Многофункциональная дидактическая игра «Путешествие по клеточкам».
учебно-методическое пособие

Игра способствует развитию зрительного восприятия.

Учит ориентировке на плоскости; счёту в пределах 10; звуковому анализу; гласным и согласным буквам; классификации:  дикие и домашние животные, овощи и фрукты; геометрические фигуры и тела;

Развивает зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление и память, связную речь; активизирует и обогащает  словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorova_i.n._razrabotka_igry.docx493.1 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональная дидактическая игра

«Путешествие по клеточкам».

Цель: развитие зрительного восприятия.

Задачи:

Обучающие: ориентировка на плоскости; счёт в пределах 10; звуковой анализ; гласные и согласные буквы; классификация:  дикие и домашние животные, овощи и фрукты; геометрические фигуры и тела;

Развивающие: зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление и память, связная речь, активизация и обогащение  словарного запаса, мелкая моторика пальцев.

Воспитательные: самоконтроль, усидчивость, добиваться положительного результата.

Для изготовления пособия потребуется: листы бумаги и файлы формата  А4, фишки в количестве 9 штук на каждого ребёнка, фишка «Муха».

(фото 1) C:\Users\User\Desktop\Новая папка\фото 1.jpg,

(фото 2) C:\Users\User\Desktop\Новая папка\фото 2.jpg ,

(фото 3) C:\Users\User\Desktop\Новая папка\фото 3.jpg,

(фото 4) C:\Users\User\Desktop\Новая папка\фото 4.jpg,

(фото 5) C:\Users\User\Desktop\Новая папка\фото 8.jpg

Рекомендации по использованию пособия:

Используя данный материал, рекомендую:

       Начинать игру для развития зрительной памяти с трёх картинок, добавляя ещё одну картинку после достижения положительного результата с тремя картинками.

       При игре «Муха», вначале использовать маршруты перехода в одну клетку в разных направлениях, постепенно усложняя, после того, как дети усвоят правила перемещения «Мухи» по плоскости.

Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым играм.

Обучение должно проходить в игровой форме

Игры, упражнения могут проводиться индивидуально, так и с подгруппой от 2 до 6 человек или всей группой.

Игра используется в работе с детьми от 4 до 7 лет.

Память играет важнейшую роль в жизни человека, а в жизни пока маленького человека    в особенности.  Ежедневно ребёнок получает новую информацию и новые навыки, которые сохраняет благодаря памяти. Чтобы память развивалась, ребёнка надо научить запоминать. Развитая память это успешная адаптация ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.  Развитию памяти способствуют различные дидактические игры.

Я в своей работе использую многофункциональную дидактическую игру «Весёлое путешествие».  Игра развивает зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление и память,  умение ориентироваться на листе, связную речь, активизирует и обогащает  словарный запас.

Суть игры в следующем: каждому ребёнку выдаётся лист с картинками в квадрате пять на пять, всего 25 картинок (у всех детей одинаковые картинки) (фото 1). Затем предлагается  запомнить три – четыре  картинки, из имеющихся на листах у детей картинок (можно в форме презентации или на отдельных листах), считаем до 10 и убираем картинки, а теперь просим  закрыть фишками (лучше использовать прозрачные фишки, легче увидеть, те ли картинки закрыл ребёнок), те картинки, которые дети  запомнили. Потом проверяем, кто правильно закрыл картинки (фото 6) C:\Users\User\Desktop\Новая папка\фото 6.jpg .

В игре  пользуем четыре, пять и так до девяти картинок (фото 2). Проверка с большим количеством картинок становится проблематичной, и дети стараются быстро всё исправить, поэтому для эффективности и быстроты проверки используем такую же таблицу пять на пять, но без картинок и с вырезанными квадратами на заданных картинках (фото 6), (т.е. для каждого задания своя проверочная таблица)  (фото 3). Таблица вставлена в файл, когда её накладываешь на лист с фишками, видно, сколько картинок закрыто правильно и какие картинки ребёнок пропустил. В этой игре развивается зрительная память.

Также этот лист с картинками можно использовать в играх на ориентировку на плоскости (фото 4), наша старая «Муха» на новом поле (фото 7). C:\Users\User\Desktop\Новая папка\фото 7.jpg  Чтобы разнообразить игру, подбираем картинки с разной тематикой. На одном листе только герои сказок и мультфильмов, на втором алфавит, на третьем геометрические фигуры и тела, на четвёртом домашние и дикие животные, на - пятом фрукты и овощи, на шестом цифры и т.д. (фото 1).

На листе с алфавитом, подбираем буквы так, чтобы потом дети могли из них сложить слово, назвать, сколько гласных и согласных букв, придумать  слова с заданными буквами в разных частях слова и т.д.

На листе с цифрами выстраивать числовой ряд, из заданных чисел, называть соседей числа, состав числа и т.д.

На листе с героями сказок и мультфильмов сочинить свою сказку, по ходу прохождения фишки по заданному маршруту, вспомнить, в каких сказках встречаются герои маршрута и т.д.

На листе с животными закрепить их родственные отношения и место жительства, полезность для человека и в каких сказках встречаются.

На листе с геометрическими фигурами телами, определить какая фигура лишняя, из каких можно построить дом, уточнить цвет, форму, размер и т.д.

Лист и овощами и фруктами порадует воспоминаниями, где они растут, какие на вкус и цвет, как используются человеком и т.д.

Ещё один вариант использования игры «Весёлое путешествие»: «К кому собрался в гости царь, если адрес находится: одна клеточка право и три клеточки вверх» или любой другой герой по другому маршруту.

Чтобы дети не засиживались на местах, используем, как вариант этой игры, всем известную игру «Твистер». На цветные круги кладутся круги с картинками (фото 5), выбираем путешественника, он будет расставлять «фишки», роль которых будут играть дети. Путешественник выбирает для начала трёх человек. Воспитатель показывает лист с тремя картинками только путешественнику, затем убирает его и предлагает расставить детей на те картинки, которые запомнил ребёнок (фото 9). C:\Users\User\Desktop\Новая папка\фото 9.jpg   C:\Users\User\Desktop\Новая папка\фото 10.jpg

Затем проверяем результат выполненных действий.

Также как вариант «Твистер – путешествие», можно выдать маршрут – квитанцию «Я иду, иду, иду, к кому в гости попаду» с маршрутом следования (фото 10), определив вначале исходную точку, с которой начнётся путешествие.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональная дидактическая игра «Веселые паровозики».

Здравствуйте!Мы хотим представить вашему вниманию многофункциональное дидактическое пособие сделанное своими руками "Веселые паровозики". Предназначенное для использования детей 3-5 лет.Цель. Развитие...

Многофункциональная дидактическая игра "СУПЕР-ПИРАМИДКА"

В  игре «Супер-пирамидка» можно показатьосновные направления коррекционно- логопедической работы с дошкольникамиот 3 до 7 летОсобенность игры заключается в том, что три кубика, составляющие пирам...

Многофункциональная дидактическая игра с использованием фигурок из соленого теста "Клеточки"

Эта игра имеет многоцелевую направленность, многофункциональность, возможность учёта индивидуальных способностей каждого ребенка.Цели игры:1. Развитие пространственных представлений и навыков ориентац...

дидактическая игра "Нарисуй по клеточкам"

Рисование по клеточкам  очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша прост ранственного воображения, мелкой  мо...

Авторская многофункциональная дидактическая игра "Экологический экран"

Игра «Экологический экран»  может быть использована   как на непосредственно-образовательной деятельности по разным образовательным  областям,  с целью экологичес...

Дидактическая игра "Нарисуй по клеточкам"

Дидактическая игра "Нарисуй по клеточкам" Графические диктанты способствуют: - развитию пространственного воображения; - тренировке координации движения; - развитию внимательности; - развитию ме...

Многофункциональная дидактическая игра «Играем вместе с зайкой, котиком и собачкой»

В последнее время постоянно растет количество дошкольников с речевыми нарушениями.Это связано с нарушением у детей самоконтроля за собственной речью, некритическим отношением к своим речевым дефектам,...