Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ
картотека (средняя группа)

Ефименко Иоланта Витаутовна

СИСТЕМНЫЙ  ПОДХОД  К  ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_triz.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  

ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ

СИСТЕМНЫЙ  ПОДХОД  К  ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ

ИГРА «НАЙДИ ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ»

ЦЕЛЬ:  УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПО АНОЛОГИИ ЗАДАНИЕ, КОТОРОЕ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ.  ПО ОБРАЗЦУ ПЕРВОЙ ПАРЕ СЛОВ, УЧИТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ КАКОЕ ПРАВИЛО ИМЕЕТ ЗДЕСЬ МЕСТО: ЦЕЛОЕ-ЧАСТЬ ИЛИ ЧАСТЬ-ЦЕЛОЕ.

ХОД:

1. В: АВТОМОБИЛЬ – КОЛЕСО;

    Д: САМОЛЕТ – …(КРЫЛЬЯ, НЕБО).

ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ НАЗВАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ОТВЕТ.

2. В: ВИШНЯ – КОСТОЧКА;

    Д: РАК – … (КЛЕШНЯ, РЫБА).

3. В: КОШКА – УСЫ;

    Д: ДЕРЕВО - …(ЛЕС, СТВОЛ).    И  Т.Д.

ИГРА «ЧТО  С  ЧЕМ  СВЯЗАНО»

ЦЕЛЬ:  УЧИТЬ  ДЕТЕЙ  НАХОДИТЬ СВЯЗИ  МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ, ДАЖЕ, ЕСЛИ СВЯЗАНЫ НЕ НА ПРЯМУЮ, А ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА.  УЧИТЬ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ, ЧТО ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО.

НАПРИМЕР:

ДЕРЕВО – ВОДА. (БЕЗ ВОДЫ ДЕРЕВО ЖИТЬ НЕ МОЖЕТ).

ПУГОВИЦА - РУБАШКА. (ПУГОВИЦА НУЖНА, ЧТОБЫ ЗАСТЕГНУТЬ РУБАШКУ).

СТОЛ – ВАЗА. (ВАЗУ С ЦВЕТАМИ СТАВЯТ НА СТОЛ).

РЫБКА – РУКА.  (РЫБКУ ЛОВЯТ СЕТЬЮ, А СЕТЬ ЗАБРАСЫВАЮТ РУКАМИ; РУКАМИ ЧИСТЯТ РЫБУ; КОРМЯТ ЕЕ В АКВАРИУМЕ).

СИСТЕМНЫЙ    ОПЕРАТОР

ИГРА «НАЗОВИ ПРЕДМЕТ  ПО СВОЙСТВАМ»

ЦЕЛЬ:

ЗАКРЕПЛЯТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, АНАЛИЗИРУЯ ЗНАКОМЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ВЫДЕЛЯЯ ИХ СВОЙСТВА.

АКТИВИЗИРОВАТЬ В РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОНЯТИЯ О СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ.

ФОРМИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ О ТОМ, ЧТО ОДИН И ТОТ ЖЕ ПРЕДМЕТ МОЖЕТ СОЧЕТАТЬ В СЕБЕ НЕСКОЛЬКО ПРИЗНАКОВ.

НАПРИМЕР:

СИЛЬНЫЙ + ДОБРЫЙ=

ЗВОНКИЙ+ГРОМКИЙ=

ПУШИСТЫЙ+СЕРЫЙ=

УСЛОЖНЕННЫЙ ВАРИАНТ:

ГЛАДКИЙ+СЕРЫЙ+ТИХИЙ=

БЕЛЫЙ+СЪЕДОБНЫЙ+МЯГКИЙ=

КРАСНЫЙ+ЛЕГКИЙ+БЛЕСТЯЩИЙ=

ИГРА «ЧТО ИЗ   ЧЕГО»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ РАЗБИРАТЬ ЛЮБОЙ ОБЪЕКТ НА ЧАСТИ. НАЗЫВАТЬ ЭТИ ЧАСТИ, ПОСЧИТАТЬ ИХ КОЛИЧЕСТВО.

ХОД:

ВОСПИТАТЕЛЬ ИЛИ РЕБЕНОК БЫСТРО НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ), ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАЗВАТЬ ИЗ ЧЕГО ОН СОСТОИТ.

УСЛОЖНЕННЫЙ ВАРИАНТ:

ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ СРАЗУ НАЗЫВАТЬ КОЛИЧЕСТВО ЧАСТЕЙ.

НАПРИМЕР:  МАШИНА – ОДИН КУЗОВ – ОДИН  РУЛЬ - ЧЕТЫРЕ КОЛЕСА, ДВЕ БОЛЬШИЕ ФАРЫ ИТ.Д.

ИГРА «ТЕРЕМОК»

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПЛЯТЬ ПОНЯТИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, АНАЛИЗИРУЯ ЗНАКОМЫЕ ПРЕДМЕТЫ  И ВЫДЕЛЯЯ ИХ СВОЙСТВА, ФУНКЦИИ.

УЧИТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕЧИ КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ, ВЫДЕЛЯЯ В НИХ САМОЕ ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО.

ФОРМИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ О ТОМ, ЧТО ОДИН И ТОТ ЖЕ  ПРЕДМЕТ МОЖЕТ СОЧЕТАТЬ В СЕБЕ НЕСКОЛЬКО ПРИЗНАКОВ, ФУНКЦИЙ.

ХОД: ВОСПИТАТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ «ТЕРЕМОК» (КОРОБКУ, ЯЩИК И Т.Д.)., К КОТОРОМУ ПЕРЕОДИЧЕСКИ ПОДХОДЯТ ГЕРОИ ( ПРЕДМЕТЫ, ЖИВОТНЫЕ) И ПРОСЯТСЯ ЖИТЬ.

КАЖДЫЙ ИЗ ВНОВЬ ПРИШЕДШИХ «ГЕРОЕВ» - ПРЕДМЕТОВ СПРАШИВАЕТ, КТО ЖИВЕТ В ТЕРЕМКЕ, И «ЖИТЕЛЬ» - ПРЕДМЕТ ДОЛЖЕН ЕМУ ОТВЕТИТЬ, ПЕРЕЧИСЛЯЯ, КТО ОН, КАКОЙ, ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ.

ИГРА  «АУКЦИОН»

ЦЕЛЬ:  ПОЗНАКОМИТЬ (ЗАКРЕПИТЬ) ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ПРИЗНАКАХ, ЧАСТЯХ, СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ.  УЧИТЬ ОПИСЫВАТЬ ПРЕДМЕТ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ВЫБИРАЯ И   ПОДЧЕРКИВАЯ  ЕГО ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА, ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

ХОД:    ВЫБИРАЕТСЯ РЕБЕНОК (ВНАЧАЛЕ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗРОСЛЫЙ), КОТОРЫЙ ВЕДЕТ АУКЦИОН. ОН, ВЫБИРАЯ ПРЕДМЕТ ДЛЯ АУКЦИОНА, ОПИСЫВАЕТ ЕГО ДОСТОИНСТВА.  РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ ХОЧЕТ КУПИТЬ ЕГО, ДОЛЖЕН АРГУМЕНТИРОВАННО ДОКАЗАТЬ, ДЛЯ ЧЕГО ЭТОТ ПРЕДМЕТ ЕМУ НУЖЕН И ЧЕМ ОН ЕМУ НРАВИТСЯ.

ПРЕДМЕТ ПРОДАЕТСЯ ТОМУ, КТО УБЕДИТЕЛЬНЕЕ ДОКАЗАЛ ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ. ПРЕДМЕТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ХОРОШО ЗНАКОМЫ ДЛЯ РЕБЕНКА.

ИГРА «ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ»

ЦЕЛЬ:  УЧИТЬ УМЕНИЮ  ВЫДЕЛЯТЬ  ФУНКЦИИ ОБЪЕКТА.

ХОД:  

1 ВАРИАНТ:

ДЕТИ СТОЯТ ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА.  ОДИН НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ, ТОТ, КТО СТОИТ НАПРОТИВ – ЕГО ФУНКЦИЮ И Т.Д. ПО ОЧЕРЕДИ.   ПРОИГРЫВАЕТ ТОТ, КТО НЕ СМОГ ОТВЕТИТЬ.  РЯДОМ СТОЯЩИЙ РЕБЕНОК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ НА ЕГО МЕСТО. ПОБЕЖДАЕТ ТОТ, КТО ОСТАЕТСЯ.

2 ВАРИАНТ: «ПЕРЕДАЙ СОСЕДУ СЛОВО»

ДЕТИ СТОЯТ ПО КРУГУ, КАК БЫ ПЕРЕДАВАЯ СЛОВО ИЗ РУК В РУКИ.   ПЕРВЫЙ НАЗЫВАЕТ СЛОВО, «ПЕРЕДАЕТ» ЕГО – КАСАЯСЬ ЛАДОШКОЙ РУКИ СОСЕДА. СОСЕД НАЗЫВАЕТ ФУНКЦИЮ, ПЕРЕДАВАЯ ЕЕ СВОЕМУ СОСЕДУ.  ЭТОТ РЕБЕНОК НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ ВЫПОЛНЯЕТ  ПЕРЕДАННУЮ ЕМУ ФУНКЦИЮ.          НАПРИМЕР:  ПТИЦА – ЛЕТАЕТ – САМОЛЕТ – ГУДИТ – ПОЕЗД – ВЕЗЕТ – МАШИНА – ЕДЕТ – ТРАКТОР – ПАШЕТ -  ТРАКТОРИСТ – КУШАЕТ -  РЕБЕНОК И Т.Д.

ИГРА «НАЙДИ  ПАРУ»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ  БЫСТРО НАХОДИТЬ БЛИЗКИЕ АССОЦИАЦИИ К ЗАДАННОМУ СЛОВУ.   ВОСПИТЫВАТЬ ТЕРПЕНИЕ.   УЧИТЬ, НЕ ПЕРЕБИВАЯ ТОВАРИЩЕЙ, БЫТЬ ВСЕГДА ГОТОВЫМ К ОТВЕТУ.  ПОБУЖДАТЬ ВЫРАБАТЫВАТЬ СВОИ СИМВОЛЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ВОСПИТАТЕЛЮ ИЛИ ВЕДУЩЕМУ РЕБЕНКУ, ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ НУЖНУЮ АССОЦИАЦИЮ.

ХОД:

ДЕТИ СИДЯТ ИЛИ ЛЕЖАТ ПО КРУГУ.

ВЕДУЩИЙ ПРЕДЛАГАЕТ НАЙТИ ПАРУ – ПЕРВОЕ ПРИШЕДШЕЕ В ГОЛОВУ СЛОВО – СЛОВУ, КОТОРОЕ СКАЖЕТ ОН.                                 НАПРИМЕР:

ВОСПИТАТЕЛЬ – ДЕТИ;

НОЖНИЦЫ – БУМАГА ИТ.Д.

СИМВОЛИЧЕСКАЯ  АНАЛОГИЯ

ИГРА  «ЗАМРИ»

ЦЕЛЬ:  УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПОНИМАТЬ СХЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОЗЫ  ЧЕЛОВЕКА. ФОРМИРОВАТЬ БЫСТРУЮ РЕАКЦИЮ.

ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

ДЛЯ ИГРЫ НЕОБХОДИМЫ КРУПНЫЕ КАРТОЧКИ С СХЕМАТИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА В КАКОЙ – ЛИБО ПОЗЕ.

НАПРИМЕР:   НОГИ  ВМЕСТЕ, ПРАВАЯ РУКА ВНИЗ, ЛЕВАЯ  В СТОРОНУ ИЛИ НОГИ ВМЕСТЕ, РУКИ В СТОРОНЫ И Т.Д.

НАОБОРОТ

ИГРА « СКАЖИ  НАОБОРОТ»

ЦЕЛЬНАЙТИ ДЕЙСТВИЯ ПОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ.

ТАЯТЬ –

ЗАСЫПАТЬ –

ПОДНИМАТЬСЯ –

НЫРЯТЬ –

НАГРЕВАТЬ –

ЗАСЫПАТЬ –

ПАЧКАТЬ –

ЧИНИТЬ –

ПОДЖИГАТЬ –

ИГРА «СКАЗКА НАОБОРОТ»

ЦЕЛЬ:  ВОСПИТАТЬ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ УДЕРЖИВАТЬ В ПАМЯТИ СЮЖЕТ ИГРЫ, КАК БЫ ОТСЧИТЫВАЯ ДЕЙСТВИЯ НАЗАД. РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ.  УМЕТЬ РАБОТАТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТЕЙ.

ВОСПИТАТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ РАССКАЗАТЬ СКАЗКУ НАЧИНАЯ С КОНЦА.

ПРИЭТОМ, СТАРАТЬСЯ СОБЛЮДАТЬ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, НО НАОБОРОТ, СОБЫТИЙ. ХАРАКТЕРЫ И ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ СТАРАТЬСЯ СОХРАНИТЬ.

РАССКАЗЫВАТЬ МОЖНО ГРУППОЙ,  МОЖНО ПООЧЕРЕДИ ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНО.

НАПРИМЕР: ВЫТАЩИЛИ РЕПКУ, И ПРИБЕЖАЛА МЫШКА. ПОЗВАЛА КОШКА МЫШКУ. ТЯНУТ-ПОТЯНУТ ВЫТАЩИТЬ НЕ МОГУТ. ПОЗВАЛА СОБАЧКА – КОШКУ И Т.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста.

Обучающий материал для развития творческих способностей и воображения старших дошкольников....

Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей подготовительного дошкольного возраста.

Обучающий материал для развития творческих способностей и воображения детей подготовительной группы....

Режиссерская игра с использованием элементов ТРИЗ (МФО) по сказке «Три медведя»

Цель:·         Создавать радостное настроение от совместной деятельности.·         Совершенствовать эмоционально-волевую...

"Шумелки" диактическая игра, с использованием элементов ТРИЗ.

Дидактическая игра. которая пригодится воспитателям, работающим с применением ТРИЗ-технологий. Эту игру легко изготовить своими руками поможет ознакомлению дошкольников с именами признаков "Звук" и "М...

«Проектирование совместной образовательной деятельности в соответствии с принципами и подходами ФГОС и ООП «Детский сад 2100» (на примере музыкально - дидактической игры с использованием элементов проблемно-диалогической технологии»)

Тема: «Что едят лесные жители?»Музыкально – дидактическая  игра для детей средней группы «Лесовик и его друзья»Цель: развивать и обогащать дви­гательную активнос...

Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры с использованием элементов технологии «Твистинг»

Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры с использованием элементов технологии «Твистинг» ...

Доклад на педагогическом совете "Дидактические игры с использованием технологии ТРИЗ" (из опыта работы)

Как известно, игра является ведущим видом деятельности  дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само п...