Развитие инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения- основа повышения качества дошкольного образования
консультация

Семечкова Наталья Николаевна

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждениях инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольным учреждением, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семечкова Наталья Николаевна

Воспитатель

        1 квалификационная категория

«Детский сад № 29 присмотра и оздоровления»

города Мончегорска Мурманской области

«Развитие инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения- основа повышения качества дошкольного образования»

На современном этапе возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно- методического обеспечения нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных организаций при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждениях инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольным учреждением, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

Что же такое инновация? Инновация (нововведение) создание и  внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

Руководители дошкольных образовательных организаций и педагоги  ориентируются в широком спектре инновационных технологий. Изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

На сегодняшний день имеет место большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания.

 Можно выделить ряд общественных тенденций, приводящих к инновационному развитию:

- гуманизация образовательного процесса;

- высокий уровень качества образования и развития детей;

- ориентация на культурно-нравственные ценности;

-конкурентные отношения между образовательными учреждениями;

 -активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.

Инновационное развитие влечет за собой как позитивные, так и негативные факторы.

Среди позитивных отмечают: рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии и умение осуществлять исследовательскую деятельность у педагогов, повышение качества полученных знаний и умений у детей.

К негативным относятся: расширение круга должностных обязанностей педагогов, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций. Нежелание педагогов учиться новому, брать на себя дополнительную нагрузку.

В настоящее время важно не столько получение конкретных знаний, сколько развитие у детей навыков работы с информацией и умения добывать необходимые знания самостоятельно. Поэтому особую значимость приобрели информационные технологии. Использование нового оборудования специалистами дошкольного учреждения позволяет внедрять инновационные приемы и реализовать свои педагогические идеи, а детям даёт возможность самостоятельно выбирать траекторию учебной деятельности.

Организация образовательного пространства предполагает развитие каждого ребѐнка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Компьютерные технологии качественно изменят содержание, методы и организационные формы образовательного процесса. Именно инновации призваны синхронизировать и интегрировать основные аспекты функционирования и развития дошкольного учреждения в целях обеспечения нового качества дошкольного образования. Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Инновационная деятельность определяется как целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на разработку, апробацию, распространение авторских инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В структуре инновационной деятельности выделены:

  • умение педагога осуществлять инновационную педагогическую деятельность;
  • способность проектировать и конструировать педагогические инновации, то есть, профессионально отбирать содержание инновации, проектировать реализацию этого содержания через применение современных педагогических технологий;
  • прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации,
  • описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.

Инновационная деятельность педагога ДОУ представляется как интегративное качество личности, характеризующееся совокупностью мотивов, ценностей, компетенций и оптимальным сочетанием владения традиционными и инновационными технологиями, реализуемыми в дошкольном образовании, применяемыми на основе рефлексивных действий и обеспечивающими высокий уровень профессиональной новаторской деятельности.

 Основные задачи инновационной деятельности:

1) повысить уровень профессионального мастерства руководителя и педагогов

2) стимулировать и активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий обучения и воспитания детей;

3) создать необходимые условия для творческой деятельности педагогов-практиков;

4) осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков;

5) пропагандировать инновации и опыт инновационной деятельности в массовой педагогической практике;

6) произвести методическое оформление инноваций, дающее возможность их массового использования.

Инновационная деятельность основана на принципах:

 - гуманизма (создание в ДОУ эмоционального поля отношений, обеспечивающих уважение к личности педагога, поиск средств индивидуального подхода с целью оптимального включения в образовательный процесс каждого педагога);

- демократизации (активизация участия всех субъектов инновационной деятельности в процессе выбора и планирования содержания инноваций); - научности;

- системного подхода (сбалансированность планирования инновационной деятельности в дошкольном учреждении);

- перспективности (направленность на конечный результат);

- ритмичности (равномерное распределение всех действий в течение учебного года между членами педагогического коллектива, участвующих в инновации); - реальности поставленных целей;

- динамичности (изменяемость под влиянием внешних и внутренних факторов).

Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат?

 Алгоритм инновационного процесса такой же, как и у любой педагогической деятельности:

1.Выявление проблемной образовательной области, выдвижение цели

обновления (обращается внимание, прежде всего на актуальность и значимость проблемы)

2.Теоретическое обоснование инновационной идеи, поиск методов исследования, мониторинговых процедур.

3.Проведение эксперимента.

4.Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.

5.Последующее апробирование (подведение результатов, их презентация, распространение педагогического опыта).

В результате работы административного состава дошкольного образовательного учреждения над формированием готовности к инновационной деятельности, как отдельных педагогов, так и всего коллектива дошкольного учреждения в целом,  ожидаются следующие результаты:

- повышение качества организации методической работы в дошкольном учреждении (переход на инновационную модель методической работы);

- формирование позитивного имиджа дошкольного учреждения как лидера, ориентированного на устойчивое развитие,

- увеличение его конкурентоспособности по отношению к традиционным дошкольным учреждениям (что привлечет дополнительные инвестиции, позволит установить и расширить партнерские связи);

- совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы;

- повышение количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию;

- активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях

- позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов  и их отношения к работе;

- повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями;

 - оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инноваций в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.

Педагогический коллектив нашего детского сада является городской инициативной площадкой: «Инновационные технологии обучения правилам дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении». Творческой группой дошкольного учреждения была разработана программа,  цель которой: формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Значимость  разработанной  программы заключается в разработке и содержании форм работы с детьми дошкольного возраста, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей, родителей и сотрудников ГИБДД  в решении проблемы.

Данная тема для обучения детей довольна не нова и реализуется в каждом дошкольном учреждении. В нашем детском саду она реализуется  через:

 -практические занятия на площадке автогородка с использованием павильонов, электромобилей, дорожных знаков;

-квесты, игры  в городском парке имени Сергея Бровцева, а также аллеи Ермакова;

-тематические выставки, в которых дети играют роль экскурсоводов;

-спектакли на тему изучения ПДД;

-просмотр обучающих фильмов в 3Д мобильном планетарии.

 В данных мероприятиях участвуют не только дети нашего детского сада и их родители, но и воспитанники других детских садов. Вот и в эту субботу 29 сентября в 11.00 нами будет проводиться  квест: «Необыкновенные приключения в поисках золотого ключика» по теме изучения правил дорожного движения для пяти садов нашего микрорайона, где они будут состязаться командами. Состоится мероприятие в городском парке имени Сергея Бровцева и мы с удовольствием вас приглашаем поучаствовать в увлекательном квесте.

Исходя из опыта работы нашего коллектива я пришла к выводу, что творческий потенциал педагогов, заинтересованность в новых формах,  активное участие, это, пожалуй, самое главное во внедрении инновационных идей в деятельность  дошкольном образовательном учреждении.

Список литературы:

1. Гнездилова, О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. – 2006. – №4. – C. 61-65.

2. Гуров, В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. – 2008. – № 2. – C. 9-15.

3. Назарова, В.М. Управление инновационными процессами в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. – №6. – С.32-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие инновационного потенциала дошкольного образовательного учреждения – основа повышения качества дошкольного образования»

Человек, который почувствовал ветер перемен,должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.М. ДзедунНа современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образо...

Доклад для Августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Доклад для городского августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требования...

«Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования»

laquo;Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУкак условие повышения качества дошкольного образования»...

ADVICE-ТУРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ "СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ": «Патриотическое направление программы воспитания»

Сетевое сообщество в рамках деятельности Муниципальной инновационной площадки-ДОО №5,51,58 г.Улан-Удэ  организовали advice-туры, в которых приняли участие 692 педагога из 26 ДОО Бурятии. МБДОУ де...