Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в ДОО"
консультация

Скубченко Татьяна Валерьевна

       В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Приоритетным направлением деятельности ДОУ является работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребёнка на разных уровнях - информационном, психологическом, био-энергетическом. Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3»

Консультация для воспитателей

по теме

«Здоровьесберегающие технологии в ДОО»

Составитель:

Скубченко Т. В.,

воспитатель

Полысаевский городской округ

Здоровьесберегающие технологии в ДОО

       «Здоровье детей – здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Здоровеьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей, педагогов и родителей. 

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» дискуссионное. Родоначальником этого понятия стал Н. К. Смирнов. Он дал следующее определение: «Это совокупность форм и приёмов организации воспитательно-образовательного процесса без ущерба для здоровья ребёнка и педагога».

Целью применения здоровьесберегающих технологий является обеспечение условий физического, психического и социального комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, их продуктивной познавательной и практической деятельности, основанной на культуре здорового образа жизни личности.

  Выделяют следующие задачи:

  • Образовательные – формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, повышение функциональных возможностей ребёнка.
  • Воспитательные – формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, эстетическое и эмоциональное развитие личности.
  • Оздоровительные – укрепление физического здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение, с помощью средств физической культуры, умственной работоспособности.
  • Прикладные – обучение умениям, навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений ЗУНов необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время игр, занятий спортом, в природе, в быту.

       Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

- от типа дошкольного учреждения,

- от продолжительности пребывания в нём детей,

- от программы, по которой работают педагоги,

- конкретных условий ДОУ,

- профессиональной компетентности педагога,

- показателей здоровья детей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • Медико-профилактические;
  • Физкультурно-оздоровительные;
  •  Обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
  • Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
  • Образовательные;
  • Обучения здоровому образу жизни;
  • Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды;
  •  Валеологического просвещения родителей;
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

         Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ  - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

-  технологии профилактики заболеваний,

- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

-  коррекция возникающих функциональных отклонений,

- отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III - V группу здоровья),

-  реабилитация соматического состояния здоровья,

-   противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

- витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

-  санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

      Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: закаливание, КГН; беседы по валеологии; спортивные праздники, развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования; прогулки-походы, дыхательная гимнастика и др.

        Обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – обеспечивают психическое и социальное здоровье ребёнка.  Направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. Технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

       Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – направлены на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технологии использования подвижных и спортивных игр, гимнастика для глаз, дыхательная, ритмопластика, динамические паузы, релаксация).

       Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

  • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
  • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
  • Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
  • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах.

       Образовательные технологии – воспитание культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения.

        Обучения здоровому образу жизни – технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж, коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, ароматерапия, психогимнастики и др.)

       Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств. Используемых для достижения педагогических целей.

      Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности (всех членов семьи).

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе (работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры);
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами, спортсменами города и др.);
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

      Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и  использование развивающих форм оздоровительной работы.

 Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Необходимо  создавать  условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ.  Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, вносить необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку. В таком случае будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

       Результатами внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются:

1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ.

2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

 Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Технология личностно-ориентированного занятия"

Личностное планирование                    Педагог сообщает детям знания в определенной последовательности. Л...

Консультация для воспитателей « Технология организации контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях»

В консультации представлена методика Филоновой, как добиться правильных взаимоотношений с родителями,как целеноправленно строить общение, каждодневно решая  определённую коммуникативную зад...

Консультация "Здоровье сберегающие технологии в детском саду"

Первыми и самыми главными направлениями развития ребенка в детском саду является защита, сохранение и развитие здоровья . Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - Технология «Детский совет»: Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВТехнология «Детский совет» - Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.Подготовила: Копушкина Марина Борисовна,воспитатель высшей квалификационн...

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....

Консультация для воспитателей «Технология сотрудничества - как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»»

Технология сотрудничества - это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным поиском целей и анализом х...