Искусствоведческий рассказ "Лошади в произведениях русских художников"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дубинина Лариса Павловна

Использование искусствоведческого рассказа при ознакомлении детей с произведениями великих русских художников: В.М.Васнецова "Богатыри", К.П.Брюлова "Всадница", Н.Е.Сверчкова "Друзья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvovedcheskiy_rasskaz.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Искусствоведческий рассказ «Лошади в произведениях русских художников»

Подготовительная группа.

Цель: Развивать творческое воображение, умение видеть мир глазами художника.

Задачи:

1.Образовательная: Познакомить детей с творчеством художников В.М.Васнецова, К.П.Брюллова, Н.Е.Сверчкова. Учить понимать содержание картин, выбирать точные слова для ее описания. Расширить представление об окружающем мире, приобщать детей к истокам русской культуры.

2. Развивающая: Развивать связную речь, воображение, фантазию, умение создавать художественный образ животного.

3. Воспитательная: Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: репродукции картин художников В.М.Васнецова «Богатыри»; К.П.Брюллова «Всадница»; Н.Е.Сверчкова «Друзья», фрагменты картин, игра «Собери картину», аудиозаписи: топот копыт, Н.Римский-Корсаков «Тридцать три богатыря», Р.Шуман «Смелый наездник».

Содержание деятельности.

Звучит музыкальное сопровождение - топот копыт.

-Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру, 

Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица? … (лошадка)

-Вам нравятся лошади? Почему? Вам хотелось бы их нарисовать? А вы знаете, что очень часто на картинах художники изображали лошадей – этих красивых, грациозных животных. И сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми картинами.

Первая картина называется «Богатыри», написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов.

Виктор Михайлович очень любил русские народные сказки, былины и предания. Посмотрите на картину и скажите: «Кто здесь изображен?» На картине художник изобразил образы былинных защитников Древней Руси: в центре - Илью Муромца, справа - Добрыню Никитича и Алешу Поповича слева. (Звучит музыка «Тридцать три богатыря» Н.Римский-Корсаков)

-Посмотрите и скажите, какими изображены богатыри? Какая у них одежда? (шлем, кольчуга сделанные из металла, чтобы защитить голову и тело). Какое у них оружие? (меч и щит, лук и стрелы, булава, копье)

-Какие кони под ними и чем они украшены? 

Конь каждого богатыря схож по характеру со своим хозяином. Мощный вороной конь бесстрашного Ильи Муромца косит налитым кровью глазом. А белый конь хитрого и обходительного Добрыни чутко принюхивается к ветру. Низкорослая рыжая лошадь удалого Алеши Поповича, который возит с собой в походы гусли, щиплет траву, навострив уши.

Фоном картины являются высокие холмы, покрытые хвойной растительностью. Какое небо на картине? (хмурое, облачное небо)

А что мы видим на переднем плане? (На переднем плане мы видим молодые ели и груду камней).

-Вам понравилась картина?

-Кто вам понравился больше и почему?

-Как вы думаете, а сейчас у нас есть богатыри?

Картина «Всадница» автор Карл Павлович Брюлов.

А сейчас мы познакомимся с картиной Карла Павловича Брюллова, которая называется «Всадница». (Звучит музыка «Смелый наездник» Р.Шуман). Посмотрите на нее и скажите, почему картина так называется?

-Кто на ней изображен?

- Как вы думаете, какой момент жизни двух сестёр изображён на полотне? (дать пофантазировать)

Брюлов изобразил на картине молодую девушку верхом на вороной лошади, гарцующей у крыльца дома. По всей видимости, здесь изображено начало, или завершение конной прогулки юной аристократки.

Посмотрите на лицо девушки, подберите слова для его описания. Какие слова можно подобрать к глазам? (карие, гордый взгляд)

-Как она смотрит? (гордо)

-Какие у нее волосы, шляпка и вуаль?

-Какого цвета вуаль? (зелёная, изумрудная)

-Что она делает? (развевается на ветру)

-Кто смотрит на девушку?  

На пороге, опираясь на металлическую перегородку, стоит маленькая девочка с декоративной собакой. Еще один пес расположился в нижнем правом углу перед конем.

Всадница совершает прогулку на резвом, холеном вороном коне в сопровождении своей собаки – спаниеля в красном ошейнике.

-Что делает конь? (встал на дыбы и ржёт)

- Опишите морду коня (оскаленная морда, горящие глаза)

- Какие слова можно подобрать коню? (резвый вороной конь, скакун, с блестящей шерстью)

-Что он делает?

Брюллов показал лошадь вставшей на дыбы, чтобы придать картине динамики. Стоящая рядом девочка завороженно смотрит на наездницу – возможно, ей тоже не терпится оказаться в седле.

-Что находится на дальнем фоне? (На дальнем фоне - густые заросли лиственного леса).

- В каких тонах написана картина? (картина написана в ярких тонах, краски контрастируют. Здесь есть и белый цвет, и голубой, и розовый, и тёмные тона)

-Что вам больше всего понравилось в этой картине?

-Чем мы восхищаемся?

Картина Николая Егоровича Сверчкова «Друзья».

Николай Егорович родился в семье крестьянина, который служил старшим конюхом и кучером при придворных конюшнях и детство его прошло при конюшнях. Именно там Николай Егорович начал рисовать, особенно любил изображать сцены с лошадьми, за всю свою жизнь работая художником Сверчков создал целую галерею картин с лошадями.

-Посмотрите на картину и скажите, кто здесь изображен?

-Как выглядят лошади? Опишите их.

На переднем плане картины «Друзья» изображены два коня: рыжий и вороной, они находятся в стойле, оба устали и изнеможены тяжелой изнурительной работой, так, что даже видны их ребра.

На загоне лежит уздечка, которую только что сняли с рыжего коня, у него нет сил, он опустил голову и навострил уши. И вот к нему подошел его друг – вороной конь, он почувствовал, как устал рыжий и понял, что ему необходима его поддержка, да и сам вороной тоже нуждается в ней. Вороной положил голову на спину рыжего коня, как бы говоря: «Держись! Я с тобой!». И кажется, что от этой дружеской поддержки у них прибавятся силы.

-Обратите внимание какие глаза у коней? Как вы думаете, почему?

У коней печальные глаза, они понимают, что наступит завтра и опять все повторится. Но сейчас у них есть отдых от работы и есть они друг у друга.

-Кто наблюдает за конями? (На загоне сидит птица и наблюдает за конями).

Что находится на заднем плане? На заднем плане изображен стог сена, но кони не спешат начинать есть.

-Как вы поняли, что кони устали?

-Почему картина называется «Друзья»?

-О чем вы думаете, что вспоминаете, когда смотрите на эту картину?

Сейчас мы проверим, кто из вас самый внимательный.

Вопросы по картинам:

  1. На какой картине нарисован белый конь и кто его хозяин? («Богатыри», Добрыня)
  2. На какой картине изображен гарцующий черный конь? («Всадница»)
  3. На какой картине изображен изнеможенный рыжий конь? («Друзья»)
  4. На какой картине есть еще рыжий конь? («Богатыри»)
  5. Какого цвета конь есть на всех трех картинах? (Вороной)
  6. «Отгадай картину по фрагменту». А теперь попробуйте отгадать, какой картине принадлежит этот фрагмент.
  7. «Собери картину из частей». Разделитесь на три команды, какая из команд быстрее соберет картину из частей.

Рефлексия.

-С какими картинами мы сегодня познакомились?

Мы познакомились с тремя картинами: «Богатыри» В.Васнецова, «Всадница» К.Брюлова и «Друзья» Н.Сверчкова.

-Какая картина вам понравилась больше всего? Почему? А вы хотели бы нарисовать лошадей?

По окончанию занятия дети рисуют лошадей и размещают рисунки на выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моя комната. Интерьер в произведениях русских художников. Интерьер избы и современной квартиры»

Для каждого ребенка очень значима среда, в которой он находится. В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепление п...

"Пейзаж в произведениях русских художников" НОД для детей 6-8 лет

: Раскрыть образный и содержательный смысл понятия “пейзажная живопись”.Проанализировать лучшие полотна выдающихся русских художников А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, И.И.Шишкина, А.И.Куинджи и И.И.Левит...

Осень в произведениях русских художников.

Презентация поможет познакомить детей с творчеством русских художников, о том, как художники изобразили осень в своих произведениях. Красота природы осенью – неповторима. Многие х...

Консультация для воспитателей «Мир детства в произведениях русских художников»

Образы детей… Как провести   на эту тему беседу со старшими дошкольниками? Ведь речь идет о второй половине Х1Х века, когда тема детства не являлась для художников самостоятельной. ...

Презентация "Осень в произведениях русских художников"

quot;Осень в произведениях русских художников"...