Роль ИКТ в художественно - эстетическом развитии дошкольников
статья (старшая группа)

Светлана Михайловна Жижина

Автором представлен материал об эффективном использовании ИКТ в художественно - эстетическом развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_hud._-_est._razvitii.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Самарской области средняя общеобразовательная школа №1

 «Образовательный центр» имени 21 Армии Вооруженных сил СССР

 п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение  «Детский сад «Солнышко»

Роль  ИКТ в художественно – эстетическом воспитании дошкольников

Автор:

Воспитатель Жижина С.М.

Стройкерамика, 2019

Художественно-эстетическое воспитание и образование не только открывают душу человека навстречу звукам, краскам, формам мира, но и в целом способствуют более полному, более связному и глубокому пониманию мира и более гармоничному, всестороннему раскрытию себя. Это способствует и развитию творческого мышления, расширяет возможности в поиске и нахождении новых путей, новых решений.

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.

Первостепенными задачами всей системы художественно-эстетического воспитания детей являются поступательный рост их творческой активности, формирование у каждого ребенка необходимых знаний для восприятия прекрасного в окружающей действительности и искусстве, а также развитие умений и навыков, позволяющих выражать свои чувства в рисунках, совершенствовать свои художественные способности.

Основной целью педагогического коллектива ДОУ должно стать создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому мы, педагоги, заинтересованы в расширении этого потенциала, формировании и совершенствовании уникальных детских способностей.

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.

Среди основных видов искусства музыка занимает особое место в художественно-эстетическом воспитании и во всей системе формирования гармонически и всесторонне развитого человека. Палитра музыки богата, язык её гибок и многообразен.  Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие её содержания, структуры, формы.

   Одним из таких видов самостоятельной деятельности детей являются музыкально-дидактические  игры. Основное их назначение – формирование музыкальных способностей, в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность. Помочь педагогу в решении этих задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. В этом направлении деятельности ИКТ имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;

- высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

- обеспечивается наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

Предъявление информации с компьютера через проектор на экран вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация привлекает их внимание, ориентируют на готовность к восприятию, облегчает запоминание информации. Использование видеофрагмента направлено на создание первичной мотивации дошкольников к осознанию и пониманию познавательной задачи мероприятия.

Использование современного оборудования усиливает интерес к изобразительному искусству, позволяет воспитателю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на копирование иллюстраций и рисунков. Компьютерная презентация вполне в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (а они порой бывают слишком объемными и громоздкими, к тому же количество пособий должно быть достаточным для обеспечения всей образовательной деятельности). Компьютер может быть использован воспитателями в воспитательном процессе как средство представления образовательного материала, в процессе дидактических игр, и при анализе собственных творческих работ. И все же, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. Все должно быть в меру.

Использованные Интернет - источники

  1. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/6296-2014-10-30-19-42-22.pdf
  2. https://infourok.ru/vozmozhnosti-primeneniya-ikt-v-muzikalnom-vospitanii-doshkolnikov-2502402.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль культуры в художественно-эстетическом развитии дошкольника

Тема: «Роль культуры и искусства  в художественно-эстетическом развитии  дошкольника». С понятием личности тесно связано понятие «социализация», в которой основными институтами являются...

Роль игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Данная презентация освящает вопрос значения игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников....

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

Роль развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Одним из важнейших факторов художественно-эстетического развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения является предметно-пространственная развивающая среда. Она имеет важное знач...

Роль фольклорного воспитания для художественно-эстетического развития дошкольников

Роль фольклорного воспитания для художественно-эстетического развития дошкольниковольга кустоваРоль фольклорного воспитания для художественно-эстетического развития дошкольниковБольшая роль в развитии...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...