Консультация для воспитателей «Мир детства в произведениях русских художников»
статья (подготовительная группа)

Елезова Людмила Андреевна

Образы детей… Как провести   на эту тему беседу со старшими дошкольниками? Ведь речь идет о второй половине Х1Х века, когда тема детства не являлась для художников самостоятельной.  

Данная консультация поможет воспитателям разобраться в этом вопросе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otpravit_na_sayt.zip1.18 МБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 7 «Теремок»

Консультация

«Мир детства в произведениях русских художников»

Воспитатель

Елезова Л.А.

г. Коряжма

2019 г.

        

Цель. Расширить компетентность педагогов и родителей в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста к  искусству через ознакомление с произведениями русских художников.

Образы детей… Как провести   на эту тему беседу со старшими дошкольниками? Ведь речь идет о второй половине Х1Х века, когда тема детства не являлась для художников самостоятельной.  Включалась она обычно в общий контекст живописи, отличающейся острой социальной направленностью. Именно социальная основа жизни, драматизм человеческих судеб представляли особый интерес для художника, который стал, по словам Н.А.Некрасова, в первую очередь гражданином, обязанным своим искусством не только содействовать человеческому совершенству, но и резко обличать общественные пороки. Отсюда становится понятным, почему освещение темы детства приобретает новый смысл в искусстве той поры – человек как бы с момента своего рождения обречен на нищету и страдания. Его жизнь протекает в убогом жилище, он вечно в лохмотьях, часто полуголодный и, конечно, неграмотный. Ведь родителям важно было как можно скорей превратить своего ребенка в помощника – работника. Его отдавали в ученье к мастеровым, где он не столько обучался ремеслу, сколько выполнял черную работу. Именно дети из среды бедняков – мастеровых, крестьян – приковывали к себе внимание художников.

        Одно из характерных произведений этого времени – картина В.Г.Перова – «Тройка».  (слайд)

        ….Холодный зимний вечер. По обледенелой московской улице под пронизывающим ветром трое изможденных ребятишек, в изношенной одежде, отданных в ученье к мастеровому, везут тяжелую бочку с водой. Одинокий прохожий пытается им помочь, подталкивая сани сзади. Резкий ветер треплет ребячьи лохмотья, старые платки, шарфики, рваные полушубки – но ребята словно бы и не замечают, не чувствуют ни ветра, ни холода, усталость от непосильного труда поглощает все  их ощущения.

Вопрос. Обратите внимание на лица ребятишек. Что вы  увидели на них? (педагоги рассказывают о своих ощущениях).

 В бледных измученных лицах детей нет и тени веселой беспечности, и не радует их визг и лай собаки – единственного друга.

Вопрос.         Как вы думаете, почему художник свою картину назвал именно так? (высказывания педагогов).

Название картины выразительно само по себе – дети как бы впряжены в сани, характер их движений, повороты фигур напоминают «тройку» лошадей. Общее настроение картины  - тягостная безотрадная тоска – подчеркнуто манерой «аскетической» живописи: холодный серо-коричневый колорит, мрачные грязноватые оттенки. Невольно всплывает в памяти рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька». К слову, рассказать своим воспитанникам о взаимоотношениях между взрослыми и маленькими, о методах воспитания, обучения, которые, естественно, изменялись в сравнении с предшествующей эпохой, педагог может,  опираясь на произведения художественной литературы и книжные иллюстрации.  (слайд)

        Такое же впечатление производит и другая картина Перова – «Спящие дети». Сжавшись в комочек, прильнув друг к другу, они заснули, сломленные усталостью.

Вопрос.  С какой картиной можно сравнить картину «Спящие дети»? (ответы педагогов)

Как отличаются эти малыши от венецианского «Спящего пастушка»… Где та душевная гармония? Где тот высший покой? На этом полотне звучит совсем другая нота. Прежде всего потому, что  дети изображены  в интерьере крестьянской избы, на постели, застланной грязным тряпьем. Замкнутость пространства, мрачный колорит – все навевает тягостные размышления об их нелегкой судьбе, где сон – передышка от непосильного труда и лишений. Единственное выражение идеи Перова об изначальной ценности духовной чистоты, свойственной детскому сознанию – ангельская красота лиц, на которые время еще не наложило следов разрушения.  (слайд)

        Картина  «Приезд гувернантки в купеческий дом», где затронута проблема воспитания детей в купеческом семействе, казалось бы, должна внести некое успокоение в душе юного зрителя. Ведь герой картины – отец – стремится дать детям образование, подготавливает их к будущей деятельности. Но трактовка художником происходящего события как бы исключает благотворность поступка хозяина дома. Самодовольный, подбоченившийся  купец в нелепом бархатном халате, заслонив собой вход в комнату, оценивающе смотрит на скромную, испуганно склонившуюся девушку.

Вопрос.  Какая жизнь ожидает девушку в этом доме?  (высказывания педагогов).

Легко себе представить, как сложится ее дальнейшая жизнь в этом доме и насколько сможет она повлиять на нравственное развитие нагловатого, почти взрослого купеческого сынка….

        Чем еще интересны художественные произведения восьмидесятых годов?  Посвященные сложным этическим проблемам современности и исторического прошлого, непосредственно не связанные с детской тематикой, они тем не менее пронизаны идеей духовной атмосферы, которая формирует ребенка и воздействует на его личность. (слайд)

 В этом отношении интересно поговорить о картине  И.Е.Репина «Не ждали» Ее сюжет не имеет как бы прямого отношения к нашей проблеме. Художник изобразил сцену возвращения ссыльного домой, где остались его мать, жена, дети… Старший мальчик, одетый в гимнастическую форму, что-то читает своей сестренке, их мать играет на фортепьяно, бабушка в уютном кресле занимается рукоделием. Все говорит о покое, духовном равновесии. Чтобы донести до детей суть этого художественного произведения, желательно подвести к мысли, попросить вспомнить о том, что они переживают и чувствуют сами в отсутствии родителей. Разумеется, следует подчеркнуть, в данном случае речь идет о человеке, который отсутствовал долгое время.  Девочка явно не узнает отца, она недоверчиво смотрит на вошедшего дядю. Реакция мальчика, напротив, однозначно свидетельствует: любимого отца ждали. Он просто вернулся неожиданно, и тем острее радость встречи. Вот это умение сохранить преданность к отсутствующему да еще пострадавшему за свои убеждения человеку – доказательство духовной стойкости семьи. На полотне это подчеркивается светом, льющимся в комнату из открытой на балконе двери; он скользит по комнате, выделяя детские лица, освещая счастливую улыбку мальчика.

Вопрос.  Что можно сказать об атмосфере этого дома? (высказывания педагогов).

Взаимная любовь  между членами семьи, их занятия – музыка, чтение – все свидетельствует о внутренней гармонии, присущей этой семье, которая утверждается в искусстве как некое идеальное мироощущение. (слайд)

С картинами Виктора Васнецова дети обычно знакомятся в пору дошкольную. Его полотна «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» они воспринимают как нечто свое, родное.

Вопрос. О чем можно рассказать дошколятам по этим картинам.

         Художник через природу передает печаль предстоящей разлуки Ивана-царевича и Елены Прекрасной, грусть и жалобы Аленушки на тяжелую жизнь – заснувший пруд, потемневший лес, умолкнувшие птицы.

        Детям после рассматривания картин мы задаем такие вопросы: Какими красками написана картина? Почему? Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину? Что вы  чувствуете, глядя на картину и т.д.

        На занятиях с дошкольниками желательно обратить внимание на портреты, а именно на те, где дети изображены наедине с собой. Один из них – портрет кисти В.И.Сурикова. (слайд) Художник однажды подсмотрел, как его дочка вошла в пустую комнату, прислонилась к белой кафельной печке, как бы согревая руки,  и о чем-то задумалась. Отец залюбовался маленькой Олей… Ничто не напоминает нам, что девочка позирует, настолько естественна  и непосредственна ее поза, как будто она на миг остановилась и сейчас убежит играть со своей куклой.  (слайд)

        Несомненно привлечет внимание детей и галерея портретов членов семьи И.Е.Репина. Художник постоянно писал своих детей – девочек Веру и Надю. Надя позировала для картины «Стрекоза», само название  которой ассоциируется с детской беззаботностью, летом, свежим воздухом, голубым небом… Грациозна фигурка девочки, раскачивающейся на качелях. Она как бы пронизана         солнечным светом. Легкость движения ребенка разрешается в подвижной манере наложения краски на холст

Вопрос.  Какие краски использовал художник на этом полотне? (ответы педагогов)

 Сочетание светлых цветовых пятен – голубых, золотистых, зеленых – сообщает картине светлое, радостное состояние.  (слайд)

Счастливая, неповторимая пора детства, когда ты можешь забыться в какой-то момент или упоительной игрой, или тогда, когда собираешь в саду цветы, или просто лежишь на траве и смотришь в небо. Вера Мамонтова позировала для картины «Девочка с персиками» 90  сеансов.  Однако произведение Серова оставляет впечатление, что выполнено оно на одном дыхании. У зрителя создается ощущение, что Вера прибежала в комнату и присела за стол на миг, чтобы взять персик и опять убежать в сад, зелень которого смотрит в окна освещенной солнцем комнаты.  

        Одна из основных задач изобразительного искусства, с решением которой оно легко справляется – сохранение связи времен.  Отсюда совершенно очевидно стремление старшего поколения использовать художественные образы в целях воспитания молодых.   В каждом ребенке заложены огромные возможности,  надо только вовремя приобщить его к творчеству.  (слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моя комната. Интерьер в произведениях русских художников. Интерьер избы и современной квартиры»

Для каждого ребенка очень значима среда, в которой он находится. В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепление п...

"Пейзаж в произведениях русских художников" НОД для детей 6-8 лет

: Раскрыть образный и содержательный смысл понятия “пейзажная живопись”.Проанализировать лучшие полотна выдающихся русских художников А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, И.И.Шишкина, А.И.Куинджи и И.И.Левит...

Осень в произведениях русских художников.

Презентация поможет познакомить детей с творчеством русских художников, о том, как художники изобразили осень в своих произведениях. Красота природы осенью – неповторима. Многие х...

Консультация для воспитателей "Мир детства не может быть без народной игры"

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами рус...

Презентация "Осень в произведениях русских художников"

quot;Осень в произведениях русских художников"...

Искусствоведческий рассказ "Лошади в произведениях русских художников"

Использование искусствоведческого рассказа при ознакомлении детей с произведениями великих русских художников: В.М.Васнецова "Богатыри", К.П.Брюлова "Всадница", Н.Е.Сверчкова "...