Методическая разработка: Соль и ее свойства
методическая разработка (старшая группа)

Власова Ксения Сергеевна

 

 Методическая разработка: Соль и ее свойства

Автор:

Власова Ксения Сергеевна

Воспитатель ГБДОУ д/с №20

      Дата: 21.11.2018г

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Познавательное развитие

  • Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
  • Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
  • Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
  • Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Технологии: технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, технология сотрудничества.

Материально-техническое обеспечение: лупы на каждого ребенка, подносы, тарелочки с солью, пипетки, чайные ложки, 2 банки, 2 яйца, кусочек хлеба на каждого ребенка, кисточки, краски, клей, соль мелкого помола, компьютерная презентация «Откуда пришла соль», ноутбук, проэктор.

Ход НОД:

Входят в группу дети и здороваются с гостями.

Воспитатель: Сегодня мы с вами попадем в необыкновенный мир, мир опытов, а для этого нам придется с вами превратиться в сыщиков. Возьмитесь за руки и закройте глаза.

Не провидец я великий

В шар хрустальный не смотрю

Собираю я улики

И всю правду узнаю.

Дети открывают глаза и видят в центре круга коробку

Воспитатель: Ребята давайте откроем коробку и посмотрим что там лежит. Открывают коробку, в ней лежат лупы.

Воспитатель: Что это, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: А как вы думаете для чего нам лупы, что мы будем изучать?

(ответы детей)

Воспитатель: Перед тем как мы сядем за столы я хочу напомнить вам правила поведения при экспериментах. (Воспитатель достает карточки и вместе с детьми повторяет правила)

Воспитатель: А теперь мы можем сесть на свои места.

-Посмотрите перед вами лежит вещество. Какого оно цвета?(ответы детей).

 -Посмотри в лупу, из чего состоит?(ответы детей).

-Давайте понюхаем, чем это вещество пахнет?(ответы детей).

-Посмотрите у меня есть кусочки хлеба, давайте я посыплю его этим веществом, а вы попробуйте на вкус. (это соль).

Воспитатель: посмотрите перед вами лежит ложка, возьмите ее и надавите на соль. Что вы ощущаете?

Дети: соль хрустит.

Воспитатель: хорошо, а теперь положите соль в пустую тарелочку, положите ложку, возьмите пипетку наберите в нее воды и капните на соль. Что произошло?

Дети: соль впитала воду.

Воспитатель: А теперь посмотрите, перед вами стоит стакан в водой, возьмите ложку и насыпьте соль в стакан и аккуратно размешайте ее, что произошло?

Дети: Саль растворилась.

Воспитатель: А теперь посмотрите перед вами две банки с водой, в одной из них холодная вода, а в другой холодная, давайте проверим где быстрее растворится вода.

Дети: Быстрее растворяется в теплой воде.

Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете для чего мне 2 яйца? Давайте проверим что с ними произойдет. У меня в одной банке простая вода, а во вторую я добавлю соли. Теперь опускаем яйца в воду. Что произошло?

Дети: В соленой воде яйцо не тонет.

Воспитатель: Молодцы, а вы знаете откуда к нам пришла соль?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте с вами посмотрим.

По дорожке мы идем

В мир чудесный, интересный

Ручками похлопаем, ножками потопаем

Мы покружимся слегка, вот какая красота

А теперь мы отдохнем и на стульчики пойдем.

Воспитатель: Многие ученые считают что слово «соль» произошло от «солнца», т.к. в старине солнце называли «солонь».

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало и она была дороже золота. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком.

Раньше люди добывали соль из золы определенных растений. К золе добавляли морскую воду, а затем высушивали и этой солью подсаливали пищу.(слайд №2)

Со временем изобрели осадочный метод, им пользуются и сейчас. На берегу моря создавали водоемы, туда заливали воду из моря. Песок и глина оседали на дно, а воду переливали в следующий водоем, где после испарения воды образовывался слой соли. На берегу бассейна кучки соленой массы складывали горками и оставляли для промывания, это делал дождь. (Слайд № 3,4,5,6)

Еще соль добывают в соленых шахтах. Местонахождение соли в горах. Там давно на месте гор был океан. Со временем в условиях жаркого климата морская вода испарилась, соль кристаллизовалась и образовались соляные горы.

Там соль откалывают из стен. Это техническая соль которую используют при изготовлении бумаги, пластика, посыпают дорожи при гололеде.(Слайд № 7,8,9,10,11)

Чтобы ее использовать в пищу, соль выпаривают. Делают солевой рассол и в специальных котлах выпаривают. (Слайд № 12)

Соль также используют в лечении и в приготовлении пищи. (Слайд № 13)

Солью также можно рисовать. (Слайд № 13)

И сейчас мы с вами попробуем нарисовать снежинки.

По дорожке мы идем

В мир чудесный, интересный

Мы на стульчики пройдем

И рисовать сейчас начнем.

Дети рисуют снежинки.

Дети садятся на свои места, перед ними лежат листы бумаги с нарисованными снежинками, клей ПВА, кисточка, соль, краски.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами возьмем клей и клеем нарисуем нашу снежинку. Теперь насыпаем соль на наш рисунок. Насыпали?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь аккуратно берем и ссыпаем соль на поднос.

Воспитатель убирает подносы.

Воспитатель: Посмотрите, какие у нас получились снежинки, вы замечали что на свете снежинки переливаются разными цветами?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте мы с вами раскрасим снежинки разными цветами (дети раскрашивают снежинки)

Воспитатель: Ребята мы с вами молодцы и сегодня узнали много интересного. Вам понравилось?

Ответы детей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

«Соль и его свойства. Рисуем солью»

laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...

«Соль и его свойства. Рисуем солью»

«Соль и его свойства. Рисуем солью»...

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников со свойствами воды в экспериментальной деятельности"

В разработке представлен конспект НОД по ознакомлению дошкольников со свойствами воды в занимательной игровой форме....

Методическая разработка для старших дошкольников "Свойства воды"

Простым языком о круговороте воды в природе.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».Цель: Развитие познавательной активности...

Методическая разработка конспект занятия "Удивительные свойства вохдуха"

Основной целью данного занятия является расширение познавательного интереса и познавательной активности детей средствами экспериментирования с воздухом. Такии занятия способствуют обогащению и закрепл...