Статья для педагогов и родителей на тему: "Невербальные средства выразительного чтения".
статья

Доценко Надежда Васильевна

Уважаемые читатели! В этой статье Вы сможете узнать и понять, что такое "невербальные средства" и "неязыковые средства выразительности". Приятного прочтения!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neverbalnye_sredstva.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Невербальные средства выразительного чтения.

Невербальная коммуникация – это совокупность действий, поступков, несущих в совокупности с речевым сообщением определенную смысловую и эмоциональную информацию.

Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей.

Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумывать. Выбор читающим невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием и осмыслением текста. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанию, формализму и отвлечет слушателей от смысла высказывания.

Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное, а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.

Интонация - это ответ на ситуацию разговора. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она - проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства.

Невербальное поведение человека тесно связано с его психическим состоянием и является средством выражения этого состояния. Именно  поэтому внимание к невербальному поведению партнёра по общению дает колоссальное количество информации о его индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях.

Невербальные средства общения делятся на несколько групп:

1)    кинесические;

2)    просодические;

3)    экстралингвистические;

4)    такесические.

Неязыковые средства выразительности.

Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности:

  1. На уроке лучше читать стоя. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей.
  2. Не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их.
  3. Надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно.
  4. Следует избегать механических жестов, не оправданных психологически: не переступать с ноги на ногу, не раскачиваться из стороны в сторону, не подниматься на носки, не крутить ничего в руках, не поправлять волосы, не постукивать в такт чтения рукой по столу и т.д. такие жесты отвлекают внимание детей.
  5. Мимика и жесты должны быть естественными, нужными и выразительными. Их не надо придумывать и злоупотреблять ими. Это приведет к гримасничанию, кривлянию, будет затруднять восприятие и раздражать слушателей.
  6. При рассказе необходимо избегать употребления «слов-паразитов».

При подготовке к исполнению произведения рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества у дошкольного возраста.Статья для педагогов и родителей

Все мы в детстве мечтали стать художниками и рисовали ,то что нам хотелось. Каждый ребёнок с раннего возраста и до подросткового рисует грандиозные, многофигурные со сложными переплетением сюжетов ком...

Статья для педагогов "Информационно-компьютерные технологии как эффективное средство в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога."

В данной статье показаны пути повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками с ЗПР посредством информационно-компьютрных техноогий....

Статья для педагогов ДОУ по теме: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – пластилинография, с некоторыми приемами работы с пластилином при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок ....

Конструктор «Изобретатель» - конструктивно-игровое средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Статья для педагогов и родителей

Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в кот...

Буклет для педагогов и родителей "Рекомендации по заучиванию и выразительному чтению стихов с детьми дошкольного возраста"

Рекомендации по заучиванию и выразительному чтению стихов с детьми дошкольного  возраста...

статья для педагогов и родителей "Основные характеристики круга детского чтения современных дошкольников".

В статье представлен анализ исследований по проблеме формирования круга детского чтения....

Статья для педагогов и родителей "Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжёлыми нарушениями речи"

Статья для педагогов и родителей:"Игра как средство развития лексико-грамматического строя речи детей с тяжёлыми нарушениями речи"Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Вы...