Педагогический проект "Эйдетика для детей"
проект (старшая группа)

Поломошнова Ирина Николаевна

Данный проект направлен на развитие образно-ассоциативного мышления, памяти у старших дошкольников методом эйдетики.

Одна из характерных отличительных особенностей настоящего времени – это востребованность творческой личности, способной находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу. Сегодня нужны люди, которые способны принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Федеральный государственный образовательный   стандарт дошкольного образования делает акцент на развитие личности ребенка, в котором огромное значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление, память обеспечивающие целостность и контекстуальность восприятия объектов   познания, способствующее формировании его интеллектуальных и творческих качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Оглавление 

  1. Краткая аннотация проекта ………………………………………….. ..…4
  2. Обоснование необходимости проекта……………………………….........5
  3. Цель и задачи проекта……………………………………………. ……….6
  4. Основное содержание проекта…………………………..…….……..........6
  5. Этапы реализации проекта…………………………….…..………..……..7
  6. Ресурсы.…………………………………………….….…..…………........12
  7. План реализации проекта.……………………………..……………........13
  8. Перспективы дальнейшего развития……………………………….......14

     Список литературы…………………………………………………..........15

Паспорт проекта

1. Полное название проекта

«Эйдетика для детей»

2. Руководитель проекта

Поломошнова И.Н - воспитатель

3.  Тип проекта

Инновационный; долгосрочный

4. Срок реализации

Сентябрь-май

5.  Участники проекта

Воспитанники группы комбинированной направленности 6-го года, педагоги, родители (законные представители).

6.Цель проекта:

организация работы по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти у старших дошкольников методом эйдетики.

7.Предполагаемый результат

данный проект позволит:

сформировать речевую компетентность детей; побуждает дошкольников к непринужденному и более легкому познанию окружающей действительности; стимулирует его коммуникативную активность, способствует развитию образно- ассоциативного мышления и разных видов памяти; способствует повышению самооценки ребенка и мотивации к обучению.

8. Результат

Комплекс «Эйдетика – мы вместе» по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти

9 . Место проведения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Новоаганский детский сад комбинированного вида «Снежинка»

1. Краткая аннотация проекта

Данный проект направлен на развитие образно-ассоциативного мышления, памяти у старших дошкольников методом эйдетики.

Одна из характерных отличительных особенностей настоящего времени – это востребованность творческой личности, способной находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу. Сегодня нужны люди, которые способны принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Федеральный государственный образовательный   стандарт дошкольного образования делает акцент на развитие личности ребенка, в котором огромное значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление, память обеспечивающие целостность и контекстуальность восприятия объектов   познания, способствующее формировании его интеллектуальных и творческих качеств.

Как показывают научные исследования именно в дошкольном возрасте формирование ассоциативности и системности мышления способствуют по развитию творческого мышления. Так как развитие именно этих качеств делают мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Все это послужило для создания данного проекта

Проект имеет социальную и практическую значимость и направлен на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.  

2.Обоснование необходимости проекта

Одним из средств развития образно-ассоциативного мышления, памяти детей старшего дошкольного возраста является метод эйдетики, который направлен на развитие всех видов памяти, в единстве с творческим мышлением, воображением.

Метод эйдетики соответствует восприятию ребенка, он опирается на ассоциативно-образные мышления, которое является для него естественным, и обеспечивает развитие творческих качеств, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

        Образно-ассоциативное мышления, память у детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать в речевой продуктивной деятельности, этого можно добиться с помощью применения в педагогической практике методом эйдетики.

Актуальность использования метода эйдетики  в работе по развитию  образно-ассоциативного мышления, памяти у детей старшего дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых мы тренируем и развиваем не только память, воображение, мышление, но и самое главное мы развиваем речь, как средство общения; во-вторых ребенок - дошкольник очень пластичен и легко восприимчив, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к речевой как продуктивной деятельности, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование методов эйдетики, потому что использование образов и ассоциаций  облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, в-третьих, мы  развиваем у детей способность систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Анализ литературы и практический опыт работы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиска более эффективных путей развития образно-ассоциативного мышления, памяти у

детей   старшего дошкольного возраста.

Все изложенное определило актуальность и выбор темы «Развитие образно-ассоциативного мышления, памяти у старших дошкольников методом эйдетики».

3. Цели и задачи проекта

Цель: организация работы по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти у старших дошкольников методом эйдетики.

Задачи:  

  1. Проанализировать  научную и методическую литературу по теме работы;
  2. Выявить  уровень  образно-ассоциативного мышления, памяти у старших дошкольников;
  3. Выбрать пути организации работы по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти у старших дошкольников в соответствии с индивидуальными особенностями;
  4. Представить опыт работы  по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти у старших дошкольников методом эйдетики.

4.Основное содержание  проекта

Методологическую базу педагогического опыта составляет:

  • учение о субъективных наглядных образах Л.С. Выготский, А.Р., Лурия;
  • учение о развитии мышления в детском возрасте Л.С. Выготский;
  • исследования  речевой деятельности и психологии речи И.А. Зимняя;
  • учения о  взаимосвязи мыслительных операций и речи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия;
  • учения о памяти А.Р. Лурия;
  • учения о развитии памяти и мышления И.Ю. Матюгина

Новизна и теоретическая значимость представленного проекта  заключается в отборе и апробации современных инновационных технологий форм и методов  использования эйдетики позволяющих добиться более высокого уровня развития словесно-логического мышления старших дошкольников,.

Проект разработан   в соответствии с принципами и подходами:

  • Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
  • Принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала.
  • Принцип конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации.
  • Принцип комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу всех специалистов учебно-воспитательного процесса.

5.Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный.

Данный этап состоит из компонентов:

  • изучение методической литературы по данному вопросу;
  • определение целей и задач проекта;
  • разработка концепции и анализ результатов;
  • разработка практического материала для развития словесно-логического мышления старших дошкольников (комплекс игр);
  • Подобрать методики для определения уровня развития образно-ассоциативного мышления, памяти у воспитанников старшего дошкольного возраста

          На данном этапе изучается педагогическая, психологическая,  методическая литература по проблеме.  

II этап- диагностический.

Данный этап состоит из компонентов:

  1. Определить показатели и критерии оценки уровней развития образно-ассоциативного мышления, памяти у воспитанников старшего дошкольного возраста способом систематизации и классификации методического материала.
  2. Проанализировать полученные результаты по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти у воспитанников старшего дошкольного возраста.
  3. Обобщить полученные результаты и сделать выводы для определения направлений дальнейшей работы.

Для исследования уровня развития образно-ассоциативного  мышления была использована методика: Методика Ф. Гальтона «Ассоциативный цепной тест» (Адаптированный вариант). Для исследования уровня развития памяти  у старших дошкольников нами были использованы методики:

1.  Методика «10 слов» (Методика А. Р. Лурия). Данная методика предназначена для исследования  слуховой памяти.

2. Методика «10 картинок» (Методика А. Р. Лурия). Данная методика предназначена для исследования зрительной памяти.

3. Методика «Опосредованное запоминание»  (по Леонтьеву А.Н.). Данная методика предназначена для  исследования возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно.

4.Методика «Пиктограмма» (Методика А. Р. Лурия). Данная методика  предназначена для исследования опосредованной памяти, образного мышления.

III этап –основной.

На данном этапе проводятся следующие виды работ:

  • разрабатывается  и апробируется  система  работы по развитие образно-ассоциативного мышления, памяти методом Эйдетики;
  • Подобрать и систематизировать практический материал основных методов эйдетики, адаптированный для дошкольного возраста;
  • Разработать и реализовать комплекс развивающих игр, основанный на методах эйдетики направленный на развитие образно-ассоциативного мышления, памяти;
  • консультирование   родителей (законных представителей), в вопросах развитию образно-ассоциативного мышления, памяти дошкольника.
  • Проанализировать результаты работы по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти методом эйдетики

В проекте отражаются основные направления работы по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти у воспитанников старшего дошкольного возраста с помощью методов эйдетики.

Основным структурирующим элементом является систематизации практических методов и приемов эйдетики.

Место и педагогические условия реализации опыта работы по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти методом эйдетики определены традиционной методикой работы с детьми, старшего возраста. Работа по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти у воспитанников старшего дошкольного возраста заключается в совершенствовании, закреплении, навыков, приемов и способах развития образно-ассоциативного мышления, памяти с помощью эйдетики.

         Самостоятельная деятельность заключается в применении полученных знаний и умений в навыки использования эйдетики для развития образно-ассоциативного мышления, памяти.

В целях систематизации  полученных знаний и умений в навыки использования эйдетики для развития образно-ассоциативного мышления, памяти разработан комплекс развивающих игр «Эйдетика-мы вместе». Предложенный комплекс развивающих игр «Эйдетика-мы вместе» отражает основные направления деятельности по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти.

В процессе применения комплекса развивающих упражнений «Эйдетика – мы вместе» дошкольники:

  • с помощью игр и упражнений осваивают образно-ассоциативный стиль мышления; развивают память;
  • овладевают навыками речемышления, которые могут использоваться в речевой продуктивной деятельности;
  • учатся использовать на практике полученные знания путем применения изученных методов в речевой познавательной  деятельности;
  • способствует повышению самооценки ребенка и мотивации к обучению.

Комплекс развивающих упражнений по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти методами эйдетики состоит из нескольких этапов:

I.Этап – подготовительный

Цель: Подготовить дошкольников к основному этапу развития образно-ассоциативного мышления и памяти умения сосредотачиваться и концентрации внимания.

II.Этап   - развитие образно-ассоциативного мышления

Цель: Знакомство с понятием «ассоциация»; тренировать в подборе произвольных ассоциаций, выстраивании цепочек ассоциаций; умение  выделять свойства объектов (в том числе скрытые) и устанавливать ассоциативные связи с опорой на свойства объектов; определять функции объекта методом «эмпатии» и формулировать их, устанавливать ассоциативные связи между объектами по функциям.

III.Этап  - развитие памяти

Цель: повышение эффективности запоминания различных видов информации; усвоения мнемотехнических приемов, позволяющих расширить объем оперативной памяти.

Алгоритм применения на практике методики образного запоминания информации.

Рассмотрим это на примере детского стихотворения. Прочитав ребенку стихотворение, попросим его рассказать, что он представляет, когда слышит прочитанные строки. Пусть он пофантазирует: расскажет, какого цвета предметы в стихотворении; как пахнет лес или цветы или что-то еще, что есть в данном произведении; каковы на ощупь предметы (теплые, холодные, мягкие, колючие и т.д.). Пусть ребенок изобразит движениями действия, происходящие в тексте (как прыгает зайчик, идет паровозик, летит птичка и т.п.). При этом вместе с ребенком пробуем построчно нарисовать стихотворение.

Методы при изучении стихотворения: прослушивание стихотворения; беседа по содержанию; поиск ассоциации между содержанием каждой строки и отдельным изображением; проговаривание текста хором, опираясь на иллюстрации; чтение стихотворения каждым ребенком с использованием изображения и без него.

Также мы используем на основе речевой продуктивной деятельности  рисунки-схемы, которые помогают ребенку составить рассказ на отдельную тему. Рисунки и рисунки-схемы располагаются в группе на видном месте. Ребенок может самостоятельно в течение дня обращаться к иллюстрациям и запомнить стихотворение или составлять рассказ. Такие занятия помогают тренировать мышление и память, а самое главное оно проходит как интересная дидактическая игра.

Рассматривая свои рисунки, ребенок без труда расскажет не только простенький стишок, но и запомнит более сложные задания. С помощью таких нехитрых упражнений память ребенка натренируется и «рисовать» он будет уже в своем воображении. Педагог, используя приемы эйдетики, как целостную, специально организованную игру-занятие или его часть, как отдельный игровой элемент повседневной жизни, может предоставить дошкольникам максимальную свободу для творчества и самовыражения, одновременной активизации разнообразных чувств каждого дошкольника. Именно при использовании таких видов работы у дошкольника появляется уверенность в собственных силах, раскрывается эмоциональность, желание поделиться своими размышлениями и убеждениями, обосновать их, пользуясь при этом четкой, фонетически, лексически и грамматически правильной связной речью.

На протяжении всего раздела дети осваивают: приемы восприятия и запоминания информации.

IV. этап -  диагностико – аналитический включает в себя:

  • оценка качества и устойчивости результатов;
  • обобщение и распространение опыта.

Опыт может распространяться путём проведения  мастер-классов,  семинаров, практикумов, фестивалей педагогического творчества, выставок методических разработок, создания печатной продукции.

6.Ресурсное обеспечение проекта:

Нормативно-правовой ресурс:

  • Федеральный Закон «Об образовании РФ» N 273-ФЗ в ред. от 23.07.2013 N 203-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Устав образовательной организации;
  • должностные инструкции воспитателя.

Научно-методический ресурс:

  • Примерная программа  дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др ;
  • Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.-.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.
  • Выготский Л. С. Эйдетика // Выготский Л. С. и др. Основные течения современной психологии. М: Л.: Госиздат, 1930. -178–205с.  
  • Выготский Л. С. Эйдетика // Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской. М.: Изд-во МГУ, 1975. -275–281с.
  • Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления: Послесловие к кн. Дж.Флейвелла «Генетическая психология Ж.Пиаже». – М, 1989.
  • Матюгин И.Ю Как научиться забывать ненужное.- Волгоград: Учитель, 2006.-78 с

Кадровый ресурс:

Воспитатель первой квалификационной категории.

Материально-технический ресурс:

  • Материально-технические условия группового помещения, соответствующие современным санитарно-гигиеническим  и методическим требованиям: с наличием  необходимого  оборудования, отражающего развитие образно-ассоциативного мышления, памяти.
  • Дидактический материал для проведения занятий, наглядные пособия,
  • Настольно-печатные и дидактические игры для развития мышления, памяти в самостоятельной деятельности дошкольников;
  • Описание технологий, методов, приемов.

7. План реализации проекта.

Этап

Сроки

Итоговый продукт

Ответственный

I этап. Подготовительный.

1. 1.Изучение нормативной документации, регламентирующей организацию работы воспитателя образовательного учреждения

1.2. Изучение специальной методической литературы по проблеме  по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти методом эйдетики

1.3. Сбор дидактических материалов

сентябрь

в течение года

октябрь

Пакет нормативно-правовых документов

Информационный банк материалов

банк методических и дидактических материалов для проведения занятий.

воспитатель

воспитатель

воспитатель

IIэтап. Диагностический  

2.1. Стартовое    обследование детей.

сентябрь

 

мониторинг

Индивидуальный маршрут

воспитатель

III этап.  Основной  

3.1. Планирование образовательной деятельности по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти методом эйдетики

3.2. Проведение фронтальных занятий речевому развитию

3.3.банк методических и дидактических материалов по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти методом эйдетики.

сентябрь

в течении года

в

течение учебного года

Перспективный план по речевому развитию

Конспекты занятий

Дидактические материалы, консультации для родителей и педагогов ДОУ

воспитатель

воспитатель

воспитатель

IV  этап. Контрольно-диагностический

4.1. Диагностика уровня   развития образно-ассоциативного мышления, памяти методом эйдетики

4.2.Обобщение и распространение опыта

Апрель

май

май

Сравнительный анализ результатом

Публикации, доклады, семинары, Интернет-ресурсы

воспитатель

воспитатель

8. Перспективы дальнейшего развития проекта

Исходя из опыта работы, ставлю перед собой задачу  продолжить  работы по развитию образно-ассоциативного мышления, памяти методом эйдетики во взаимодействии с родителями (законными представителями).

Список литературы

  1. Агеев В.Н. Семиотика. – М.: Издательство «Весь Мир», 2002. – 256 с
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Сборник сочинений в 6-ти томах, том 2. –М., 1982.
  3. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Психология развития: общие и специальные  вопросы : учеб. пособие СПб.: Детство-Пресс, 2008. 
  4. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика; С.А. Козлова, - М.: Академия, 2007.
  5. Логинова В.И.  Бабаева Т.И., Ноткина Н.А и др. Программа Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /.  - СПб., 1999.
  6. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.-.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.
  7. Выготский Л. С. Эйдетика // Выготский Л. С. и др. Основные течения современной психологии. М: Л.: Госиздат, 1930. -178–205с.  
  8. Выготский Л. С. Эйдетика // Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской. М.: Изд-во МГУ, 1975. -275–281с.
  9. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления: Послесловие к кн. Дж.Флейвелла «Генетическая психология Ж.Пиаже». – М, 1989.
  10. Матюгин И.Ю Как научиться забывать ненужное.- Волгоград: Учитель, 2006.-78 с
  11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.
  12. Черемошкина Л. В. Как лучше запомнить все то, что узнал // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. – 140-166с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Знакомим детей с произведениями К.И.Чуковского" для детей 2-ой младшей группы

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интер...

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...

Тезисы к докладу «Знакомство детей с их правами и обязанностями» для педагогического совета «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками»

Тезисы к докладу  «Знакомство детей с их правами и обязанностями» для педагогического совета  «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам  и правилам взаимоотношений со сверстн...

Выступление на методическом объединении 2012 г: "Педагогическая запущенность у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом".

В выступлении раскрываются причины педагогической запущенности, стадии педагогической запущенности у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом....

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Дети-герои» Великой Отечественной воины

Педагогический проектдля детей дошкольного  возраста«Дети-герои»Великой Отечественной воины...

Педагогический проект: Знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» Для детей старшего дошкольного возраста

На Руси было много замечательных творцов слова. Но именно Пушкина знают все – от малыша до глубокого старца. Даже у иностранцев Россия ассоциируется с именем Пушкина....

Консультация для воспитателей на тему: "Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками. Сущность, типы, виды педагогического регулирования"

Материал подобран для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Данная консультация раскрывает сущность, типы и виды педагогического регулирования....