Игры с шумовыми инструментами.
консультация (старшая группа)

Абубакирова София Гарифовна

Как посредством игры на шумовых инструментах развить стремление к сотворчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_shumovymi_instrumentami.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Игры с шумовыми инструментами.

 Ребенок «входит в музыку» через коллективные занимательные игры, связанные с ритмическими упражнениями, музицированием на шумовых инструментах. Детские шумовые инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми.

        Все, что может показаться забавой, развлечением, в действительности подчинено строго запрограммированному педагогическому замыслу. Играя в игру, дети незаметно для себя усваивают премудрости сольфеджио, даже не подозревая о существовании сложности ритма  и метра. Дети выстукивают на музыкальных инструментах ритмические рисунки, импровизируют. И все это – игра, в которой он участвует,  творчески создавая, а не подражая. Используя в играх шумовые музыкальные инструменты, дети учатся сопоставлять, сравнивать звуки, услышанные в жизни, в том числе и звуки, составляющие ту или иную музыкальную интонацию, учатся моделировать художественный образ музыкального произведения. Экспериментируя со звуками, ребенок начинает по-иному воспринимать окружающий мир. Благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах малыши раскрепощаются, легче вступают в контакт  с другими детьми и взрослыми, гораздо смелее выходят выступать при большом количестве зрителей.

         Таким образом, привлекая детей к игре на детских шумовых инструментах, мы открываем перед ними прекрасный мир звуков, развиваем стремление к сотворчеству, обогащая мир каждого ребенка.

Для успешного проведения игр – занятий на шумовых инструментах советуем соблюдать следующие правила:

1 Подбирать сказку, стихотворение или рассказ, учитывая их доступность для ребенка и возможность шумового оформления

2 Обеспечить благоприятную, спокойную обстановку на занятии

3 Во время исполнения использовать жесты и мимику, говорить медленно и выразительно, выдерживая паузу

4 Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Побуждать детей к игре на инструментах

5 Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом

 

Для малышей можно использовать сказочки – шумелки. В сказке текст составляется так, что после одной – двух фраз ребенку предоставляется возможность что - либо изобразить шумом. Дело это веселое, очень полезное и весьма эмоциональное. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких активизирует слух ребенка. Шумовое оформление сказок  требует умение сосредоточить внимание, вслушиваться, быстро реагировать. Озвучивая сказки или стихи, можно использовать информационно – коммуникационные технологии. Показывая детям на большом экране сюжет сказки (в виде слайдов) или картины природы, и одновременно используя шумовые инструменты, у детей сохраняется повышенный интерес и пробуждается творческая мысль на протяжении всей игры.

ЗЕЛЕНАЯ ТИШИНА

Цель: развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (слуховых, двигательных) в процессе музицирования

Предложите детям закрыть глаза и прислушаться – кажется, кто – то идет. Через несколько секунд дети открывают глаза. Спросите их: «Кто это к нам приходил». Затем педагог вместе с детьми читает стихи, используя музыкально – шумовые инструменты

Педагог: Кто пришел так тихо – тихо?

Ну, конечно, не слониха!

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не смог!

Дети: (по очереди)

Дождь идет – стучит по крыше:

Кап, кап, кап, кап

Ход часов мы тоже слышим:
Тик – так, тик – так

Слышим мышку: шур – шур – шур

Слышим кошку: мур - мур – мур

Но никто из вас не слышал,                                                  Как листок из почки вышел.

Вы услышать не могли,                                               Как зеленые травинки,                                                Сняв зеленые ботинки,                                                           Тихо вышли из земли.

Вышли тихо, очень тихо,                                                    И повсюду ТИШИНА…

Это значит, это значит:
Тише всех пришла ВЕСНА.

Колокольчик

Палочки

Шуршунчики

Музыкальный ключик

Мешочки с целлофановыми пакетами, с семечками

Ореховые ниточки

                                                                                      Тсс…(палец к губам)

                                                                                                         Тутти

                                                               ВЕСЕЛАЯ  ЗИМА

Цель: активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста,  его содержания.

Шла зима, снежком играя                        - румба

В пышной шубе меховой,

Тучи снежные сгребая                             - шуршащие звуки

У меня над головой.

Мне попал снежок в ладошки-                - румба или металлофон

Пусть погреется немножко… Не послушался снежок

И водичкою утек!                                      - глиссандо на металлофоне  

 Творческое озвучивание этого стихотворения может включать также и пластическую импровизацию. Движения и жесты подбираются по смыслу стихотворения.   Используя информационно- коммуникационные  технологии показать слайды  с зимними картинами природы: большие снежные сугробы, падающий снег, снежинка на ладошке, капелька воды (растаявшая снежинка) на ладошке.

                 ШЕПОТ И ШОРОХ

Цель: учить детей концентрировать внимание на очень  тонком тембровом различии возникающих звучаний.

Педагог: Навостри-ка уши, тишину послушай ! Слышишь?

Ребенок: Шебаршатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат-                              

Дружно шишку шелушат.           - ореховые ниточки

Педагог:  Тише, шорох, не дыши! Слышишь, стихли камыши? Слышишь?

Ребенок: Слышу…                                                                                                                                                                                                    По болоту вышли цапли на охоту.                                                                                                                                                                      Цапли ужинать спешат,                                                                                                                                                                                              Рыщут, рыщут лягушат                                                   -  бамбучик

Педагог: Слышишь?

Ребенок: Слышу…                                                                                                                                                                                                Две букашки спать устроились в ромашке                                                                                                                                              Под простынки влезть хотят,                                                                                                                                                                    Лепестками шелестят.                                                    - шуршунчик

Педагог:  Тише, тише, тишина                                                                                                                                                                          Тише, тише спать пора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему:"Развитие коммуникативных умений и навыков ансамблевого исполнения при игре на шумовых инструментах"

В данном материале говорится об одном из видов исполнительской деятельности - игра на инструментах, с  опорой на прогамму Т.Э.Тютюнниковой "Элементарное музицирование с дошкольниками". Эту програ...

Игры с шумовыми инструментами.

Дети любят играть, фантазировать, творить. В играх с шумовыми инструментами. которые нужно самим сделать, у них развивается стремление к сотворчеству....

4 Протокол №5 Методическое объединение в ДОУ 18.04.19г. Мастер класс "Игра на шумовых инструментах не традиционной формы " о методике Т.Э.Тютюнниковой

Протокол №5 Методическое объединение в ДОУ 18.04.19г. Мастер класс "Игра на шумовых инструментах не традиционной формы " о методике Т.Э.Тютюнниковой...