоски и пришиваем к ткани подрубочным швом (длиной 1-2 мм). В традиционном исполнении первая и последняя полоски должны быть белого цвета или светлого (если синяя основа), чередуясь с красным. По количеству полосок должно быть 5,7, при ширине 2-3 мм, на платьях 3-4 мм. После того, как завершили пошив полосок, соединяем стороны с изнанки и сшиваем швом «назад иглу».

Голова. Приготовим ткань прямоугольной формы белого или розового цвета, закрутим её в жгутик, затем загнем его свободным краем внутрь. Отступив от верхнего края, обтянем жгутик по направлению к задней части головы небольшими лоскутками из ткани (согнутых) контрастных цветов в количестве 5 штук, расстояние между полосками как можно меньше (1-2 мм). Теперь обтягиваем голову тремя лоскутками, согнутыми по направлению к передней части головы, и опускаем вниз, перекрещивая края у нижней полоски (ранее собранных 5 штук). Закрепляем лоскутки, завязав ниткой. Голова готова. 
Далее соединяем платье (предварительно собрав верхний край, прошив швом «вперед иглой» и загнув на изнаночную сторону) с головой, прикрепляя подрубочным швом. Затем поверх головы изготавливается платок из квадратного кусочка ткани любого цвета, обработав край бахромой (подхватывают и продергивают по одной нитке иглой). В дальнейшем соединяем платок с основой. Можно украсить нижний край платья бисером».РисунокРисунок

4. Подведение итогов.

- Почему в куклы чаще играют девочки? (Девочка будущая хранительница семейного очага, мать. В ней воспитывается хозяйственность, мастерство в изготовлении одежды, обуви, утвари; женственность, доброта, скромность.)

- Какое значение имеют игра и игрушки в жизни детей? (Не только развлекают, но и учат взрослой будущей жизни. «Скажи мне, во что ты играешь, и я скажу, кем ты станешь».)

VI. Домашнее задание: (2 мин.)
Дошить куклу для группового  музея.      
5..Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3.3.Транслирование практических результатов профессиональной деятельности из собственного педагогического опыта

Мастерство воспитателя есть не что иное, как мастерство организатора жизни детей.                                 ...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.1. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта своей профессиональной деятельности

4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классови др....

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.1. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта своей профессиональной деятельности.

4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классови др....

Транслирование опыта своей профессиональной деятельности

Выступления на семинарах, конференциях, круглых столах, педсоветах, заседаниях методических объединений, проведение открытых уроков, мастер-классов. Наличие авторских (соавторских) опубликованных мате...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.1. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта своей профессиональной деятельности

4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классови др....

Критерий 4. Пункт 4.1.1.Личный вклад в повышении качества образования совершенствования методов обучения и воспитание транслирования в педагогических коллективах опыта своей профессиональной деятельности

Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта, проведения открытых занятий, мероприятий, мастерклассов....

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.1. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта своей профессиональной деятельности

4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классови др....