Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в ДОО"
    консультация

    Скубченко Татьяна Валерьевна

           В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Приоритетным направлением деятельности ДОУ является работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребёнка на разных уровнях - информационном, психологическом, био-энергетическом. Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 3»

    Консультация для воспитателей

    по теме

    «Здоровьесберегающие технологии в ДОО»

    Составитель:

    Скубченко Т. В.,

    воспитатель

    Полысаевский городской округ

    Здоровьесберегающие технологии в ДОО

           «Здоровье детей – здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

    Здоровеьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей, педагогов и родителей. 

    Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» дискуссионное. Родоначальником этого понятия стал Н. К. Смирнов. Он дал следующее определение: «Это совокупность форм и приёмов организации воспитательно-образовательного процесса без ущерба для здоровья ребёнка и педагога».

    Целью применения здоровьесберегающих технологий является обеспечение условий физического, психического и социального комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, их продуктивной познавательной и практической деятельности, основанной на культуре здорового образа жизни личности.

      Выделяют следующие задачи:

    • Образовательные – формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, повышение функциональных возможностей ребёнка.
    • Воспитательные – формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, эстетическое и эмоциональное развитие личности.
    • Оздоровительные – укрепление физического здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение, с помощью средств физической культуры, умственной работоспособности.
    • Прикладные – обучение умениям, навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений ЗУНов необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время игр, занятий спортом, в природе, в быту.

           Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

    - от типа дошкольного учреждения,

    - от продолжительности пребывания в нём детей,

    - от программы, по которой работают педагоги,

    - конкретных условий ДОУ,

    - профессиональной компетентности педагога,

    - показателей здоровья детей.

    Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

    • Медико-профилактические;
    • Физкультурно-оздоровительные;
    •  Обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
    • Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
    • Образовательные;
    • Обучения здоровому образу жизни;
    • Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды;
    •  Валеологического просвещения родителей;
    • Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

             Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ  - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

    -  технологии профилактики заболеваний,

    - углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

    -  коррекция возникающих функциональных отклонений,

    - отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III - V группу здоровья),

    -  реабилитация соматического состояния здоровья,

    -   противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

    - витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

    -  санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

          Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: закаливание, КГН; беседы по валеологии; спортивные праздники, развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования; прогулки-походы, дыхательная гимнастика и др.

            Обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – обеспечивают психическое и социальное здоровье ребёнка.  Направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. Технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

           Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – направлены на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технологии использования подвижных и спортивных игр, гимнастика для глаз, дыхательная, ритмопластика, динамические паузы, релаксация).

           Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

    • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
    • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
    • Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
    • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах.

           Образовательные технологии – воспитание культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения.

            Обучения здоровому образу жизни – технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж, коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, ароматерапия, психогимнастики и др.)

           Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств. Используемых для достижения педагогических целей.

          Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности (всех членов семьи).

    Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

    • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе (работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры);
    • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
    • Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами, спортсменами города и др.);
    • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

          Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

    Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и  использование развивающих форм оздоровительной работы.

     Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

    Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Необходимо  создавать  условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ.  Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, вносить необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку. В таком случае будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

    Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

           Результатами внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются:

    1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ.

    2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

    3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

    4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

    5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

    6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

     Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов "Технология личностно-ориентированного занятия"

    Личностное планирование                    Педагог сообщает детям знания в определенной последовательности. Л...

    Консультация для воспитателей « Технология организации контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях»

    В консультации представлена методика Филоновой, как добиться правильных взаимоотношений с родителями,как целеноправленно строить общение, каждодневно решая  определённую коммуникативную зад...

    Консультация "Здоровье сберегающие технологии в детском саду"

    Первыми и самыми главными направлениями развития ребенка в детском саду является защита, сохранение и развитие здоровья . Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям...

    Консультация для воспитателей "Технологии сохранения и стимулирования здоровья".

    В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существуетнеобходимость организации НОД акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания....

    Консультация Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях

    Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях...

    Консультация Использование игровых технологий в оздоровлении дошкольников

    Использование игровых технологий в оздоровлении дошкольников в детском саду на современном этапе....